Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ленных видов продукции (сельского хозяйства, |
рыбной |
и значительной части промышленной продукции) |
и абсо |
лютный объем ее производства сокращаться не будет. Потребители деревянной тары расположены в различных районах страны, главным образом безлесных. Сосредото чить производство готовой деревянной тары в лесоизбы точных районах невозможно из-за невысокой транспор табельности этого вида продукции. Организация тарно го производства в местах потребления тары по принципу предметной специализации неэффективна, так как выход готовой продукции из древесины составляет в среднем всего лишь около 50%, а остальные 50% древесины идут в отходы, которые не используются.
Например, для выработки 1 млн. м3 тарных комплек тов в районах потребления тары необходимо завезти
1,43 млн. м3 пиломатериалов или 2,04 |
млн. м3 деловой |
|||||||
древесины в круглом виде (табл. |
1). |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
||
|
Количе- |
|
Потребное |
Средняя |
Стой- |
Экономия |
||
|
|
|
|
|||||
Наименование |
ство пе Загруз |
количество |
стоимость |
мость |
|
|
||
ревози |
ка в |
вагонов для |
перевозки |
пере |
млн. |
вагонов |
||
лесоматериалов |
мой |
4-осный |
перевозки |
1 м3 лесо |
возки, |
|||
продук вагой, |
продукции, |
материа |
млн. |
руб. |
тыс. |
|||
|
ции, |
м3 |
тыс. шт. |
лов, р. к. |
руб |
|
шт. |
|
|
млн. м3 |
|
|
|
|
|
|
|
Тарные комп |
|
|
|
|
|
_ |
_ |
|
лекты . . . |
1,00 |
47 |
21,3 |
3 - 3 9 |
3,4 |
|||
|
|
|||||||
Пиломатериа |
1,43 |
50 |
28,6 |
5 - 6 0 |
8,0 |
4,6 |
7,3 Д |
|
лы . . |
||||||||
Древесина в |
|
|
|
|
|
|
|
|
круглом виде |
2,04 |
48 |
42,5 |
5 - 5 6 |
11,3 |
7,9 |
21,2 |
12
Как видно из данных расчета, при изготовлении тар ных комплектов на нижних складах лесозаготовитель ных предприятий или на деревообрабатывающих пред приятиях в лесоизбыточных районах вместо изготовле ния их в безлесных районах экономия составит:
на транспортных расходах при замене пиломатериа лов — 4,6 млн. руб., а тарного кряжа — 7,9 млн. руб.;
на железнодорожных вагонах при земене пило материалов — 7,3 тыс. шт., а тарного кряжа —
21,2 тыс. шт.
Поэтому необходимо развивать производство комп лектов деталей тары или щитков в лесоизбыточных рай онах, а в районах сосредоточения предприятий, потреб ляющих тару для упаковки продукции, выполнять лишь сколотку ящичной тары из комплектов или щитков. Ор ганизация производства комплектов деталей деревянной тары или щитков в лесоизбыточных районах может соче таться с товарным лесопилением при использовании для этой цели пиломатериалов, а не отходов от распиловки круглого леса.
Наряду с этим при определении размещения предпри ятий или цехов по выработке комплектов деталей тары или щитков в отдельных районах необходимо учитывать в каждом конкретном случае возможность использова ния для этой цели местных лесных ресурсов.
Специализация производства картонной тары может развиваться по двум формам: предметной и технологи ческой.
Наиболее прогрессивна в производстве складной картонной тары предметная специализация. Картонная тара в сложенном виде наиболее транспортабельна, гру зоподъемность транспорта используется эффективно, так как объем тары в сложенном виде уменьшается в 5 раз. Поэтому перевозка тары на значительные расстояния не
13
будет сильно ограничивать размещение специализиро ванных предприятий по выпуску этого вида тары.
В производстве цельнокорпусной картонной тары перспективной будет технологическая специализация: заготавливают детали тары на специализированном предприятии, а собирают ее на предприятиях, потреб ляющих эту тару.
Специализированные предприятия (цехи) по выра ботке картонной тары можно организовывать как при целлюлозно-бумажных предприятиях, вырабатывающих картон и гофробумагу, так и в районах потребления картонной тары, в зависимости от определенных кон кретных условий (объем потребления, количество типо размеров, размещение предприятий-потребителей, нали чие необходимых капитальных вложений и т. д.).
Производство картонной гофрированной тары наибо лее капиталоемко по сравнению с другими тарными производствами. По данным Госплана РСФСР, линия производства гофротары мощностью 60 тыс. т в год (по переработке картона) стоит 3,5 млн. руб., а линия про изводства металлических бочек мощностью 800 тыс. шт. в год (в пересчете на 200 л ) — 400 тыс. руб. Однако удельные капвложения для картонных ящиков в 2 раза ниже по сравнению с деревянными.
В тарном производстве США производство картон ной тары наиболее специализировано ввиду меньшего разнообразия тары и сравнительно высокой стоимости оборудования.
При организации производства деревянной ящичной тары и бурно развивающегося в перспективе производ ства картонной тары необходимо исходить из принципа технологической специализации как наиболее рацио нальной и прогрессивной формы специализации тарного производства.
14
Эффективность развития технологической формы специализации выражается в комплексном использо вании сырья, в экономии транспортных расходов и в высвобождении железнодорожных и автоединиц транспорта от ненужной перевозки сырья, идущего в отходы.
Важным рычагом развития технологической специа лизации в производстве тары является усиление эконо мической заинтересованности предприятий. Основную роль в этом играет установление правильных цен на комплекты деталей тары, поставляемых по коопе
рации. |
1 |
При организации |
тарных предприятий по принципу |
технологической специализации особое значение имеет перевозка комплектов деталей, в первую очередь дере вянной тары. Существует несколько видов перевозки комплектов: пачковой вязки, россыпью на поддоне, в контейнерах. Каждый имеет свои преимущества и не достатки.
В брошюре Б. Н. Плискина и Б. Д. Рабиновича «Специализация производства тары» (1960 г.) приво дятся следующие преимущества перевозки комплектов деталей тары в контейнерах по сравнению с пачковой вязкой на опыте работы леспромхоза им. Тельмана (Татарлес):
сокращается трудоемкость комплектовки в 2,2 раза; сокращаются расходы на комплектовку и погрузоч
но-разгрузочные работы в 2 раза; сокращаются простои железнодорожных вагонов под
погрузочно-разгрузочными работами; имеется возможность механизации погрузочно-раз
грузочных работ.
При этом способе перевозки комплектов нужно иметь в обороте большое количество контейнеров, которые
15
должны после освобождения возвращаться предприя- тиям-поставщикам. Для сокращения расходов на обрат ную доставку необходимы контейнеры складной конст рукции.
Перевозка комплектов пачковой вязки имеет больше недостатков, чем преимуществ, так как перевязка ком плектов бечевкой довольно трудоемкая работа (часты случаи, когда при транспортировке комплекты рассы паются, что затрудняет их комплектовку на предприя тиях-потребителях) , отсутствует возможность полной механизации погрузочно-разгрузочных работ, увели чиваются простои авто- и железнодорожного транс спорта.
При выборе способа перевозки комплектов деталей тары надо исходить из конкретных условий и вида тары. Например, комплекты (заготовки) картонной тары эффективнее перевозить связанными пачками.
Определение формы специализации в производстве различных видов тары имеет большое значение при раз работке мероприятий по специализации и кооперирова нию производства тары. Правильно выбранная форма специализации в -развитии производства определенных видов тары создает условия для внедрения передовой технологии, механизации и автоматизации производст венных процессов.
В производстве тары возможны следующие основ ные виды специализации: отраслевой, погабаритный, ро довой, типовой, конструктивный.
При отраслевой специализации предприятие выраба тывает тару для определенной отрасли промышленно сти; отраслевой вид присущ предметной специализации производства тары. Основные признаки погабаритной специализации — вес и размер тары (массовая и круп ногабаритная).
16
Наибольшее развитие в тарном производстве полу чили родовой и типовой виды специализации. Родовая специализация объединяет предприятия по выпуску
тары из |
одного материала (картона, |
бумаги, |
дерева |
и т. д.), |
типовая — по выпуску тары одного типа |
(ящич |
|
ная, бочковая, мешочная и т. д.). |
развит |
слабо. |
|
Конструктивный вид специализации |
Он объединяет предприятия (цехи), специализирую щиеся на выпуске тары одной конструкции (складные, разборные, цельнокорпусные и др.).
Сосредоточение производства отдельных видов тары на одном предприятии создает условия для применения специализированного оборудования, комплексной меха низации и автоматизации, в результате чего повышает ся производительность труда.
Организация специализированных тарных предприя тий позволит внедрить в промышленность полуавтома тические линии по изготовлению тары. В производстве деревянной ящичной тары будут внедрены линии по изготовлению тары из тонкой дощечки (в основе кон вейера линия НТД), линии по производству проволоко вязаных ящиков, тары из древесностружечных и дре весноволокнистых материалов.
Технический прогресс и специализация производства неразрывны. Специализация стимулирует развитие тех ники. В свою очередь появление высокопроизводитель ного оборудования требует для его эффективного использования сосредоточения и увеличения объема производства тары на одном предприятии. На специали зированных предприятих наиболее рационально приме нять новую технологию производства. Таким образом, специализация производства тары дает возможность
лучше |
использовать орудия труда, |
предметы труда |
|
и сам труд. |
|
|
|
3 В. И. |
Гриневич |
|
17 |
|
а " О С : |
. ! i Б Л И Ч Н Л .1 |
' Я |
|
Ауч :f |
сХ Н И Ч ЕС 1- |
■;: _ ■ Н А С С С Р
Применение механизации и автоматизации на спе циализированных предприятиях способствует повыше нию квалификации рабочих, расширению изучения но вых смежных профессий и облегчению их труда. По по воду влияния специализации производства на развитие личности К- Маркс писал:
«Вследствие разделения общественных отраслей производства товары изготовляются лучше, различные склонности и таланты людей получают возможность избрать себе надлежащую сферу деятельности, а без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного»1.
Врезультате внедрения современного оборудования
ипрогрессивной технологии в тарном производстве исчезают старые профессии, основывающиеся на ручном труде.
Специализация производства тары неразрывно свя зана с кооперированием. В обобществленном производ
стве различные товаропроизводители вступают друг с другом в производственные связи, высшей формой которых является кооперирование.
К о о п е р и р о в а н и е — это определенная форма организации производства, при которой специализиро ванные предприятия имеют постоянные производствен но-экономические связи на базе изготовления одного вида продукции или его потребления.
Предприятия, имеющие между собой кооперирован ные связи, сохраняют свою экономическую независи мость. Классификация кооперированных связей в зави симости от отдельных признаков различна.
По |
п р и з н а к у в р е м е н и |
кооперирование может |
быть временным и длительным. |
Наиболее рациональны |
|
1 К. |
М а р к с . «Капитал», т. I, сир. |
373. |
18
длительные производственные связи, которые ведут к снижению затрат общественного труда. Длительные кооперированные связи целесообразны, например, при технологической специализации между предприятиями, изготовляющими комплекты деталей тары, и предприя тиями, выполняющими сборку тары.
По т е р р и т о р и а л ь н о м у п р и з н а к у коопе рированные связи могут быть районными и межрайон ными. Особую важность территориальное кооперирова ние приобретает при изготовлении малотранспортабель ной продукции. По о т р а с л е в о м у п р и з н а к у коо перированные связи устанавливаются между предприя тиями различных отраслей промышленности и внутри определенной отрасли.
Рационально установленные кооперированные связи создают условия для полного использования внутрен них ресурсов предприятия и местных природных богатств.
Так как тара изготавливается для упаковки опреде ленных видов продукции и определенного размера, не обходимо между предприятиями, специализирующими ся на выпуске деталей тары, и предприятиями, специа лизирующимися на изготовлении тары из комплектов, соблюдать поставку комплектов деталей тары строго по графику и нужной спецификации.
Выполнение плана кооперированных поставок спо собствует организации ритмичной работы специализи рованных тарных предприятий, что обеспечивает сниже ние себестоимости тары.
Развитие специализации и кооперирования требует стандартизации, нормализации и унификации типораз меров тары. Как отмечалось выше, унификация и стан дартизация в производстве тары пока еще недостаточ ны. Это подтверждается тем, что в стране насчитывается
19