Файл: Вологдин Я.И. Техника безопасности при разгрузке, погрузке, укладке и перевозке стальных труб и секций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Машинистов автокранов и стропальщиков следует особо проинструктировать по прави­ лам безопасности яри работе вблизи линий электропередачи.

На строительстве трубопроводов происхо­ дили несчастные случаи при работе автокранов под проводами высокого напряжения из-за приближения стрелы автокрана к проводам с нарушением норм, предусмотренных прави­ лами техники безопасности.

Нельзя оставлять трубы на стреле крана в подвешенном состоянии.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ ПО РАЗГРУЗКЕ

ИПОГРУЗКЕ ТРУБ АВТОКРАНАМИ

ИКРАНАМ И-ТРУБОУКЛАДЧИКАМ И

Общие требования

Для безопасной работы крана необходимо, чтобы кран и все вспомогательные приспособле­ ния при нем (стропы, грузозахватные приспо­ собления, канаты и пр.) были вполне исправ­ ными и соответствовали правилам Госгортех­ надзора и техники безопасности. Работа на неисправных кранах запрещается.

Стреловые подъемные краны рассчитаны на нагрузки, действующие вертикально, поэтому во избежание перегрузок и опрокидывания крана или поломки стрелы не следует подта­ скивать или выдергивать трубы из штабеля при косом натяжении каната.

Не разрешается также движение автокранов с грузами, подвешенными к их стрелам. Не­ соблюдение этих требований может привести к несчастным случаям и авариям.

20

На одном из объектов произошел несчастный случай из-за того, что автокран с грузом, под­ вешенным к его стреле, перемещали по дороге с глубокими выбоинами. Вследствие раскачи­ вания груза стрела в месте ее закрепления деформировалась и упала. Упавшей стрелой был травмирован рабочий, сопровождавший ав­ токран.

Канаты, стропы и грузозахватные приспособления

Для кранов применяют стальные канаты. На канаты должны быть свидетельства заво- дов-изготовителей об их испытании. При от­ сутствии таких свидетельств (сертификатов) канаты перед использованием должны быть испытаны средствами организации, эксплуати­ рующей краны.

Данные об испытаниях каждого каната за­ носят на металлическую пластинку, прикреп­ ляемую к канату.

Для грузовых и стреловых канатов прави­ лами Госгортехнадзора наименьший коэффи­ циент запаса прочности предусматривается равным 6.

Грузовые и стреловые канаты и крюки дол­ жен ежемесячно проверять ответственный за работу крана путем тщательного осмотра. Кроме того, через каждые 10 дней все канаты и грузоподъемные приспособления осматри­ вает машинист крана. Канаты следует ежеме­ сячно промывать и смазывать маслом.

В качестве грузовых применяют только ко­ ваные или штампованью крюки. Крюки, посту­ пающие с кранами, должны быть снабжены клеймом завода-изготовителя с указанием

21


грузоподъемности, а крюки, поставляемые от­ дельно, кроме того, — паспортом.

Для строповки труб применяют стропы уни­ версальные, с крюком и петлей, сдвоенные, счетверенные и т. п. (рис. 4).

Сдвоенными, счетверенными и другими стро­ пами за один цикл выгружается от одной до четырех труб. Универсальные стропы приме­ няют при разгрузке труб с автопоездов и при погрузке из штабелей, уложенных с проклад­ ками. Требуемые диаметры канатов в зависимо­ сти от величины поднимаемых грузов и схем строповки приведены в приложении II.

Универсальными стропами поднимают еди­ новременно пакет труб, соответствующий гру­ зоподъемности крана. Однако при строповке труб в полувагонах их нельзя применять.

Петли на концах канатов и стропов изгото­ вляют путем устройства коушей или постанов­ кой сжимов.

При устройстве петель с коушами число про­ бивок каната прядями при заплетке назна­ чается:

для канатов диаметром до 15 мм не менее 3

менее 4

»

»

»

от

15 мм до

28 мм не

»

»

»

от

28 мм до

60 мм не

менее 5

Кроме того, на каждый коуш следует устраи­ вать одну пробивку половинным числом пря­ дей или всеми прядями половинного сече­ ния.

Количество сжимов для образования одной петли доляшо быть не менее трех и опреде­ ляется по данным табл. I.

Стропы, так же как канаты, должны поста­ вляться с бирками, на которых указана их грузоподъемность и очередной срок испытания.

22

Рис. 4. Типы стропов, применяемых при строповке труб.

I — строп с двумя петлями; г — универсальный строп (закры­ тый); 3 — строп с крюком и петлей; 4 — строп с двумя крюками; 6 — строп со свободным крюком-блоком; в — строп с перемещающимся блоком; 7 —строп сдвоенный; « —строп счет­ веренный; 9 — строп с уравнительным блоком.

23


Таблица 1

Количество сжимов и их расстановка при образовании петель на концах канатов

Наименование

показателя

до9,2

Диаметр каната, мм

15,5

Ю

см

см СО

 

 

LO

00

 

 

 

0 5

 

Количество сжимов

. . 3

3 3 4 4

5 6 7

Расстояния между ежи-

100 120 120 140 150 180 230

мами, м м

.......................

80

 

 

 

 

 

Таблица 2

Число обрывов проволок на длине одного шага

свивки каната,

при котором канат должен

 

 

быть забракован

 

(коэффициент запаса прочности —6)

 

 

 

 

 

Число обрывов

 

 

 

 

проволок каната

 

 

 

 

на длине одного

Конструкция каната

шага свивки

 

 

 

 

 

 

кресто­

односто­

 

 

 

 

вая

ронняя

 

 

 

 

свивка

свивка

6x19 = 114

и

один органический

 

сердечник

и

........................................

 

12

6

6X 37= 222

один органический

 

сердечник

и ........................................

 

 

22

 

6x61 = 366

один органический

 

сердечник

........................................

 

 

36

18

18x19 = 342 и один органический

и

сердечник

........................................

 

 

36

18

24


Уход за стропами, промывка их и смазка про­ водятся в сроки, принятые для канатов авто­ кранов.

Кроме того, через каждые 6 месяцев стропы испытывают нагрузкой, в два раза превышаю­ щей рабочую, и через каждые 10 дней осма­ тривает ответственный за безопасную работу крана.

Проверкой состояния канатов, стропов и т. п. устанавливается степень их износа. При из­ носе более допустимого канаты и стропы бра­ куют и не разрешают в дальнейшем их исполь­ зовать. Бракуют канаты и стропы по числу об­ рывов проволок на длине одного шага свивки каната.

При браковке канатов и стропов пользуются данными табл. 2.

Работа автокранов

Автокран, вводимый в эксплуатацию, про­ ходит первичное техническое освидетельствова­ ние, которое устанавливает, что автокран находится в состоянии, гарантирующем безо­ пасную работу на нем.

Техническое освидетельствование включает наружный осмотр, статическое и динамическое испытания. При статическом испытании про­ веряют прочность всех частей и грузовой устой­ чивости автокрана; при динамическом — дей­ ствие всех механизмов и тормозов. Первичное техническое освидетельствование новых авто­ кранов выполняет завод-изготовитель, резуль­ таты испытания при этом заносят в паспорт машины. Автокраны, вводимые в эксплуата­ цию вновь, обязательно регистрируются в ор­ ганах Госгортехнадзора. Новые автокраны,

25

в паспорте которых есть данные о техническом освидетельствовании на заводе-изготовителе, по прибытии на место подвергаются освидетель­ ствованию техническим персоналом строитель­ ной организации, без статического и динами­ ческого испытаний.

В процессе эксплуатации через каждые 12 месяцев автокраны подвергаются периодиче­ скому техническому освидетельствованию. Пе­ риодическое освидетельствование проводится техперсоналом строительной организации, экс­ плуатирующей автокран.

Периодическое техническое освидетельство­ вание автокранов, находящихся в эксплуата­ ции или вышедших из капитального ремонта, производится в полном объеме, включая ос­ мотр, статическое и динамическое испытания.

Статическое испытание производится нагруз­ кой, превышающей на 10% грузоподъемность крана при наибольшем и наименьшем вылете стрелы, а динамическое испытание — повтор­ ным подъемом и опусканием наибольшего ра­ бочего груза.

Результаты периодического технического ос­ видетельствования также заносят в паспорт автокрана.

Если кран находился в ремонте, то его можно пустить в эксплуатацию только с разрешения лица, ответственного за исправную и безопас­ ную работу его.

Для безопасной работы автокрана существен­ ное значение имеет его устойчивое положение на основании, поэтому необходимо постоянно следить за состоянием основания.

Для проверки действия механизмов крана и его устойчивости при начале работы, а также при подъеме грузов, вес которых близок к мак­

26


симальному при данном вылете стрелы, груз поднимают (пакет труб) не более чем на 10 см, при этом проверяют состояние крана и действие тормозов. После того, как машинист убедится в исправности крана, он продолжает подъем. Машинист крана следит за тем, чтобы пере­ мещаемая автокраном труба (или пакет) всегда находились на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

При работе на уклонах указателем вылета стрелы уклон не учитывается. В этом случае величину вылета определяют фактическим за­ мером, в соответствии с чем и устанавливают максимальный вес груза.

Устанавливать автокран на свеженасыпанный грунт, а также вблизи откоса насыпи выемки или канавы можно только с разреше­ ния лица, отвечающего за безопасную работу механизмов.

Если несущая способность грунта, на ко­ тором устанавливается автокран, недостаточна, то под аутригеры укладываются подкладки из брусьев, чтобы нагрузка на грунт не превы­ шала допустимых норм.

Для безопасного перемещения автокрана с од­ ного объекта работ на другой стрелу его рас­ полагают вдоль пути, опускают и закрепляют за переднюю часть шасси. При движении ав­ токрана под уклон не следует выключать ко­ робку передач.

Для предохранения стрелы автокрана от поломки в местах крепления пяты не следует допускать перемещение автокрана с грузом.

Машинисты автокранов являются одновре­ менно шоферами, которые прошли надлежащее

обучение и аттестацию.

Шофер

допускается

к управлению автокраном

после

обучения по

27

программе крановщика и сдачи установленных испытаний квалификационной комиссии.

У машинистов кранов должна быть производ­ ственная инструкция, определяющая их права, обязанности и порядок выполнения работы, а также содержащая требования техники безо­ пасности, указания о порядке сигнализации, принятой в данной строительной организации, для выгрузки и погрузки труб. Можно рекомен­ довать знаковую сигнализацию, принятую при перемещении грузов кранами (см. приложе­ ние III).

На каждом кране на видном месте вывеши­ вают таблицу грузоподъемности при различных вылетах стрелы.

Кран принимает по акту крановщик, тща­ тельно осматривая и опробуя все его механиз­ мы, при наличии положенного инструмента, такелажа и приспособлений.

При каждом кране ведут журнал, в который заносят результаты осмотра его ответственным за работу механизмов и машинистом крана.

Машинист обязан заносить свои

замечания

в журнал перед началом каждой смены.

Машинист, сдающий смену,

записывает

в журнал неисправности, обнаруженные во время его смены.

Кран немедленно останавливают, если в про­ цессе погрузки или выгрузки труб обнаружены неисправности, угрожающие его безопасной работе.

К таким неисправностям относятся:

а) трещины в ответственных частях металло­ конструкций;

б) недопустимый износ канатов, крюка и механизмов подъема;

в) 'неисправности тормоза, ограничителя

28