ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
0А
Паркетчик
Ф Р О Л О В С К И Й
s et
моя профессия
Паркетчик
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
М о с к в а — 1968
oCé.4 |
...v |
|
Ф 91 |
694.6 4-69.025.3SM |
|
УДК |
|
|
|
е |
р |
|
Б'1 |
|
|
ас о м ъ |
|
|
• |
! с/ |
Фроловский Д. И.
Ф-91 Паркетчик. |
М., Стройиздат, 1967. |
78 с. с илл. («Моя профессия»)
В брошюре в сжатой форме рассказывается о роли и значении профессии паркетчика. Изложены различные виды паркетных покрытий и конструкций полов. Даны рекомендации по отделке поверхности паркетного покрытия. Даны также краткие сведения о ремонте паркетных полов. Кроме того, изложены правила техники безопасности и советы по личной
гигиене.
Брошюра предназначена для молодых рабочих, выбрав ших интересную профессию паркетчика.
594 f (19025 3 5 1 3
3—2— /
338— 1957
'. В В Е Д Е Н И Е
Паркетчик — старинная профессия. Паркетным полам издавна уделялось
большое внимание, так как они обладают большим преимуществом: сохранением тепла, упругостью и легкостью обработки, а рисунок паркета подчеркивает внутренний вид поме щения, комнаты.
Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования, в разнообраз ных формах, прошел длительный путь разви тия.
Начиная с XVI в. полы в России стали на стилать из дубовых клепок «в елочку». В XVII в. наиболее распространенный способ укладки паркета назывался «дубовым кирпи чом».
В 1711 г. Петр I создал кадры паркетчиков для строительства петербургских дворцов. Простой рисунок паркета «в елочку» был ши роко распространен в Петербурге; им пользо вался архитектор Растрелли при создании Екатерининского дворца.
Во второй половине XIX в. появились фаб ричные паркеты, получившие большое распро странение. Стандартные щиты развозили за казчикам и укладывали по требованию в тех или иных помещениях. В то время в Петер бурге было три фабрики, изготовлявшие щи-
3
foßbie паркеты, в Москве — восемь. В І9І4 і\ щитовой паркет в России изготовляли на 85 предприятиях.
В начале XX в. в Петербурге над созда нием паркета занимались охтенские поселяне, среди которых выросло много замечательных мастеров. Созданные ими щитовые паркеты сохранились до наших дней.
Русский художественный паркет занимает одно из первых мест в мировом декоративном искусстве. Его оригинальный по форме рису нок, как правило, составлялся по мотивам древнерусского искусства. Русские архитекто ры, художники и мастера-паркетчики в свое время создали такие высокохудожественные паркеты, равных которым нет ни в одной стране мира.
Отделка современных общественных и жилых зданий находится пока еще на низком уровне и несмотря на то, что устройство пар кетных полов является трудоемкой работой, нужно стремиться к тому, чтобы общественные здания были украшены художественными паркетами, а в жилых помещениях были кра сивые и прочные паркеты индустриального изготовления.
Принимать участие в устройстве культур ного жилья и быта для советских людей есть благороднейшая роль паркетчика.
В нашей стране созданы училища для под готовки мастеров-паркетчиков. Изучение и использование богатого национального насле дия декоративного искусства является одной из главных дисциплин. Паркетчик должен понимать, что у его профессии может быть большое будущей, если он будет любознатель ным, т. е. интересоваться смежными профес
сиями, а также изучать строительную технику. Система советского образования дает возмож ность без отрыва от производства каждому гражданину получить специальное среднее и высшее образование.
Паркетчик должен иметь представление о проекте, знать все условные обозначения, уметь читать строительные чертежи планов, фасадов и -разрезов. Кроме того, паркетчик должен ясно представлять и понимать конст руктивные чертежи перекрытий и полов, а также рисунки паркетов.
Конструкция пола состоит из: основания, чистого пола и различных прослоек для сое динения, звукоизоляции и теплоизоляции. Ос нованием для полов служат грунт или несу щие элементы междуэтажных перекрытий, предназначенные для восприятия и передачи нагрузок от пола на стены.
Чистым полом или одеждой пола называ ют верхний элемент конструкции пола, непо средственно подвергающийся износу. Пар кетными полами называют полы, одежда ко торых состоит из небольших дощечек (клепок, планок), соединенных между собой в моно литный настил.
Для жилых и общественных зданий самые лучшие полы — паркетные.
Главным техническим свойством паркетных полов является сопротивление истираемости их одежды. К физическим свойствам в экс плуатационных условиях относится теплоусвоение, т. е. свойство верхнего слоя пола от нимать от ног человека минимальное количе ство тепла. Деревянные, т. е. дощатые и пар кетные, полы дают ощущение «теплого» пола. Деревянные полы относятся также к упругим
5
полам и при хождении дают ощущение мягко
сти.
Кроме того, в зависимости от рода поме щения к полам предъявляются и другие тре бования, например, полы должны быть глад кими, нескользкими, бесшумными и беспыль ными. Конструкция пола должна состоять из элементов наиболее полной заводской готов ности, с тем чтобы сборку их можно было производить непосредственно на стройке, бы стро и удобно с применением механизмов.
Конструкции пола должны удовлетворять всем вышеизложенным условиям и в тоже время должны быть экономичными. Стоимость паркетных полов в общей стоимости здания составляет от 3 до 6°/0 в зависимости от при меняемого материала (древесины) и вида обработки. Необходимо добиваться того, что бы срок службы полов соответствовал долго вечности здания, а расходы по содержанию и ремонту были бы минимальными.
Для устройства новых паркетных полов в жилых и общественных зданиях требуется много ценной древесины, поэтому максималь ная экономия этой древесины является одной из самых актуальных задач.
I. ДЕРЕВО КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПАРКЕТНЫХ ПОЛОВ
Ствол дерева в поперечном разрезе состо ит главным образом из коры и древесины, в которой видны годовые слои. Сердцевинную часть древесины называют ядром, а окружаю щую ядро часть — заболонь. Между корой и древесиной находится слой живых клеток — камбий, в котором ежегодно происходит об разование новых клеток, благодаря чему де рево увеличивается в толщине. В попереч ном разрезе ствола годовые слои расположе ны концентрическими кольцами, а в продоль ном (радиальном) разрезе они прямолиней ные (рис. 1).
Ткань дерева состоит из волокон и сосу дов, бывают еще и смоляные каналы. Годоные слои в древесине дуба, ясеня и других кольцесосудистых пород хорошо видны, а у березы, бука и других рассеяннососудистых пород — плохо различимы..
К механическим свойствам древесины как материала для паркетных полов относится износостойкость на истираемость и упругость Износостойкость древесины довольно высокая и находится в прямой зависимости от ее твердости и объемного веса.
Упругостью называется способность мате риала восстанавливать свою первоначальную
Рис. 1. Разрезы древесины
а — тангенциальный; б — радиальный, / — кора; 2 — камбий; 3 — заболонь; 4 — ядро; 5 — сердцевина
форму после прекращения действия нагрузки. Большей упругостью обладает древесина тя желая и плотная по сравнению с легкой, пря мослойная — по сравнению со свилеватой, зрелая — с молодой, ядровая — с заболонной. Повышение влажности снижает упругость.
Свойство древесины удерживать в себе гвозди, шурупы и другие металлические креп ления объясняется ее упругостью. Вбиваемый в древесину гвоздь раздвигает волокна, ко торые вследствие своей упругости давят на поверхность гвоздя и тем самым оказывают сопротивление его выдергиванию.
К физическим свойствам древесины как ма териала для паркетных полов относится цвет, блеск, текстура, теплопроводность, звукопро водность, влагопоглощение.
8
Цвет древесины зависит от района и усло вий произрастания, от породы, возраста де рева и др. Древесина отличается разнообраз ным цветом: от белого до темно-серого с жел тыми и красно-коричневыми тонами. Даже у одной и той же породы окраска древесины бывает неодинаковой. У некоторых пород на древесине образуются полосы, пятна и целые узоры.
Блеск зависит от плотности древесины, плоскости разреза, количества и размеров сердцевинных лучей.
Текстурой древесины называется естест венный рисунок на ее обработанной поверх ности, образующийся вследствие перерезания волокон, годовых слоев, сердцевинных лучей. У различных пород дерева свой рисунок. Ин тересный по характеру рисунок у дуба, ореха, клена, березы, сосны и др.
Теплопроводность сухой древесины незна чительна, что объясняется пористостью, т. е. внутриклеточные пространства древесины за полнены воздухом, который является плохим проводником тепла.
Звукопроводность древесины является ее отрицательным свойством, которое вызывает необходимость применения звукоизолирующих материалов при устройстве полов. Водопоглощение также является отрицательным свойст вом древесины и вызывает деформации (рас трескивание, коробление).
Различают породы хвойные, лиственные и экзотические.
Паркетчику необходимо знать породы де рева, их свойство и умение выбирать соответ ствующую породу в зависимости от назна чения полов.
2 Зак. 744 |
9 |
Из хвойных пород для паркета используют сосну и лиственницу. Полы из сосны и лист венницы рекомендуется применять в помеще ниях, где нет интенсивного движения.
Сосна в поперечном разрезе отличается прямослойностью, красно-бурым оттенком у ядра и желтовато-белым в заболони, дает большую усушку, легко обрабатывается сто лярным инструментом и при отделке дает
красивый рисунок.
Лиственница — тяжелая и твердая древе сина. Ядро красновато-бурого цвета, заболонь буровато-белая, хорошо лакируется.
Из лиственных пород для паркета приме няют: дуб, каштан, белую акацию, ясень, бук, вяз, ильм, граб и др. Это твердые и крепкие породы с характерной текстурой.
Древесина дуба тяжелая, упругая и твер дая; ядро светло-бурого и темно-бурого цве та; заболонь желтовато-белого цвета. Отли чается высокой прочностью, хорошей гибко стью, красивым цветом и текстурой. Хорошо обрабатывается восковыми мастиками и ла ками. Наилучший сорт дубового паркета по лучают из клепки расколотой по радиальному направлению кряжа, что дает хорошую игру слоев древесины. Волокна такой клепки пря
молинейны и почти параллельны |
длинной |
||||
кромке. Сердцевинные лучи темного |
перла |
||||
мутрового |
оттенка |
создают |
блестящие |
пятна |
|
и пламевидные полосы. |
дуб. |
Он |
темно- |
||
Очень |
ценится |
мореный |
|||
серого и |
черного |
цветов. Дуб естественного |
морения получают из дубовых стволов, сот ни лет находившихся в речной воде.
Ясень отличается большой твердостью, плотностью и прочностью на истираемость,
10
красивой текстурой. По цвету — несколько светлее дуба, а сама древесина по строению похожа на дубовую, но без характерных для дуба крупных сердевинных лучей.
Бук — красновато-бурого цвета с продоль ными беловатыми волокнами с красно-буры ми крапинками. Для изготовления паркетной клепки или планок бук предварительно про паривают, после чего он приобретает корич невый цвет и более четкую текстуру. Бук по твердости немного уступает дубу и менее тя жел. Древесина хорошо поддается обработке и отделке. К недостаткам относится подвер женность короблению при увлажнении.
Влагоемкость бука, а также березы мож но снизить путем пропитки паркетной клепки петролатумом или путем покрытия пленки эмульсией перхлорвиниловой смолы.
Орех — серовато-коричневого цвета с тем ными и светлыми прожилками. Древесина вязкая и плотная, средней твердости, ее лег ко резать, точить и полировать, несмотря на открытые поры.
Каштан — светлого цвета, с желтоватым оттенком в заболоне, а ядро по цвету и строе нию похоже на дубовую древесину, но серд цевинные лучи не видны.
Белая акация—кольцесосудистая ядровая порода, заболонь узкая, желтовато-белая, яд ро желтовато-бурое с золотистым отливом. Годовые слои различаются. Сердцевинные лу чи заметны только на радиальном разрезе. Древесина твердая, прочная, стойкая против загнивания, мало коробится и растрескивается.
Граб — серовато-белого цвета. Древесина тяжелая, плотная, твердая и вязкая. Пре красно сопротивляется истиранию.
2* |
11 |