Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

комплектов деталей определённого ящика, а по всем остальным видам определяли коэффициенты по трудо­ емкости и сырьеемкости путем деления трудозатрат и содержания древесины в чистоте в одном кубометре комплектов эталонного ящика на соответствующие пока­ затели каждого вида ящиков. Эта система коэффициен­ тов и методика их определения описаны в брошюре А. И. Бамма «Нормативно-технологические карты и производ­ ственные коэффициенты для опецукупорки», вышедшей в 1944 г.

Коэффициенты трудоемкости и сырьеемкости позво­ ляют значительно точнее составить план производства, определить влияние, оперативных изменений заданий по номенклатуре, сравнивать между собой показатели ра­ боты предприятия.

При планировании и учете ящичной тары пересчет технико-экономических показателей при помощи коэф­ фициентов в сопоставимые величины на предприятиях не проводился.

В 1962 г. Нилтара бывш. Мосгорсовнархоза начала работу по улучшению планирования и учета производ­ ства ящичной тары. Нилтарой разработана инструкция по планированию и учету производства ящичной тары в условных штуках, где дается справочник перевода фи­ зических ящиков в условные при помощи коэффициен­ тов. Коэффициенты перевода разработаны с учетом сырьеемкости, характера обработки и конструкции ящи­ ка. За условный принят ящик размером 470Х310Х Х310 мм, емкостью 45 дм3 и содержанием древесины

вчистоте 0,0131 м3.

Винструкции дается методика применения перевод­ ных коэффициентов при планировании и учете производ­ ства ящичной тары, труда и материального снабжения. Использование этих коэффициентов имеет большое зна­

28

чение при планировании тарного производства, так как объем выпуска тары в плане должен устанавливаться в условных единицах и кубометрах.

Перевод показателей, необходимых для определения экономической эффективности по физическому ящику, в сопоставимые величины

Для определения количества условных ящиков поль­ зуются формулой

уел

2Нф

45 ’

Q

где:

<2Усл~ количество условных ящиков, шт.; Уф — внутренний объем физического ящика, дм3.

Приведение себестоимости физического ящика к себе­ стоимости условного выполняют следующим образом.

Так как в себестоимости ящичной тары затраты на сырье и трудозатраты составляют свыше90% (поданным ЦНИТУ, удельный вес сырья и трудозатрат в себестои­ мости ящичной тары составляет 95%), считаем, что для нашей цели достаточно ввести поправочные коэффициен­ ты по сырью и трудоемкости.

Себестоимость условного ящика определяют по фор­ муле

^усл ^фа1а2;

где:

Syc.i— себестоимость одного условного ящика, р.—к.; 5ф — себестоимость одного физического ящика,

р,—к.;

си — поправочный коэффициент на содержание древесины в чистоте;

сс2 — поправочный коэффициент на трудоемкость.

29



Поправочный коэффициент на содержание древесины в чистоте рассчитывают по формуле

СуСЛ

ai = ~ 7 v

где:

Сусл— содержание древесины в чистоте в условном ящике, равное 0,0131 м3\

Сф — содержание древесины в чистоте в физическом ящике.

Поправочный коэффициент аг берется из таблиц спра­ вочника перевода физических ящиков в условные, разра­ ботанного Нилтарой.

Стоимость транспортных расходов на перевозку одно­ го условного ящика средствами автотранспорта опреде­ ляют по формуле

j , _AG

~ ~ 0 ~ ’

где:

Т — стоимость перевозки одного условного ящика; А — стоимость перевозки ящиков по тарифу;

G — вес перевозимых ящиков;

Q — количество условных ящиков, вмещающихся на одну автомашину.

Стоимость перевозки ящиков по тарифу берется из справочника единых тарифов на перевозку грузов авто­ мобильным транспортом. По справочнику деревянная тара относится к 4-му классу грузов.

Количество условных ящиков, вмещающихся на авто­ машину, определяют исходя из марки автомашины, т. е. от размера платформы машины и наружного размера условного ящика.

30

При расчете капитальных вложений учитываются все затраты, связанные со специализацией:

стоимость нового оборудования (включая и его мон­ таж) ;

стоимость демонтажа, пригодного для использования оборудования и имеющегося в тарных мастерских, пере­ возка и монтаж его на специализированном предприятии; стоимость строительства складов для хранения полу­

фабрикатов и готовой продукции; стоимость строительства сушильных камер (если их

нет); стоимость строительства здания (цеха или предпри­

ятия) ; стоимость высвобожденных основных фондов, кото­

рые могут быть использованы на других предприятиях

или цехах.

!

Таким

образом, капитальные вложения, необходи­

мые для организации специализированных тарных пред­ приятий, математически можно выразить как

Е / ^ Я о + К д + К с - / 7,

где:

*2К — капитальные вложения; К0— стоимость нового оборудования, включая его

доставку и монтаж; Кд— стоимость перебазирования используемого

оборудования из тарных мастерских на спе­ циализированное предприятие;

Кс— стоимость строительства зданий и сооруже­ ний, сушильных камер;

F — стоимость основных фондов тарных участков, подлежащих ликвидации на специализирован­ ных тарных предприятиях или на других про­ изводствах.

31


Удельные капитальные вложения

К Уд

ък

Q

 

где Q —'количество тары, вырабатываемое на специали­ зированных предприятиях.

Срок окупаемости капитальных вложений определя­

ется по формуле

 

1v

q ч

 

‘-'уел

где:

N — количество месяцев или лет, за которые про­ изойдет отдача капитальных вложений;

сумма капитальных вложений, необходимых для проведения специализации производства тары;

Эусл— условно-годовая экономия от специализации

икооперирования производства тары.

Врезультате разработки мероприятий по специали­ зации и кооперированию достигается минимум затрат на производство тары и ее доставку до потребителя при ус­ тановлении оптимальной мощности специализирован­

ных тарных предприятий и их рациональном размеще­ нии.

Определение оптимальной мощности специализированных тарных предприятий и их рационального размещения методом линейного программирования

Увеличение мощности специализированного тарного предприятия повышает его экономическую эффектив­ ность. Одновременно повышение степени концентрации

тарного предприятия вызывает расширение радиуса пере­ возки тары, вследствие чего возрастают транспортные расходы, снижающие экономическую эффективность специализации и кооперирования тарного производства.

В связи с этим большое значение при организации специализированных тарных предприятий (цехов) имеет определение оптимальной мощности предприятий и их размещение относительно места получения сырья, полу­ фабрикатов и расположения потребителей тары. Особую актуальность приобретает вопрос о размещении специа­ лизированных предприятий по выпуску готовой тары.

При большом количестве потребителей тары, распо­ ложенных в различных районах, и нескольких вариантах проектируемых специализированных тарных предприя­ тий, выпускающих тару с различной себестоимостью, невозможно простым расчетом определить рациональное размещение этих предприятий и выбрать их оптималь­ ную мощность. Здесь целесообразно применить метод линейного программирования — решение транспортной задачи.

Для определения оптимальной мощности специализи­ рованных тарных предприятий и их размещения наибо­ лее приемлем метод решения транспортной задачи, предлагаемый Л. М. Дудкиным и др.1 («определение оптимального размещения производства продукции одного вида»), с отдельными дополнениями. Решая транспортную задачу, необходимо учитывать себестои­ мость тары, капитальные вложения -и затраты на до­ ставку тары от специализированных предприятий до потребителей.

1 Применение математики в экономических исследованиях. Под редакцией академика В. С. Немчинова, т. II, етр. 228.

33


Критерием оптимальности принят минимум затрат на производство тары и ее доставку потребителю.

Для решения транспортной задачи необходимо иметь

следующие данные:

 

 

 

 

 

 

 

п

количество предприятий, изготовляющих тару

 

и

расположенных

в

различных

пунктах

i

 

(i= l, 2, 3... п);

 

 

 

 

 

 

т ■— количество

предприятий, потребляющих тару

 

и

расположенных

в

различных

пунктах

/

 

(/= 1, 2, 3... т);

 

 

 

 

 

 

Bj — объем потребления тары в пункте /;

 

условной

Si

— себестоимость производства

одной

 

единицы тары в пункте i производства;

 

Куд— удельные капитальные вложения;

 

единицы

Тц — стоимость перевозки одной условной

 

тары от предприятия, изготавливающего тару

 

(в пунктах i), до потребления

(в пунктах /).

 

Необходимо определить:

 

 

 

 

 

 

Qi — мощность

тарного

предприятия

в

каждом

пункте i;

Qij — объем перевозки тары от специализированного тарного предприятия (в пункте i) до потреби­ теля (в пункте /).

В результате решения этой задачи должны быть по­ лучены минимальные затраты на производство тары и ее доставку к потребителю, т. е.

I (Дг + ЕК1уж) Qi + 1 T-tj Qu = min.

i

ij

При решении транспортной задачи необходимо со­ блюдать следующие равенства:

34