Файл: Вожик Д.Л. Комплекс КМ-87Т.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В почве пласта залегает глинистый сланец средней устойчивости. Оборудование комплекса было смонтировано в разрезе лавы. Выемка угля велась комбайном IK-52MK, транспортировка по

штреку до бремсберга — конвейерами СП-63 и КЛ-150, по бремсбер­ гу — двумя ленточными конвейерами КЛА-250, от бункера до опроки­ да — электровозами 8АРП-900 в шахтных вагонетках ВШ-5Д.

Маслостанции, оборудование орошения, магнитная станция были установлены на конвейерном штреке над ставом конвейера СП-63 и пе­ ремещались впереди забоя по рельсовому пути. Ширина колеи 1100 мм.

Опытная эксплуатация комплекса КМ-87 показала, что примене­ ние гидравлической крепи механизирует процессы крепления очистного пространства и управления кровлей в лаве способом полного обруше­ ния, устраняя при этом тяжелые и трудоемкие работы, неизбежные при использовании индивидуальной крепи; механизирует передвижение за­ бойного конвейера и выемочной машины. В сочетании с выемкой угля комбайном IK-52M крепь обеспечивает комплексную механизацию до­ бычи угля в лаве.

Сравнительно низкие технико-экономические показатели работы комплекса в период опытной эксплуатации объясняются, главным об­ разом, рядом конструктивных недостатков отдельных узлов и деталей, низким качеством их изготовления и недостаточным опытом в освоении и эксплуатации подобных механизмов.

Однако за это время был накоплен большой опыт по эксплуатации комплекса — рабочие и инженерно-технические работники участка и шахты освоили новое оборудование, приобрели необходимые навыки в его обслуживании и ремонте; выявили и устранили важные конструк­

43

тивные недостатки и дефекты изготовления, что дало возможность уже в декабре 1964 г. улучшить работу комплекса и довести месячную до­ бычу почти до 13 тыс. тугля при подвигании лавы 48,0 м.

Изучив опыт работы шахт, успешно эксплуатирующих комплексы, механизаторы шахты «Краснолиманская» разработали график органи­ зации работ, рассчитанный на выполнение 14 циклов в сутки с под®иганием забоя за цикл на 0,63 м. Все износившиеся узлы и детали обору­ дования комплекса были заменены. Вместо комбайна IK-52MK был смонтирован комбайн 1К-52ШГ с экспериментальной подающей частью Г-442, обеспечивающей скорость подачи до 6 м/мин.

В результате за 31 рабочий день бригада добыла 67 040 г угля. Месячная производительность труда каждого члена бригады составила 744,4 т, производительность на выход — 23,9 т. Подвигание лавы при этом составило 234 м, среднесуточная добыча по лаве —- 2163 т. В отдельные сутки в лаве снималось по 18 полосок угля. Добыча в такие дни достигала 3000—3060 т, производительность труда рабочего очи­ стного забоя составляла при этом свыше 35 т.

Анализ работы 2-й северной лавы показал, что достигнутые резуль­ таты нагрузки на лаву далеко не исчерпывали возможностей комплекса К.М-87. Об этом свидетельствует, прежде всего, то обстоятельство, что коэффициент машинного времени комбайна 1К-52ШГ равнялся всего 0,35—0,4. Таким образом, повышение эффективности использования машин, входящих в состав комплекса, имеет чрезвычайно важное зна­

чение.

Учитывая результаты работы 2-й северной лавы, коллектив участка Л1? 5 поставил перед собой задачу во вновь подготавливаемой 3-й север­

44


ной лаве пласта

/7 длиной 145 м добиться ритмичной работы комплек­

са со среднемесячной производительностью 40 000—50 000 г угля.

Для оборудования этой лавы Дружковский машиностроительный

завод отгрузил шахте новый

модернизированный комплекс КМ-87Т.

Одновременно

с

подготовкой

участка к работе на поверхности шах­

ты готовили

к

эксплуатации

комплекс.

Бригада слесарей тщательно проверяла комплектность и работо­ способность гидравлического, электрического и механического оборудо­ вания комплекса, для чего смонтировали часть конвейера СПМ-87Б и к нему подсоединили десять секций крепи, смонтировали переоборудова­ ние и подключили маслостанции. В результате проверки были устране­ ны отдельные неполадки в маслостанциях и гидроблоках секций крепи.

В дальнейшем этот испытательный стенд использовался как посо­ бие для обучения рабочих и инженерно-технических работников шахты методам эксплуатации комплекса.

По заказу шахты харьковский завод «Свет шахтера» изготовил один трехцепной скребковый конвейер СПМ-87Т и три конвейера СП-63 с увеличенной скоростью движения скребковой цепи до 1,31 м/сек и производительностью до 410 т/час.

Горловский машиностроительный завод им. С. М. Кирова отгрузил шахте два модернизированных комбайна 1К-52ШГ с мощной подающей частью Г-403, обеспечивающей среднюю скорость движения его по лаве 5—6 м/мин при тяговом усилии 15 т и производительности 400—

450т/час.

Краснолучский машиностроительный завод совместно с заводом

мм. Пархоменко изготовил для шахты два конвейера КЛА-250, уком­

45

плектовав их более совершенными редукторами ГРКУ-250А, позволяю­ щими увеличить скорость движения ленты до 2,2 м/мин.

На Дружковском машиностроительном заводе были изготовлены необходимые запасные части к гндрокрепи М-8?Т.

Все эти подготовительные работы позволили в сравнительно корот­ кий срок смонтировать комплекс в разрезе лавы и с первых же дней достичь высокой нагрузки на лаву — 2000—2500 г угля в сутки.

Оборудование в лаве монтировали рабочие участка № 5, накопив­ шие опыт эксплуатации при работе старого комплекса, и бригада монтажного участка Дружковского машиностроительного завода.

Оборудование к разрезу лавы по коренному штреку доставляли электровозы, по грузо-людскому ходку бремсберга — подъемной ма­ шиной БМ-2000/1530-ЗА, по вентиляционному штреку — лебедками МЭЛ-4,5. Для разгрузки секций крепи, громоздких узлов конвейера и комбайна использовались лебедки, установленные в монтажной нише на вентиляционном штреке.

Штрековое оборудование комплекса (маслостанции, станция оро­ шения, распредпункт) и узлы ленточных и скребковых конвейеров, мон­ тируемых на конвейерном штреке, доставляли по вентиляционному штреку 2-й северной лавы.

Выемка угля в лаве велась комбайном с полезным захватом 0,63 м. Комбайн двигался по раме конвейера со скоростью до 6 м/мин. Уголь по лаве транспортировался трехцепным скребковым конвейером СПМ-87Т со скоростью движения цепи 1,31 м/сек.

От лавы до бремсбергового бункера уголь доставлялся по четырем скребковым конвейерам СП-63 со скоростью движения цепи 1,31 м/сек

40


и ленточному конвейеру КЛА-250 со скоростью движения ленты до 2,2 м!сек, настланных по конвейерному штреку, и четырем ленточным конвейерам КЛА-250, уложенным по бремсбергу № 2 до погрузочного пункта. На погрузочном пункте были установлены два толкателя

ГГГВ-ЗА. От погрузочного пункта до опрокида скипового ствола уголь фанспортировался в 3-тонных вагонетках ВШ-5А.

Для питания токоприемников машин и механизмов лавы между целиками была установлена сухая передвижная подстанция ТКШВП320/6, токоприемники конвейеров штрека и освещение штрека были под­ ключены к трансформатору ТМШ-320 стационарной участковой подстан­ ции, расположенной на бремсберге № 2. На распределительном пункте лавы имелся резерв пускателей.

Конвейерный штрек освещался светильниками РП-60-2, установлен­ ными на расстоянии 20 м друг от друга; лава — люминесцентными све­ тильниками РВЛА-15.

В местах перегрузки угля с конвейера на конвейер были смонтиро­ ваны оросительные устройства, позволяющие значительно снизить за­ пыленность воздуха, подаваемого в лаву.

Лава работала на прерывной рабочей неделе с четырехсменным режимом: три смены добычные и одна ремонтно-подготовительная.

Комплекс обслуживала суточная комплексная бригада в количе­ стве 90—95 человек, возглавлял бригаду техник-механик А. М. Корниецкий. Каждое сменное звено, состоящее из 20 рабочих очистного забоя, занималось выемкой угля и креплением очистного забоя (рис. 4).

Расстановка рабочих была следующей: три человека обслуживали выемочный комбайн, шесть — передвигали секции крепи, один — зачи­

47

щал лаву за комбайном, четверо —- вынимали уголь на верхней ниши, два человека подготавливали к передвижке, передвигали и крепили го­ ловки конвейера, один человек занимался расштыбовкой приводной юловки СПМ-87Б, кроме того, на участке были оператор и два дежур­ ных слесаря, включенных в состав комплексной бригады.

Вспомогательные процессы выполняли подсобные рабочие, не вклю­ ченные в состав комплексной бригады. В каждую смену на работу вы­ ходило четыре машиниста конвейеров, два рабочих по доставке масла и лесоматериалов, пять крепильщиков по перекреплению и один рабо­ чий по зачистке и осланцеванию вентиляционного штрека.

Обязанности между членами звена распределялись следующим образом. Машинист комбайна управляет комбайном и обслуживает его при выемке угля. Помощники машиниста помогают обслуживать ком­ байн (устраняют поломки и занимаются перемонтажом лемеха, заменой зубков, укладкой кабеля). Один человек вслед за проходом комбайна готовит почву для передвижки конвейера на новую дорогу. Шесть ра­ бочих передвигают секции крепи и затягивают кровлю в местах, где нарушена угольная пачка, а также следят за конвейером при его пере­ движке. Оператор на пульте управления (на приводной головке СПМ-87Т) включает маслостаннии и конвейер СПМ-87Б. Один рабочий следит за работой пункта перегрузки угля из лавы на штрековый кон­ вейер и при необходимости помогает готовить к передвижке, передви­ гать и раскреплять приводную голову конвейера лавы; четверо горня­ ков вынимают уголь в верхней нише и крепят ее.

Нижняя ниша готовится проходчиками с опережением лавы на i50—200 м.

48


Условные обозначения:

Выемка угля комбайном и передвижка I секции коепи

Передвижка конвейера. приводной и натяжной голобок, перемонтаж ле­

меха, зачистка лавы

ибурение илпуоой по углю В нишах..

К— ВзрыВание ш п у р о » по углю бнишах

Выемка угля В нише.

Осмотр и ремонт оборудования.

140

130

120

НО

ЮО

90

ВО

70

60

50

40

50

20

Ю

О

 

 

Г р аф и к

 

быходоб

рабочих

 

 

 

П р о ф е сси и

рабочих

Н'бо Рабочих

За

с

м

е

н

ы

т

к

£

иг

 

______ 2 _______

_____Ш

сут. ________ £__________

Машинист

ком байна

см.

см.

СМ.

см.

В 9

Ю п /2 /3 /4 /5 /6 /7

/8 /9 20 2 / 22

/

/

/

/

4

 

 

 

 

 

Помощник машиниста комбайна

2

2

2

2

8

 

 

 

 

 

Рабочий по зачистке лабы и сбивке

/

/

/

/

4

 

 

 

 

 

36MHUKQ

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие попередвижке секций коепи

5

6

6

6

24

 

 

 

 

 

Рабочие по Выемке ниши

4

4

4

4

/6

 

 

 

 

 

Рабочие по перетягиванию голобки

2

2

2

2

8

 

 

 

 

 

конвейера СЛМ-876 В нише

 

 

 

 

 

Рабочий по ремонту секций и гидРО-

5

2

2

2

/2

 

 

 

 

 

осОРуооооыию коепи

 

 

 

 

 

Операторы но пульте управления

/

/

/

/

4

 

 

 

 

 

Рабочие по росштшбовке поиБодной

/

/

/

/

4

 

 

 

 

 

голоВки забойного конВейела C/7M-S76

 

 

 

 

 

В с е г о

6

л а б е

24

20

20

20

84

 

 

 

 

 

машинисты шахтных машин и меха-

4

4

4

4

/6

 

 

 

 

 

низмоо на конвейерах просека

 

 

 

 

 

Рабочие по доставке мосла и леса

2

2

2

2

8

 

 

 

 

 

Рабочие по чистке и ослонцадке

. Г

/

/

/

4

 

 

 

 

 

вентиляционного

штрека

 

 

 

 

 

. ...

/ К

25 24 / ?

5 4 5 6 7

 

Всего подземных рабочих на участке 3/ 2 7 2 7 2 7 П2

_ _ 1 к—

Рис. 4. Планограмма организации работ в лаве и график выходов.


В ремонтно-подготовительную смену на работу выходило 24 чело­ века. Четыре часа отводилось на профилактический осмотр и ремонт оборудования и механизмов участка, а в остальные два часа вынимали уголь.

Обязанности между членами бригады распределяются следующим образом: три горняка осматривают и ремонтируют комбайн, лемех и комбайновый кабель, шесть горняков осматривают и ремонтируют стой­ ки, гидрооборудование секции крепи, двое — забойный конвейер, двое— маслостанции, четверо — электрооборудование лавы и штрека, четверо осматривают, ремонтируют и сокращают просековые конвейеры, водя­ ной став орошения сокращают три члена бригады. Рабочие ремонтного звена и электрослесари несут полную ответственность за состояние ма­ шин и механизмов комплекса.

Наиболее трудоемкие ремонты выполнялись в воскресные дни.

Для улучшения работы бригады, оперативного решения техниче­ ских, организационных и других вопросов был создан совет бригады, в состав которого вошли инженерно-технические работники участка, бри­ гадир, заместитель бригадира, звеньевые и лучшие горняки. Совет бригады анализировал работу звеньев за сутки, оценивал качество ра­ боты отдельных членов звена, занимался перестановкой рабочих по сменам, рассматривал случаи нарушения производственной и трудовой дисциплины и решал много других вопросов, связанных с повседневны­ ми делами бригады.

При эксплуатации комплекса инженерно-технические работники и рационализаторы участка внесли ряд технических совершенствований, что повысило эффективность выемки угля комплексом.

49