Файл: Вязельщиков В.М. Барханный песок как промышленное сырье при цементировании скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
затем по мере дальнейшего увеличения глубины — снижение минерализации.
Пластовые воды Котур-Тепе в основной массе при надлежат к хлоркальциевому типу и характеризуются высокой минерализацией, то есть ничем не отличаются от подземных вод других месторождений Западной Турк мении. При опробовании низов красноцветной толщи по лучена гидрокарбонатнонатриевая вода с минерализа цией 550—750 мг/экв.
При общем рассмотрении пластовых вод основных нефтяных месторождений Туркмении можно в качест венном отношении выделить воды трех типов: хлоридо натриевые, хлоркальциевые и гидрокарбонатнонатрие вые. Две последних, особенно хлоркальциевая, наиболее широко распространены по разрезам новых месторожде ний. Они и были выбраны в качестве агрессивной среды при испытании цементных материалов на коррозионную устойчивость.
Пластовые воды хлоркальциевого типа с минерали зацией 3—4Бе° отбирались из скважины западного Не- бит-Дага, гидрокарбонатнонатриевые воды с той же ми нерализацией отбирались из озера Западный Порсугель.
Степень потери цементом первоначальных качеств определялась по изменению величины механической прочности, как суммарного эффекта всех физико-хими ческих процессов, нарушающих структуру цементного камня. Кроме того, в отдельных случаях производились испытания на проницаемость по воде.
Форма цементных образцов (стандартные призмати ческие балочки размером 4 X4X16 см) соответствовала избранному способу определения прочности. Эти цемент
ные образцы, изготовленные |
согласно требованиям |
ГОСТа на цементы для «горячих» |
скважин, укладыва- |
3 Вязелыциков В. М. |
33 |
лись на металлическую решетчатую стойку, которая по гружалась в ванну с агрессивной средой. Форма решет чатой стойки и плотность укладки образцов исключали возможность контакта их друг с другом, а также обеспе чивали естественную циркуляцию всего объема пласто вой воды. В ванне с пластовой водой и образцами це мента поддерживалась температура 75°С. Полная смена пластовой воды производилась через каждый месяц. Ис пытанию были подвергнуты тампонажные смеси из чи стого и песчанистого цемента состава 60х40°/о и 30X70%.
Всякий химический активный материал, находящий ся в чуждой ему по физико-химическому составу, среде, так или иначе реагирует с ней, изменяясь сам и изменяя окружающую среду. По изменению солевого состава пластовых вод после пребывания в них цемента можно косвенно судить об изменениях, происходящих в цемент ном камне. С этой целью осуществлялся контроль за со левым составом пластовой воды как исходной, так и пос ле пребывания в ней цементных образцов в течение ме сяца. Установлено, что в этом случае в пластовой воде несколько уменьшается содержание хлоридов и сульфа тов и значительно, иногда до полного исчезновения, уменьшается магний, вода сильно обогащается кальцием и карбонатом кальция.
Пластовые воды обладают выщелачивающей агрес сивностью, то есть способствуют растворению и выносу извести из цементного камня. Наиболее уязвимой частью цемента является гидрат окиси кальция, с которым в пластовой воде происходят обменные реакции с образо ванием новых минералов, что ведет к ослаблению или разрушению цементного камня. Так образование суль фита кальция (гипса) уменьшает прочность цемента из-за внутренних напряжений, которые проявляются при
34
кристаллизации гипса в цементном материале и перехо де его в другую модификацию.
Образцы из чистого и песчанистого цемента в течение всего срока нахождения в пластовой воде (более года! не имели каких-либо внешних признаков коррозии. Ме ханическая прочность в течение времени испытаний ме нялась. К концу первого месяца прочность как чистого, так и песчанистого цемента несколько возрастет. В даль нейшем прочность на изгиб снижается, особенно сильно у цементов без добавок наполнителя (барханного песка). Так х 14-ти месяцам хранения в гидрокарбонатнонатрневой воде прочность чистого цемента снизилась с 80 кг/см2 до 45 кг1см2, то есть на 44 процента, в хлоркальциевой воде прочность к 12-ти месяцам снизилась на 48 процен тов. Песчанистые цементы состава 60X40% и 30X70% за тот же срок потеряли в прочности всего лишь 4 процента.
Необходимо отметить, что хлоркальциевая вода бо лее агрессивна к тампонажным цементам, чем гидрокар бонатнонатриевая, а песчанистые цементы более устой чивы к действию пластовых вод.
Изменение механической прочности цементного кам ня представляет совокупный эффект от действия двух факторов: нарастания прочности за счет происходящей гидратации (т. е. химического усвоения воды), а также кристаллообразования и уменьшения прочности из-за изменения химического состава цемента вследствие кор родирующего действия чуждой среды.
Устойчивость тампонажного цемента зависит и от плотности самого материала. Введение в цемент механи ческого заполнителя, в данном случае песка, создает но вый фактор; уменьшающий возможность коррозии — си лы сцепления песка с продуктами гидратации.
3: |
35 |
Параллельно с испытаниями на прочность произво* дилось определение проницаемости. Для этого из поло винок балочек, оставшихся после определения проч ности на изгиб, вытачивались образцы цилиндрической формы, проницаемость которых определялась на опи санной выше установке. Оказалось, что песчанистые це менты после более чем годового пребывания в агрессив ной среде стали практически непроницаемы, а проницае мость чистого цемента значительно возросла. Такое уменьшение проницаемости песчаного цемента, не смотря на воздействие агрессивной среды, имеет большое значение для сохранности и работоспособности цемент ного экрана в затрубном пространстве скважины.
При суммарном рассмотрении всех показателей пес чанистого цемента (время схватывания, механическая прочность, проницаемость, пористость, устойчивость к пластовым водам)', содержащего различное количество песка, установлено, что цементы с добавкой 35—40 про центов барханного песка по многим структурномехани ческим показателям превосходят цементы для «горячих* скважин без добавок наполнителя, а цемент с 50 и более
процентами песка перспективен для применения в высо котемпературных скважинах.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЧАНИСТОГО ЦЕМЕНТА В ТУРКМЕНИИ
Крепление эксплуатационных скважин цементно-пес чаными растворами на промыслах Туркмении имеет ог раниченное применение, за исключением Челекенской площади, где зачастую песчанистые цементы на базе прибрежного кварцевого песка состава 70 X 30% при меняются при заливках скважин. На остальных пло-
36
щадях песчанистый цемент находит некоторое примене ние для крепления кондукторов.
С середины мая 1961 года в Котур-Тепе, где проис ходит наибольшее количество цементировочных работ, стали осуществляться заливки кондукторов и техниче ских колонн песчанистым цементом состава 50X50%, и до конца года было зацементировано свыше 30 сква жин глубиной от 300 до 851 метра.
В процессе заливочных работ была установлена воз можность получения на скважине качественного цемент но-песчаного раствора заданного удельного веса и растекаемости.
Отбор пустынного песка производится с ближайшего бархана, откуда песок навалом или насыпанный в бу мажные мешки доставляется на тампонажную площад ку, где и готовится цементно-песчаная смесь. Удельный вес., время схватывания, механическая прочность и дру гие показатели цементного раствора, изготовленного цементно-смесительной машиной при заливке скважи ны, ничем не отличаются от показателей аналогичного раствора, приготовленного в лабораторных условиях.
В процессе заливки в течение первых 2—3 минут работы смесительной машины можно легко отрегулиро вать и в дальнейшем поддерживать требующийся удель ный вес и растекаемость, которые для песчанистого це
мента должны |
быть в |
пределах: |
уд. вес |
1,9— |
|
2,05 г/см3, |
растекаемость |
— 17—18 |
см по |
конусу |
|
АзНИИ. |
образом, |
производственной |
практикой было |
||
Таким |
доказано, что цементно-песчаные растворы с большим содержанием барханного песка вполне доступны для приготовления и применения в производственных усло виях.
37
С конца 1961 года в Котур-Тепе на основании реше ния технического совещания при КРБ-1, утвержденного руководством объединения «Туркменнефть», было нача то повсеместное использование песчанистого цемента состава 50X50% для крепления промежуточных колонн и широкие промышленные испытания песчанистого це мента состава 60X40% (процентное содержание цемента и песка) для крепления эксплуатационных скважин. В 1962 и начале 1963 года на площади Котур-Тепе было зацементировано песчанистым цементом свыше 50-тн эксплуатационных скважин глубиной 1800 — 2800 мет ров. Последующий анализ результатов цементирования этих эксплуатационных скважин показал, что сам про цесс цементирования и результаты последующих опера ций (определение уровня цемента за колонной, опрессов ка, перфорация и освоение) ничем не отличаются от скважин, залитых цементом без добавок наполнителя. Выявление технологических преимуществ песчанистого цемента по результатам деятельности эксплуатационной скважины (изменение обводненности, количество и объем ремонтных работ и т. д.) требуют наблюдения за сква жиной в течение нескольких лет, но показатели лабора торных испытаний дают надежную гарантию повышен ной сохранности в работоспособности песчанистого це мента в скважине.
В условиях массового применения песчанистого це мента существенным вопросом, влияющим на результа ты тампонажных работ, является качество приготовле ния сухой цементно-песчаной смеси.
Повсеместно применяющийся в настоящее время способ смешения песка с цементом (пропускание через сетку расчетных порций песка и цемента с последую щим перемешиванием и затариванием готовой смеси в
38
бумажные мешки) при тщательном исполнении дает хо рошие результаты., тем более, что при загрузке в бун кер машины смесь дополнительно перемешивается подъ емным шнеком. Однако этот способ весьма трудоемок и, кроме того, при массовом приготовлении смеси воз можны случаи как неточной дозировки, так и неполного перемешивания.
Контроль за качеством сухого песчанистого цемента по удельному весу эффективен при постоянном его осуществлении, в этом случае необходима высокая точ ность замеров, так как разница в удельных весах смесей сравнительно невелика (см. табл. 3).
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
Состав песчанистого цемента |
Средний уд. вес, г е м * |
||
цемент X песок, |
% |
||
|
|||
80 X 20 |
|
3,02 |
|
70 X 30 |
|
2,97 |
|
60 X 40 |
|
2,92 |
|
50 X 50 |
|
2,87 |
Механизированный способ приготовления смеси — дозировка составляющих и перемешивание — исключает неточности ручного приготовления и уменьшает долю физического труда.
С этой целью сотрудниками Туркменского филиала ВНИИ и тампонажной конторы треста «Туркменбурнефть» было предложено и произведено дооборудование цем.ентосмесительной машины 2СМН—20 под дозаторсмеситель. Измерение производительности (подачи)
39
песка и цемента (раздельно) при работе одного шнека с различным числом оборотов показало, что подача пес ка при одинаковых оборотах шнека машины превосхо дит подачу цемента, но наблюдается прямая закономер ность между расходом цемента и песка. Сводные пока затели такой закономерности, отражающие необходи мые соотношения чисел оборотов шнеков для получения цементно-песчаной смеси различного, состава, показаны в таблице 4.
|
Т а б л и ц а 4 |
Состав смеси, % цемент |
Отношение числа оборотов |
X песок |
пескоиодающего шнека к |
|
цементоподающему |
80 X 20 |
1/6,4 |
70 X 30 |
1/4,4 |
60 X 40 |
1/3,2 |
50 X 50 |
1/2,2 |
Для оборудования |
цементосмесительной |
машины |
под дозатор-смеситель |
была использована |
машина |
2СМН-20 на шасси ЯАЗ-219. Для возможности раздель ной неконтролируемой загрузки песка и цемента бункер машины делится пополам. На продольной центральной балке, проходящей по днищу бункера, было приварено 4 пары стоек из уголкового железа, в зазоры между стойками уложили хорошо подогнанные доски. Для из менения скорости вращения одного из шнеков машины, находящихся теперь в изолированных отсеках бункера, была поставлена дополнительная коробка скоростей от автомашины ГАЗ-51 (см. рис. 5).
40
Рис. 5. Цементосмесительная машина СМН-20 ' с дополнительной коробкой скоростей на пескоподающем шнеке.
Выбор типа коробки скоростей определяется тем, чтобы получить замедление числа оборотов шнека, обес печивающее соотношение цемента и песка в смеси 60 X 40% и 50 X 50%, то есть характеристика коробки должна как можно точнее соответствовать данным таб лицы 4. Этому условию практически удовлетворяет ко робка скоростей от автомашины ГАЗ-51, тем более, что она имеет небольшие габариты и достаточную механи ческую прочность.
Установка и крепление коробки для ступенчатого регулирования скорости вращения левого шнека (не связанного с рыхлителем) производится следующим об разом. На входной вал коробки скоростей сажается шлицевая муфта с приваренным к ней фланцем, кото
41