Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
1. Выпуск тары в пункте производства t должен рав няться количеству тары, отправляемой из этого пункта в различные пункты потребления:
т
Qi = I Qij.
i=i
2. Объем потребления в таре в пункте потребления j должен быть равен объему привозимой тары в этот пункт:
в , = Ш у i=i
3. Должен быть сохранен общий баланс производст ва и потребления тары:
IQ i = IB j . i = 1 J - 1
Выпуск тары во всех пунктах производства должен равняться общему объему ее потребления.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ и к о о п е р и р о в а н и я ПРОИЗВОДСТВА ТАРЫ
Определение оптимальной мощности специализированных тарных предприятий
и их рационального размещения методом линейного программирования
Для определения оптимальной мощности специализи рованных предприятий и их рационального размещения пользуются методом линейного программирования.
Постановка задачи
Расчет экономической эффективности специализации и кооперирования производства тары с учетом выбора оптимальной мощности специализированных предприя тий и их рационального размещения ведется на примере Московской обл. Продукция, выпускаемая предприятия ми области, довольно разнообразна — от продукции тя желого машиностроения до детских игрушек. Значитель ная часть ее вывозится за пределы области в различные районы страны, даже на Крайний Север и Дальний Вос ток. Часть продукции экспортируется заграницу, в том числе в страны с тропическим климатом. Отсюда ясно, какое большое значение имеет тара для сохранности ка чества и количества отправляемой продукции, а также для удобства ее транспортирования.
36
В области развито и сельское хозяйство, которое спе циализируется на животноводстве и овощеводстве, вы полняя основную задачу — снабжать население г. Моск вы и области мясом, молоком и овощами. Для упаковки продукции сельского хозяйства также необходима тара, потребность в которой в перспективе будет резко воз растать.
Для упаковки продукции применяются различные виды внешней и потребительской тары. Основную роль в упаковке продукции играет внешняя тара.
Внешняя тара — это деревянная тара (включая фа нерную), мягкая (мешки), полужесткая, картонная и ме таллическая.
Затраты на тару, потребляемую предприятиями обла сти для упаковки продукции, составляют свыше 55 млн. руб. в год. Удельный вес стоимости тары в стоимости упакованной продукции по отдельным отраслям про мышленности колеблется в пределах от 0,3% до 15%.
Основным и решающим видом внешней тары в обла сти, как и в целом по стране, является деревянная тара, удельный вес которой в общих затратах на внешнюю та ру составляет 80%. Из общей стоимости деревянной тары 98% занимает ящичная тара. Дощатая ящичная тара (включая фанерную) применяется для упаковки почти всех видов продукции, отправляемой в упакованном виде.
В Московской обл. деревянные бочки потребляют в незначительном количестве, главным образом для упа ковки жиров, пива, кваса, овощей и лакокрасочной про дукции.
Потребность в деревянной ящичной таре по области составляет в год около 42 млн. шт. условных ящиков (при расчете потребности в таре не учтена потребность тары некоторой части предприятий). Покрытие потреб ности в таре характеризуется табл. 3.
37
Т а б л и ц а 3
Потоебность в деоевинных ящиках
Наименование
потребителей удельный количество, вес пот млн. уел. реблении,
шт. %
Покрытие потребности, млн. уел. шт.
возвратная тара, бывшая в употреб лении
|
удельный |
|
удельный |
||
количе |
вес |
в об |
количе |
||
вес потреб |
|||||
ство |
щем |
потре |
ство |
ления, % |
|
|
блении, % |
|
|||
|
|
|
Итого по Мо |
41,7 |
|
28,0 |
67,1 |
13,7 |
32,9 |
сковской обл. |
100,0 |
|||||
В пересчете на |
|
|
|
|
|
|
круглый лес, |
|
|
0,75 |
|
|
|
млн. м 3 . . . |
1,11 |
|
|
0,36 |
|
Для выработки новой ящичной тары ежегодно рас ходуется около 750 тыс. ж3 древесины (в пересчете на круглый лес). Потребность в лесоматериалах для про изводства новой тары удовлетворяется в основном выде ляемыми материалами по фондам.
Структура выделяемых по фондам лесоматериалов характеризуется следующими данными, %:
п и л о м а т е р и а л ы ..................................................................... |
57 |
тарный кряж, круглый лес и фанерный кряж |
. . 20 |
комплекты деталей т а р ы ............................................... |
23 |
Следовательно, наибольший удельный вес составляют пиломатериалы и тарный кряж, которые завозятся в Мо сковскую обл. из различных областей на большие рассто яния, что нельзя признать рациональным.
Из Московской обл. для производства тары поступает незначительное количество лесоматериалов. В основном тара вырабатывается из привозных лесоматериалов, ко-
38
торые поступают до 98% по железной дороге. Тарный кряж завозится в Московскую обл. из других областей до 78%, пиломатериалы — до 90%. Среднее расстояние перевозки лесоматериалов — 949 км.
Следует заметить, что лесоматериалы, выделяемые по фондам для изготовления тары, часто не отвечают нужной спецификации. Пиломатериалы поступают на предприятия завышенных толщин, значительно превы шающие необходимую толщину деталей ящиков. Обору дования для раскроя на ребро толстых пиломатериалов на предприятиях не имеется. Тара из таких пиломатериа лов получается громоздкой, завышенной толщины и веса. На изготовление ее увеличивается расход древесины, тем самым возрастает себестоимость.
Тарный кряж поступает преимущественно коротко мерный 2-го сорта, нередко тонкомерный и иногда фак тически является дровяной древесиной. При изготовле нии тары из такого кряжа большая часть древесины идет в отходы, которые не используются. При сущест вующем рассредоточенном производстве тары на каж дом предприятии накапливается недостаточное количе ство отходов, чтобы их использовать для переработки, да и сами предприятия в этом не заинтересованы, по скольку производство тары играет для них вспомога тельную роль.
На изготовление тары по фондам выделяются ком плекты деталей тары всего лишь в размере 23% от всех поставляемых лесоматериалов, хотя они являются наи более экономичным исходным сырьем для выпуска ско лоченных ящиков.
Поставка комплектов деталей ящичной тары довольно распылена. Комплекты поступают по железной дороге.
Поступление пиломатериалов для |
изготовления тары |
в Московскую обл. характеризуется |
табл. 4. |
39
£ |
Т а б л и ц а 4 |
Тарный кряж
|
Рас |
количе |
Наименование |
стоя |
|
ние |
ство пе |
|
областей-поставщиков |
пере |
ревози |
лесоматериалов |
возки, |
мой |
|
к м |
продук |
|
|
ции, |
|
|
тыс. м 3 |
стои мость пере возки
1м 3,
р.- к .
сумма, тыс. руб.
Пиломатериалы
количе |
стои |
|
ство пе |
мость |
сумма, |
ревози |
пере |
|
мой |
возки |
тыс. |
продук |
1 м 3, |
руб. |
ции, |
р. - к. |
|
тыс. м 3 |
|
Комплекты деталей тары
количе |
стои |
|
|
ство пе |
мость |
сумма, |
|
ревози |
пере |
||
мой |
возки |
”тыс. |
|
продук |
руб. |
||
1 м 3, |
|||
ции, |
р .- к . |
|
|
тыс. м 3 |
|
|
1. |
А рхангельская . |
914 |
34,2 |
4—77 |
163,1 |
70,0 |
2 - 27 |
158,9 |
_ |
_ |
_ |
2. |
Вологодская . . |
629 |
2,7 |
2—63 |
7,1 |
1,5 |
1 - 6 2 |
2,4 |
— |
— |
— |
3. |
Владимирская . |
294 |
|
|
|
16,9 |
1 - 0 0 |
16,9 |
— |
— |
— |
4. |
Горьковская . . |
622 |
- |
- |
— |
21,0 |
1—84 |
38,6 |
5,2 |
1 -9 1 |
9,9 |
5. |
Карельская АССР |
1283 |
5,5 |
4—34 |
23,9 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6. |
Ивановская . . |
557 |
|
|
|
— |
— |
— |
2,8 |
1 - 5 4 |
4,3 |
7. |
Кировская . . . |
1083 |
54,2 |
3 - 7 7 |
204,3 |
31,1 |
2—49 |
77,2 |
16,4 |
2 - 5 8 |
42,3 |
8. |
Коми А ССР . . |
1553 |
— |
— |
— |
20,0 |
3—44 |
68,8 |
1,4 |
3 - 3 2 |
4,6 |
9. |
Костромская . . |
697 |
— |
— |
— |
33,0 |
1 - 8 8 |
62,0 |
11,7 |
1 - 9 5 |
22,8 |
10. |
Калининская . . |
447 |
— |
— |
— |
- |
— |
— |
8,4 |
1—38 |
11,6 |
И . |
Ленинградская . |
737 |
— |
- |
— |
— |
— |
— |
5,0 |
1 —98 |
1,0 |
12. |
Пермская . . . |
1563 |
— |
— |
— |
15,0 |
3—52 |
52,8 |
— |
- |
— |
13. |
Свердловская . |
2046 |
— |
— |
' — |
— |
- |
— |
2,6 |
4 - 7 2 |
12,3 |
14. |
Ярославская . . |
433 |
— |
— |
— |
6,5 |
1 - 6 9 |
11,0 |
0,2 |
1 - 6 4 |
0,3 |
|
И т о г о . . |
|
96,6 |
4 - 2 9 |
398,4 |
215,0 |
2 - 2 7 |
488,6 |
53,7 |
2—03 |
109,1 |
Наиболее низкая стоимость перевозки 1 мг падает на комплекты деталей тары. Она в 2,2 раза ниже стоимо сти доставки тарного кряжа и 1,2 раза — пиломатериа лов. Объясняется такое положение тем, что удельный вес дополнительных затрат в стоимости перевозки 1 м3 отдельных видов лесоматериалов различен: по тарному кряжу 44%, по пиломатериалам 8%, по комплектам де талей тары 9%.
Приведенные данные говорят о том, что даже при прочих равных условиях экономичнее поставлять комп лекты деталей тары вместо тарного кряжа и пиломате риалов.
Производство новой ящичной тары распылено по мно гим предприятиям-потребителям. Специализированных предприятий по изготовлению тары нет. В основном все предприятия, потребляющие тару, изготовляют ее у себя. Только небольшая часть предприятий получает новую тару со стороны. Впервые в Московской области ЦНИЛТарой было проведено в 1959—1961 гг. обследование предприятий, вырабатывающих и потребляющих тару. В результате было выявлено, что из 157 предприятий, потребляющих деревянную ящичную тару для упаковки продукции, 121 вырабатывает ее у себя, что составляет
77,8%.
Тара изготавливается либо в тарных мастерских и ре монтностроительных, деревообрабатывающих или упако вочных цехах, либо просто на открытой территории заво да. Тарные мастерские — это в основном неприспособ ленные помещения. Производство ящичной тары на предприятиях области мало механизировано. На боль шинстве из них ящики сколачиваются вручную. Имею щееся оборудование в тарных мастерских старое и мало производительное, мощность его используется на 10— 30%. Это в основном циркульные и маятниковые пилы.
41
Для сколотки щитков и корпусов ящиков на 121 пред приятии имеется 43 гвоздезабивных станка, но эти станки почти не используются при сколотке тары, так как из-за поступления нестандартных гвоздей часто выходят из строя.
Поэтому и на этих предприятиях применяется ручной труд. При таком маломеханизированном произ водстве тары в тарных мастерских при заводах-потреби телях производительность труда низка (табл. 5).
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
|
|
Количество |
|
Выработка на одного |
||
|
Количество |
ящиков, |
Количество |
рабочего в год |
|
|
Число рабочих |
вырабаты- |
|
|
|
||
тарных |
ваемых |
рабочих |
|
|
|
|
в тарных мастер |
мастерсках |
в год на |
на данных |
в тыс. |
в Т Ы С . |
|
ских и цехах |
и цехов |
данных уча |
участках |
м 3 |
||
|
|
стках в тыс. |
|
уел. шт. |
чнетот. |
|
|
|
уел. шт. |
|
|
|
|
До 10 человек . . |
73 |
2 447 |
365 |
6,7 |
0,088 |
|
От И до 50 чел. . |
40 |
6 431 |
896 |
7.2 |
0,094 |
|
От 51 до 100 чел. |
7 |
4 679 |
516 |
9,1 |
0,119 |
|
Свыше 101 чел. . |
1 |
4 873 |
410 |
11,9 |
0,156 |
|
И т о г о . . |
121 |
18 430 |
2187 |
8,0 |
0,105 |
60% тарных участков — это мастерские с числом ра бочих до 10 человек, вырабатывающих всего лишь 13% всей новой тары в области, с годовой выработкой на одного рабочего 6,7 тыс. шт. условных ящиков.
33% тарных участков — мастерские с числом рабо чих от 11 до 50 человек, вырабатывающих 35% новой
42