Файл: Вологдин Я.И. Техника безопасности при разгрузке, погрузке, укладке и перевозке стальных труб и секций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подъема, ограничителя грузоподъемности, сиг­ нального прибора.

При работе и регулировке крана нельзя прикасаться к канату, наматываемому на ба­ рабан, или направлять его руками, а также производить ремонт, смазку или другие опера­ ции по обслуживанию крана.

Машинист должен следить за тем, чтобы на барабане всегда оставалось не менее 1,5 вит­ ков каната.

Машинисту крана и помощнику следует' но­ сить одежду исправную, хорошо пригнанную, застегнутую на все пуговицы, без свисающих рукавов, пол, капюшонов или других частей, которые могут быть затянутыми вращающимися частями крана.

Есть немало случаев, когда свисающие кон­ цы одежды или неприбранные волосы у жен­ щин при работе с механизмами были причиной несчастных случаев.

Ремонтировать и регулировать трансмиссию, лебедки и ходовую часть крана следует только при остановленном двигателе.

Работа кранов-трубоукладчиков

Краны-трубоукладчики не регистрируются Госгортехнадзором, поэтому ответственность за безопасную работу этих машин возлагается на машинистов-трубоукладчиков и лицо, от­ ветственное за эксплуатацию машин.

Все краны-трубоукладчики проходят пол­ ное техническое освидетельствование на за- воде-изготовителе. Результаты испытания за­ носятся в паспорт трубоукладчика. Техниче­ ским освидетельствованием устанавливается, что трубоукладчик находится в состоянии,

29


гарантирующем безопасность его эксплуата­ ции.

Кран-трубоукладчик после поступления с завода-изготовителя подвергается предваритель­ ному наружному осмотру и проверке комплект­ ности, а затем испытанию. Результаты испыта­ ния указывают в акте испытания. В акте указывают также фамилию ответственного за эксплуатацию крана-трубоукладчика.

На каждый кран-трубоукладчик заводят шну­ ровую книгу и крану присваивают порядко­ вый номер. В эту книгу заносят результаты периодического освидетельствования трубоуклачика.

Кроме того, на трубоукладчиках, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, следует иметь сменные журналы, в которых машини­ сты должны записывать неисправности машины, замеченные в течение смены.

При двухсменной работе машинист, сдающий смену, записывает в сменный журнал все не­ исправности и характерные стуки, обнаруженные в агрегатах трубоукладчика за время его смены.

Трубоукладчики, находящиеся в эксплуата­ ции, подвергаются через каждые 12 месяцев периодическому техническому освидетельство­ ванию, которое включает в себя осмотр, ста­ тическое и динамическое испытания. Техниче­ ское освидетельствование проводится техпер­ соналом строительной организации, отвечаю­ щим за безопасную работу трубоукладчиков.

При осмотре устанавливают состояние от­ дельных частей и механизмов трубоукладчика, надежность креплений, соответствие требова­ ниям безопасности грузовых и стреловых кана­ тов, крюков, болтов, тормозной системы и др.

30

Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всех частей и грузовой устойчивости трубоукладчиков. Динамическое испытание дает возможность проверить дей­ ствие всех механизмов и тормозов трубоуклад­

чика в действии.

Статическое испытание при периодическом освидетельствовании производят нагрузкой, пре­ вышающей на 10% номинальную грузоподъем­ ность крана, при наибольшем и наименьшем

вылете

стрелы. Груз

поднимают

на высоту

100 мм

и выдерживают в таком положении

10 мин.

Динамическое

испытание

производят

наибольшим рабочим грузом путем повтор­ ного подъема и опускания его. Динамическое испытание выполняют только в том случае, если результаты статического испытания приз­ наны удовлетворительными.

Результаты периодического технического ос­ видетельствования заносят в шнуровую книгу

и паспорт трубоукладчика.

Управлять трубоукладчиком поручается ма­ ш инисту, прошедшему специальный техниче­ ский курс обучения и обученному правилам

техники безопасности.

Машинистам, окончившим успешно курс обу­ чения и прошедшим практическое обучение по управлению трубоукладчиком (стажировку), выдают удостоверение на право вождения трак­ тора и управления грузоподъемными маши­

нами данного типа.

Каждый трубоукладчик сдают по акту ма­ шинисту в исправном состоянии после тща­ тельного осмотра и опробывания его механиз­ мов. Необходимо при этом обращать внимание на наличие указателя грузоподъемности на стреле трубоукладчика.

31


К работе по погрузке и разгрузке труб допу­ скаются только исправные трубоукладчики.

Несоблюдение правил техники безопасности и инструкции по эксплуатации трубоукладчика может привести к аварии или несчастному случаю. Для обеспечения безопасной и безава­ рийной работы машинист перед началом ра­ боты обязан осмотреть весь трубоукладчик и и убедиться в его исправности. Особенно вни­ мательно следует проверять тормоза, надея{- ность крепления лебедки и стрелы, состояние канатов, грузозахватные приспособления, ме­ ханизмы управления и ходовую часть трак­ тора.

Если при осмотре трубоукладчика будут обнаружены неисправности, то до начала ра­ боты их нужно обязательно устранить.

В частности, нельзя продолжать разгрузку и погрузку труб трубоукладчиком при наличии следующих дефектов:

а) трещин в стреле и раме; б) недопустимого износа канатов, крюка и

механизма подъема; в) неисправности тормозов;

г) поломке собачки храпового механизма стрелового барабана лебедки;

д) пробуксовке муфты отбора мощности; е) пробуксовке тормозных лент вследствие

обмерзания или влаги, попавшей на ленту, или других причин.

Необходимо особо указать на существенные недостатки ленточного тормоза трубоукладчи­ ка, которые состоят в том, что тормозные ленты лебедки не защищены кожухом, от чего на ленты тормозов попадает влага, снег, а иног­ да масло; все это нарушает безотказное дей­ ствие тормозов. В первых типах трубоукладчи­

32

ков не было предусмотрено стопорное устрой­ ство против падения стрелы при отказе ленточ­ ного тормоза. Это обстоятельство неоднократ­ но было причиной падения стрел с грузом, сопровождавшегося несчастными случаями. Безотказное действие тормоза нужно прове­ рять путем подъема и опускания груза весом, соответствующим максимальной грузоподъем­ ности трубоукладчика на данном вылете стрелы.

При эксплуатации трубоукладчиков следует соблюдать правила безопасности при запуске пусковых двигателей. Правильный запуск пу­ скового двигателя трубоукладчика пусковой рукояткой производится следующим образом. Необходимо занять устойчивое положение на гусенице и взяться левой рукой за крышку капота. Надеть пусковую рукоятку на вер­ тикальный валик ручного запуска пускового двигателя и, охватив ее правой рукой таким образом, чтобы все пальцы были с одной сто­ роны, медленно поворачивать валик до хода сжатия; в момент, когда почувствуется компрес­ сия, сделать резкий поворот рукоятки (рывок). Если двигатель сразу не заводится, этот прием

следует повторить. После пуска

пускового

двигателя

необходимо его прогреть

на малых

и средних

оборотах, а затем приступить к пу­

ску дизеля. Горячий пусковой двигатель нуж­ но заводить с открытой воздушной заслонкой (без подсоса). Запуск двигателя должен вы­ полнять только машинист.

На строительстве трубопроводов были слу­ чаи травматизма при неправильном запуске двигателя; например, при заводке двигателя машиниста ударило в голову пусковой руко­ яткой.

3 Заказ 706.

аз


Во время работы трубоукладчика на нем должен находиться только машинист. Не допу­ скается находиться другим лицам вблизи трубо­ укладчика — со стороны стрелы на расстоянии ближе 7 «и и со стороны контргруза на расстоя­ нии не менее 3 м.

Машинист не должен сходить с трубоуклад­ чика при выполнении работ, а также при его передвижении.

Во время работы двигателя нельзя нахо­ диться под краном-трубоукладчиком, так как может произвольно включиться муфта вклю­ чения или коробка передач.

Нельзя применять открытый огонь для подо­ гревания двигателя, а также стоять против ветра при открывании горловины радиатора перегретого двигателя.

При подъеме груза весом, превышающим максимальный, а также при расположении кра­ на на местности с поперечным уклоном 7° трубоукладчик может опрокинуться.

Поэтому в таких случаях необходим проб­ ный подъем груза на высоту не более 150 мм.

Если при подъеме будут отрываться катки от гусеницы, то подъем следует немедленно прекратить и опустить груз. Уменьшая вылет стрелы, повторять пробный подъем груза до удовлетворительной устойчивости трубоуклад­ чика.

При перемещении разгруженных секций на стреле трубоукладчика по местности с попереч­ ным уклоном трубоукладчик также может оп­ рокинуться. В момент отрыва нижних опор­ ных катков от полотна правой гусеницы ма­ шинист трубоукладчика должен быстро опу­ стить груз и откинуть контргруз или изменить вылет стрелы.

34

АВТОПОЕЗДА, ПЕРЕВОЗКА ТРУБ И СЕКЦИЙ

Перевозка труб длиной 12 м и сваренных секций длиной от 24 до 48 м по временным грун­ товым дорогам представляет значительные трудности.

Для перевозки труб и секций применяют автопоезда-трубовозы, состоящие из автомо­ биля-тягача и прицепа-роспуска. При этом для перевозки труб автомобиль и прицеп соединяют жесткой сцепкой (тягой), а для перевозки сек­ ций — гибкой сцепкой (стальным канатом).

Наиболее безопасны для перевозки секций автопоезда-трубовозы с гибкой крестообразной сцепкой, оборудованные тормозами, управляе­ мыми из кабины водителя.

Крестообразная сцепка позволяет осуще­ ствить движение колес прицепа-роспуска по сле­ дам колес автомобиля тягача, что улучшает проходимость автопоезда трубовоза при не­ большой ширине проезжей части и крутых поворотах временных дорог, особенно при перевозке секций к горных условиях. Поэтому в горных условиях следует применять только автопоезда-трубовозы с жесткой и крестооб­ разной гибкой сцепкой.

Вождение автопоездов-трубовозов по вре­ менным дорогам требует от водителей дисци­ плинированности и строго соблюдения дей­ ствующих правил движения, инструкций по эксплуатации автотранспорта и технике без­ опасности. Для безопасной работы автотранс­ порта при перевозке труб и секций очень важ­ ное значение имеет подбор кадров водителей высокой квалификации.

Существенное значение имеет также пра­ вильный выбор автомобилей и прицепов, со­

3*

35


ставляющих автопоезд, по грузоподъемности, проходимости и габаритам, а также правиль­ ное расположение труб и секций на тягаче

иприцепе.

При загрузках автопоездов-трубовозов ре­

комендуется пользоваться данными таблицы «Типовые загрузки автопоездов при перевозке труб и секций». (Приложения IV и V).

Очень опасно при перевозке труб и секций превышать скорости двияюния, допустимые в данных дорожных условиях. Из-за превыше­ ния скоростей при перевозке труб неоднократ­ но были случаи заноса, опрокидывания авто­ поездов в канавы и надвижки труб на кабины, сопровождавшиеся травматизмом.

Чтобы избежать аварий из-за превышения скорости движения, руководители строитель­ ных организаций и технические руководители автогаражей и автоколонн должны устанавли­ вать допустимые скорости движения автопо­ ездов на отдельных участках временных дорог в зависимости от их профиля и состояния.

Решения администрации СУ или СМ У о до­ пустимых скоростях необходимо своевременно доводить до каждого водителя автопоезда, работающего на данной дороге.

Особенно недопустимо резко тормозить ав­ топоезд на скользкой дороге, когда наиболее возможны опасные заносы. На кривых участ­ ках пути следует соблюдать осторожность при разъездах со встречным транспортом.

Автомобили и прицепы, предназначенные для перевозки труб и секций, должны быть исправ­ ными. Перед выездом из гаража на линию они должны пройти ежесменный технический ос­ мотр, во время которого необходимо прове­ рить: регулировку тормозов и муфты сцепле-

36

IIия, исправность рулевого управления, элек­ тропроводки, коробки передач, стартера, сиг­ налов, освещения, сцепных приборов, прицепа и осветительных приборов на нем и пр. При комплектовании автопоезда необходимо, что­ бы верх коников автомобиля-тягача и прицепа находились на одном уровне, причем с задней стороны кабины на расстоянии 50 см от стенки должен быть укреплен щит из угловой и ли­ стовой стали толщиной 8 —10 мм для предохра­ нения кабины от надвижки труб.

Правильная технологическая последователь­ ность выполнения операций при погрузке и разгрузке секций труб на автопоезда-трубово­ зы и плетевозы в значительной мере обеспечи­ вает безопасность производства этих работ. Рекомендуется придерживаться следующей по­ следовательности при погрузке секций: вна­ чале прицеп-роспуск разъединить с тягачом, прицеп и тягач соединить гибкой сцепкой (тросом). Для натяжения сцепки прицеп-рос­ пуск тормозят деревянным клином, который одновременно препятствует движению прицепа при натаскивании секции. Во время расцепки под дышло прицепа-роспуска устанавливают

подставку во

избежание падения дышла

и травмирования

ног.

Погрузку секций (плетей) выполняют при помощи трубоукладчиков ТО-12-24 или Т-15-30 (рис. 5). Строповка секций при погрузке на плетевоз производится универсальными стро­ пами на расстоянии 0,5 м от середины секции ближе к ее переднему концу (рис. 6).

Секцию, застропованную таким способом, поднимают трубоукладчиком, при этом ее пе­ редний конец оказывается приподнятым, а зад­ ний легко касается грунта. При движении

37