Файл: Июдин И.М. Карелия в цифрах и фактах, 1917-1967.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОИЗВОДСТВО РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ

(уел. банок]

Рыболовецкие суда оснащены современ­ ными орудиями лова: дрифтерными сетями, кошельковыми и ставными неводами, но­ вейшей рыболовной и радионавигационной аппаратурой: радиопеленгаторами, радио­ локаторами, эхолотами и т. д. Большая часть

орудий

лова сооружается

из капрона.

« В

системе рыбной

промышленности

работают 101 специалист с высшим образо­ ванием, 365 — со средним.

* Ш ирокое развитие получило товарное рыбоводство. Ежегодно на внутренние во­ доемы производится переселение ценных

63

промысловых рыб — стерляди, форели, пе­ ляди, карпа, омуля. Строится первый в рес­ публике Сямозерский опытно-промысловый комбинат. Здесь будет выращиваться до 7100 ц товарной рыбы в год.

Хорошо поработали карельские рыба­ ки в семилетке. Вылов рыбы на СРТ вырос за семилетие на 27%. Вылов на одного рыбака прибрежного лова возрос за этот же период на 36%.

ЭКИПАЖ CPT 4461 (капитан М. И. Любов-

ский) выполнил за семилетку 10 годовых пла­ нов, дал 24 тыс. ц сверхплановой рыбы. Если считать каждый вагон за 20 т, то за семь лет экипаж СРТ 4461 выловил более 7 железнодо­ рожных эшелонов рыбы. Он достиг наиболь­ ших уловов на судно среди экипажей Карель­

ской рыболовной флотилии.

В 1970 г. вылов рыбы в республике должен достигнуть 630 тыс. ц.

Передовые суда взяли обязательство выловить по 14— 16 тыс. ц рыбы в год.

Среди рыбаков развернулось соревно­ вание за выполнение пятилетки в 4 года.

5 2618

БОГАТСТВА НАШИХ НЕДР

Практически неисчерпаемы в республике запасы камнестроительных материалов.

Только по зарегистрированным месторож ­ дениям насчитывается 1,5 млрд. куб. м высокопрочного камня, в том числе около 900 млн. куб. м гранита — ценнейшего стро­ ительного материала.

Крупным механизированным предприя­ тием по добыче камня является Онежское

66

рудоуправление. Здесь действуют два руд­ ника — Ш окшинский и Рыборецкий. Камень с берегов Онего широко используется во многих городах страны — в Москве, Чере­ повце, Ярославле, Костроме, Горьком, Ле­ нинграде, Риге, Архангельске и других.

В 1967 г. коллектив Ш окш инского руд­ ника выполнил почетный заказ для памят­ ника «Могила Неизвестного солдата» у стен московского Кремля.

Одно из старейших предприятий Каре­ лии — Рускеальский мраморно-известковый

завод. Ныне Рускеала дает стране свыше 53 тыс. т мраморной крошки, 68 тыс. т щебня, 40 тыс. т строительной извести, бо­ лее 20 тыс. т известняковой муки в год.

В 1966 г. предприятия промышлен­ ности строительных материалов республики дали 165 тыс. куб. м бутового камня и око ­ ло 1,2 млн. куб. м щебня.

В январе 1967 г. начал давать продук­ цию первый в Карелии цех по производ­ ству каменного литья на Кондопожском пегматитовом заводе. В ближайшее время

цех намечено ввести в эксплуатацию

на

всю мощность — 54 тыс. т в год. Здесь

бу­

дут выпускаться футеровочная плитка, тру­ бы, фасонное литье и другая продукция.

Из каменного литья м ожно получить много новых изделий с замечательными свойствами. Например, устойчивость камен­ ного литья против истирания выше устойчи­ вости естественного камня (диабаза) в 4— 6 раз, марганцовистой стали — в 10 раз, чугу­

67


на — в 20 раз. Это универсальный материал, способный в ряде случаев заменять чугун, легированную сталь, бронзу, свинец и мно­ гие другие металлы и сплавы.

В текущем пятилетии начнется строи­ тельство крупного камнеобрабатывающего комбината в Кондопоге и предприятия по производству 1,2 млн. куб. м щебня на месторождении Голодай-Гора.

Карелия является крупным поставщи­

ком к в а р ц-п о л е в о ш п а т о в ы х м а т е ­ р и а л о в для фарфоровой, стекольной и керамической промышленности РСФСР. Запасы карельских пегматитов (природная механическая смесь кварца и полевого шпата) составляют примерно 80% обще­ союзных, а удельный вес Карелии в обще­ российской добыче кускового пегматита —

61,9%.

Кварц-полевошпатовые месторожде­ ния разрабатываются Приладожским и Чу-

пинским рудоуправлениями. Добыча куско­

вого пегматита

в республике

составила

в 1966 г. 149,7

тыс. т против

75 тыс. т

в 1958 г., производство молотого пегмати­ та — 93,4 тыс. т (рост по сравнению с 1958 г. более чем в 2 раза). Дальнейшее увеличе­ ние производства кускового пегматита пред­ усмотрено на действующих карьерах.

В 1967 г. завершается реконструкция первой очереди пегматитового цеха Кондо­ пожского пегматитового завода с годовым выпуском 100 тыс. т обогащенного молото­ го пегматита. При новой технологии обога-

68

щения молотого пегматита значительно улучшится качество выпускаемой продук­ ции. Появится возможность поставлять пег­ матит для тонкой керамики и электроизоляторной промышленности.

К а р е л ь с к о й с л ю д е принадлежит важная роль в развитии электротехниче­ ской, радиотехнической и электронной промышленности. Коллектив горняков Чу-

пинского рудоуправления накопил богатый опыт добычи слюды. В пятилетке горные работы возрастают более чем в 2 раза. Будут реконструированы рудники Тэдино, Плотина, Малиновая Варакка, полностью механизируются процессы погрузки и транс­ портировки горной массы.

В 1929 г. построена Петрозаводская слюдяная фабрика. Сейчас продукция ее отгружается более чем 100 предприятиям

Москвы,

Ленинграда, Украины, Поволжья.

В

1964 г.

вступил в эксплуатацию первый

в

стране

цех

промышленного слюдопла-

ста — ценного

электроизоляционного мате­

риала. Творческими усилиями специалистов и рационализаторов фабрики, с помощью ученых страны удалось механизировать ос­ новные производственные процессы. В пя­ тилетии выпуск продукции слюдяной фабри­ ки возрастет в 2 раза.

9



НА ТРАНСПОРТНЫХ

МАГИСТРАЛЯХ

В прошлом Карелия была краем почти полного бездорожья. Мурманская (ныне Октябрьская) железная дорога вступила в строй лишь в 1917 г.

Ныне на территории республики создана разветвленная сеть железных дорог. Общая их длина возросла по сравнению с 1917 г. более чем в 2 раза. Построены участки ж е ­ лезных дорог Петрозаводск — Суоярви,

70

ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ [в % к 1928 г.]

 

383

100

319

1

1928 г.

1940 г.

1966 г.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (тыс. т]

ПРИБЫЛО

15105

 

 

ОТПРАВЛЕНО

7820

 

 

 

 

5083

 

 

4257

165

1^9

 

1923 г.

1940 г.

1965 г.

ст. Беломорск (Сорокская) — Обозерская, С уоярви— Ю ш козеро с веткой на Лендеры, Лоухи — Софпорог.

Мощные красавцы-тепловозы почти пол­ ностью вытеснили паровозную тягу.

Больших успехов добились железнодо­ рожники Карелии в семилетке. Грузо­

оборот Петрозаводского отделения

О к­

тябрьской железной дороги

возрос

на

65 %■ Машинисты-тяжеловесники

перевезли

44 млн. т грузов сверх плана.

За успехи в труде коллектив Петроза­ водского отделения дороги награжден ор­ деном Ленина.


В пятилетке грузооборот Петрозавод­ ского отделения дороги возрастет на 23%, производительность труда — на 24%, а се­ бестоимость перевозок снизится на 10%.

Все большее значение в республике приобретает водный транспорт. По водным путям перевозится большое количество пас­ сажиров, лесных грузов, строительных ма­ териалов.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ РЕЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (тыс. т)

1923 г,

1940 г.

1965 г.

73

В 1933 г. введен в действие Б е л о м

о р ­

с к о - Б а л т и й с к и й к а н а л (221 км).

Он

был построен за 1 год 8 месяцев, тогда как Суэцкий канал (160 км) строился 10 лет, а Панамский (80 км) — 28 лет.

Разрушенный в период Великой Отече­ ственной войны, канал был полностью вос­ становлен и вступил в строй в 1946 г.

По Беломорско-Онежскому пароходству

перевозка грузов возросла за

семилетку

в 1,9 раза по тоннам и в 2,3

раза — по

тонно-километрам.

 

Производительность труда на перевоз­ ках повысилась почти в 2 раза, на перера­

ботке

грузов — более чем в 3 раза.

К

1965 г. неэкономичные суда парового

флота заменены дизельными, сняты с тран­ спортных линий деревянные несамоходные

суда.

 

В 1964 г. принят в эксплуатацию

В о л ­

г о - Б а л т и й с к и й в о д н ы й п у т ь ,

свя­

завший в единую транспортную систему Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское моря, Ладожское и Онежское озера.

Два

года назад на берегу О нежского

озера

началось строительство

крупнейшего

в стране М едвежьегорского

порта, пред­

назначенного для перевалки Кольских апа­ титовых и нефелиновых концентратов с ж е ­ лезной дороги на воду. Значение порта особенно велико в связи с открытием Волго-Балтийского водного пути. Порт всту­ пит в эксплуатацию в 1969 г.

Комфортабельные и быстроходные теплоходы бороздят водные дороги Каре­ лии. Тысячи пассажиров совершают ско­ ростные рейсы по Онего на стремительных судах на подводных крыльях. Организовано обслуживание туристов на маршрутах по Волге, в Кижский заповедник и на Соловец­ кие острова.

В 1966 г. перевозки грузов автомобиль­ ным транспортом общего пользования уве­ личились по сравнению с 1940 г. в 96 раз и составили свыше 11, 4 млн. т.

75