Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а — температурный коэффициент со­ противления данного материала;

а = 0,004 для меди и 0,00385 для алюминия.

Практически используют более удобную для подсчета формулу:

п о 235+'г

г* 235-КХ ’

где /?х— сопротивление обмотки,

изме­

ренное при температуре окру­

жающей среды, в ом;

измерен­

Я? — сопротивление обмотки,

ное в горячем состоянии,

в ом;

— температура

окружающей

среды

в °С;

обмотки в

горячем

Ьт — температура

состоянии в °С.

Выбор приборов для производства измере­ ний определяется необходимой степенью точ­ ности измерений, условиями и классами точ­ ности имеющихся у наладчика приборов.

Наибольшее распространение при измере­ ниях получили электрические мосты, дающие достаточно высокую точность измерения.

Измерение вольтметрами и амперметрами в отдельных случаях имеет преимущество пе­ ред измерением при помощи электрического моста. В этом случае сопротивление может быть измерено под током, т. е. без отключения работающей машины или аппарата. На ри­ сунке 7 показана схема измерения сопротив­ ления при помощи вольтметра и амперметра.

Сопротивление обмотки можно определить по формуле:

« - т -

30

где

# — измеряемое

сопротивление в ом\

 

и — напряжение

по вольтметру в в;

Более

/ — сила тока по амперметру в а;

точное значение

измеренного сопро­

тивления с учетом собственного потребления приборов можно определить по формуле:

где / а — ток, измеренный по амперметру,

ва;

/в—ток, протекающий через вольт­

метр, в а.

Точность при измерении сопротивления при помощи вольтметра и амперметра можно получить только при хороших контактах в схеме измерения. Для этого контактные соединения лучше всего пропаивать.

Рис. 7. Схемы измерения сопротивлений при помощи вольтметра и амперметра:

а — измерение больших сопротивлений; б — из­ мерение средних сопротивлений; в — измерение малых сопротивлений.

31


Определение последовательности чередова­ ния фаз. Работа может быть выполнена при помощи малогабаритного переносного прибо­ ра ФУ-2. Последовательность чередования фаз определяется направлением вращения диска прибора. Включение прибора на напряжение до 380 в производится непосредственно без измерительных трансформаторов напряжения и должно быть кратковременным, т. е. не бо­ лее 5 сек. Включение прибора на более дли­ тельный срок угрожает сохранности прибора.

Измерения неэлектрических величин

Измерение времени. При снятии характери­ стик выбега электродвигателей или выбега на холостом ходу механизмов, когда фиксируе­ мые отрезки времени достигают значения не­ скольких секунд и даже десятков секунд, се­ кундомер часового типа обеспечивает доста­ точную точность измерений. Для точных изме­ рений малых промежутков времени от долей секунды до нескольких секунд применяют электрические секундомеры.

Отсчет по шкале электрического секундо­ мера дает время в миллисекундах. Погреш­ ность прибора ЭМС-54 не превышает + 5%” от максимального значения данного предела измерений. Схема включения прибора изобра­ жена на рисунке 8.

Измерение скорости вращения. Число обо­ ротов чаще всего измеряют тахометром, ко­ торый вручную приставляют к валу. Тахомет­ ры имеют несколько пределов измерения. Для выполнения измерений в различных условиях тахометры снабжают несколькими съемными

32

Рис. 8. Схемы включения электрического секундомера:

а — схема измерения времени срабатывания замыкающего кон­ такта реле после включения катушки; б — схема измерения

времени срабатывания

размыкающего

контакта реле после

включения

катушки; 1 — электрический

секундомер; 2 — регу­

лировочное

устройство;

3 — реле;

/?,,

^ —сопротивления; Си

С2— конденсаторы; №—катушка

возбуждения секундомера.

наконечниками разной формы. Тахометр не предназначен для продолжительной работы, поэтому его приставляют к валу всего на не­ сколько секунд, необходимых для отсчета по­ казаний. Продольная ось тахометра при из­ мерении должна быть продолжением про­ дольной оси вала механизма. До установки тахометра определяют предполагаемый ди­ апазон возможного числа оборотов, и на та­ хометре производят соответствующее пере­ ключение. Чтобы избежать повреждения при­ бора, лучше устанавливать диапазоны оборо­ тов с запасом.

При отсутствии тахометра число оборотов электродвигателей можно определить стробо­ скопическим методом. Кроме того, недоста­

3 Заказ № 5196

33


точная точность измерения на машинах ма­ лой мощности при использовании тахометра и недопустимость заточки вала (центрирую­ щей заточки) делают незаменимым на практи­ ке способ стробоскопического измерения скольжения и числа оборотов.

Способ позволяет, не соприкасаясь непо­ средственно с валом машины, определить ве­ личину скольжения и вычислить число обо­ ротов вала.

Для измерения на торец вала наклеивают диск (рис. 9), разделенный на секторы черно­ го и белого цвета. Число секторов одного цве­ та выбирают равным числу пар полюсов (р) электродвигателя. Диск освещается световым пучком от неоновой или другой малоинер-

•Vш гго

Ф

Ф

®

®

®

гц'2

г?’*

гр’б

1р--8

гр‘Ю

ПС‘МОО

ос -1500

пС’ Ю00

пе-?50

\-6 0 0

Рис. 9. Стробоскопический способ измерения числа оборотов электродвигателей:

а — схема

включения;

б — диски

для различного

синхронного

числа

оборотов

электродвигателя;

/ — диск; 2 — неоновая

лампочка;

3 — дроссель.

34

ционной лампочки, подключенной непосред­ ственно к сети, питающей электродвигатель. Конец вала в этом случае будет ярко осве­ щаться вспышкой лампочки при максималь­ ных значениях напряжения, т. е. два раза за полный период. Если ротор будет вращаться синхронно, например со скоростью 1000, 1500 или 3000 об/мин, то по принципу стробоскопа диски, наклеенные на торец вала электро­ двигателя, будут казаться неподвижными.

При загрузке электродвигателя скорость вращения вала станет меньшей, чем скорость вращения магнитного поля, и диск будет ка­ заться медленно вращающимся в сторону, обратную истинному направлению вращения

вала.

Сосчитав число двойных секторов (одного черного и одного белого), прошедших за вре­ мя I мимо фиксированной неподвижной мет­ ки, получим:

 

5== О-

Ю0,

 

где

tf

в ,%;

х — скольжение

 

N — число пропущенных меток;

 

£ — показания

секундомеров в сек\

Если

/ — частота тока в

гц.

вал недоступен,

диск

может быть на­

клеен на шкив, муфту, если они вращаются вместе с валом электродвигателя. Стробоско­ пический способ позволяет точно определить число оборотов электродвигателя и одновре­ менно с достаточной точностью практически до ±20% в ряде случаев определить факти­ ческую загрузку электродвигателя.

Чтобы не ошибиться при подсчете, следует, пустив секундомер, начать отсчет вслух, про­

3*

35


изнеся в момент пуска «ноль», а затем начать счет с одного, продолжая произносить вслух число прохождения тени мимо метки. Досчи­ тав до двадцати, останавливают секундомер и .сразу же производят подсчет. Если резуль­ таты подсчета вызывают сомнение, опыт пов­ торяют.

Испытания изоляции повышенным напряжением

Цель этого испытания — проверка наличия запаса диэлектрической прочности, необходи­ мого для надежной работы электрооборудова­ ния. Испытания проводятся повышенным напряжением на переменном токе промышлен­ ной частоты или на постоянном выпрямлен­ ном токе.

Рассмотрим, как испытывают изоляцию повышенным напряжением переменного тока. Для обеспечения наблюдения за результата­ ми испытания, а также для того, чтобы начав­ шийся пробой мог завершиться прожогом и тем самым указать на место повреждения, время приложения повышенного напряжения переменного тока должно быть равным 1 мин. Более длительное испытание запрещается, так как может повлечь за собой повреждение изо­ ляции из-за теплового пробоя. Изоляция счи­ тается выдержавшей испытание на электри­ ческую прочность, если при этом не было про­ боя, частичных разрядов, дыма или газов, а также, если приборы не отмечали бросков то­ ка. Устройства ДАУ повышенным напряже­ нием испытывают при помощи трансформато­ ра 220/1500 в, включенного по схеме, где, кро­ ме вольтметра и амперметра, включен регули­

30

руемый автотрансформатор (ЛАТР) и авто­ мат для ограничения тока.

Во многих случаях испытание изоляции по­ вышенным напряжением переменного тока в электроустановках напряжением до 1000 в за­ меняется испытанием при помощи мегомметра на напряжение 2500 в также в течение 1 мин. При исправной, сухой изоляции ток утечки по времени будет уменьшаться, и тем быстрее, чем в лучшем состоянии находится изоляция. Если ток утечки не спадает, а нарастает, то это указывает на серьезное повреждение изо­ ляции. Испытание в этом случае следует пре­ кратить, а изоляцию осмотреть, просушить и восстановить и лишь после этого провести ис­ пытание повторно.

О состоянии изоляции можно судить по времени саморазряда. Для этого к испытуе­ мому оборудованию или кабелю подводится высокое напряжение выпрямляемого тока (в пределах, предусмотренных ПУЭ). После то­ го как напряжение снимается, ранее подклю­ ченный к объекту электростатический вольт­ метр (или неоновая лампа с последовательно включенным сопротивлением) в течение неко­ торого времени указывает на наличие напря­ жения. Чем меньше время, за которое про­ изойдет саморазряд, тем хуже состояние изо­ ляции испытываемого объекта.

Проверка изоляции и прозвонка электрических схем

По состоянию изоляции токоведущих частей устанавливают исправность и пригодность к включению проводов, кабелей, электрических машин и аппаратов.

37