Файл: Гриневич В.И. Специализация и кооперирование производства тары.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Например, рассчитываем стоимость перевозки одного условного ящика от специализированного тарного пред приятия в г. Ногинске до следующих пунктов:
Волоколамский ремонтный завод
Расстояние между этими предприятиями 178 км.
А — стоимость перевозки тары по справочнику еди ных тарифов на перевозку грузов автомобиль ным транспортом на 100 км будет 6 р. 80 к., а свыше 100 км — за каждый километр 6,8 коп;
G — вес тары, равный 6,8 /сгX252 =1714 кг ^ 2 т.
Следовательно:
Т = |
А О |
(6,8 + 0,068 х 78) х 2 |
= 9,6 коп. |
|
252 |
252 |
|
Павшинский механический завод
Расстояние между этими предприятиями 76 км.
Т = |
A G |
_5 р. 90 к. X 2 |
= 4,7 коп. |
|
252 |
252 |
|
Снегиревский завод
Расстояние между этими предприятиями 97 км.
|
™ _ |
A G _ 6 р. 80 к. X 2 |
= 5,4 |
КОП. |
|
|
|
252 |
252 |
|
|
И так по каждому предприятию. |
|
||||
Имея |
все |
исходные |
данные, |
составляем расчетную |
|
матрицу. |
По вертикали |
располагаются |
предприятия-изгото |
||
1. |
вители тары с указанием их мощности и себестоимости единицы тары на этих производствах. Всего изготовите лей будет 79, из них 63 существующих специализирован
51
ных производства и 16 проектируемых специализирован ных тарных предприятий, т. е. «.=79.
2.По горизонтали располагаются потребители с ука занием их объема потребности в таре. Всего потребите лей будет 48, т. е. «г= 48.
3.Стоимость перевозки единицы тары проставляет ся по горизонтали от каждого пункта, где проектируется организовать специализированное производство тары, до каждого потребителя.
4.По горизонтали от каждого существующего пред приятия-изготовителя в. точке пересечения с соответст вующим потребителем, расположенным по вертикали, проставляются вместо стоимости перевозки тары нули, так как предприятия эту тару никуда не вывозят, а по требляют у себя.
Для решения задачи должны быть сохранены сле дующие равенства:
а) выпуск тары в определенном пункте производства должен равняться количеству тары, отправляемой из этого пункта, т. е.
т
Qi = IQ y . )=1
Например, в пункте i=65, Qt- = 2000 тыс. шт. условных ящиков; значит, объем вывозки тары из пункта 65
т
(2Qt-j) должен быть равен 2000 тыс. шт. условных
i =1
ящиков; б) объем потребности в таре в каждом пункте по
требления должен быть равен объему производимой для него тары, т. е.
В] = Q£ij-
i- 1
52
Например, в пункте / = 35, fij=980 тыс. шт. условных
П
ящиков; значит объем привозимой тары в пункт 35(2Qi;)
должен составлять 980 тыс. шт. условных ящиков. Необходимо иметь общий (контрольный) баланс
производства и распределения тары. Следовательно, общий объем производства тары в 79 пунктах должен равняться общему объему потребления во всех 48 пунк тах, т. е.
пт
1 Q< = 2 В}. /=i j=1
По условию нашей задачи объем производства зна чительно превышает объем потребления тары, т. е. мы получили открытую модель
пт
2 <3г > 2 В ] ,
г-1 1
. где: П
2 Qj='67 398 тыс. шт. условных ящиков;
г= 1
т
2Sj=21 362 тыс. шт. условных ящиков.
1-1
Подставив значения в формулу, получим
67 398 > 21 362.
Такое превышение суммы мощностей над суммой потребления тары было пердусмотрено по условию за дачи для того, чтобы обеспечить большой выбор при определении оптимальной мощности специализирован ных предприятий и их оптимального размещения.
53
Для решения Данной транспортной задачи ее необ ходимо привести к общему случаю, т. е. чтобы была закрытая модель:
пт
г-1 i=1
Для этого вводится фиктивный потребитель тары, потребность которого равна разности между суммой мощностей и суммой потребностей — 46 036 тыс. шт. условных ящиков. Следовательно, будет 49 пунктов по требления.
Математически потребность фиктивного потребления будет выражаться следующей формулой:
пт
i=l j = \
где Bj+1 — потребность фиктивного потребителя.
Общая формула с включением фиктивного потреби теля выразится следующей зависимостью:
пт
1 Qi = ZBj + BJ+l. i=l 7=1
Стоимость перевозки тары от каждого изготовителя до фиктивного потребителя принимается равной между собой, так как абсолютная ее величина не имеет ника кого значения, важно лишь равенство.
Значит, стоимость перевозки тары для любого изго товителя, который будет отправлять тару фиктивному потребителю Bj+ь будет одной и той же. Поэтому включение фиктивного потребителя не будет влиять на получение минимума затрат труда и стоимости пере возки тары.
54
По вертикали матрицы, по пункту фиктивного потре бителя, проставляется разница между максимальной себестоимостью изготовления единицы тары и себестои мостью единицы тары на каждом тарном производстве.
В результате решения данной задачи методом линей ного программирования будет определена оптимальная мощность специализированных тарных предприятий, а сами они прикреплены к определенным потребителям. Если же общие затраты на производство тары и ее пе ревозку будут минимальными, то предприятия, имеющие общие затраты выше минимальных, будут прикреплены к фиктивному потребителю. Это значит, что производ ство тары на таких предприятиях нерентабельно и его необходимо ликвидировать.
Указанная транспортная задача решалась на элек тронно-вычислительной машине.
Анализ полученных данных
В результате решения нашей задачи получено:
схема размещения специализированных тарных пред приятий и прикрепления их к соответствующим потреби телям с учетом минимальных затрат производства и ми нимальной стоимости перевозки тары от специализиро ванного предприятия до потребителя;
оптимальная мощность специализированного тарного предприятия.
На основе результатов решения данной транспортной задачи можно сделать следующие выводы:
1. Специализированные тарные предприятия по вы пуску готовой ящичной тары из комплектов нужно созда вать мощностью 6000 тыс. условных ящиков в год даже при расширении радиуса перевозок тары.
55
2.Организация специализированных тарных предпри ятий мощностью 2000000 условных ящиков в год неэф фективна, как это намечалось в гг. Ногинске, ОреховоЗуеве, Солнечногорске, Егорьевске, Коломне, Волоко ламске, Можайске, Клину, Дмитрове, Апрелевке с уче том потребляемой в этих городах тары. Как показывают результаты решения задачи, вся выработанная тара на этих предприятиях прикреплена к фиктивному потреби телю. Это значит, что эффективнее привозить тару от других специализированных тарных предприятий, чем изготавливать ее в этих пунктах.
3.Производство тары на предприятиях, потребляю щих тару, совсем неэкономично. Вся вырабатываемая тара на этих предприятиях в результате решения тран
спортной задачи была распределена и прикреплена к фиктивному потребителю. Следовательно, мелкие тар ные участки при предприятиях-потребителях нужно ликвидировать, а потребность в таре этих предприятий удовлетворить за счет получения ее со специализиро ванных тарных предприятий.
Вопрос об организации специализированных пред приятий по выпуску сколоченной тары в каждом конкрет ном случае должен решаться с полным выявлением по требителей тары в данном районе.
Расчет экономической |
эффективности специализации |
и кооперирования |
производства ящичной тары |
Установив оптимальную мощность специализирован ных тарных предприятий и получив рациональную схему их размещения, можно в соответствии с предлагаемой методикой определить экономическую эффективность специализации и кооперирования производства.
56
Для определения экономической эффективности необходимы следующие данные:
количество тары, вырабатываемой на специализиро ванных предприятиях;
себестоимость условного ящика, изготовляемого на предприятиях-потребителях до специализации производ ства тары;
себестоимость условного ящика на специализирован ных предприятиях;
капитальные вложения, необходимые для проведения специализации производства;
стоимость перевозки условного ящика: до специализации производства тары;
после специализации производства тары.
Так как все необходимые для расчета экономической эффективности показатели физического ящика приведе ны в сопоставлении с показателями условного ящика, приступаем к определению всех необходимых данных:
1. Определяем среднюю себестоимость одного услов ного ящика, изготовляемого на предприятиях, потребля ющих тару.
Исходные данные берутся из расчетной матрицы оп ределения оптимального размещения специализирован ных тарных предприятий и их оптимальной мощности. Средняя себестоимость одного условного ящика, изго товляемого на предприятиях-потребителях, принята
89коп.
2.Себестоимость условного ящика на проектируемых специализированных тарных предприятиях с учетом удельных капитальных вложений (приведенных) принята
58коп.
3. Определяем среднюю стоимость перевозки одного
условного ящика от специализированных предприятий до предприятий-потребителей.
57
Стоимость перевозки условного ящика до специали зации производства тары равна нулю, так как предпри ятия вырабатывают тару для себя.
Исходные данные для расчета средней стоимости пе ревозки условного ящика от специализированных пред приятий до потребителя взяты из полученной схемы раз мещения и прикрепления специализированных тарных предприятий к потребителям.
Средняя стоимость перевозки одного условного ящи ка равна 2,4 коп. При наличии всех исходных данных для расчета экономической эффективности специализа ции и кооперирования производства тары экономическая эффективность выражается в условно-годовой экономии:
‘Эусл = [Si — (S2 + Еа/Суд) — ( Т2— Тj)] Q,
где:
51 — средняя себестоимость одного условного ящи ка, вырабатываемого на предприятиях-потре бителях, которая равна 89 коп.
52 — себестоимость одного условного ящика на спе циализированном предприятии, которая равна
56 коп.;
Куд — удельные |
капитальные |
вложения, |
равные |
8,3 коп.; |
коэффициент |
эффективности, рав |
|
Ен — отраслевой |
|||
ный 0,2; |
перевозки одного условного |
ящика |
|
Ti — стоимость |
до организации специализированного произ водства тары; так как тара изготовляется на предприятиях-потребителях, Ti = 0;
Т2 — средняя стоимость перевозки одного условного ящика от специализированных предприятий до потребителей, равна 2,4 коп.;
58
Q — количество вырабатываемой тары на специа лизированных предприятиях, равное 25 272 000 шт. условных ящиков, с учетом потребности других предприятий.
Подставляем все значения в формулу:
э у с л = [ 5 , - |
(S2- f Еи к у л ) — {То — |
7 , ) ] |
Q = |
[89 — (56 + |
|
+ 0,2 X 8,3) - (2,4 - |
0)] X 25 272 000 = |
7227 тыс. руб. |
|||
Следовательно, в |
результате |
организации специали |
|||
зированного |
производства тары |
вместо |
выработки ее |
в мелких полукустарных мастерских в области можно получить экономию в сумме 7227 тыс. руб. в год.
Срок окупаемости капитальных вложений, необходи мых для организации специализированных тарных пред приятий, рассчитываем по формуле
Капитальные вложения определяем исходя из удель ных капвложений: 8,3 коп.X25 270 000=2097,4 тыс. руб.
Срок окупаемости капитальных вложений
л , 2097,4 |
п оп |
. |
N —7227 о' = |
|
или 4 месяца. |
Производство деревянной тары по классификации ЦСУ относится к лесопильно-деревообрабатывающей отрасли. Установленный нормативный срок окупаемости для всех отраслей лесной промышленности равен 5 го дам. Таким образом в нашем случае капитальные вло жения будут возмещены в срок значительно ниже нор мативного.
59