Файл: Вологдин Я.И. Техника безопасности при разгрузке, погрузке, укладке и перевозке стальных труб и секций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Площадки для стоянки автомобилей устраи­ вают в стороне от подъездных дорог.

При определении размеров площадки для

стоянки автотранспорта

следует

 

учитывать,

что расчетная площадь

для стоянки одного

автопоезда-трубовоза составляет

50

м2.

 

ПОДАЧА ПОЛУВАГОНОВ С ТРУБАМИ ПОД ВЫ ГРУЗКУ

Трубы, как правило, поступают на станцию назначения в полувагонах, которые подаются под разгрузку механической тягой (парово­ зами, тепловозами или мотовозами).

В отдельных случаях допускается передви­ гать вагоны вдоль фронта разгрузки при по­ мощи вспомогательных средств в виде аншпу­ гов 1 или ручным способом.

Передвигают вагоны только под наблюдением прораба, мастера или другого ответственного работника.

При помощи аншпуга передвигают только одиночные вагоны, при этом аншпугом рабо­ тает один рабочий.

Вручную можно передвигать как одиночные вагоны, так и группы их в сцепленном состоя­ нии в количестве не более 4 груженых или 8 по­ рожних осей. Такая передвижка допускается на путях с уклоном не более 0,0025. Рабочие, занятые перекаткой вагонов, должны нахо­ диться вне рельсовой колеи и передвигать вагоны, держась за конец буферного бруса. При передвижении расцепленных одиночных вагонов между ними соблюдаются интервалы

1 Аншпуг — специальный рычаг, устанавливаемый на головку рельса.

10

не менее 10 ж, а при передвижении группами — не менее 30 м. Для передвижки назначают не менее трех человек на две порожние оси или четыре человека на две груженые. Передвиже­ ние вагонов людьми производится со скоростью не более 3 км/час. При перекатывании вагонов нельзя выводить их за предельные столбики или на другие станционные пути (особенно на главные).

Не допускается также присутствие людей между передвигаемыми вагонами или впереди них, а также подталкивание передних вагонов задними.

Нельзя применять для перемещения вагонов тракторы, автомобили, трубоукладчики или другие машины нерельсового транспорта.

Тормозить и останавливать вагоны следует

•путем подкладывания специальных тормозных башмаков. Нельзя тормозить вагоны подкла­ дыванием под колеса или просовыванием в них досок, слег, кусков дерева и т. и.

Нарушение этого требования безопасности часто приводит к несчастным случаям и полом­ ке механизмов. Так, например, в одной строи­ тельной организации для передвижения вагона использовали колесный трактор. При этом передвигаемый вагон, двигаясь с ускорением под уклон, опрокинул трактор, соединенный с ним тросом. Тракторист опрокинутого трак­ тора получил травму.

В одной из строительных организаций нес­ частный случай произошел, когда при пере­ движении вагона трактором рабочий был при­ жат тяговым тросом к вагону вследствие того, что вагон, движущийся с ускорением, опере­ дил тянувший его трактор.

И


Произошел также несчастный случай при передвижении вагона тягой автомобиля. Ва­ гон при разбеге начал быстро двигаться, при этом прораб, пытаясь остановить его, подбра­ сывал под колеса куски досок, споткнулся

ошпалы и попал под колеса.

Был также случай, когда вагон передвигался

автомобилем, при этом толкающее усилие от автомобиля к вагону передавалось через от­ резок бревна, удерживаемый рабочим. При толчке отрезок выпал из рук и рабочего при­ жало автомобилем к вагону.

При разгрузке платформ и полувагонов, за­ груженных выше бортов (с шапкой), для сня­ тия проволочной увязки следует применять специальные ножницы. Применять для этой цели топоры или другие ударные ручные ин­ струменты запрещается. Рабочие, открываю­ щие борта, должны находиться по концам плат­ формы, чтобы при падении борта последний не мог кого-либо ударить. Нельзя оставлять борт платформы закрытым на одном запорном крюке.

ВЫ ГРУЗКА ТРУБ ИЗ ПОЛУВАГОНОВ НА РАЗГРУЗОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Выгружают трубы из полувагонов, как пра­ вило, автокранами. Однако в необходимых случаях можно использовать краны на гусенич­ ном или железнодорожном ходу. Трубоуклад­ чики для этой цели не применимы, так как имеют неповоротную стрелу.

Наиболее целесообразно выгружать стальные трубы непосредственно на автопоезда-трубо­ возы, доставляющие трубы непосредственно на сварочную базу. При этом разгрузка выпол­

12

няется более экономично и создаются лучшие условия для безопасности работ, поскольку отпадает необходимость в штабелировании труб на разгрузочной площадке, а также последую­ щей погрузки на автопоезда-трубовозы.

Но очень часто по разным причинам — из-за неподготовленности дорог, недостаточности транспорта, сжатого срока разгрузки — бы­ вает необходимо выгружать трубы в штабеля на разгрузочную площадку.

Для выгрузки труб применяют автокраны марок АК-5, К-51, К-102, К-104, К-123,

характеристики которых даны в приложе­ нии I .

На каждый автокран назначается специаль­ ная бригада в составе крановщика и трех такелажников (стропальщиков).

Такелажники (стропальщики) прежде, чем быть допущенными к работе, проходят обуче­ ние этой специальности, правилам техники безопасности и аттестацию. Перед началом ра­ бот администрация строительной организации выдает стропальщикам производственную ин­ струкцию, содержащую указания по технике безопасности, правила строповки грузов, со­ держания рабочих мест, инвентаря и др.

Схема организации выгрузки труб из полу­ вагонов непосредственно на автопоезда-трубо­ возы показана на рис. 1. На этой схеме пока­ зана строповка трубы двухзахватным стропом и погрузка ее на автопоезд-трубовоз.

Одновременная строповка двух труб четырех­ захватным стропом и расположение полуваго­ нов и автокрана при разгрузке показано на рис. 2.

Строповку труб в полувагонах выполняют два стропальщика, а расстроповку выгруженных

13


/

Ѵ^Л

P W ^ /V7 V W F V T /V7'

/ — расположение

в

полувагоне

труб диаметром

1020 жж;

2

— автокран;

3

— автопоезд.

 

труб — один

стропальщик,

при этом

один из

них назначается

старшим

(бригадиром).

Стропы следует накладывать так, чтобы их скольжение вдоль трубы было исключено.

14

После застроповки трубы стропальщики от­ ходят на безопасное расстояние. Бригадир, проверив, что оба конца стропа надежно за­ креплены за концы трубы и что стропальщики удалились с полувагона на безопасное расстоя­ ние, подает команду машинисту крана о начале подъема.

Рис. 2. Принципиальная схема выгрузки труб из полу­ вагонов в штабель посредством автокрана (двухтруб­ ный цикл выгрузки).

1 — автокран; 2 — штабель труб.

Машинист, прежде чем начать подъем труб гг поворот крана, должен убедиться, что в ра­ диусе действия стрелы крана и перемещаемого груза, а также в радиусе поворота хвостовой части крана нет людей. При каждом маневре крана машинист подает звуковой сигнал. К расстроповке приступают только после того, как трубы надежно уложены на автопоезд-трубо­

15

воз или на штабель. При разгрузке труб не­ обходимо следить за тем, чтобы у места выгрузки не находились лица, не участвующие в работе. Рекомендуется расставлять предупредитель­ ные надписи у мест разгрузки.

При разгрузке состава из нескольких ваго­ нов и работе двумя кранами не следует одно­ временно разгружать смежные вагоны.

При укладке труб в штабели и на автопоездатрубовозы возникает серьезная опасность трав­ матизма из-за возможного раскатывания труб.

Против скатывания труб с коников автопо­ езда применяют стойки, устраивают седла с гнез­ дами по диаметру труб; кроме того, трубы увя­ зывают цепями или стальными канатами. Рас­ катывание труб в случае неправильной укладки их в штабеля представляет серьезную опасность, поэтому необходимо уделять большое внимание как подготовке площадки под штабель, так и самой укладке труб. Площадка под штабель должна иметь горизонтальную поверхность.

Для предохранения от раскатывания необ­ ходимо при укладке труб соблюдать следующие условия:

а) первый ряд труб всех диаметров уклады­ вать по деревянным подкладкам из брусьев или бревен толщиной 200 мм с надежно закре­ пленными концевыми упорами против раска­

тывания;

 

 

мм

 

 

 

 

б) трубы

диаметром

до 300

укладывать

в штабеля

высотой в

6 рядов с прокладками

между рядами из досок толщиной 40

мм,

с рас­

стоянием между прокладками 3 —4

м

(рис. 3);

 

 

 

мм

укладывать

в) трубы диаметром 400—500мм

без прокладок (в седло) в 4 ряда;

трубы

диаметром

600—1020

— без

 

прокладок

в 3 ряда.

 

 

 

 

 

 

 

16


В данное время изучаются предложения об укладке труб без прокладок. Первое предложе­ ние предусматривает скреплять специальными скобами-струбцинами крайние трубы с обеих сторон штабеля следующим порядком:

а) скреплять с торцов между собой по 3 край­ ние трубы нижнего ряда;

б) скреплять крайние трубы каждого из последующих рядов с двумя трубами нижеле­ жащего ряда, между которыми они уклады­ ваются в седло.

Подкладни ZDOmm

Рис. 3. Укладка в штабель труб диаметром до 300 мм.

Второе предложение предусматривает укреп­ ление нижнего ряда труб металлическими или железобетонными уголковыми упорами и уклад­ ку вышележащих рядов в седло.

Укладывать трубы в штабель начинают со стороны, удаленной от автокрана. Стропаль­ щики при расстроповке должны находиться по концам труб со стороны, противоположной уклону. С увеличением высоты штабеля необхо­ димо пользоваться переносными стремянками.

Штабеля с трубами должны быть располо­ жены правильными рядами. Между смежными штабелями оставляют проезды, ширина кото­ рых назначается в зависимости от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузоч­ ных механизмов с таким расчетом, чтобы при

расстановке последних оставались свободные проходы не менее одного метра с обоих сторон (между штабелем и автокраном, между автокра­ нам и трубовозом).

При укладке труб в штабеля около железно­ дорожных путей между краем штабеля и ближай­ шей к нему ниткой железнодорожного пути следует соблюдать расстояние не менее 2 м.

При укладке труб около траншеи или котлова­ на, во избеяшние обрушения откосов грунта, штабеля следует располагать на расстоянии не менее 1 м от бровки.

При погрузке труб на автопоезда-трубовозы, разгружаемых из полувагонов, следует со­ блюдать необходимые условия безопасности.

Прежде всего не следует трубы, погружаемые на автопоезд, проносить над кабиной шофера. Во время погрузки шофер автомобиля-тягача должен оставить кабину и находиться на без­ опасном расстоянии, наблюдая за правильно­ стью погрузки.

Освобождать погружаемые на автопоезд трубы от строп следует только после полного опускания их на коники автопоезда.

Изменять вылет стрелы крана с подвешенной трубой возможно только в пределах грузоподъ­ емности крана при данном вылете стрелы.

Направлять трубу оттяжками можно только после остановки стрелы крана.

Зажатые канаты или стропы следует освобо­ ждать только поднятием трубы краном. Нельзя освобождать канаты и стропы вытаскивая их посредством стрелы крана.

Особенно опасна работа кранов вблизи ли­ ний электропередач. Поэтому правилами тех­ ники безопасности предусматриваются особые требования при этих работах.

18


Работа кранов под линиями, находящимися под напряжением, запрещается.

Работу краном вблизи высоковольтных линий выполняют под руководством мастера или прораба. При этом на производство работ необходимо получить разрешение организации, ведающей эксплуатацией высоковольтной ли­ нии.

Разгружать трубы из полувагонов, находя­ щихся на электрифицированных путях, разре­ шается только при снятом напряжении и за­ землении проводов контактной сети. Для этого руководитель работ дает письменную заявку начальнику дистанции контактной сети с ука­ занием точного места, продолжительности и характера работы.

Начинать работы можно только по получении приказа энергодиспетчера и после заземления контактной сети на месте работ монтером кон­ тактной сети.

Работать на электрифицированных путях можно только под наблюдением руководителя этих работ (прораба, мастера). По окончании разгрузки руководитель ставит в известность об этом энергодиспетчера, после чего уже ра­ ботать под проводами контактной сети нельзя.

Разгружать полувагоны на соседних с элек­ трифицированными путях без снятия напря­ жения разрешается только в том случае, если

ни одна

часть подъемного крана или груза,

во время

работы не будет приближаться к про­

водам контактноймсети.

соседнего пути на рас­

стояние

менее 2

 

Нарушение этого требования может повлечь за собой несчастные случаи вследствие возмож­ ного прохождения тока через воздушную среду от провода на автокран.

2*

19