ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Ин т е н с и ф и к а ц и я
гл а в н о е н а п р а в л е н и е
С. А. И В Ж Е Н КО, Ю. И. СТ У К А Л И Н , А. И. Д Е М Е Н Т Ь Е В
МЕХАНИЗАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ
ПР И В О Л Ж С К О Е
КН И Ж Н О Е И З Д А Т Е Л Ь С Т В О
С А Р А Т О В 1964
|
|
|
ГОС. ПУЬЯИЧНАЯ |
г ! |
|
|
|
|
.-I Х у ЦЧО-' fc ХНИЧВС* АЯ |
||
631.8 |
. |
f |
i t - * с і ;;к а с с о р . |
& * |
|
Зі 79 п- |
|||||
И-25 |
Л |
|
|
||
|
|
|
|||
|
|
|
6Y |
H H i ' f |
|
|
С каждым годом земля будет получать все |
||||
больше удобрений. Механизация всех процессов |
|||||
внесения их в почву— неотложная |
задача. Бро |
||||
шюра |
|
знакомит с существующей |
техникой для |
внесения органических и минеральных удобрений различными способами. Особое внимание обра щено на переоборудование для этих целей имею щихся в колхозах и совхозах сельскохозяйствен ных машин.
В брошюре использованы исследования науч ных учреждений и опыт механизаторов-рациона- лизаторов Ставрополья, Кубани, Саратовской и других областей страны.
Брошюра предназначена для механизаторов, руководителей и специалистов колхозов и совхо зов.
Станислав Андреевич Ивженко Юрий Иванович Стукалин Александр Иванович Дементьев
М ЕХАН И ЗАЦИ Я В Н Е С Е Н И Я У Д О Б Р Е Н И И
Редактор В. Панов. Обложка В. Храпуна Художественный редактор П. Карчевский
Технический редактор А, Мокроусова. Корректор Н. Левина
*
НГ41858. Подп. к печ. 23/Ш-1964 г. Бумага 70у 901/32, Вум, л. 1,2. Печ. л. 2,7. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 3000. Цена 7 коп,
*
Приволжское книжное издательство. Саратов. Вольская, 81, Саратов. Типография № 1 Областного управления
по печати. Заказ 1109..
Интенсификация сельскохозяйственного производства должна осуществляться на осно ве широкого применения удобрений и комплек сной механизации производственных процес сов. Выполняя программу химизации сельского хозяйства страны, промышленность будет с каждым годом увеличивать выпуск минераль ных удобрений. Если в 1953 г. их было произ
ведено 7 |
млн, г, а в 1963 |
г. — 20 млн. г, |
то к |
1970 г. |
производство их |
возрастет до |
70— |
80 млн. |
т. |
|
|
Это богатство надо использовать с наиболь шим эффектом. Ответственная задача ставится перед сельскими механизаторами. Они должны полностью механизировать все процессы, свя занные с внесением минеральных удобрений в почву. Это позволит получать более дешевую продукцию.
В настоящее время заводами выпускаются машины для подготовки и внесения минераль ных удобрений, но многие из машин еще не со вершенны, малопроизводительны, некоторые из них не удовлетворяют требованиям агротех ники. Кроме того, таких специальных машин в
1 З а к а з 1109 |
3 |
колхозах и совхозах очень мало, и с их по мощью невозможно выполнить все увеличиваю щиеся объемы работ. Пока испытывается не хватка высокопроизводительных специальных машин, необходимо переоборудовать и иополь- . зовать для замены их другие сельхозмашины. Ч Минеральные удобрения имеют свои харак
терные особенности, которые затрудняют ме ханизацию некоторых процессов: склонность к слеживанию, образованию глыб, некоторые очень гигроскопичны и склонны к сводообразо ванию, залипанию и т. д. Прежде чем приспо собить ту или иную машину к новой работе, на до изучить особенности минеральных удобре ний и агротехнические требования, предъявляе мые к внесению их в почву.
В вопросах механизации внесения мине ральных удобрений в почву накопился опреде ленный опыт у механизаторов Ставрополья и Кубани. Их опыт должен стать достоянием тружеников села и других районов страны.
Большие трудности встречаются и при вне сении органических удобрений в почву. Доста точно сказать, что в Саратовской области еже годно накапливается на фермах более 4 млн. т навоза, а вывозится на поля намного меньше. Навозоразбрасыватели, которых в хозяйствах недостаточно, малопроизводительны: они раз брасывают за день навоз на площади всего 2— . 3 га. Поэтому для ускорения этих работ их нужно хорошо организовать и заменить мало производительные машины высокопроизводи тельными. В Саратовском институте механиза ции сельского хозяйства им. М. И. Калинина проводятся работы по испытанию и усовершен
4
ствованию роторного разбрасывателя, который значительно ускоряет работы по разбрасыва нию навоза в поле.
Передовой опыт использования специаль ных и переоборудованных обычных машин для внесения органических и минеральных удобре ний в почву должен быть взят на вооружение всеми механизаторами.
ВНЕСЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ
Увеличение производства минеральных удо брений не снижает роли органических. Она, на оборот, возрастает.
Навоз и хорошо приготовленные компосты являются полным удобрением, то есть содер жат все необходимые для питания растений минеральные соли. При внесении органических удобрений в почву попадает также много раз личных биологически важных органических соединений, большое количество полезных мик роорганизмов, значительно улучшаются физи ческие свойства почвы, ее водный, воздушный и тепловой режимы — создаются лучшие усло вия для роста и развития культурных растений.
Удобрительные свойства органических удо брений резко повышаются при использовании их в смеси с минеральными.
Все колхозы и совхозы должны организо вать накопление, правильное хранение и внесе ние в почву навоза.
Но небрежное отношение к навозу у нас еще не, изжито. Отмечая это, Н. С. Хрущев говорил
S
на декабрьском (1959 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Навоза в колхозах и совхозах много, но ис пользуют его неправильно, осенью или летом вывозят его в поле мелкими кучами. Дожди, снег выщелачивают, вымывают из навоза пи тательные вещества, а ветры высушивают оставшуюся солому. Получается не навоз, а обыкновенная солома. Каждый совхоз и колхоз должны создать у себя своеобразную фабрику удобрений, построить навозохранилища, жиже сборники, организовать компостирование тор фа, всевозможных хозяйственных отходов».
Каждое хозяйство должно собирать, сохра нять и вывозить на поля все органические удоб рения местного происхождения. Но для этого необходимо механизировать все процессы по грузки, транспортировки и внесения их в почву.
ПОГРУЗКА И ТРАНСПОРТИРОВКА
Навоз, торф, различные компосты транспор тируются автомобилями, тракторными само свальными прицепами 2ПТС-2; 1ПТС-3; ПТС-3,5; 2ПТС-10; 2ПТС-4 и другими грузо подъемностью от 1,5 до 4 г. Для транспорти ровки применяются и навозоразбрасыватели всех марок, но на расстояние, не превышающее 2—3 км; при большем расстоянии выгоднее использовать автомобили, а навозоразбрасы ватели применять только для распределения
удобрений по полю.
Погрузка удобрений производится погруз чиками периодического и непрерывного дейст вия. Для первых характерен раздельный за
6
хват и загрузка материала, а у вторых захват и загрузка материала совмещены.
Основными погрузчиками удобрений слу жат РУ-0,6, СПУ-40, ПГ-0,5, Э-153. Универ сальная рама РУ-0,6 монтируется на тракторе ДТ-54А; средняя грузоподъемность — 750 кг, производительность при погрузке — 30 г в час. Смеситель-погрузчик СПУ-40 навешивается на трактор ДТ-54. Он предназначен для смешива ния органических и минеральных удобрений с одновременной погрузкой в транспортные сред ства. Производительность на смешивании удоб рений 40 т в час, а на погрузке навоза и компостов— 30 т в час. Грейферный погрузчик ПГ-0,5 — периодического действия. Он наве шивается на трактор «Беларусь» и предназна чен для погрузки органических и минеральных удобрений. Грузоподъемность его 0,5—0,75 т. Производительность при погрузке навоза — 15—19 т в час. Для погрузки органических удобрений применяется также универсальный экскаватор Э-153, оборудованный грейфером или специальными вилами.
РАЗБРАСЫВАНИЕ
ПРИЦЕПЫ-РАЗБРАСЫВАТЕЛИ
Внесение органических удобрений в почву является очень трудоемкой операцией. Основ ная доля затрат приходится на их вывозку и разбрасывание.
Для механизации этих работ: выпускают ся навозоразбрасыватели РПТ-2, РПТУ-2,
2 З а к а з 1109 |
7 |
РПТМ-2, которыми в основном располагают хозяйства.
Эти разбрасыватели представляют собой одноосную тракторную тележку грузоподъем ностью 2,5 т. После установки заднего борта она может быть использована как саморазгружающаяся платформа для перевозки различ ных грузов. Дном кузова служит полотно планчатого транспортера— бесконечной лен* ты из поперечных деревянных планок, при крепленных к обоймам роликовой цепи.
Норма внесения удобрений на гектар регулируется изменением скорости движения транспортера, для чего рычаг механизма пода чи устанавливают на соответствующее деле ние.
Масса подается транспортером к разбрасы вающему устройству, смонтированному в зад ней части прицепа. Разбрасывающее устройст во машины РПТМ-2 состоит из двух шнеков. Они изготовлены из труб, на которых по вин товой линии приварены наклонные лопатки. Шнеки измельчают навоз и разбрасывают его полосой 3,5—4 м. У навозоразбрасывателя РПТУ-2 имеются такие же рабочие органы, а у РПТ-2 — два битера с гребенчатыми планка ми и шнек-уширитель с правыми и левыми вит ками.
Разгрузочный транспортер и шнеки разбра сывающего устройства приводятся в движение от вала отбора мощности трактора. Агрегатируются эти типы разбрасывателей с трактора ми Т-40 и МТЗ («Беларусь») всех модифика ций.
Основное требование к качеству работы
8
разбрасывателей — равномерность распределе ния удобрений по всей площади с отклонения ми, не превышающими 25% от средней нормы на 1 кв. м поля. Как показала практика, выпол нение этого требования очень сильно зависит от равномерности наполнения и уплотнения массы в кузове. Поэтому после загрузки раз брасывателя необходимо разравнять массу.
Главным недостатком перечисленных ма шин является низкая производительность из-за малой грузоподъемности. С учетом этого на заводах «Гомсельмаш» и «Моссельмаш» раз работаны тракторные прицепы-разбрасывате ли ТУП-3 и ПРУТ-3 грузоподъемностью 3 г. Они имеют большую производительность и лучшие эксплуатационные качества по сравне нию с разбрасывателями марки РПТ.
До последнего времени заводы выпускали тракторные прицепы только для перевозки или только для разбрасывания удобрений. Съем ный разбрасыватель РС-3 позволяет использо вать и транспортные прицепы для разбрасыва ния удобрений. Он состоит из трех отдельно монтируемых агрегатов: разбрасывателя, щита с транспортером для подачи удобрений и кар данной передачи. РС-3 может навешиваться на тракторные одноосные прицепы-самосвалы 1ПТС-2, 1ПТС-3, 1ПТС-ЗМ и др. при внутрен ней ширине их кузовов 2000 мм. Рама разбра сывателя РС-3 устанавливается сзади прице па. В верхней ее части находится разбрасываю щий барабан — плоскогребенчатый двухзаходный шнек-вал с тремя дисками, ло окружности которых приварены зубчатые гребенки.
Масса к разбрасывающему барабану пода-
2 * |
9 |