Файл: Загорье А.М. Сжигание лигнина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

 

 

 

Основные показатели экономичности работы экспериментального котлоагрегата

 

 

 

 

 

Показатели

По

Опыты при темпера­

Опыты при температуре

 

 

проекту

туре воздуха 32—62°

 

воздуха 205—215"

 

 

 

 

 

 

 

Температура, °C:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

газов за котлом ..........................................

360

300

319

325

300

373

357

350

350

340

уходящих газов...................................................

200

198

193

193

190

192

Содержание горючих, %:

 

 

 

 

 

39,4

 

14,0

12,4

в шлаке...............................................

 

18,3

70.2

29,2

37,4

31.4

10,9

в

уносе .....................................................

 

34,1

52,5

44,1

46,7

32,8

43.7

44.1

38,9

40,0

Потери тепла, %:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

уходящими

газами.....................................

14,3

24,5

23,7

23,9

24,5

15,3

14,2

15,0

15,7

15,1

от

химической

неполноты горения

2,0

2.1

2.0

0.0

3.66

0,97

1,09

0.0

1,35

0,0

от механической неполноты горения

2.0

1.4

3,51

2,16

2,48

1,35

2,18

2,09

1,70

1,72

в

окружающую среду..........................................

4,0

2.47

2,46

2.44

2,66

2,26

2,48

2,5

2,63

2,93

К. п. Д., %:

 

77,7

69.53

68.33

71,5

66,7

80,12

80,05

80,41

78,62

80,25

котлоагрегата

(брутто) ...................................

котлоагрегата

(нетто)

65,38

64,39

67,39

62.92

77,42

77,05

77,55

75,60

77.15

топки

(брутто) ....................................................

94,0

95,27

93,27

96,62

92,53

96,55

95.49

96,66

94,48

96,81

топки

(нетто)

............................

94,42

92,45

95,74

91,67

95,99 94,87

96,05

93,83

96,10

й


Основные потери тепла в тепловом балансе котлоагрегата — это потери тепла с уходящими газами.

По проекту потери тепла должны составлять 14,3%. В действи­ тельности потери тепла с уходящими газами до включения хвосто­ вых поверхностей составляли 23.7—24,5%, превышая запроектиро­ ванную величину примерно на 10% вследствие высокой температу­ ры уходящих газов, достигавшей 300—325° против проектной ве­ личины 200°.

Рис. 18. Схема возврата уноса с помощью топливного вентилятора:

/ — бункер лигнина;

2 — питатель; 3 — шахта для подсушки; 4— топливный

вентилятор;

5 — лигнинопровод; 6 — горелка;

7 — толка;

8 — бункер сбора

несгоревших

частиц

топлива; 9— вентилятор

вторичного

дутья;

10— возду­

хоподогреватель;

11 — экономайзер; 12—трубопровод возврата

лигнина

После включения воздухоподогревателя и экономайзера темпе­ ратура уходящих газов снизилась до 190—198°, потери тепла с ухо­

дящими газами

снизились до 14,2—15,7%, что

почти

сов­

падает с проектной величиной.

топлива

при

Потери тепла

от химической неполноты горения

поступлении в топку холодного воздуха до включения воздухоподо­ гревателя доходили до 3,6%.

После подачи в топку подогретого воздуха температурой 205 — 220°, несмотря на повышение теплового напряжения топочного пространства, потери тепла от химической неполноты горения сни­ зились благодаря более устойчивому топочному процессу до

0—1,35%.

Потери тепла от механической неполноты горения в основном состоят из потерь тепла с уносом. Потери тепла со шлаком незна­ чительны. Содержание горючих в уносе (34—52%) превышает нор-

31


мальную величину (8 — 10%). Однако потери тепла с уносом при этом невелики и составляют 1,34 — 2,84%, несмотря на значитель­ ное тепловое напряжение объема топочного пространства. Неболь­ шие потери тепла при повышенном содержании горючих в уносе объясняются тем, что лигнин является почти беззольным топливом.

Потери тепла от химической и механической неполноты горе­ ния топлива в нормальных условиях работы составляют 2,1 —6,1% против запроектированной величины 4%.

К. п. д. экспериментальной топки несколько выше проектной ве­ личины (94%) и равен 95,5 — 96,8% при подаче горячего воздуха.

Экономичность работы экспериментального топочного устрой­ ства при сжигании лигнина достаточно высока по сравнению с шахтно-мельничными топками, топками Шершнева и другими то­ почными устройствами при сжигании фрезерного торфа. Однако если учесть «безвольность» лигнина, то достигнутую экономичность нельзя считать предельной.

К. п. д. топки может быть значительно увеличен за счет усовер­ шенствования горелок и легко осуществимого возврата уноса с по­ мощью того же топливного вентилятора, как это показано на рис. 18. К. п. д. нетто экспериментальной топки равен 93,8—96.1 %- К. п. д. брутто котлоагрегата по проекту должен быть равным 79,2%, в действительности же после включения воздухоподогрева­

теля и экономайзера

он составлял

78.6 — 80.1%. К.

п. д. нетто

экспериментального

котлоагрегата

(75,6 — 77,5%)

достаточно

высок.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБОРУДОВАНИЯ

В процессе освоения экспериментальной установки намечены следующие мероприятия по усовершенствованию конструкций от­ дельных элементов оборудования.

Топливный вентилятор. Для повышения износо­ устойчивости и надежности работы топливного вентилятора наме­

чается

частично защитить его улитку броней

(толщина листа

12 мм), лопатки ротора наварить

сталинитом

или электродами

Т-590;

диаметр вала увеличить до

70 мм, а раму выполнить из

уголковой стали размером 80x80 мм; число подшипников удвоить, Konnvca подшипников выполнить с каналами для охлаждения про­ точной водой.

На рис. 19 показано предлагаемое усовершенствование конст­ рукции топливного вентилятора.

Питатель. Применяемая неразборная конструкция бара­ банно-скребкового питателя в эксплуатации неудобна. Чтобы усо­ вершенствовать эту конструкцию, необходимо питатель снабдить выносными подшипниками для облегчения обслуживания, ревизии и ремонта, а также обеспечить свободный доступ к шестеренчатой передаче и «беличьему» колесу

35


На рис. 20 схематически показана усовершенствованная конст­ рукция питателя.

Бункер сырого лигнина. Чтобы избежать зависа­ ния сырого лигнина, целесообразно применять бункер рекоменду­ емой авторами формы (рис. 21).

Рис. 19. Эскиз усовершенствованного топливного вентилятора:

/ ротор со съемными лопатками; 2 — лопатка; 3 — ступица; 4 — палец; 5 — броня; 6 — охлаждаемый подшипник

Рис. 20. Эскиз барабанно-скребкового питателя:

1 — подшипники, вынесенные за корпус; 2 — стол питателя; 3 — сбеличье колесо» со скребками

Шахта. Чтобы рассредоточить по сечению падающий из пи­ тателя сырой лигнин и тем самым улучшить условия сушки лиг­ нина на нисходящем участке, целесообразно в шахте устроить на­ правляющие полки, схематически показанные на рис. 22.

Топочное устройство. При конструировании топочно­ го устройства для сжигания лигнина в чистом виде желательно

36

Рис. 22. Устройство направляющих полок в шахте: 1 — питатель; 2 — шахта; 3— 'направляющие полки

сочетать принцип подсушки лигнина до поступления его в топку газами, отсасываемыми топливным вентилятором, с вихревым принципом подготовки отсепарированного лигнина в топке. Для

Рис23. Рекоменду­ емая форма шлако­ вой воронки:

1 — сопла вторичного дутья; 2 — порог; ■3 — воздуховод для подвода воздуха к соплам; 4 — горелки; 5 — воздуховод для

подучи вторичного воздуха в горелки

сочетания этих двух принципов шлаковая воронка эксперимен­ тальной топки была переделана (см. рис. 17). В условиях экспери­ ментальной топки на Ленинградском гидролизном заводе не уда­ лось придать шлаковой воронке оптимальную форму, так как это требовало большого объема работ.

В дальнейшем при конструировании новых топок для сжигания лигнина в чистом виде целесообпазно шлаковой воронке прида­ вать форму, показанную на рис. 23.

3S


выводы

1. На гидролизных заводах имеется большое количество лиг­ нина, которое до настоящего времени используется недостаточно.

Рациональное использование лигнина в качестве топлива — одна из актуальных задач совнархозов, в ведении которых нахо­ дятся гидролизные заводы.

2. В настоящее время для использования лигнина в качестве топлива применяются схемы с разомкнутым циклом сушки, раз­ работанные Гипрогидролизом, и экспериментальная установка с топливным вентилятором. Кроме того, лигнин сжигают в смеси с углем в шахтно-мельничных топках.

3. Сжигание лигнина в смеси с углем в шахтно-мельничных топках не позволяет использовать весь лигнин, и поэтому пробле­ му использования лигнина в качестве топлива окончательно не разрешает.

Поскольку этот метод все же позволяет без капитальных за­ трат и предварительной подготовки организовать на отдельных гидролизных заводах сжигание части лигнина и экономить уголь, его необходимо внедрить на тех гидролизных зародах, где установлены шахтно-мельничные топки, в качестве временного ме­ роприятия, впредь до освоения более рациональных способов сжи­ гания лигнина.

4. Сооруженные по проектам Гипрогидролиза сушилки с ис­ пользованием в качестве сушильного агента уходящих из котель­ ной дымовых газов на практике себя не оправдывают.

Новые сушилки Гипрогидролиза со специальной топкой Шерш­ нева для сжигания части лигнина и использование газов, полу­ ченных в этой топке для подсушки основного количества лигнина по разомкнутому циклу, требуют больших капиталовложений на их сооружение и являются неэкономичными главным образом вслед­ ствие больших потерь лигнина в циклонах при отделении сушиль­ ного и транспортирующего агентов.

Эти схемы должны быть усовершенствованы путем последова­ тельной установки двух циклов для отделения сушильного агента, исключения циклонов, отделяющих транспортирующий агент, и использования транспортирующего воздуха для сжигания топлива.

5. Сооруженная на Ленинградском гидролизном заводе по проекту Оргэнергобума экспериментальная установка с топлив­ ным вентилятором для сжигания лигнина еще окончательно не освоена.

Описанные здесь результаты эксплуатационных испытаний эк­ спериментальной установки позволяют считать сжигание лигнина по замкнутому циклу с установкой топливного вентилятора перс­ пективным для гидролизных заводов, так как осуществление этой схемы не требует больших капитальных затрат и позволяет орга­ низовать экономичное сжигание лигнина в необходимом ко­ личестве.

39