Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
комплектов деталей определённого ящика, а по всем остальным видам определяли коэффициенты по трудо емкости и сырьеемкости путем деления трудозатрат и содержания древесины в чистоте в одном кубометре комплектов эталонного ящика на соответствующие пока затели каждого вида ящиков. Эта система коэффициен тов и методика их определения описаны в брошюре А. И. Бамма «Нормативно-технологические карты и производ ственные коэффициенты для опецукупорки», вышедшей в 1944 г.
Коэффициенты трудоемкости и сырьеемкости позво ляют значительно точнее составить план производства, определить влияние, оперативных изменений заданий по номенклатуре, сравнивать между собой показатели ра боты предприятия.
При планировании и учете ящичной тары пересчет технико-экономических показателей при помощи коэф фициентов в сопоставимые величины на предприятиях не проводился.
В 1962 г. Нилтара бывш. Мосгорсовнархоза начала работу по улучшению планирования и учета производ ства ящичной тары. Нилтарой разработана инструкция по планированию и учету производства ящичной тары в условных штуках, где дается справочник перевода фи зических ящиков в условные при помощи коэффициен тов. Коэффициенты перевода разработаны с учетом сырьеемкости, характера обработки и конструкции ящи ка. За условный принят ящик размером 470Х310Х Х310 мм, емкостью 45 дм3 и содержанием древесины
вчистоте 0,0131 м3.
Винструкции дается методика применения перевод ных коэффициентов при планировании и учете производ ства ящичной тары, труда и материального снабжения. Использование этих коэффициентов имеет большое зна
28
чение при планировании тарного производства, так как объем выпуска тары в плане должен устанавливаться в условных единицах и кубометрах.
Перевод показателей, необходимых для определения экономической эффективности по физическому ящику, в сопоставимые величины
Для определения количества условных ящиков поль зуются формулой
уел |
2Нф |
|
45 ’ |
||
Q |
где:
<2Усл~ количество условных ящиков, шт.; Уф — внутренний объем физического ящика, дм3.
Приведение себестоимости физического ящика к себе стоимости условного выполняют следующим образом.
Так как в себестоимости ящичной тары затраты на сырье и трудозатраты составляют свыше90% (поданным ЦНИТУ, удельный вес сырья и трудозатрат в себестои мости ящичной тары составляет 95%), считаем, что для нашей цели достаточно ввести поправочные коэффициен ты по сырью и трудоемкости.
Себестоимость условного ящика определяют по фор муле
^усл ^фа1а2;
где:
Syc.i— себестоимость одного условного ящика, р.—к.; 5ф — себестоимость одного физического ящика,
р,—к.;
си — поправочный коэффициент на содержание древесины в чистоте;
сс2 — поправочный коэффициент на трудоемкость.
29
Поправочный коэффициент на содержание древесины в чистоте рассчитывают по формуле
СуСЛ
ai = ~ 7 v
где:
Сусл— содержание древесины в чистоте в условном ящике, равное 0,0131 м3\
Сф — содержание древесины в чистоте в физическом ящике.
Поправочный коэффициент аг берется из таблиц спра вочника перевода физических ящиков в условные, разра ботанного Нилтарой.
Стоимость транспортных расходов на перевозку одно го условного ящика средствами автотранспорта опреде ляют по формуле
j , _AG
~ ~ 0 ~ ’
где:
Т — стоимость перевозки одного условного ящика; А — стоимость перевозки ящиков по тарифу;
G — вес перевозимых ящиков;
Q — количество условных ящиков, вмещающихся на одну автомашину.
Стоимость перевозки ящиков по тарифу берется из справочника единых тарифов на перевозку грузов авто мобильным транспортом. По справочнику деревянная тара относится к 4-му классу грузов.
Количество условных ящиков, вмещающихся на авто машину, определяют исходя из марки автомашины, т. е. от размера платформы машины и наружного размера условного ящика.
30
При расчете капитальных вложений учитываются все затраты, связанные со специализацией:
стоимость нового оборудования (включая и его мон таж) ;
стоимость демонтажа, пригодного для использования оборудования и имеющегося в тарных мастерских, пере возка и монтаж его на специализированном предприятии; стоимость строительства складов для хранения полу
фабрикатов и готовой продукции; стоимость строительства сушильных камер (если их
нет); стоимость строительства здания (цеха или предпри
ятия) ; стоимость высвобожденных основных фондов, кото
рые могут быть использованы на других предприятиях
или цехах. |
! |
Таким |
образом, капитальные вложения, необходи |
мые для организации специализированных тарных пред приятий, математически можно выразить как
Е / ^ Я о + К д + К с - / 7,
где:
*2К — капитальные вложения; К0— стоимость нового оборудования, включая его
доставку и монтаж; Кд— стоимость перебазирования используемого
оборудования из тарных мастерских на спе циализированное предприятие;
Кс— стоимость строительства зданий и сооруже ний, сушильных камер;
F — стоимость основных фондов тарных участков, подлежащих ликвидации на специализирован ных тарных предприятиях или на других про изводствах.
31
Удельные капитальные вложения
К Уд |
ък |
|
Q ’ |
||
|
где Q —'количество тары, вырабатываемое на специали зированных предприятиях.
Срок окупаемости капитальных вложений определя
ется по формуле |
|
1v |
q ч |
|
‘-'уел |
где:
N — количество месяцев или лет, за которые про изойдет отдача капитальных вложений;
—сумма капитальных вложений, необходимых для проведения специализации производства тары;
Эусл— условно-годовая экономия от специализации
икооперирования производства тары.
Врезультате разработки мероприятий по специали зации и кооперированию достигается минимум затрат на производство тары и ее доставку до потребителя при ус тановлении оптимальной мощности специализирован
ных тарных предприятий и их рациональном размеще нии.
Определение оптимальной мощности специализированных тарных предприятий и их рационального размещения методом линейного программирования
Увеличение мощности специализированного тарного предприятия повышает его экономическую эффектив ность. Одновременно повышение степени концентрации
тарного предприятия вызывает расширение радиуса пере возки тары, вследствие чего возрастают транспортные расходы, снижающие экономическую эффективность специализации и кооперирования тарного производства.
В связи с этим большое значение при организации специализированных тарных предприятий (цехов) имеет определение оптимальной мощности предприятий и их размещение относительно места получения сырья, полу фабрикатов и расположения потребителей тары. Особую актуальность приобретает вопрос о размещении специа лизированных предприятий по выпуску готовой тары.
При большом количестве потребителей тары, распо ложенных в различных районах, и нескольких вариантах проектируемых специализированных тарных предприя тий, выпускающих тару с различной себестоимостью, невозможно простым расчетом определить рациональное размещение этих предприятий и выбрать их оптималь ную мощность. Здесь целесообразно применить метод линейного программирования — решение транспортной задачи.
Для определения оптимальной мощности специализи рованных тарных предприятий и их размещения наибо лее приемлем метод решения транспортной задачи, предлагаемый Л. М. Дудкиным и др.1 («определение оптимального размещения производства продукции одного вида»), с отдельными дополнениями. Решая транспортную задачу, необходимо учитывать себестои мость тары, капитальные вложения -и затраты на до ставку тары от специализированных предприятий до потребителей.
1 Применение математики в экономических исследованиях. Под редакцией академика В. С. Немчинова, т. II, етр. 228.
33
Критерием оптимальности принят минимум затрат на производство тары и ее доставку потребителю.
Для решения транспортной задачи необходимо иметь
следующие данные: |
|
|
|
|
|
|
|
||
п |
— количество предприятий, изготовляющих тару |
||||||||
|
и |
расположенных |
в |
различных |
пунктах |
i |
|||
|
(i= l, 2, 3... п); |
|
|
|
|
|
|
||
т ■— количество |
предприятий, потребляющих тару |
||||||||
|
и |
расположенных |
в |
различных |
пунктах |
/ |
|||
|
(/= 1, 2, 3... т); |
|
|
|
|
|
|
||
Bj — объем потребления тары в пункте /; |
|
условной |
|||||||
Si |
— себестоимость производства |
одной |
|||||||
|
единицы тары в пункте i производства; |
|
|||||||
Куд— удельные капитальные вложения; |
|
единицы |
|||||||
Тц — стоимость перевозки одной условной |
|||||||||
|
тары от предприятия, изготавливающего тару |
||||||||
|
(в пунктах i), до потребления |
(в пунктах /). |
|
||||||
Необходимо определить: |
|
|
|
|
|
|
|||
Qi — мощность |
тарного |
предприятия |
в |
каждом |
пункте i;
Qij — объем перевозки тары от специализированного тарного предприятия (в пункте i) до потреби теля (в пункте /).
В результате решения этой задачи должны быть по лучены минимальные затраты на производство тары и ее доставку к потребителю, т. е.
I (Дг + ЕК1уж) Qi + 1 T-tj Qu = min.
i |
ij |
При решении транспортной задачи необходимо со блюдать следующие равенства:
34