Файл: Вологдин Я.И. Техника безопасности при разгрузке, погрузке, укладке и перевозке стальных труб и секций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38

Рис. 5. Погрузка секции па автопоезд.

трубоукладчика вперед секцию надвигают сна­ чала на коник прицепа-роспуска и далее на коник тягача, а затем укладывают в гнезда

Рис. 6. Технологическая схема погрузки секции иа автопоезд краном-трубоукладчиком.

I — тягач; 2 — коник тягача; 3 — тяговый трос; 4 — крюк стрелы трубоукладчика; 5 — секция; в — коник прицепа рос­

пуска; 7 — прицеп-роспуск; 8 — упор (тормозной клин); 9 — универсальный строп; 10 — крюк-ограничитель (передний);

I I — стойка дышла; 12 — крепежный канат; 13 — дышло при­ цепа-роспуска; 14 — крюк-ограничитель (задний).

коников. При погрузке последующих секций операция натаскивания секции трубоукладчи­ ком повторяется вновь.

39


Укладывать

трубы

на автопоезда следует

по высоте не более 1,5

м,

при этом трубы диа­

метром более

500

мм

надлежит укладывать

 

не более чем в три ряда. После полной загрузки автопоезда секции увязывают на кониках тя­ гача и прицепа роспуска цепями или тросами (рис. 7), а дышло прицепа-роспуска укрепля­ ют в транспортном положении (рис. 6). Во время надвижки секции на автопоезд стропальщики должны находиться на безопасном расстоянии от трубы и направлять ее только оттяжками. При этом нельзя становиться на кузов тягача. На погрузочно-разгрузочных работах в си­ стеме Газпрома произошел несчастный случай из-за того, что стропальщик во время погрузки находился у щита в кузове автопоезда и был прижат к щиту торцом трубы.

Для предупреждения продольного смещения труб на кониках автомобиля и прицепа накид­ ные крючья следует укреплять на цепях или тросах. Крючья накладывают на концы труб, а натянутые тросы ограничивают их сме­ щение.

Разгружают секции также трубоукладчи­ ками, но в обратной последовательности.

После снятия увязки универсальный строи накладывают на расстоянии 0,5 м от середины секции (плети) ближе к наружному ее концу. После подъема секции и освобождения от нее прицепа-роспуска (рис. 8, а) медленным дви­ жением трубоукладчика (рис. 8, б) постепенно снимают секцию с коника тягача и уклады­ вают ее у траншеи.

Снимать стропы с выгружаемых на землю секций можно только после того, как секция будет уложена на землю и надежно укреплена подкладками, земляными валиками или ан-

40

41

Рис. 7. Увязка секции на прицепе роспуска.

керами против скатывания (в зависимости от поперечного уклона местности).

Секции и трубы, доставленные на трассу, следует укладывать, как правило, на расстоя­ нии 1,5 м от бровки траншеи.

Рис. 8. Технологическая схема разгрузки секции с ав­ топоезда краном-трубоукладчиком.

При укладке труб и секций на склонах их следует закреплять во избежание скатывания или сползания. В отдельных случаях по усло­ виям организации работ расстояние от бровки

42


траншеи до нитки раскладываемых вдоль трас­ сы секций может быть более 1,5 м. Однако ре­ комендовать увеличение этого расстояния не следует, потому что возникают дополнительные трудности при опускании сваренного и изоли­ рованного трубопровода в траншею.

Для работы в условиях пустынно-песчаной местности для перевозки труб и секций реко­ мендуются автомобили и прицепы-роспуски

сповышенной проходимостью.

Вусловиях бездорожья, когда невозможно использовать автотранспорт повышенной про­ ходимости, трубы перевозят тракторными по­ ездами на подсанках. При этом необходимо со­ блюдать следующие специальные требования безопасности:

а) концы труб нужно закрывать заглушками против попадания в них грязи и посторонних предметов;

б) трубу или секцию (илеть) закрепляют на подсанках стальным канатом или специальными захватами, чтобы не произошло продольного смещения;

в) передние подсанки крепят к трактору же­ стким дышлом; крепить канатом не допускает­ ся, так как в этом случае исключается возмож­ ность безопасного торможения поезда;

г) передние и задние подсанки соединяют между собой стальным канатом или жестким дышлом;

д) нельзя находиться близко к трубе, пере­ мещаемой тракторным поездом.

Проезд лиц, сопровождающих автопоезд или

тракторный поезд, на трубах, прицепах или на кониках тягачей вне кабины не разрешается. Невыполнение этого требования может повлечь случаи тяжелого травматизма.

43

При перевозках труб и секций по проселоч­ ным и временным дорогам, имеющим мосты, допустимые нагрузки которых неизвестны, осо­ бое внимание следует обращать на их состоя­ ние. В отдельных случаях техническому пер­ соналу С У или СМ У необходимо выполнить проверочный расчет мостов или же испытать их пробной нагрузкой. Проезд тяжелых авто­ поездов по таким мостам следует согласовы­ вать с дорожным мастером, обслуживающим данный участок дороги.

Перевозка грузов по льду автомобилями, тракторами и другими средствами допускается

только

при условии,

что вес

поезда брутто

не превышает

расчетного

веса,

который

может

выдержать лед при

данной

его

тол­

щине.

определении

грузоподъемности

льда

При

ориентировочно

рекомендуется

пользоваться

данными табл.

3.

 

 

 

 

 

Промежуточные значения допустимых нагру­ зок на лед в зависимости от его толщины и тем­ пературы воздуха можно найти интерполя­ цией значений соответствующих величин, ука­ занных в табл. 3.

Движение автопоездов-трубовозов по льду рек и водоемов возможно только после про­ верки толщины льда прорабом и установления непрерывного наблюдения за состоянием льда при эксплуатации дороги.

Для определения возможности проезда авто­ поездов по льду рек, озер и других водоемов необходимо предварительно обследовать со­ стояние льда. Для этого промеряют толщину

льда вдоль

намечаемой

трассы

дороги через

каждые 50

м,

но не менее четырех промеров

на поперечном сечении

водоема.

Для расчета

44


Наименование груза

 

Таблица 3

Вес, кг

Толщина речного льда, безопасная при темпера­ туре воздуха от —1 до —25° С, см Предельное расстояние до кромки льда, гаран­ тирующее безопасность, м

Человек со снаряжением . . .

100

7

5 -3

Автомобиль без груза . . . .

3 500

34—25

19

Гусеничный трактор..................

8 400

52—32

25

Автомобиль с грузом . . . .

10 000

56—42

26

Тяжеловес ....................................

40 000

109—80

38

П р и м е ч а н и е . Данные таблицы относятся к прочности осеннего льда; прочность весеннего льда принимается меньше

осеннего в 1,5—2,5 раза.

принимают наименьшее из замеренных значе­ ние толщины льда.

В отдельных случаях можно допустить про­ верку прочности льда путем пробных нагрузок с принятием необходимых мер предосторож­ ности. Проруби для промера толщины льда устраивают в стороне от трассы дороги на рас­ стоянии не менее 25 м. Чтобы не ошибиться при обследовании толщины льда, необходимо иметь в виду, что на малых реках ледяной покров у берегов толще и по середине реки меньше. Поэтому промеры нужно делать обязательно по середине реки — в местах наибольшего тече­ ния. В недостаточно исследованных местах во

45

избежание несчастных случаен из-за прололюн льда толщину льда промеряют двое рабочих, которые следуют один за другим на расстоя­ нии 3 —5 м. Работник, идущий впереди, нахо­ дится в более опасных условиях, поэтому он должен опоясаться веревкой, другой конец которой находится в руках второго рабочего. Второй рабочий снабжен спасательными сред­ ствами: досками, тестами, рейками и пр. Рабочий, идущий впереди, делает промеры, тогда как второй сцедит за ним.

Ледяная дорога должна проходить в удале­ нии от полыней не менее чем на 150 м. Границу дороги обозначают вехами, расставленными через 50 м по обеим ее сторонам.

При движении тяжеловесных автопоездов по ледяной дороге для каждого из направлений движения устраивают отдельную полосу на расстоянии 150 м одна от другой. При движе­ нии вслед двух подвижных единиц по ледяной дороге необходимо строго соблюдать безопас­ ное расстояние между ними. Безопасное рас­ четное расстояние в метрах должно соответ­ ствовать толщине льда, выраженной в санти­ метрах, определенной для максимальной на­ грузки.

Рассмотрим случай пропуска по льду авто­ поезда, состоящего из тягача МАЗ-501 и при­ цепа 2-Р-15, при перевозке секции длиной 36 м, при температуре воздуха -—25° С. Предположим, что нагрузки на лед от тягача и прицепа дей­

ствуют

как два отдельные груза. Максималь­

ный вес

автопоезда

брутто

равен

25,9

т,

в

том

числе

нагрузка от

тягача

13,6

т,

ме­

от

прицепа 12,3

т.

Согласно

типовой схемы

загрузок

(приложение IV —V)

расстояние

 

жду

центрами

приложения груза на

кониках

 

 

46


тягача и прицепа составляет 26 м. Необходи­ мая толщина льда для нагрузки от тягача, определяемая но табл. 3, составит примерно 45 см. Следовательно, безопасное расстояние между тягачом и прицепом должно быть не менее 45 м. Полученное по расчету безопасное расстояние более фактического почти в два раза. Отсюда следует, что автопоезд в указанном составе следует рассматривать как одну грузо­ вую единицу суммарным весом 25,9 т.

Лед, достаточной толщины для транспорти­ рования грузов, в обычных условиях может ока­ заться недостаточным при действии на него динамических ударов, например, при въезде автопоезда на лед с крутого спуска. Во избе­ жание таких ударов спуски на ледяную дорогу делают плавными.

Длительные остановки транспортных средств с тяжелыми грузами на ледяной дороге не допу­ стимы. При эксплуатации ледяной дороги пе­ риодически очищают ее от снега; это способ­ ствует лучшему промерзанию и наращиванию толщины льда снизу.

При появлении на поверхности льда призна­ ков недостаточной его устойчивости (трещин или просадок) движение по дороге прекращают и тщательно обследуют состояние льда. Движе­ ние открывают лишь после того, как лицо, ответственное за работу транспорта, убедится в достаточной надежности льда. Дата начала и конца проезда по льду устанавливается ад­ министрацией строительства и объявляется спе­ циальным приказом.

При работе автотранспорта в горных усло­ виях возникают большие трудности при пере­ возке секции труб. Характерными трудно­ стями перевозок в горных условиях является

47

преодоление крутых и затяжных подъемов и спусков, а также крутых поворотов дорог с очень малыми радиусами закруглений.

Эти трудности увеличиваются во много раз в дождливую погоду. Для предотвращения ава­ рий и обеспечения безопасности необходимо особенно надежно укреплять трубы на авто­ поезде против смещения их в продольном и поперечном направлении.

Желательно для увязки труб и секций при­ менять рычажные замки. Для удержания труб от продольного смещения обязательно приме­ нять ограничители (тросы с крючьями). По­ лезно также устраивать на кониках специаль­

ные деревянные

брусья с гнездами для труб.

В этом случае

трение труб

о брусья

создает

дополнительное

препятствие

против

продоль­

ного скольжения.

За состоянием крестообразной сцепки сле­ дует регулярно наблюдать — поддерживать тяги в натянутом состоянии путем регулировки натяжных муфт. Работа в горных условиях тре­ бует от водительского состава максимальной дисциплинированности, высокой квалифика­ ции и осторожности.

Вусловиях пустынь транспортировка труб

исекций имеет свои специфические особен­ ности, влияющие на безопасность перевозок, например пылевидные и песчаные грунты и бар­ ханы, очень жаркое лето, отсутствие ориенти­ ров на местности и т. п.

Пылевидные грунты, сухой климат и сильные ветры являются источником образования пыль­ ных бурь, снижающих до минимума видимость

даже

в дневное время.

может вы­

■ Движение по откосам барханов

звать

опрокидывание автомобиля.

Опасность

48