Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
. <7
ГОП Б И Б Л И О Т Е К А РАБОЧЕГО
аг.влльковский в.м.витлин
ЭАЕКТРОМОНТЕР-
НАААДЧИК СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ
Вброшюре дано понятие
одиспетчерском автоматизированном управлении на
элеваторах. Приведены способы отыскания неис правностей в системах ДАУ. Описаны приборы и методы измерения при проверке и испытаниях электрооборудования и электрических схем. Рас смотрены устройства и при
способления для наладоч ных работ. На примерах электрических схем элева торов рассмотрены схемы управления неавтоматизи рованным и автоматизи рованным электроприво-
I дом, приведены примеры
поиска неисправностей ь
схемах управления элек
троприводами.
1йй Б И Б Л И О Т Е К А Р А Б О Ч Е Г О
Э.Г.ВАЛЬКОВСКШЙ ВМ.ВИТЛИН
ЭЛЕКТРОМОНТЕР-
НАЛАДЧИК СРЕДСТВ
автоматизации
ИЗДАТЕЛЬСТВО „КОЛОС“ МОСКВА-1969
УДК 664.7.006.5:658.28—52 |
Экземпляр |
f |
|
4кт. зала |
i |
ли ч н а я
•ЛНИЧЕСНЛП
кЬжлы*..
h w А Б1
6$ т з
4—6
224—68
few ,ч г
Вi b %
ОТ АВТОРОВ
Объем строительства в нашей стране непре рывно из года в год возрастает. Ежегодно вво дится в строй действующих предприятий много элеваторов, комбикормовых заводов, мельниц и др. С развитием техники в технологию и осо бенно в управление технологическими процес сами все глубже проникает автоматика. Это требует выполнения в значительно большем объеме работ по испытаниям, наладке взаимо действия работы оборудования, точной регу лировке и установлению оптимальных режи мов эксплуатации до того, как предприятиеново)стройка входит в строй действующих. Эти работы, составляющие основу наладочных ра бот, отличаются от общеизвестных ремонтных н монтажных работ, хотя имеют много обще го с ними. Наладочные работы, выполняемые
на |
предприятиях-новостройках, в соответствии |
с |
их целью называются п у с к о - н а л а д о ч |
ными. Пуско-наладочные работы больше связаны с монтажными, чем с ремонтными ра ботами, хотя имеют общее с этими видами работ.
Выполнение пуско-наладочных работ начи нается, когда монтажные работы близки к завершению. Пуско-наладочные работы явля-
з
ются промежуточным видом работ, обеспечи вающим ускоренный переход от стадии монта жа к нормальной эксплуатации, т. е. конечной цели строительства любого нового предприя тия. Широко распространены профилактиче ские наладочные работы, которые являются необходимым звеном в системе организован ной эксплуатации современного предприятия. Своевременное выполнение наладочных работ обеспечивает безопасность обслуживания, со кращает объем профилактических ремонтов, удлиняет межремонтные периоды и улучшает использование оборудования.
Огг успешного взаимодействия наладочного персонала с ремонтно-эксплуатационным пер соналом при выполнении 'работ по профилак тической наладке зависят безаварийная эк сплуатация и эффективность комплекса про филактических мероприятий.
ПОНЯТИЕ О ДИСПЕТЧЕРСКОМ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ НА ЭЛЕВАТОРАХ
Дистанционное управление машинами и меха низмами предусматривает возможность пус кать и останавливать оборудование от кнопоч ной станции, которая обычно располагается вблизи от рабочего места обслуживающего персонала. При этом не только управле ние, но и наблюдение за машиной ведет чело век, в поле зрения которого находится вся управляемая машина или ее важнейшая рабо чая часть.
Переход от дистанционного управления ма шинами и механизмами элеваторов к диспет черскому автоматизированному управлению (ДАУ) в значительной мере устраняет труд ности ведения технологического процесса и одновременно позволяет сократить числен ность персонала. Вместе с тем в результате переноса органов управления на пульт непо средственное наблюдение за ходом техноло гического процесса и за работой машин и ме ханизмов становится невозможным, так как оператор-диспетчер, управляющий с пульта, может судить о работе оборудования лишь по косвенным признакам — сигналам на пульте.
Это не только требует создания четко дей ствующих высоконадежных систем ДАУ, но и повышает требования к технологическому,
5
транспортному и вспомогательному оборудо ванию, которое в системах ДАУ должно рабо тать более надежно и более четко, чем при обычном дистанционном управлении с мест.
Несоблюдение этого положения может при вести к сбоям и отказам в работе ДАУ, так как понятие о системах диспетчерского авто матизированного управления охватывает не только электротехнический комплекс ус тройств, но и комплекс транспортных и техно логических механизмов, увязанных между со бой самотечными коммуникациями и другими технологическими связями.
ДАУ характеризуется применением много численной электротехнической аппаратуры за щиты и автоматики, включенной по проектной схеме. Проекты систем ДАУ предусматривают наличие автоматизированного электроприво да. Автоматический пуск и останов маршру тов, выполнение блокировочных зависимостей, а также сигнализация о режиме работы — характерная особенность автоматизированно го электропривода.
Задача ДАУ — обеспечить технологическую последовательность прохождения продукта. Последовательность определяется заранее за данным порядком пуска и останова машин, а также представлением всего технологического процесса в виде отдельных управляемых учас тков, которые могут включаться в работу не зависимо от других участков и в различных комбинациях совместно.
На элеваторах принят принцип участков,
ограниченных емкостями, |
Это |
означает, что |
начало технологического |
участка — емкость, |
|
из которой поступает продукт, |
а конец — ем- |
6
лу — Ч * |
2 |
3 |
6 |
|
9 |
|
|
* |
Рис. 1. Технологическая схема участка (а) и ске летная схема (б):
1, |
3 — транспортеры; |
2 — нория; |
4 — задвижка; |
5 — ем |
кость «начальная»; |
6 — емкость «конечная»; 7 — датчик |
|||
верхнего уровня; 8 — направление |
прохождения |
продук |
||
та; |
9 — направление |
последовательности пуска. |
|
кость, в которую подается продукт (рис. 1,с). Па скелетной схеме (рис. 1, б) условно изо бражена блокировочная зависимость электро приводов этого участка, которая отражает ос новные требования к реальной работе участ ка, а именно:
1.Пуск машин и механизмов, составляющих технологический маршрут, происходит после довательно, начиная с первого, и в направле нии, обратном движению продукта. Такая по следовательность предотвращает завалы при неисправности хотя бы одного механизма или машины маршрута.
7
2.Пуск возможен только при незаполнен ном бункере.
3.При останове какого-либо механизма участка автоматически останавливаются вое предшествующие по потоку зерна механизмы. Например, при останове нории 2 автомати
чески останавливается транспортер 3, а затем закрывается задвижка 4.
4. Поскольку транспортер имеет значитель ную длину, а на транспортерной ленте нахо дится продукт, останов участка происходит в
два этапа:
закрывают задвижки, подающие продукт на участок (задвижка 4);
останавливают весь участок через промежу ток времени, достаточный для схода продукта
с транспортерных лент.
Эти требования являются основными и об щими для систем диспетчерского автоматизи рованного управления.
Блокировочная зависимость отражает связи данного электропривода, например нории, с другими электроприводами или с технологи ческим параметром (уровнем зерна и др.).
Так, транспортер 1 блокируется с датчиком уровня 7. При пуске транспортер не включит
ся, |
если |
датчик сработал. Во время работы |
|||
транспортера |
после заполнения |
бункера в |
|||
транспортер |
1 |
автоматически |
остановится. |
||
В |
свою |
очередь |
транспортер 3 |
сблокирован |
с норией 2; пуск транспортера не произойдет, если не работает нория, а при работе в слу чае внезапной остановки нории транспортер также остановится.
Для обслуживания систем ДАУ и устране ния неисправностей, особенно при внезапных
8
отклонениях, элекромонтер должен четко ра зобраться в особенностях технологических схем и необходимых зависимостях каждого меха низма и каждой машины.
Поскольку в ДАУ управление электроприво дами машин автоматизируется, необходим кон
троль вращения рабочих органов машин и ме ханизмов. Такой контроль осуществляется при помощи реле контроля скорости, которое уста навливают всегда на ведомых органах. Толь ко в этом случае можно получить сигнал о состоянии самих машин, а не их привода.
Для пуска машин на определенном участке обычно используют блок-контакты пускателей. В этом случае включение всех пускателей происходит почти мгновенно, с интервалами, равными времени срабатывания пускателя. Такой пуск называется з а л п о в ы м .
Применяют и другие режимы пуска: в функ ции времени разгона механизма и в функции времени.
В первом случае в качестве включающих используют контакты реле контроля скорости, которые последовательно дают разрешение на пуск следующего механизма порле разгона предыдущего. Таким образом пуск оказыва ется растянутым по времени, но облегченным по пусковому току.
Во втором случае в качестве включающих используют контакты реле времени, которые настраивают на время, достаточное для раз гона норий и основных транспортеров. В этом случае также облегчаются условия пуска элек тродвигателей механизмов.
Несмотря на то, что при пуске в функции времени разгона механизма наблюдается не
9
которая потеря времени на пуск маршрута, этот способ находит все более широкое при менение.
На скелетных схемах блокировочные зави симости от реле контроля скорости обычно не показываются.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМАХ ДАУ
Содержание системы ДАУ в рабочем состо янии— основная задача персонала, ответ ственного за эксплуатацию. Бесперебойность и надежность работы оборудования обеспечи вается при проведении систематизированных предупредительных мер, так называемых про филактических мероприятий.
Профилактические мероприятия предусмат ривают организацию текущего обслуживания, надзор за работой ДАУ, периодические об следования и испытания, планово-предупреди тельные ремонты, профилактическую замену изношенного оборудования или его отдельных частей. Все эти работы производят в установ ленные сроки по графику. В систему профи лактических мероприятий также входят рабо ты по проверке режимов эксплуатации и про верка действий дежурного персонала. Профи лактические мероприятия предусматриваются правилами технической эксплуатации и безо пасности (ПТЭ и Б), а также правилами ус тройства электроустановок (ПУЭ), т. е. доку ментами, обязательными для всех минис терств и ведомств СССР.
10
Наладочные работы при профилактике вы полняют по графику силами ремонтно-нала дочной группы. Цель таких работ — выявить состояние системы ДАУ, а также обнаружить очаги скрытых повреждений или наличие признаков, указывающих на возможность по явления повреждений. Обследование проводят как подробный ¡технический осмотр. При этом снимают ограждения, крышки аппаратов и т. п. и одновременно измеряют и прозванивают цепи.
При проведении обследования, выполняе мого с полным отключением электроустанов ки, записывают результаты в журнал ремонт но-наладочной бригады, а затем приступают к измерениям.
Основным видом измерения является про верка сопротивления изоляции отдельных це пей и линий со всей присоединенной аппарату рой. Сопоставляя результаты измерения с дан ными предшествовавших измерений, выявля ют тенденцию к повышению или снижению со противления изоляции. В тех случаях, когда сопротивление изоляции отдельных линий рез ко снижается, приступают к отыскиванию ме ста повреждения. Для этого поочередно от ключают ответвления и проверяют сопротив ление изоляции отключенных ответвлений. Рекомендуется сначала отключить половину ответвлений с аппаратурой, с тем чтобы огра ничить зону поиска и уменьшить время, рас ходуемое для измерений.
Измеряют также сопротивление обмоток по стоянному току. Этот вид измерений позволя ет установить неисправность обмоток реле, контакторов, магнитных пускателей, электро
11