Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тары с годовой выработкой на одного рабочего 7,2 тыс. шт. условных ящиков.

Вобласти имеется всего лишь 7% тарных участков

счисленностью рабочих свыше 50 человек', где сколотка тары частично механизирована и где вырабатывается 52% всей новой тары. Выработка на одного рабочего на этих участках приближается к выработке на специали­ зированных предприятиях и достигает 9—11,9 тыс. шт. условных ящиков в год. Заметим, что выработка на одно­

го рабочего на специализированном тарном заводе № 2 треста «Промтара» в г. Москве составляет 14 тыс. шт. условных ящиков в год.

Учет издержек производства на этих предприятиях почти нигде не ведется. Только на отдельных сравни­ тельно крупных участках составляются отчетные и пла­ новые калькуляции на тару.

Производство тары относится к материалоемким от­ раслям промышленности. В себестоимости деревянной ящичной тары удельный вес сырья и материалов состав­ ляет около 77%. Поэтому, чтобы снизить себестоимость тары, необходимо в первую очередь сократить затраты на сырье и материалы.

По данным расчета, только из-за плохой организации производства ящичной тары (без учета потерь продук­ ции при хранении и транспортировании) убытки ежегод­ но составляют свыше 8 млн. руб., или 14,5% к общим за­ тратам на тару в области. Поэтому существующую орга­ низацию производства тары оставлять без изменения нельзя.

Организация тарного производства в Московской обл. в значительной мере отображает общую картину состо­ яния тарного хозяйства в стране. Для перехода к разра­ ботке мероприятий по специализации и кооперированию

•43

производства тары необходимо определить потребность

в таре по области.

принимаем

В нашей работе за перспективный

1970 год. При расчете потребности в таре на

1.970 г. учи­

тывалась возможность замены существующих малоэф­ фективных видов тары более прогрессивными. (Возмож­ ность замены основывается на значительном разви­ тии целлюлозно-бумажной и химической промышлен­ ности.)

Наряду с этим, несмотря на замену деревянной ящич­

ной тары

более

прогрессивными видами,

потребность

в дощатой

таре

еще будет значительной

и составит

в 1970 г. 42 млн. шт. условных ящиков, в том числе но­ вых — 32 млн. шт.

Потребность в массовой ящичной таре составит 21,4 млн. шт. условных ящиков. Производство деревян­ ной ящичной тары необходимо, и его следует организо­ вать по принципу технологической специализации на спе­ циализированных предприятиях (цехах), оснащенных современным тарным оборудованием, где будет осуще­ ствляться строгий контроль за количеством расходуемой древесины и тара будет изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ.

Крупногабаритную тару предлагается изготавливать на предприятиях, потребляющих эту тару, из комплектов или готовых щитков, так как перевозка крупногабарит­ ной тары нерентабельна. Кроме того, крупногабаритная продукция часто упаковывается не в сколоченную тару, а обшивается на месте тарными дощечками или щит­ ками.

К 1970 г. должны быть ликвидированы нерациональ­ ные перевозки круглого леса и пиломатериалов для производства тары в безлесные районы и организована поставка для этой цели комплектов деталей тары.

44


Таким образом, все тарные предприятия по выпуску массовой готовой тары будут изготавливать тару из комплектов деталей тары.

Расчет экономии от поставки комплектов тары вместо существующей поставки для изготовления тары различ­ ных лесоматериалов ведется по данным расчета средней стоимости перевозки 1 м3 лесоматериалов от отдельных поставщиков в Московскую обл. Количество лесоматери­ алов, загружаемое в 4-осный железнодорожный вагон, взято из методики расчета стоимости перевозок, разрабо­ танной Гипролеспромом.

Потребность только в массовой деревянной ящичной таре с учетом ее замены прогрессивными видами в 1970 г. составит, как отмечено выше, 21,4 млн. шт. условных ящиков. На изготовление этого количества ящиков при существующей структуре поставки лесоматериалов по­ требуется:

тарного к р я ж а ..........................

п и л о м атер и ал о в ...........................

комплектов деталей тары . .

 

%

тыс. м 3

. . .

20

114,2

. . .

57

227,8

. . .

23

64,2

В с е г о

............................................... 406,2

а при поставке только

комплектов деталей тары —

■280,3 тыс. м3 комплектов.

На доработку комплектов при изготовлении ящичной тары прибавляем еще дополнительно 5%. Всего комплек­ тов деталей тары потребуется

280,3 X 1,05 = 294,3 тыс. ж3.

Расчет экономии транспортных расходов вследствие замены пиломатериалов и тарного кряжа комплектами деталей для производства тары представлен в табл. 6.

45

Наименование

лесоматериалов

Количество лесоматериалов, загружаемое в 4-осный вагон, м 3

Средняя стоимость перевозки 1 м 3 лесоматериалов в Моек, обл.

Количество перево­ зимых материалов, тыс. м 3

Потребное количество железнодорожных вагонов, шт.

Сумма транспортных расходов, тыс. руб.

при существующей структуре

Количество перево­ зимых материалов, тыс. м 3

Потребное количество железнодорожных вагонов, шт.

Сумма транспортных расходов, тыс. руб.

при поставке комплектов

Т а б л и ц а G

Экономия

железнодорожных вагонов, шт.

транспортных расхо­ дов, тыс. руб.

Пиломатериалы . .

5 0

2 - 2 7

227,8

4556

517,1

-

Тарный

кряж . . .

48

4 - 2 9

114,2

2379

489,9

Тарные

комплекты

47

2 - 0 3

64,2

1366

130,3

294,3

6261

597,4

И т о г о . .

8301 1137,3 294,3 6261 597,4 2040 539,9


Так, при поставке комплектов деталей для изготов­ ления ящичной массовой тары вместо пиломатериалов и тарного кряжа в год будет сэкономлено на транспорт­ ных расходах 540 тыс. руб. и высвобождено 2040 желез­ нодорожных вагонов.

Определяем оптимальную мощность специализиро­ ванных тарных предприятий и их размещение на терри­ тории области при условии уже сложившегося место­ расположения предприятий, потребляющих тару для упаковки продукции.

Формулировка условий задачи

Все предприятия, расположенные в одном пункте, объединены в единого потребителя. Всего таких пунктов потребления насчитывается 48. Изготовлением массовой ящичной тары в настоящее время занимаются 63 пред­ приятия.

Потребители тары разбросаны по территории области. Потребность в таре каждого из них различная. Для бо­ лее правильного определения оптимального размещения тарных предприятий было намечено 16 вариантов разме­ щения проектируемых специализированных предприятий

вразличных районах области исходя из сосредоточения наибольшей потребности в таре отдельных предприятий

вданном пункте.

Специализированные тарные предприятия намечают­ ся мощностью в 2000 и 6000 тыс. шт. условных ящиков в год. Выбор предприятий с большей градацией мощнос­ ти ограничен из-за отсутствия проектов строительства тарных предприятий или цехов по выпуску готовой тары из комплектов. Оптимальная мощность специализиро­ ванных предприятий и их рациональное размещение

47

определяем методом линейного программирования — решением транспортной задачи.

Оптимальным при определенных заданных критери­ ях будет тот результат решения транспортной задачи, при котором достигается минимум затрат труда и стои­ мости перевозки тары от специализированных тарных предприятий до предприятий-потребителей.

Для решения задачи необходимы следующие исход­ ные данные: объем потребности в таре в каждом пункте потребления; мощность тарных производств, как сущест­ вующих, так и специализированных; себестоимость еди­ ницы вырабатываемой тары на каждом из этих произ­ водств; транспортные расходы на перевозку единицы тары от каждого производителя до каждого потребителя.

Оптимальную мощность специализированных тарных предприятий и их размещение определяем в соответствии с предлагаемой методикой.

Подготовка исходных данных для решения задачи

1. Объем потребности в таре по каждому предприя­ тию определен с учетом замены деревянной тары про­ грессивными видами.

2. Мощность тарных участков, расположенных на предприятиях-потребителях, и себестоимость единицы тары взяты по отчетным данным предприятий, а при отсутствии последних определялись экспертным путем. Так как вырабатываемая ящичная тара различна по кон­ струкции, обработка, себестоимость физического ящика переведена в сопоставимую величину по условному ящи­ ку с учетом сырьеемкости и трудоемкости. Себестоимость физических ящиков по каждому предприятию в сопоста­ вимые величины по условному ящику переводится в со­ ответствии с методикой определения экономической эф­

48


фективности специализации и кооперирования производ­ ства тары.

3. Мощность специализированных тарных предприя­ тий, себестоимость вырабатываемой единицы тары и удельные капитальные вложения приняты:

по предприятию мощностью 2000 тыс. шт. условных

ящиков в

год — по

данным ЦНИИТУ; процесс изго­

товления

ящичной

тары из комплектов механизи­

рован;

 

 

по предприятию мощностью 6000 тыс. шт. условных ящиков в год — по отчетным данным действующего спе­ циализированного завода № 2 треста «Промтара» (г. Москва). Этот завод является механизированным предприятием. Тара вырабатывается преимущественно из комплектов.

4. Стоимость перевозки единицы тары определена от каждого пункта производства до любого пункта потреб­ ления независимо от того, будет ли этот потребитель по­ лучать тару от данного изготовителя или нет.

Транспортные расходы рассчитывались из кратчай­ ших расстояний между изготовителями и потребителями. На'икратчайшие расстояния взяты из справочника рас­ стояний между городами и населенными пунктами Мос­ ковской обл., утвержденного 23 ноября 1963 г. Мосавтоуправлением. Расстояния между пунктами, отсутствую­ щими в справочнике, рассчитаны по карте Московской обл.

Перевозку готовой'ящичной тары от специализиро­ ванных предприятий до потребителей намечается осуще­ ствлять автомобильным транспортом, так как перевозка тары по железной дороге на короткие расстояния совер­ шенно неэффективна. Кроме того, перевозка продукции внутри области по железной дороге сейчас ограничива­ ется, а в перспективе будет прекращена.

49


Для перевозки тары принята автомашина ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 г. Размеры платформы (внутрен­ ние), мм: длина — 3070; ширина —2070; высота —605. Погрузочная высота с наращенным бортом 2600 мм. На­ ружный размер условного ящика 486X336X336 мм.

Расчет количества условных ящиков, укладывающих­ ся на автомашину:

по длине 3070:486=6,3, принимаем 6;

по ширине 2070 : 336= 6,2, принимаем 6;

по высоте 2600 : 336= 7,73, принимаем 7.

Всего условных ящиков: 6X6X7 = 252 шт. Стоимость перевозки тары на автомашине от изгото­

вителя

до потребителя рассчитывается

по формуле

 

j , _ AG

 

 

 

где:

У ~ "252’

 

 

 

— стоимость перевозки одного условного ящика;

Т

А

— стоимость перевозки

тары

на

определенное

 

расстояние по тарифу;

на одной

автомашине;

G — вес тары, перевозимой

252 — количество условных

ящиков, вмещающихся

 

на одну автомашину.

 

 

 

Стоимость перевозки тары А определяется по спра­ вочнику единых тарифов на перевозку грузов автомо­ бильным транспортом, введенных в действие с 1 января

1962 г.

Тарифная плата за перевозку тары автомобильным транспортом устанавливается в соответствии с положе­ нием по применению тарифов за перевозку грузов, в за­ висимости от расстояния перевозок и класса грузов. Та­ ра по классификации грузов, перевозимых автомобиль­ ным транспортом, относится к IV классу.

50