Файл: Глейберзон Д.А. Система машин для обработки эрозионных почв.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
После освоения целинных и залежных земель, когда резко возросли площади зерно вых культур в сухостепной зоне земледелия Казахстана, вопрос механизированного снего задержания приобрел особо важное значение. Возникла неотложная необходимость создать для снегозадержания такой снегопах, который бы отвечал всем агротехническим требова ниям данной зоны.
Агротехнические требования на снегопах-валкообразователь
Для образования снежных валиков доста точной высоты — в 2—3 раза больше глубины снега на поле — снегопах должен заглублять ся без дополнительного груза в снежный по кров любой плотности.
Чтобы можно было проводить снегозадер жание в более ранний период, орудие должно быть работоспособным при толщине снежного покрова, начиная с 8—10 см.
Для лучшего завихрения воздуха и оседа ния перевеваемого снега стенки и вершины валиков должны состоять из отдельных глыб с просветом между ними. Сглаженные валики допустимы лишь при работе на рыхлом и влажном снеге.
С целью защиты озимых и многолетних трав от вымерзания снегопах во время работы должен оставлять на поверхности почвы за щитный слой снега толщиной не менее 5 см.
Суровые зимние условия сухостепной зоны определяют особые требования, предъявля
20
емые к эксплуатационным качествам снегопа хов и всего агрегата в целом, работающего на снегозадержании. Конструкция снегопаха должна быть прочной, а коэффициент эксплуа тационной надежности орудия равным едини це. Высокими должны быть и другие эксплуа тационные показатели снегопаха. Транспорт ное устройство и регулировки снегопаха должны быть простыми по конструкции и удобными при использовании.
Снегопах должен агрегатироваться с гусе ничным трактором, у которого лучшая прохо димость по снежной целине. Составление громоздких широкозахватных агрегатов на снегозадержании нерационально ввиду их эксплуатационной ненадежности. Объяснить это можно значительными колебаниями на грузок на консолях сцепок из-за резких изме нений тяговых сопротивлений снегопахов. Из менения обусловлены неравномерностью глубины и плотности снега на поле и ударны ми нагрузками при срезе мерзлых кочек зем ли. Кроме того, при заезде в глубокий снег (более 30 см) тяговые показатели трактора резко снижаются, и громоздкий агрегат ста новится неработоспособным.
Тип и основные параметры снегопаха для сухостепной зоны
Значительная прочность снега и сильные ветры, характерные для степных районов Ка захстана, определяют способ образования снежных валиков. Способ основан на кроше
21
нии ветрового наста на крупные глыбы, не раздуваемые ветром, подъеме и перемещении их на середину орудия в один валик и на уста новке верхних глыб в устойчивое положение, близкое к вертикальному.
К такой технологии образования снежных валиков лучше всего приспособлены риджер- но-отвальные снегопахи, рабочими органами которых являются два отвала, поставленные под углом к направлению движения и рабо тающие всвал. Принцип действия основан на том, что благодаря этим отвалам орудие под тяжестью собственного веса и реактивных сил подрезаемого снежного пласта заглубляется в снег.
Основными параметрами отвального рабо чего органа являются: угол крошения (угол в продольно-вертикальной плоскости); угол по становки отвала к направлению движения; ширина рабочего захвата; тип, высота и ра диус кривизны отвала. Для разработки кон струкции орудия необходимо также знать оптимальную ширину рабочего захвата его и заднего просвета.
Оптимальные угловые параметры отвала снегопаха должны обеспечивать:
допустимое крошение снежного пласта; равномерное движение снежных глыб по
отвалу (без сгруживания); хорошую заглубляемость орудия в плот
ный снег; минимальное тяговое сопротивление ору
дия.
Исследованиями установлено, что интен
22
сивное разрушение снежного пласта происхо дит при углах крошения более 45°. Следова тельно, угол крошения отвала должен быть менее 45°.
Равномерное перемещение глыб снега от мечается при угле крошения около 30°. При дальнейшем уменьшении угла крошения, а также при величине этого угла более 45° про исходит сгруживание снега и перетирание глыб, что, в свою очередь, вызывает увеличе ние тягового сопротивления орудия.
Меньшее тяговое сопротивление и лучшая заглубляемость орудия отмечены при угле крошения, равном 30°. Следовательно, опти мальным углом крошения отвала снегопаха для работы по уплотненному снегу является угол, близкий к 30°.
Угол постановки отвала к направлению движения в значительной степени влияет на размер глыб по ширине. С уменьшением этого угла размер глыб по ширине увеличивается. Наиболее крупные глыбы получаются, если угол постановки отвала к направлению дви жения равен 15°. Более интенсивное разруше ние снежного пласта происходит при углах более 30°. Следовательно, на практике наибо лее целесообразно выбирать угол постановки отвала в пределах 15—30°. Это даст возмож ность равномерно перемещать глыбы вдоль отвала и, кроме того, не противоречит выбору данного угла по тяговому сопротивлению, так как минимальное тяговое сопротивление на снеге имеет отвал с углом постановки к на правлению движения около 30°. Из конструк
23
тивных соображений этот угол лучше выбирать ближе к 30°, так как при уменьшении угла длина отвала резко увеличивается, что, в свою очередь, заставляет усложнять конструкцию.
Угол постановки лемеха отвала ко дну бо розды (угол в вертикальной плоскости, пер пендикулярной к лезвию лемеха) является производным от угла крошения и угла поста новки отвала к направлению движения. Для оптимальных значений данных углов, равных 30°, угол постановки лемеха ко дну борозды равен 49°. При выборе угла крошения и угла постановки отвала к направлению движения менее 30° на 3—5° (значения этих углов бо лее 30° нежелательны), угол постановки ле меха ко дну борозды изменяется в пределах
45—55°.
Как уже отмечалось, рабочий захват сне гопаха должен обеспечивать образование снежных валиков высотою в 2—3 раза больше толщины снежного покрова. Для этого в рид- жерно-отвальном снегопахе предусмотрено наиболее рациональное размещение рабочих органов — симметричное расположение отва лов, сдвигающих глыбы снега в один валик. В этом случае наиболее выгодной и устойчи вой формой сечения валика можно считать трапецию. При таком сечении ширина рабо чего захвата орудия с учетом осыпаемости мелкого снега должна быть 2,5—2,6 м.
Лемех отвала подрезает и разрушает пласт снега на крупные глыбы. Подъем и плавное перемещение их на середину орудия могут быть выполнены одним из простейших типов
24
криволинейных поверхностей — цилиндриче ским отвалом, поставленным под углом к на правлению движения. Постоянная кривизна отвала и параллельность образующих позво ляют избежать большой деформации снежных глыб при их перемещении по отвалу. Кроме того, для изготовления цилиндрического отва ла длиною около 3 м не требуется специаль ного оборудования.
Высота и радиус кривизны отвала опреде ляются в зависимости от укладки подрезан ного пласта снега на рабочей поверхности отвала, что, в свою очередь, обусловливается рабочим захватом отвала, углом постановки его к направлению движения и углом поста новки лемеха ко дну борозды. При оптималь ных значениях этих параметров величина ра диуса кривизны отвала, рассчитанного по формуле академика В. П. Горячкина с учетом необходимого подгиба крыла отвала (не бо лее 5—8 см), находится в пределах 85—95 см. При этом высота отвала равна 90—100 см.
Для увеличения прочности носовой части отвала, при малых углах постановки его к направлению движения (менее 30°), передний обрез отвала выполняется в плоскости, пер пендикулярной лезвию лемеха.
Высота переднего обреза отвала должна несколько превышать максимальную глубину снежного покрова. Для рассматриваемой зо ны высота переднего обреза отвала выбирает ся в пределах 40—45 см.
Задний обрез отвала выполняется по на клонной прямой, определяемой формой сече
25
ния валика — трапецией. Ширина заднего про света орудия определяется условием свободно го прохода глыб снега (без торможения). При рабочем захвате орудия 2,6 м нормальная ра бота его достигается при ширине заднего про света орудия по низу, равной 80 см, а по верху — 60 см. При таком заднем просвете орудия верхние глыбы устанавливаются в устойчивое положение, близкое к вертикаль ному, а осыпавшиеся небольшие куски и сы пучий снег расширяют валик лишь с высоты 20—30 см, прикрывая часть оголенной почвы.
Верхний обрез отвала, выполненный на ло бовом контуре под углом 30° к горизонтали, позволяет добиться нормальной работы ору дия без пересыпания глыб через отвал.
Полученные в результате проведенных ис следований оптимальные параметры рабочего органа снегопаха реализованы в риджерноотвальном снегопахе СВУ-2,6 конструкции КазНИИМЭСХ.
Риджерно-отвальный снегопах СВУ-2,6
Риджерно-отвальный снегопах СВУ-2,6— металлическая конструкция весом 750 кг, с рабочим захватом 2,6 м (рис. 1).
Рабочими органами снегопаха являются два цилиндрических отвала, выполненных из четырехмиллиметровой стали. Отвалы снаб жены съемными лемехами из полосовой стали 10X90 мм, угол постановки лемехов ко дну борозды — 49°. Отвалы поставлены симмет-
26
Рис. 1. Риджерно-отвальный снегопах СВУ-2,6.
рично под углом 27° к направлению движе ния и работают всвал. Передний обрез отва ла выполнен в плоскости, перпендикулярной к лезвию лемеха, и усилен ребрами жестко сти. Высота переднего обреза отвала —440 мм. Ширина заднего просвета орудия по низу —
800 мм, по верху — 600 мм.
В нижней части, с тыльной стороны, отва лы усилены приваренными к ним уголками. Кроме того, отвалы усилены ребрами жестко сти, а в передней части стянуты шпренгелями. Верхние концы шпренгелей крепятся к раме. Каждый отвал приваривается к косынкам двух стоек, которые болтами крепятся к двум поперечным балкам рамы, выполненным из швеллеров, сваренных в коробку.
Поперечные балки рамы скреплены двумя продольными грядилями. Грядили имеют по
27
низители с отверстиями для регулировки вы соты точки крепления прицепа. Прицеп жест кий, сварной конструкции, шарнирно крепит ся к понизителям прицепа горизонтальными штырями.
Снегопах имеет 4 полозка, прикрепленных к стойкам отвалов. Назначение полозков — регулировать толщину защитного слоя снега на полях озимых и многолетних трав.
Транспортируется снегопах задом наперед за транспортные тяги, укрепленные сзади от валов.
Таблица 4
Высота валиков, образованных разными типами снегопахов, при плотности снега 0,32 см3
и температуре снега — 12°С
Тип и марка снегопаха
Вес на 1 пог. м захвата орудия, кг |
Средняя глубина снежного покро ва, см |
Высота валика, см |
Отношение высо ты валика к глу бине снежного покрова |
Риджерно-отвальный снего |
192 |
|
52 |
3.1 |
пах СВУ-2,6 КазНИИМЭСХ |
іб |
|||
Риджерный снегопах Ураль |
|
|
|
|
ской опытной станции с |
|
|
|
|
дополнительным грузом |
224 |
|
26 |
1.6 |
350 кг |
іб |
|||
Развальный снегопах |
|
|
|
|
«угольник» Шортандин- |
161 |
18 |
28 |
1,5 |
ской опытной станции |
Риджерно-отвальный снегопах хорошо за глубляется в плотный снег и образует валики
28
Рис. 2. Смежный валик, образованный снегопахом СВУ-2,6.
достаточной высоты (табл. 4). Он формирует глыбистые валики, не раздуваемые ветром
(рис. 2).
Орудие имеет высокие эксплуатационные показатели: коэффициент эксплуатационной надежности — 1,0, коэффициент технологиче ского обслуживания — 0,98, коэффициент ис пользования рабочего времени смены — 0,95.
Производительность снегопаха СВУ-2,6 за час чистой работы, в зависимости от глубины и состояния снега, а также гребнистости по верхности почвы, составляет 5—7 га.
Применение снегопахов СВУ-2,6
Снегозадержание тракторными снегопаха ми СВУ-2,6 проводится на зяби, парах, на
29