Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Выпуск тары в пункте производства t должен рав­ няться количеству тары, отправляемой из этого пункта в различные пункты потребления:

т

Qi = I Qij.

i=i

2. Объем потребления в таре в пункте потребления j должен быть равен объему привозимой тары в этот пункт:

в , = Ш у i=i

3. Должен быть сохранен общий баланс производст­ ва и потребления тары:

IQ i = IB j . i = 1 J - 1

Выпуск тары во всех пунктах производства должен равняться общему объему ее потребления.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ и к о о п е р и р о в а н и я ПРОИЗВОДСТВА ТАРЫ

Определение оптимальной мощности специализированных тарных предприятий

и их рационального размещения методом линейного программирования

Для определения оптимальной мощности специализи­ рованных предприятий и их рационального размещения пользуются методом линейного программирования.

Постановка задачи

Расчет экономической эффективности специализации и кооперирования производства тары с учетом выбора оптимальной мощности специализированных предприя­ тий и их рационального размещения ведется на примере Московской обл. Продукция, выпускаемая предприятия­ ми области, довольно разнообразна — от продукции тя­ желого машиностроения до детских игрушек. Значитель­ ная часть ее вывозится за пределы области в различные районы страны, даже на Крайний Север и Дальний Вос­ ток. Часть продукции экспортируется заграницу, в том числе в страны с тропическим климатом. Отсюда ясно, какое большое значение имеет тара для сохранности ка­ чества и количества отправляемой продукции, а также для удобства ее транспортирования.

36

В области развито и сельское хозяйство, которое спе­ циализируется на животноводстве и овощеводстве, вы­ полняя основную задачу — снабжать население г. Моск­ вы и области мясом, молоком и овощами. Для упаковки продукции сельского хозяйства также необходима тара, потребность в которой в перспективе будет резко воз­ растать.

Для упаковки продукции применяются различные виды внешней и потребительской тары. Основную роль в упаковке продукции играет внешняя тара.

Внешняя тара — это деревянная тара (включая фа­ нерную), мягкая (мешки), полужесткая, картонная и ме­ таллическая.

Затраты на тару, потребляемую предприятиями обла­ сти для упаковки продукции, составляют свыше 55 млн. руб. в год. Удельный вес стоимости тары в стоимости упакованной продукции по отдельным отраслям про­ мышленности колеблется в пределах от 0,3% до 15%.

Основным и решающим видом внешней тары в обла­ сти, как и в целом по стране, является деревянная тара, удельный вес которой в общих затратах на внешнюю та­ ру составляет 80%. Из общей стоимости деревянной тары 98% занимает ящичная тара. Дощатая ящичная тара (включая фанерную) применяется для упаковки почти всех видов продукции, отправляемой в упакованном виде.

В Московской обл. деревянные бочки потребляют в незначительном количестве, главным образом для упа­ ковки жиров, пива, кваса, овощей и лакокрасочной про­ дукции.

Потребность в деревянной ящичной таре по области составляет в год около 42 млн. шт. условных ящиков (при расчете потребности в таре не учтена потребность тары некоторой части предприятий). Покрытие потреб­ ности в таре характеризуется табл. 3.

37


Т а б л и ц а 3

Потоебность в деоевинных ящиках

Наименование

потребителей удельный количество, вес пот­ млн. уел. реблении,

шт. %

Покрытие потребности, млн. уел. шт.

возвратная тара, бывшая в употреб­ лении

 

удельный

 

удельный

количе­

вес

в об­

количе­

вес потреб­

ство

щем

потре­

ство

ления, %

 

блении, %

 

 

 

 

Итого по Мо­

41,7

 

28,0

67,1

13,7

32,9

сковской обл.

100,0

В пересчете на

 

 

 

 

 

 

круглый лес,

 

 

0,75

 

 

 

млн. м 3 . . .

1,11

 

 

0,36

 

Для выработки новой ящичной тары ежегодно рас­ ходуется около 750 тыс. ж3 древесины (в пересчете на круглый лес). Потребность в лесоматериалах для про­ изводства новой тары удовлетворяется в основном выде­ ляемыми материалами по фондам.

Структура выделяемых по фондам лесоматериалов характеризуется следующими данными, %:

п и л о м а т е р и а л ы .....................................................................

57

тарный кряж, круглый лес и фанерный кряж

. . 20

комплекты деталей т а р ы ...............................................

23

Следовательно, наибольший удельный вес составляют пиломатериалы и тарный кряж, которые завозятся в Мо­ сковскую обл. из различных областей на большие рассто­ яния, что нельзя признать рациональным.

Из Московской обл. для производства тары поступает незначительное количество лесоматериалов. В основном тара вырабатывается из привозных лесоматериалов, ко-

38


торые поступают до 98% по железной дороге. Тарный кряж завозится в Московскую обл. из других областей до 78%, пиломатериалы — до 90%. Среднее расстояние перевозки лесоматериалов — 949 км.

Следует заметить, что лесоматериалы, выделяемые по фондам для изготовления тары, часто не отвечают нужной спецификации. Пиломатериалы поступают на предприятия завышенных толщин, значительно превы­ шающие необходимую толщину деталей ящиков. Обору­ дования для раскроя на ребро толстых пиломатериалов на предприятиях не имеется. Тара из таких пиломатериа­ лов получается громоздкой, завышенной толщины и веса. На изготовление ее увеличивается расход древесины, тем самым возрастает себестоимость.

Тарный кряж поступает преимущественно коротко­ мерный 2-го сорта, нередко тонкомерный и иногда фак­ тически является дровяной древесиной. При изготовле­ нии тары из такого кряжа большая часть древесины идет в отходы, которые не используются. При сущест­ вующем рассредоточенном производстве тары на каж­ дом предприятии накапливается недостаточное количе­ ство отходов, чтобы их использовать для переработки, да и сами предприятия в этом не заинтересованы, по­ скольку производство тары играет для них вспомога­ тельную роль.

На изготовление тары по фондам выделяются ком­ плекты деталей тары всего лишь в размере 23% от всех поставляемых лесоматериалов, хотя они являются наи­ более экономичным исходным сырьем для выпуска ско­ лоченных ящиков.

Поставка комплектов деталей ящичной тары довольно распылена. Комплекты поступают по железной дороге.

Поступление пиломатериалов для

изготовления тары

в Московскую обл. характеризуется

табл. 4.

39


£

Т а б л и ц а 4

Тарный кряж

 

Рас­

количе­

Наименование

стоя­

ние

ство пе­

областей-поставщиков

пере­

ревози­

лесоматериалов

возки,

мой

 

к м

продук­

 

 

ции,

 

 

тыс. м 3

стои­ мость пере­ возки

1м 3,

р.- к .

сумма, тыс. руб.

Пиломатериалы

количе­

стои­

 

ство пе­

мость

сумма,

ревози­

пере­

мой

возки

тыс.

продук­

1 м 3,

руб.

ции,

р. - к.

 

тыс. м 3

 

Комплекты деталей тары

количе­

стои­

 

ство пе­

мость

сумма,

ревози­

пере­

мой

возки

”тыс.

продук­

руб.

1 м 3,

ции,

р .- к .

 

тыс. м 3

 

 

1.

А рхангельская .

914

34,2

4—77

163,1

70,0

2 - 27

158,9

_

_

_

2.

Вологодская . .

629

2,7

2—63

7,1

1,5

1 - 6 2

2,4

3.

Владимирская .

294

 

 

 

16,9

1 - 0 0

16,9

4.

Горьковская . .

622

-

-

21,0

1—84

38,6

5,2

1 -9 1

9,9

5.

Карельская АССР

1283

5,5

4—34

23,9

6.

Ивановская . .

557

 

 

 

2,8

1 - 5 4

4,3

7.

Кировская . . .

1083

54,2

3 - 7 7

204,3

31,1

2—49

77,2

16,4

2 - 5 8

42,3

8.

Коми А ССР . .

1553

20,0

3—44

68,8

1,4

3 - 3 2

4,6

9.

Костромская . .

697

33,0

1 - 8 8

62,0

11,7

1 - 9 5

22,8

10.

Калининская . .

447

-

8,4

1—38

11,6

И .

Ленинградская .

737

-

5,0

1 —98

1,0

12.

Пермская . . .

1563

15,0

3—52

52,8

-

13.

Свердловская .

2046

'

-

2,6

4 - 7 2

12,3

14.

Ярославская . .

433

6,5

1 - 6 9

11,0

0,2

1 - 6 4

0,3

 

И т о г о . .

 

96,6

4 - 2 9

398,4

215,0

2 - 2 7

488,6

53,7

2—03

109,1


Наиболее низкая стоимость перевозки 1 мг падает на комплекты деталей тары. Она в 2,2 раза ниже стоимо­ сти доставки тарного кряжа и 1,2 раза — пиломатериа­ лов. Объясняется такое положение тем, что удельный вес дополнительных затрат в стоимости перевозки 1 м3 отдельных видов лесоматериалов различен: по тарному кряжу 44%, по пиломатериалам 8%, по комплектам де­ талей тары 9%.

Приведенные данные говорят о том, что даже при прочих равных условиях экономичнее поставлять комп­ лекты деталей тары вместо тарного кряжа и пиломате­ риалов.

Производство новой ящичной тары распылено по мно­ гим предприятиям-потребителям. Специализированных предприятий по изготовлению тары нет. В основном все предприятия, потребляющие тару, изготовляют ее у себя. Только небольшая часть предприятий получает новую тару со стороны. Впервые в Московской области ЦНИЛТарой было проведено в 1959—1961 гг. обследование предприятий, вырабатывающих и потребляющих тару. В результате было выявлено, что из 157 предприятий, потребляющих деревянную ящичную тару для упаковки продукции, 121 вырабатывает ее у себя, что составляет

77,8%.

Тара изготавливается либо в тарных мастерских и ре­ монтностроительных, деревообрабатывающих или упако­ вочных цехах, либо просто на открытой территории заво­ да. Тарные мастерские — это в основном неприспособ­ ленные помещения. Производство ящичной тары на предприятиях области мало механизировано. На боль­ шинстве из них ящики сколачиваются вручную. Имею­ щееся оборудование в тарных мастерских старое и мало­ производительное, мощность его используется на 10— 30%. Это в основном циркульные и маятниковые пилы.

41

Для сколотки щитков и корпусов ящиков на 121 пред­ приятии имеется 43 гвоздезабивных станка, но эти станки почти не используются при сколотке тары, так как из-за поступления нестандартных гвоздей часто выходят из строя.

Поэтому и на этих предприятиях применяется ручной труд. При таком маломеханизированном произ­ водстве тары в тарных мастерских при заводах-потреби­ телях производительность труда низка (табл. 5).

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

 

Количество

 

Выработка на одного

 

Количество

ящиков,

Количество

рабочего в год

 

Число рабочих

вырабаты-

 

 

 

тарных

ваемых

рабочих

 

 

 

в тарных мастер­

мастерсках

в год на

на данных

в тыс.

в Т Ы С .

 

ских и цехах

и цехов

данных уча­

участках

м 3

 

 

стках в тыс.

 

уел. шт.

чнетот.

 

 

уел. шт.

 

 

 

 

До 10 человек . .

73

2 447

365

6,7

0,088

От И до 50 чел. .

40

6 431

896

7.2

0,094

От 51 до 100 чел.

7

4 679

516

9,1

0,119

Свыше 101 чел. .

1

4 873

410

11,9

0,156

И т о г о . .

121

18 430

2187

8,0

0,105

60% тарных участков — это мастерские с числом ра­ бочих до 10 человек, вырабатывающих всего лишь 13% всей новой тары в области, с годовой выработкой на одного рабочего 6,7 тыс. шт. условных ящиков.

33% тарных участков — мастерские с числом рабо­ чих от 11 до 50 человек, вырабатывающих 35% новой

42