Файл: Вологдин Я.И. Техника безопасности при разгрузке, погрузке, укладке и перевозке стальных труб и секций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
подъема, ограничителя грузоподъемности, сиг нального прибора.
При работе и регулировке крана нельзя прикасаться к канату, наматываемому на ба рабан, или направлять его руками, а также производить ремонт, смазку или другие опера ции по обслуживанию крана.
Машинист должен следить за тем, чтобы на барабане всегда оставалось не менее 1,5 вит ков каната.
Машинисту крана и помощнику следует' но сить одежду исправную, хорошо пригнанную, застегнутую на все пуговицы, без свисающих рукавов, пол, капюшонов или других частей, которые могут быть затянутыми вращающимися частями крана.
Есть немало случаев, когда свисающие кон цы одежды или неприбранные волосы у жен щин при работе с механизмами были причиной несчастных случаев.
Ремонтировать и регулировать трансмиссию, лебедки и ходовую часть крана следует только при остановленном двигателе.
Работа кранов-трубоукладчиков
Краны-трубоукладчики не регистрируются Госгортехнадзором, поэтому ответственность за безопасную работу этих машин возлагается на машинистов-трубоукладчиков и лицо, от ветственное за эксплуатацию машин.
Все краны-трубоукладчики проходят пол ное техническое освидетельствование на за- воде-изготовителе. Результаты испытания за носятся в паспорт трубоукладчика. Техниче ским освидетельствованием устанавливается, что трубоукладчик находится в состоянии,
29
гарантирующем безопасность его эксплуата ции.
Кран-трубоукладчик после поступления с завода-изготовителя подвергается предваритель ному наружному осмотру и проверке комплект ности, а затем испытанию. Результаты испыта ния указывают в акте испытания. В акте указывают также фамилию ответственного за эксплуатацию крана-трубоукладчика.
На каждый кран-трубоукладчик заводят шну ровую книгу и крану присваивают порядко вый номер. В эту книгу заносят результаты периодического освидетельствования трубоуклачика.
Кроме того, на трубоукладчиках, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, следует иметь сменные журналы, в которых машини сты должны записывать неисправности машины, замеченные в течение смены.
При двухсменной работе машинист, сдающий смену, записывает в сменный журнал все не исправности и характерные стуки, обнаруженные в агрегатах трубоукладчика за время его смены.
Трубоукладчики, находящиеся в эксплуата ции, подвергаются через каждые 12 месяцев периодическому техническому освидетельство ванию, которое включает в себя осмотр, ста тическое и динамическое испытания. Техниче ское освидетельствование проводится техпер соналом строительной организации, отвечаю щим за безопасную работу трубоукладчиков.
При осмотре устанавливают состояние от дельных частей и механизмов трубоукладчика, надежность креплений, соответствие требова ниям безопасности грузовых и стреловых кана тов, крюков, болтов, тормозной системы и др.
30
Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всех частей и грузовой устойчивости трубоукладчиков. Динамическое испытание дает возможность проверить дей ствие всех механизмов и тормозов трубоуклад
чика в действии.
Статическое испытание при периодическом освидетельствовании производят нагрузкой, пре вышающей на 10% номинальную грузоподъем ность крана, при наибольшем и наименьшем
вылете |
стрелы. Груз |
поднимают |
на высоту |
100 мм |
и выдерживают в таком положении |
||
10 мин. |
Динамическое |
испытание |
производят |
наибольшим рабочим грузом путем повтор ного подъема и опускания его. Динамическое испытание выполняют только в том случае, если результаты статического испытания приз наны удовлетворительными.
Результаты периодического технического ос видетельствования заносят в шнуровую книгу
и паспорт трубоукладчика.
Управлять трубоукладчиком поручается ма ш инисту, прошедшему специальный техниче ский курс обучения и обученному правилам
техники безопасности.
Машинистам, окончившим успешно курс обу чения и прошедшим практическое обучение по управлению трубоукладчиком (стажировку), выдают удостоверение на право вождения трак тора и управления грузоподъемными маши
нами данного типа.
Каждый трубоукладчик сдают по акту ма шинисту в исправном состоянии после тща тельного осмотра и опробывания его механиз мов. Необходимо при этом обращать внимание на наличие указателя грузоподъемности на стреле трубоукладчика.
31
К работе по погрузке и разгрузке труб допу скаются только исправные трубоукладчики.
Несоблюдение правил техники безопасности и инструкции по эксплуатации трубоукладчика может привести к аварии или несчастному случаю. Для обеспечения безопасной и безава рийной работы машинист перед началом ра боты обязан осмотреть весь трубоукладчик и и убедиться в его исправности. Особенно вни мательно следует проверять тормоза, надея{- ность крепления лебедки и стрелы, состояние канатов, грузозахватные приспособления, ме ханизмы управления и ходовую часть трак тора.
Если при осмотре трубоукладчика будут обнаружены неисправности, то до начала ра боты их нужно обязательно устранить.
В частности, нельзя продолжать разгрузку и погрузку труб трубоукладчиком при наличии следующих дефектов:
а) трещин в стреле и раме; б) недопустимого износа канатов, крюка и
механизма подъема; в) неисправности тормозов;
г) поломке собачки храпового механизма стрелового барабана лебедки;
д) пробуксовке муфты отбора мощности; е) пробуксовке тормозных лент вследствие
обмерзания или влаги, попавшей на ленту, или других причин.
Необходимо особо указать на существенные недостатки ленточного тормоза трубоукладчи ка, которые состоят в том, что тормозные ленты лебедки не защищены кожухом, от чего на ленты тормозов попадает влага, снег, а иног да масло; все это нарушает безотказное дей ствие тормозов. В первых типах трубоукладчи
32
ков не было предусмотрено стопорное устрой ство против падения стрелы при отказе ленточ ного тормоза. Это обстоятельство неоднократ но было причиной падения стрел с грузом, сопровождавшегося несчастными случаями. Безотказное действие тормоза нужно прове рять путем подъема и опускания груза весом, соответствующим максимальной грузоподъем ности трубоукладчика на данном вылете стрелы.
При эксплуатации трубоукладчиков следует соблюдать правила безопасности при запуске пусковых двигателей. Правильный запуск пу скового двигателя трубоукладчика пусковой рукояткой производится следующим образом. Необходимо занять устойчивое положение на гусенице и взяться левой рукой за крышку капота. Надеть пусковую рукоятку на вер тикальный валик ручного запуска пускового двигателя и, охватив ее правой рукой таким образом, чтобы все пальцы были с одной сто роны, медленно поворачивать валик до хода сжатия; в момент, когда почувствуется компрес сия, сделать резкий поворот рукоятки (рывок). Если двигатель сразу не заводится, этот прием
следует повторить. После пуска |
пускового |
|
двигателя |
необходимо его прогреть |
на малых |
и средних |
оборотах, а затем приступить к пу |
ску дизеля. Горячий пусковой двигатель нуж но заводить с открытой воздушной заслонкой (без подсоса). Запуск двигателя должен вы полнять только машинист.
На строительстве трубопроводов были слу чаи травматизма при неправильном запуске двигателя; например, при заводке двигателя машиниста ударило в голову пусковой руко яткой.
3 Заказ 706. |
аз |
Во время работы трубоукладчика на нем должен находиться только машинист. Не допу скается находиться другим лицам вблизи трубо укладчика — со стороны стрелы на расстоянии ближе 7 «и и со стороны контргруза на расстоя нии не менее 3 м.
Машинист не должен сходить с трубоуклад чика при выполнении работ, а также при его передвижении.
Во время работы двигателя нельзя нахо диться под краном-трубоукладчиком, так как может произвольно включиться муфта вклю чения или коробка передач.
Нельзя применять открытый огонь для подо гревания двигателя, а также стоять против ветра при открывании горловины радиатора перегретого двигателя.
При подъеме груза весом, превышающим максимальный, а также при расположении кра на на местности с поперечным уклоном 7° трубоукладчик может опрокинуться.
Поэтому в таких случаях необходим проб ный подъем груза на высоту не более 150 мм.
Если при подъеме будут отрываться катки от гусеницы, то подъем следует немедленно прекратить и опустить груз. Уменьшая вылет стрелы, повторять пробный подъем груза до удовлетворительной устойчивости трубоуклад чика.
При перемещении разгруженных секций на стреле трубоукладчика по местности с попереч ным уклоном трубоукладчик также может оп рокинуться. В момент отрыва нижних опор ных катков от полотна правой гусеницы ма шинист трубоукладчика должен быстро опу стить груз и откинуть контргруз или изменить вылет стрелы.
34
АВТОПОЕЗДА, ПЕРЕВОЗКА ТРУБ И СЕКЦИЙ
Перевозка труб длиной 12 м и сваренных секций длиной от 24 до 48 м по временным грун товым дорогам представляет значительные трудности.
Для перевозки труб и секций применяют автопоезда-трубовозы, состоящие из автомо биля-тягача и прицепа-роспуска. При этом для перевозки труб автомобиль и прицеп соединяют жесткой сцепкой (тягой), а для перевозки сек ций — гибкой сцепкой (стальным канатом).
Наиболее безопасны для перевозки секций автопоезда-трубовозы с гибкой крестообразной сцепкой, оборудованные тормозами, управляе мыми из кабины водителя.
Крестообразная сцепка позволяет осуще ствить движение колес прицепа-роспуска по сле дам колес автомобиля тягача, что улучшает проходимость автопоезда трубовоза при не большой ширине проезжей части и крутых поворотах временных дорог, особенно при перевозке секций к горных условиях. Поэтому в горных условиях следует применять только автопоезда-трубовозы с жесткой и крестооб разной гибкой сцепкой.
Вождение автопоездов-трубовозов по вре менным дорогам требует от водителей дисци плинированности и строго соблюдения дей ствующих правил движения, инструкций по эксплуатации автотранспорта и технике без опасности. Для безопасной работы автотранс порта при перевозке труб и секций очень важ ное значение имеет подбор кадров водителей высокой квалификации.
Существенное значение имеет также пра вильный выбор автомобилей и прицепов, со
3* |
35 |
ставляющих автопоезд, по грузоподъемности, проходимости и габаритам, а также правиль ное расположение труб и секций на тягаче
иприцепе.
При загрузках автопоездов-трубовозов ре
комендуется пользоваться данными таблицы «Типовые загрузки автопоездов при перевозке труб и секций». (Приложения IV и V).
Очень опасно при перевозке труб и секций превышать скорости двияюния, допустимые в данных дорожных условиях. Из-за превыше ния скоростей при перевозке труб неоднократ но были случаи заноса, опрокидывания авто поездов в канавы и надвижки труб на кабины, сопровождавшиеся травматизмом.
Чтобы избежать аварий из-за превышения скорости движения, руководители строитель ных организаций и технические руководители автогаражей и автоколонн должны устанавли вать допустимые скорости движения автопо ездов на отдельных участках временных дорог в зависимости от их профиля и состояния.
Решения администрации СУ или СМ У о до пустимых скоростях необходимо своевременно доводить до каждого водителя автопоезда, работающего на данной дороге.
Особенно недопустимо резко тормозить ав топоезд на скользкой дороге, когда наиболее возможны опасные заносы. На кривых участ ках пути следует соблюдать осторожность при разъездах со встречным транспортом.
Автомобили и прицепы, предназначенные для перевозки труб и секций, должны быть исправ ными. Перед выездом из гаража на линию они должны пройти ежесменный технический ос мотр, во время которого необходимо прове рить: регулировку тормозов и муфты сцепле-
36
IIия, исправность рулевого управления, элек тропроводки, коробки передач, стартера, сиг налов, освещения, сцепных приборов, прицепа и осветительных приборов на нем и пр. При комплектовании автопоезда необходимо, что бы верх коников автомобиля-тягача и прицепа находились на одном уровне, причем с задней стороны кабины на расстоянии 50 см от стенки должен быть укреплен щит из угловой и ли стовой стали толщиной 8 —10 мм для предохра нения кабины от надвижки труб.
Правильная технологическая последователь ность выполнения операций при погрузке и разгрузке секций труб на автопоезда-трубово зы и плетевозы в значительной мере обеспечи вает безопасность производства этих работ. Рекомендуется придерживаться следующей по следовательности при погрузке секций: вна чале прицеп-роспуск разъединить с тягачом, прицеп и тягач соединить гибкой сцепкой (тросом). Для натяжения сцепки прицеп-рос пуск тормозят деревянным клином, который одновременно препятствует движению прицепа при натаскивании секции. Во время расцепки под дышло прицепа-роспуска устанавливают
подставку во |
избежание падения дышла |
и травмирования |
ног. |
Погрузку секций (плетей) выполняют при помощи трубоукладчиков ТО-12-24 или Т-15-30 (рис. 5). Строповка секций при погрузке на плетевоз производится универсальными стро пами на расстоянии 0,5 м от середины секции ближе к ее переднему концу (рис. 6).
Секцию, застропованную таким способом, поднимают трубоукладчиком, при этом ее пе редний конец оказывается приподнятым, а зад ний легко касается грунта. При движении
37