Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
жилы из кабеля. Определяем место обрыва и устраняем его. После этого проверяем работу реле РКС-У.
Найдя и устранив возникшую в схеме неисправность, следует вместе с диспетчером произвести подробную запись в журнале неисправностей и отключений. При этом следует обратить внимание на описание програм мы действий при обнаружении и устранении причины повреждения.
На основе записей можно определить слабые участ ки системы автоматики, а также проводить обучение и
тренировку |
электромонтеров, |
обслуживающих |
систе |
му ДАУ. |
Х а р а к т е р н е и с п р а в н о с т и . |
После |
|
Пример. |
|||
набора и |
пуска маршрута |
неожиданно запустился |
транспортер (рис. 29), хотя в работе выбранного мар шрута транспортер не участвует и не должен был включаться
П о и с к н е и с п р а в н о с т и . |
О ложном включении |
||
транспортера |
диспетчер узнал от дежурного персона |
||
ла, который |
отключил |
транспортер выключателем |
|
18Т-ВА. На |
пульте управления сигнала о включении |
||
транспортера |
не было |
(лампа |
сигнализации ЛС-18Т |
не загоралась ни мигающим, ни ровным светом). Про изведя запись в журнал неисправностей и отключений о времени замеченной неисправности, диспетчер вызы вает дежурного электромонтера или мастера по налад ке, который незамедлительно приступает к определению причины ложного включения.
Проверяя положение переключателя режимов уп равления 18Т-ПУ, устанавливаем, что переключатель находится в положении автоматического режима ра боты транспортера (замкнуты контакты 4 и 2). Следователно, транспортер не мог включиться от ошибоч
ного нажатия |
на |
кнопку местного |
управления |
||||
18Т-КП. |
Неисправность следует искать |
в |
цепочке |
||||
включения |
в |
автоматическом |
режиме |
18Т-106— |
|||
18Т-108. |
|
|
схему, |
обращаем |
внимание |
на |
отсут |
Анализируя |
ствие сигнала при включении транспортера. Подаем на пряжение на шину опробования сигнализации ШОС для проверки исправности лампы сигнализации. Лампа загорелась! Исходя из этого делаем предположение, что реле 18Т-РКС и 18Т-РБ не включались (не собиралась цепочка: ШРС—18Т-22—ЛС-18Т — плюс или: ШМС —
—18Т-21 — 18Т-22 — ЛС-18Т — плюс).
94
Предполагаем, что имеет место ошибка в коммутации
нконтакт реле пуска РПТ присоединен непосредственно
кпереключателю 18Т-ПУ (клемма 18Т-106) или неис правность в механической части реле 18Т-РБ. Контакт этого реле 18Т-106—18Т-107 не размыкается.
Поскольку все реле расположены на релейных пане лях в помещении РП, принимаем необходимые меры безопасности и прозваниваем жилы 18Т-106, 18Т-107 и
18Т-108. Определяем: коммутация выполнена пра вильно, но контакт реле 18Т-РБ не размыкается вслед ствие плохой регулировки контактных пружин.
Проверяя журнал записей неисправностей и отклю чений, устанавливаем, что в предыдущей смене реле 18Т-РБ быдо заменено на новое и имеется запись о его опробовании под напряжением. Устанавливаем, что у нового реле не были отрегулированы и проверены его контактные группы, что привело к опасному ложному включению транспортера!
Устанавливая аппаратуру в схемах управления,элек тромонтер должен тщательно проверить и отрегулиро вать работу каждого элемента аппарата.
Схемы управления автоматизированными участками
На элеваторах с системой ДАУ производится управление отдельными технологическими участками — маршрутами (рис. 1). В реаль ных схемах элеваторов оперативные возмож ности нории значительно больше. На рисун ке 30 приведена технологическая схема дви жения зерна для нории № 1 элеватора ЛВ-ЗХ175Н. Из схемы видно, что возмож ны восемь самостоятельных цепочек подач продукта с участием нории из различных бункеров:
транспортирование из бункеров приема с автомобильного транспорта по двум цепоч кам с участием транспортера 2 или /;
из подсепараторных бункеров Б-1 и Б-3 башни элеватора (по двум цепочкам);
95
ю
ce
m
о
Ч
л
стао «^ г
и§*ib*
~ïê
>»
.Q J |
>0 |
* |
I& |
О |
И |
о. |
|
Я |
g |
a , |
..g |
О33^«з »я
со
й)
н
о.-*
ж О 4 о. «С Уо а> ЯЧ
as
VI
*§
И
U
с а
0 О)
к «
CJ X
О . >»
о н О
аж 1I
из оперативных |
бункеров башни элевато |
|
ра Б-5 и Б-6 (две цепочки); |
||
из силосов 5 по двум цепочкам с участием |
||
транспортеров 6 или |
7, |
|
В соответствии |
с |
этими цепочками строят |
скелетные схемы блокировки, которые обес печивают зависимости в работе машин и ме ханизмов. Необходимо отметить, что электри ческие схемы управления обеспечивают вы полнение основной технологической задачи элеватора — последовательное прохождение продукта с определенным адресованием его.
Особенность работы маршрутов нории та, что одновременно может работать только од на ее цепочка — маршрут. Для выбора нужно го маршрута нории на пульте диспетчерского управления устанавливают переключатель, который имеет столько положений, сколько маршрутов у данной нории.
Для выполнения всех электрических зави симостей и связей как между отдельными ма шинами и механизмами маршрута, так и между маршрутами составляют электриче ские схемы блокировок, которые намного сложнее рассмотренных схем автоматизирован ных электроприводов. Эти схемы могут быть общими и обслуживать все маршруты данно го элеватора (например, схема дистанцион ного пуска и останова маршрутов, схема ава рийного отключения маршрутов, схема сигна лизации о работе маршрутов) и индивидуаль ными схемами узла автоматизации (напри мер, нории, сбрасывающей тележки или поворотной трубы). Аппаратуру этих схем устанавливают на релейных панелях в распре делительных пунктах.
7 Заказ № 5196 |
97 |
На рисунке 31 приведена схема узла но рии № 1 в системе ДАУ элеватора, основой которой является рассмотренная схема (рис. 28) нории для элеватора ЛВ-ЗХ175Н.
Для выбора узла автоматики, который будет включаться с пульта управления, ис пользуют общий переключатель. При уста новке его в положение нория № 1 подготав ливают четыре цепи разными секциями пе реключателя:
секцией 1 контакт 1-1-1 подготавливают к включению промежуточное реле пуска 4Р-1 нории № 1;
секцией 2 контакт 1-2-1 подготавливают це пи реле останова 2Р-1 и 2Р-1а маршрутов нории № 1;
секцией 3 контакт 1-3-1 подготавливают к включению реле ЗР-1 управления перекидны ми клапанами маршрутов нории № 1;
секцией 4 контакт 1-4-1 подготавливают к включению пускатель электродвигателя но рии № 1.
Выбор одного из восьми маршрутов нории осуществляется переключателем маршрутов нории 1-ПП-2. Этим переключателем подго тавливают к включению один из последних по блокировочной цепи механизмов или машин
выбираемого |
маршрута |
— транспортер 7 |
или 6, 2 |
или 1, или |
задвижки бунке-- |
ров Б-1, Б-3, Б-5 или Б-6 (рис. 30). Контакты этого переключателя участвуют также в на стройке цепи включения электродвигателей клапанов К-1, К-4, К-5 или К-8 установки их в нужном направлении и в подготовке цепей аварийного останова маршрутов (секция 4 контакты 2-4-1 по 2-4-8, рис. 31).
98
О Ос
Рис. 31. Принципиальная схема управления маршрута ми нории № 1;
/ — включение реле переходных клапанов; 2 — включение про межуточного реле пуска; 3 — включение реле останова марш рутов нории; 4 — останов маршрутов нории при переполнении надвесового бункера; 5 — останов маршрутов нории при оста нове транспортера №.4; 6 — останов маршрутов нории при останове транспортера №5; 7 — останов маршрутов нории при останове нории .N*2 1; 8 — останов маршрутов нории при останове транспортера № 16; 9 — останов маршрутов нории при останове транспортера № 1а; 10 — сигнализация о работе нории № 1; 11—дистанционное автоматическое включение но рии № 1.
7*
Подсилосную задвижку выбирают отдель ным переключателем.
Из сравнения схем управления норий № 1, показанных на рисунках 28 и 31, убеждаем ся, что схема стала значительно сложней изза введения различных блокировок и связей маршрутов нории, а сама схема управления электроприводом нории осталась без изме нения.
Рассмотрим кратко последовательность пу ска и останова первого маршрута нории № 1
сучастием подсилосного транспортера 7. После нажатия диспетчером на кнопку
автоматического пуска КАП включается об щая схема дистанционного пуска маршрутов элеватора, и по всем этажам элеватора по дается предупредительный сигнал. Одновре менно с ними загораются мигающим светом на пульте управления лампочки выбранных машин маршрута: нории 1-ЛС-1 транспорте ра 4-ЛС-39\ а также включается реле ЗР-1 (рис. 31), которое включает пускатели выбран ных клапанов (в нашем маршруте К-4) для установки их в положение сыпи зерна на но рию № 1. Предупредительный сигнал подается в течение 10 сек.
Таким образом, перекидные клапаны уста навливаются в требуемое положение во вре мя подачи предупредительного сигнала о включении маршрутов.
Через 10 сек в общей схеме пуска происхо дят переключения и подается напряжение на шину БУ-4, после чего включается реле 4Р-1, которое самоблокируется по цепи: С-5—1-25— 1-23 и остается включенным на все время работы маршрута нории. Реле 4Р-1 дает ра^
100
решение на включение пускателя нории П-1 (рис. 28) от шины ИМС.
После включения пускателя нории П-1 включаются блокировочные реле Р-1 и 1Р-1, которые при правильной установке клапана К-4 подают команду на включение пускателя транспортера 7 (рис. 30).
После разгона транспортера 7 дается раз решение на открытие выбранной подсилосной задвижки.
Самоблокировка пускателей нории и транс портера происходит после полного разгона машин и замыкания контактов реле контроля скорости РКС (для нории цепь 1-9—1-45,
рис. 28 и 31).
При остановке маршрута диспетчером вме сто реле 4Р-1 включаются реле 2Р-1 и 2Р-1а, которые подают команду на закрытие под силосной задвижки и подготавливают к от ключению реле 4Р-1, разомкнув свой контакт в цепи С-5—1-25. Отключение реле 4Р-1 про изойдет после срабатывания общего реле от ключения 2РПВ-1 через 1—3 мин. Эта вы держка выбирается достаточной для схода всего зерна с транспортера и выгрузки его из ковшей нории. После этого отключаются пускатели нории и транспортера, маршрут останавливается.
Для грамотного и безаварийного обслужи вания системы ДАУ элеватора электромонтер должен знать не только электрические схемы, но и скелетные схемы блокировок всех марш рутов элеватора, так как по ним можно наибо лее быстро и точно определить связи между работающими машинами и механизмами каж дого маршрута.
101