Файл: Вязельщиков В.М. Барханный песок как промышленное сырье при цементировании скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
рый болтами соединяется с фланцем выходного вала коробки отбора мощности машины. Для соединения вы ходного вала коробки скоростей со шнеком на него так же сажается шлицевая муфта с фланцем, прикреплен ным к фланцу короткого карданного вала от автомаши ны ГАЗ-51, который в свою очередь соединен с подающим шнеком машины. Для размещения по длине коробки и укороченного кардана бункер машины отодвигается по направляющим на 12 см. Коробка скоростей болтами присоединяется к фасонной верти кальной металлической плите, прикрепленной сваркой к подрамнику бункера.
Таким образом, на переоборудованной машине име ются два изолированных отсека со шнеками; отношение скорости вращения одного шнека к другому зависит от номера скорости, устанавливаемой на дополнительной коробке.
Технология приготовления песчанистого цемента в та ком случае значительно упрощается и ускоряется. Одна половина бункера загружается цементом, другая — пес ком. Для получения смеси состава 60 X 40°/о включает ся вторая дополнительная скорость, для смеси 50 Х50°/о— третья дополнительная скорость. При одновременной работе обоих шнеков цемент и песок из отсеков бункера поступает в смесительную воронку, где смешиваются вертикальным шнеком. Далее сухая цементно-песчаная смесь попадает в гидравлическую воронку, где и проис ходит изготовление жидкого раствора, который закачи вается в скважину.
Промышленное опробование дооборудованной ма-. шины показало высокое качество получаемого цементно песчаного раствора, который характеризуется исключи тельной однородностью и стабильностью. При работе
42
на второй дополнительной скорости выдавался раствор
удельного веса |
2,02 |
г/см3 с растекаемостью |
17 см, что |
||
соответствует |
составу 60x40% |
и |
В/Ц — |
0,53 — 0,54. |
|
Двигатель при этом |
работал на 3-й |
скорости с числом |
|||
оборотов в минуту |
1400— 1600. |
Двухсуточная механи |
ческая прочность пробы раствора, загруженного в ванну через 15—20 минут после отбора, составила 74 кг/см2.
Достоинством этого способа механизированного при готовления песчанистого цемента является возможность совмещения операции смешения песка с цементом и затворения водой готовой смеси.
Механизированное приготовление песчанистого це мента уменьшает объем подготовительных работ и сни жает требования к влажности песка, так как затворение песчанистого цемента происходит вслед за его изготов лением. Дооборудованная машина 2СМН-20, загрузив один из отсеков бункера цементом, может выезжать на заливку скважины, заполнять на месте второй отсек бункера и производить цементирование скважины песча нистым цементом. При необходимости получения запаса сухого песчанистого цемента снимается гидравлическая, воронка машины и отбирается смесь для хранения на складе.
Для изменения скорости вращения одного из шнеков смесительной машины возможны и другие конструктив ные варианты. Хорошая инициатива проявлена тампо нажной конторой НПУ «Челекеннефть», где в настоя щее время промышленно используется подобным обра зом реконструированный смеситель.
43
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСЧАНИСТОГО ЦЕМЕНТА ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СКВАЖИН
Для определения экономической эффективности от замены части тампонажного цемента барханным песком фактические расходы по креплению скважин песчани стым цементом на площади Котур-Тепе сравнивались с возможными расходами по цементировке этих же сква жин чистым цементом. (Эта часть работы выполнена лабораторией экономических исследований ТФВНИИ.)
Например, на буровой № 222 было израсходовано 31,8 т чистого цемента и 21,2 г барханного песка. Сто имость 1 т тампонажного цемента ( с учетом стоимости тарирования, тары и наценки) составляет 21 руб. 43 коп.
Транспортировка 1 т цемента |
в Котур-Тепе обходится в |
7 руб. 53 коп. Стоимость подготовки 1 т барханного пес |
|
ка (транспортировка, дозация, |
смешение с цементом) |
в 1962 году составила 2 руб. 35 коп., а с 1 января 19S3 |
года согласно утвержденной калькуляции—6 руб. 55 коп. Исходя из этого, расходы на крепление песчанистым цементом эксплуатационной колонны скважины № 222 были следующие:
Стоимость |
цемента |
. . . |
. |
31,8 |
тХ21 |
р. 43 к.=681 |
р. 47 |
к. |
|
Стоимость |
транспортировки |
цемента |
тХ 7 |
р. 53 к.=236 р. |
27 к. |
|
|||
в К оту р -Т еп е .......................... 31,8 |
|
||||||||
Стоимость обработки |
песка |
. |
. 21,2 тХ |
2 р. 35 к.= |
49 |
р. 82 к. |
|||
|
|
|
|
И т о го ....................... |
967 |
р. 56 |
к. |
Если бы цементаж колонны производился чистым цементом в количестве 53 т (вес цемента и песка), то расходы составили бы, 1539 руб. 56 коп. Таким образом, экономия при цементировании этой скважины выража ется в сумме 572 руб., что составляет 38 процентов; эта цифра отражает среднюю экономию денежных средств,
44
получаемую при креплении скважин песчанистым це ментом состава 60 X 40°/о, взамен чистого цемента. Аналогичные расчеты, проведенные по всем скважинам, где применялся песчанистый цемент, показали, что кон торой бурения № 1 треста «Туркменбурнефть» в 1962 году получена экономия в сумме 25,5 тысячи рублей и в первом квартале 1963 года~8,7 тысячи рублей.
Важным показателем экономической эффективности применения барханного песка является снижение стои мости одного погонного метра цементируемого интерва ла скважины. Так, в 1962 году стоимость цементирова ния 1 метра эксплуатационной колонны чистым цемен том в среднем составляет 1 руб. 30 коп., а в среднем с применением песка составила 85 коп. Для кондукторов соответственно 3 руб. 18 коп. и 1 руб. 69 коп.
Несомненно, что широкое применение механизиро ванного способа приготовления песчанистого цемента не
только улучшит качество |
смеси, но и |
удешевит стои |
||||||
мость первичной обработки песка. |
|
|
|
|||||
|
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ |
|
|
|||||
По |
данным |
лабораторных |
исследований, |
проведен |
||||
ных в |
Туркменском филиале |
ВНИИ, |
|
тампонажно |
||||
песчанистый материал, |
получаемый при |
добавлении |
||||||
к цементу барханного (эолового) |
песка, |
по |
физико |
|||||
механическим |
свойствам соответствует |
требованиям |
||||||
существующего |
ГОСТа |
на |
тампонажные |
цементы за |
||||
№ 1581 — 42. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Песчанистый цемент имеет большие технологические |
||||||||
преимущества |
перед чистым |
цементом, |
которые выра |
жаются в меньшей проницаемости и большей устойчи вости к разрушительному действию пластовых вод.
45
Для получения достаточной механической прочности, как основного показателя пригодности цемента при ана лизе его в промысловой лаборатории, рекомендуемые добавки песка (считая от веса смеси) следующие: пе сок с Вышки, Котур-Тепе, Фараба в количестве 40—50 процентов; песок с Дарвазы и Азизбеково в количестве 30—40 процентов. Низшие добавки песка рекомендуются для песчанистого цемента, предназначенного Для креп ления эксплуатационных колонн, высшие — для техниче ских.
Водо-цементное отношение для песчанистого цемента является важным показателем, который позволяет уп равлять механической прочностью цементного кольца, создаваемого в затрубном пространстве скважины. Для получения максимальной механической прочности реко мендуется выдерживать водо-цементное отношение та ким, чтобы растекаемость находилась в пределах 17— 17,5 см, удельный вес цементно-песчаного раствора в этом случае равен 1,98 — 2,05 г/см2.
Как показал опыт работы на площади Котур-Тепе, где залито песчанистым цементом значительное количе ство кондукторов, технических колонн и более пятидеся ти эксплуатационных скважин, параметры, цементно песчаных растворов, изготовленных машинным спосо бом на СМН-20, вполне соответствуют показателям раст вора, получаемого в лабораторных условиях, что являет
ся гарантией обеспечения качественного крепления сква жин.
Для механизированного приготовления песчанистого цемента рекомендуется использование цементосмеси тельной машины, дооборудование которой для этой цели не отличается значительной сложностью и может быть произведено силами мастерских нефтепромыслового
46
предприятия. При этом способе механизации уменьша ются затраты ручного труда и объем подготовительных работ, снижаются требования к влажности песка, так как затворение песчанистого цемента происходит вслед за его приготовлением.
От применения тампонажного материала состава 60 X 40°/о расходы на цементирование скважин снижа ются на 38 процентов.
Массовое использование барханного песка, как про мышленного сырья, на всех промыслах Туркмении не только принесет значительную экономию тампонажного цемента, но улучшит изоляционные свойства и сохран ность цементного кольца в затрубном пространстве, что ведет к удлинению срока службы скважины.
|
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
|
|
|
||||||
Цель и задачи цементирования скважин........................... |
|
|
|
3 |
||||||||
Краткая |
характеристика и |
производство |
тампонажного |
6 |
||||||||
цемента............................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Обзор по применению цементно-песчаных растворов для |
|
|||||||||||
цементирования |
скважин и |
|
использованию |
бархан |
|
|||||||
ного песка в строительной и |
гидротехнической про |
8 |
||||||||||
мышленности .................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Исследовательские работы |
по |
применению барханного |
13 |
|||||||||
песка |
при |
цементировании скважин в Туркмении . |
||||||||||
Характеристика пустынных песков |
в районах |
основных |
14 |
|||||||||
месторождений Туркмении |
............................................. |
|
|
|
|
|
||||||
Физико-механические свойства песчанистого цемента . . |
16 |
|||||||||||
Проницаемость цементного и цементно-песчаного мате |
|
|||||||||||
риала |
................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
камень . |
31 |
|
Влияние пластовых вод на цементно-песчаный |
||||||||||||
Промышленное |
использование |
песчанистого |
цемента в |
|
||||||||
Туркмении |
.................................. |
|
|
|
|
|
• ................................. |
|
|
|
36 |
|
Экономическая |
эффективность применения песчанистого |
44 |
||||||||||
цемента для крепления |
скважин................................ |
|
|
|
||||||||
Выводы и рекомендации |
|
.............................................. |
|
|
|
|
|
... . |
45 |
|||
|
|
В. |
М . В язельщ иков |
|
|
|
|
|||||
|
|
БАРХАННЫЙ ПЕСОК |
|
|
|
|
||||||
|
КАК ПРОМЫШЛЕННОЕ СЫРЬЕ |
|
|
|
|
|||||||
|
ПРИ ЦЕМЕНТИРОВАНИИ СКВАЖИН |
|
|
|
||||||||
Редактор издательства Т. |
Ш у м е й к о |
|
|
|
||||||||
|
Худож. редактор Я. Бир а |
|
|
|
|
|||||||
|
Техредактор Б. С а в к и н а |
|
|
|
|
|||||||
Корректоры И. |
М о н а х о в а , |
Л. Б р е у с о в а |
|
|||||||||
Сдано в набор 31/VII1-63 г. Подписано к печати |
30 X11-63 г. |
|
||||||||||
Формат 70хЮ8'/м. Физ. п. л. 1,5. Печ. |
л. |
2,1. Уч.-иза. |
л. |
1,99. |
|
|||||||
ТГИЗ X» 5403 |
Тираж 500. Заказ 1061. |
Цена 7 к> И-02377 |
|
|||||||||
|
Туркмениздат. |
Ашхабад, |
Гоголя, 17-а. |
|
|
|
||||||
|
Полнграфкомбинат. |
Ашхабад, |
Советская, 46. |
|
|
|