Файл: Загорье А.М. Сжигание лигнина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заводе побудили эти предприятия самостоятельно решать задачу сжигания уже подсушенного лигнина. Эти решения в основном ока­ зались нерациональными, так как ни на одном из этих заводов они не позволяют эффективно использовать весь получающийся на производстве липнин.

Рис. 1. Схема установки для сушки лигнина на Архангельском гидролизном заводе:

1 — скреперный ковш; 2 — бункер сырого лигнина; 3—горизонтальный скреб­ ковый транспортер; 4 — наклонный скребковый транспортер; 5 —питатель сыро­ го лигнина; 6 —сушильная труба; 7 — газоход из котельной ТЭС; в—циклон; 9 — питатель сухого лигнина; 10— бункер сухого лигнина; 11 — вагон; 12 — дымососы; 13 — дымовая труба

Опыт эксплуатации и замеры основных параметров работы лигниносушилок на Архангельском и Ленинградском гидролизных за­ водах, а также наблюдение за кратковременной работой сушилки на Косьвинском гидролизном заводе позволили выявить следу­ ющие основные дефекты сушилок Гипрогидролиза:

большая металлоемкость при недостаточном .весовом напряже­ нии, составляющем 50—55 кг!час испаренной влаги на 1 м3 сушил­ ки, что в 2,5 раза меньше весового напряжения в трубах-сушилках, используемых для подсушки угля;

высокие капитальные затраты — 1,2—1,5 млн. руб. — на со­ оружение одной сушилки производительностью 7—10 т)час по сы­ рому лигнину;

значительный износ металла труб-сушилок вследствие эррозии и коррозии;

огромные присосы воздуха в сушилку, достигающие 100% про­ тив предусмотренных по норме 15%;

высокая скорость сушильного агента (37—45 м)сек), большие сопротивления сушилок (450—500 мм вод. ст.) и в результате зна­ чительный расход электроэнергии (35—54 квтч на 1 т сырого лиг-

8


нина), что в 2—3 раза превышает нормальный расход электро­ энергии трубами-сушилками;

большие потери лигнина с сушильным агентом при его отделе­ нии в циклонах, что значительно снижает экономичность работы сушилок;

засорение лигнина в процессе сушки летучей золой, поступа­ ющей с сушильным агентом.

Следует также отметить ряд существенных недостатков конст­ рукции сушилок Гипрогидролиза. Барабанно-ячейковые питатели в работе замазываются, поэтому на большинстве заводов их вы­ бросили. Отсутствие промежуточных бункеров подсушенного лиг­ нина приводит к переполнению циклонов и огромному уносу лигни­ на с сушильным агентом. В обычных схемах для снижения уноса проектируется последовательная установка двух циклонов. Для уп­ рощения схем Гипрогидролиз проектирует установку одного цикло­ на. Это приводит к большому уносу лигнина и загрязнению нахо­ дящихся вблизи заводов территорий и жилых кварталов.

Учитывая дефекты ранее запроектированных схем, Гипрогидро­ лиз отказался от использования тепла уходящих газов и стал про-

Рис. 2. Принципиальная схема сушки лигнина:

1 — пневматическая топка; 2 — смесительная камера; 3 — скребковый транспортер для подачи сырого лигнина; 4 — питатель сырого лигнина; 5 — труба-сушилка; 6 — циклон для отделения сушильного агента; 7 — мигалка; 8 — распределительный бункер; 9 — топочный питатель; 20питатель подсушенного лигнина; // — вентилятор пневмотранспортера; 12 — трубопровод подсушенного лигнина; 13 — циклон для отделения транспортирующего агента; 14—питатель; 15 — транспортер для подачи подсушенного лигнина в котельную; 16 — газопровод; 17 — дымосос су­

шильной установки; 18 — дымовая труба

ектировать сушку лигнина, как .и ранее, по центральной схеме с разомкнутым циклом (рис. 2), предусматривая применение в ка­ честве сушильного агента газов высокой температуры, получаемых от сжигания подсушенного лигнина в установленной для этой цели топке Шершнева.

9

Схема предусматривает установку циклонов двух групп. Цик­ лоны первой группы устанавливаются для отделения подсушенно­ го лигнина от сушильного агента (газов), циклоны второй груп­ пы — для отделения подсушенного лигнина от транспортирующе­ го агента (воздуха).

В схемах сушки топлива по разомкнутому циклу, разработан­ ных ЦКТИ, обязательно предусматривается установка двух после­ довательно расположенных циклонов. При этом потери топлива в циклонах составляют 2,5—3,0%, в то время как при установке од­ ного циклона они достигают 15—20%.

При работе по схеме, предлагаемой Гипрогидролизом, потери лигнина только в циклонах могут достигать 28—36% подсушенно­ го лигнина. Помимо этого приходится расходовать большое коли­ чество электроэнергии, сооружать специальную топку и содержать дополнительный персонал для ее обслуживания. Поэтому такую схему необходимо признать неэкономичной.

Тем не менее сушилки, использующие в качестве сушильного агента газы высокой температуры, получаемые в специальной топ­ ке, более экономичны, чем сушилки, использующие газы, уходящие из котельной. Исходя из этого, Гипрогидролиз запроектировал но­ вые сушилки со специальной топкой для Архангельского, Онеж­ ского, Тавдинокого, Хорского ,и других гидролизных заводов.

Сжигание лигнина по замкнутому циклу

На отдельных котлах Ленинградского и Красноярского заводов практикуется слоевое сжигание сырого лигнина в топках П. М. 3. На Онежском гидролизном заводе, Сегежском целлюлозно-бумаж­ ном комбинате и в топке котла № 6 Красноярского завода часть сырого лигнина сжигают в смеси с углем в шахтно-мельничных топках. На Ленинградском гидролизном заводе сушат и сжигают лигнин по замкнутому циклу в опытной топке с топливным вентиля­ тором. Перечисленные способы сжигания относятся к замкнутому циклу.

Общепризнано, что сжигать мелкофракционное топливо, каким является лигнин, в слое нерационально. Заслуживают внимания способы сжигания смеси лигнина с углем в шахтно-мельничных топках и сжигания лигнина в установке с топливным вентилятором.

При сжигании смеси угля с лигнином в шахтно-мельничных топках лигнин предварительно транспортируют на специальный от­ вал, где за счет естественной сушки должны быть сняты верхние проценты влаги. Затем приготовляют однородную смесь угля с лиг­

нином из отвалов и подают ее в шахтно-мельничные

топки для

сжигания. Эта схема изображена на рис. 3.

подсушивают

По другой схеме (рис. 4) лигнин из-под сцеж

частью топочных газов, отсасываемых топливным

вентилятором.

Лигнино-газовоздушную смесь тем же вентилятором подают через горелки в топку, где лигнин сжигается во взвешенном состоянии.

10


Рис. 3. Схема подготовки и сжигания однородной смеси лигнина и угля

вшахтно-мельничных топках:

/— сцежи; 2 — отвал сырого лигнина; 3 — скреперный ковш; 4 — скре­ перная яма; 5 — грейферный ковш; 6 — транспортеры; 7 — бункер; 8 —

питатель; 9— шахтная мельница; 10— котел

Рис. 4. Схема сушки и сжигания лигн'на в отдельной топке с топливным вентилятором:

/—бункер влажного лигнина; 2 — питатель;

3 — шахта

для подсушки

 

лигнина; 4 — топливный

вентилятор;

5 — уловитель

инородных предме­

 

тов; 6 — лигнинопровод;

7— шибер для отбора

газов

из

топки; 8—воз­

 

душный клапан для присадки воздуха;

9 —горелка; 10—подвод вторич­

 

ного воздуха в горелку; 11 — топка;

12 — подвод воздуха в шлаковую

 

воронку топки; 13 — воздухоподогреватель; 14 — водяной

экономайзер;

i

15 — вентилятор; 16 — шиберы для регулирования прохода газа

11

В зависимости от конкретных условий можно сжигать один лигнин в специальной топке с топливным вентилятором или сжигать лиг­ нин совместно с основным видом топлива в существующей топке, дооборудованной топливным вентилятором. Схема такой установки для комбинированного сжигания двух видов топлива приведена на рис. 5.

Рис. 5. Схема установки с топливным вентилятором для комбини­ рованного сжигания двух видов топлива (двойной линией показано дополнительное оборудование):

1— бункер основного топлива; 2—питатель основного топлива; 3— Течка для углй; 4— шахтная мельница; 5 — вентилятор; 6—возду­ хоподогреватель; 7 — аксиальный подвод воздуха в мельницу; 8— нижние сопла; 9— верхние сопла; 10— отсек в бункере для влаж­ ного лигнина; // —питатель лигнина; 12 — шахта для подсушки лигнина; 13 — шибер отбора газов для сушки лигнина; 14 — подача воздуха-; 15 — топливный вентилятор; 16— горелка для лигнина;

17 — подвод вторичного воздуха в горелку

К преимуществам сжигания лигнина в смеси с углем в шахтно­ мельничных топках необходимо отнести простоту этой схемы и воз­ можность немедленного внедрения сжигания части лигнина и, сле­ довательно, получения той или иной экономии топлива без капи-

12


тальных вложений .и почти без увеличения эксплуатационных за­ трат.

Недостатки этой схемы:

необходимость приготовления однородной смеси угля с лигни­ ном в определенной пропорции, что требует дополнительных боль­ ших затрат труда;

снижение к. п. д. котельной вследствие подачи в шахтно-мель­ ничную установку топлива повышенной влажности;

увлажнение топлива при сжигании смеси ограничивает исполь­ зование лигнина; в результате этот метод не решает проблему сжи­ гания всего лигнина.

Кроме того, на ряде гидролизных заводов (Ленинградский, Тавдинский, Саратовский, Сталинградский, Краснодарский и др.), где сжигают дрова, газ и мазут и где нет шахтно-мельничных топок, сжигать лигнин в смеси с основным топливом невозможно.

Имеющийся опыт сжигания однородной смеси угля с лигнином еще недостаточен. Для уточнения 1максимально-возможного про­ цента присадки лигнина к углю и экономичности метода необходи­ мо провести ряд опытов на заводах, сжигающих часть лигнина по этому способу.

Следует также проверить возможность и целесообразность под­ соса топочных газов к мельницам для повышения температуры су­ шильного агента и улучшения сушки смеси в мельницах и гравита­ ционных сепараторах.

Схема сжигания лигнина в замкнутом цикле с топливным вен­ тилятором позволяет использовать весь выход лигнина. Предусмот­ ренная этой схемой предварительная подготовка лигнина к сжи­ ганию позволяет экономично организовать топочный процесс. Эле­ менты установки с топливным вентилятором (питатель, шахта, топ­ ливный вентилятор, лигнинопроводы) могут быть пристроены к су­ ществующим на гидролизных заводах топкам любой конструкции независимо от вида сжигаемого топлива.

К недостаткам сжигания лигнина в установке с топливным вен­ тилятором по сравнению с сжиганием лигнина в смеси с углем в шахтно-мельничных топках должны быть отнесены неизбежность капитальных затрат, эррозия топливного вентилятора и необходи­ мость подсвечивания при сжигании лигнина повышенной влажно­ сти (65—70%).

Сравнение схем сжигания лигнина по замкнутому циклу пока­ зывает, что сжигание лигнина в смеси с углем должно внедряться на гидролизных заводах, там, где это можно, в качестве временно­ го мероприятия, потому что этот способ позволяет без капитальных затрат получить ту или иную экономию фондируемого топлива.

Но так как сжигание лигнина в смеси с углем не позволяет полностью решить проблему использования лигнина, то наряду с ню применением необходимо проектировать и сооружать для сжи-

3-1332 13


гания лигнина установки с топливным вентиляторам или по иным более рациональным схемам, если они будут предложены.

Сравнение схем сжигания лигнина

В настоящее .время для использования лигнина в качестве топ­ лива могут быть приняты две схемы: с центральным разомкнутым циклом (ом. рис. 2), предложенная Гипрогидролизом, и с замкну­ тым циклом (см. рис. 5), предложенная Оргэнергобумом.

Чтобы выбрать наиболее рациональную из этих двух схем, срав­ ним их тепловые и технико-экономические показатели (табл. 2).

Таблица 2

Основные расчетные показатели работы установок для подготовки и сжигания лигнина по схемам Гипрогидролиза и Оргэнергобума

____ Про ект

Показатели

Производительность установки по сырому лигнину, т/час . . Продолжительность работы в течение года, час. Характеристика лигнина:

начальная

влажность,

% ..........................................

 

конечная

влажность,

% ........................................................

 

приведенная

влажность, % .................................................

....

теплотворная

способность, ккал/час

К. п. д. котлоагрегата в зависимости от приведенной влаж­

ности лигнина, *% ........................................................

.

Снижение к. п. д. котлоагрегата вследствие повышения при­

веденной влажности от 9,75 до 38,3%, % ....

Количество, т/год-.

сжигаемого лигнина 65%-ной влажности

испаренной влаги .........................................................................

подсушенного лигнина 35%-ной влажности

Потери лигнина в циклоне при отделении сушильного аген-

та, т/год...........................................................................

Расход лигнина на его сушку, т/год ......

Потери лигнина вследствие снижения к. п. д. топки, т/год .

Потери лигнина в циклоне при отделении транспортирующего

воздуха, т/год .......................................................................

Суммарные потери лигнина:

т/год..............................................................

%...............................

Количество лигнина полезно используемого:

т/год..........................................................................

 

 

■ •

%.................................

 

 

.................................................

Стоимость, тыс. руб.:

 

зданий и

сооружений ..........................................

оборудования

и монтажа ............................

Амортизация, тыс. руб/год:

зданий и сооружений

(2,7%)......................................

оборудования

(9,2%)

 

Текущий ремонт, тыс. руб/год:

зданий и

сооружений

(1%).............................................

оборудования

(5%)

 

*Гипроги Оргэнердролиза гобума

10.010,0

5865 5865

65

65

35

35

9,75

38,3

3590

1700

89

81

0

8

5R650

58650

27000

27000

31650

31650

3360

7935

4940

2530

1955

 

13250 7470

41.823,6

18400 24180

52,8 76,4

386.3 20,0

288,6 280,0

10,42 0.54

26,55 25,75

3,86 0.20

14,43 14,00

14