Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
электродвигателя. Второй вариант схемы (рис. 19) отличается от первого включением катушки магнитного пускателя на линейное напряжение и наличием в цепях главного то ка предохранителей Ш , П2 и ПЗ вместо' авто матического выключателя.
Преимуществом первого варианта является то, что при неисправностях (коротких замы каниях в главных цепях) отключается полно стью вся схема. По второму варианту возмо жна работа или включение электродвигателя при одном перегоревшем предохранителе, т. е. работа на двух фазах в аварийном режиме. Кроме того, по второй схеме в случае замы кания на землю в цепи управления на участ ке 5 пускатель Л оказывается под фазным напряжением «фаза — земля» и становится неуправляемым. При нажатии на кнопку КС
пускатель |
может не |
отключиться, так как |
|
оказался |
запитанным |
по |
цепи: Л 1 — катуш |
ка — Л — земля. |
|
применяют на пред |
|
Второй вариант схемы |
приятиях, где отсутствует автоматизированное управление. В настоящее время в подавляю щем большинстве случаев применяют первый вариант схемы.
Для удобства |
чтения и изображения |
схем |
|
управления электроприводами |
приняты |
еди |
|
ные условные |
изображения |
элементов |
схем |
(ГОСТ 7624—62). Распространение получили схемы трех основных видов:
п р и н ц и п и а л ь н ы е , на которых изобра жены соединения, необходимые для понима ния принципа работы данной схемы; примеры таких схем приведены при разборе схем авто матизированных электроприводов;
63
э л е м е н т н ы е , или развернутые (рис. 18, 19), на которых дается изображение элемен тов всех аппаратов и машин в соответствии с их положением в электрической цепи, незави симо от их действительного расположения;
м о н т а ж н ы е , на которой элементы одно го и того же аппарата приводятся в соответ
64
ствие с их действительным размещением, а также показаны связи между отдельно распо ложенными аппаратами. На рисунке 20 пока зана монтажная схема, соответствующая эле ментной схеме, приведенной на рисунке 18.
Для возможности изображения соединений между аппаратами все проводники снабжены маркировкой, т. е. каждому из них дано услов ное обозначение при помощи цифр и букв, а элементы всех аппаратов имеют условное бук
венное обозначение. |
является |
основной |
Принципиальная схема |
||
и служит для разработки |
рабочих |
чертежей |
проекта. По этой схеме составляют монтаж ную схему. При эксплуатации электроустано вок по принципиальной схеме можно легко разобраться в неисправностях и отключениях, а по монтажной схеме легче определить место повреждения. Все изменения, возникающие в процессе работы над схемой, сначала вносят в принципиальные, а потом уже переносят в монтажные схемы.
При проверке схем управления асинхрон ным электродвигателем, защищенным автома тическим выключателем, электромонтер дол жен твердо знать правило:
Кнопка К С всегда включается со стороны
фазы! Катушка магнитного пускателя всегда подключается со стороны нуля! Все дополни тельные контакты в схеме управления вклю чаются до катушки пускателя (со стороны фазы)! Между катушкой пускателя и нуле вым проводом контакты не включаются!
Отдельные машины элеватора работают с подачей продукта в обе стороны, например транспортеры. Возникает необходимость вра
5 Заказ № 5196 |
65 |
щения электропривода в прямом и обратном направлениях. Это условие обеспечивается ре версивной схемой управления (рис. 21). Изме нение направления вращения электродвигате ля достигается переключением двух фаз на статоре. При этом фазы подаются на электро двигатель в следующем порядке: при прямом направлении — С1, С2, СЗ и при обратном на правлении— СЗ, С2, С1.
Следует четко представлять, что при ревер сировании происходит переключение только двух фаз. Нельзя переставлять все три фазы, так как при этом может измениться только порядок чередования фаз, и обратного враще ния вала электродвигателя не будет. Так, на пример, электродвигатель будет вращаться в прямом направлении при следующих трех ва риантах подключения фаз: С1, С2, СЗ—С2, СЗ, С1—СЗ, С1, С2 и в обратном направлении также при трех вариантах: СЗ, С2, С1—С/,
СЗ, С2— С2, С1, СЗ.
Работа схемы управления |
нереверсивным |
электроприводом (рис. 18). |
У с л о в и я р а |
б о т ы с хемы: |
|
главные контакты автоматического выклю чателя А замкнуты; кнопка КС не нажата, ее контакт в цепи пускателя Л замкнут, пусковая кнопка КП не нажата, а ее контакт не зам кнут;
контакты тепловых реле 1РТ и 2РТ в цепи катушки пускателя Л замкнуты;
предохранитель П1 исправен и вставлен в свое гнездо.
В к л ю ч е н и е с х е м ы . При нажатии на пусковую кнопку КП образуется замкнутая цепь ЛЗ—0. Катушка магнитного пускателя
66
5*
\
^3 8 0
Рис. 21. Элементная схема управления реверсивным электроприводом.
обтекается током, пускатель включается и за мыкает свои силовые контакты Л в цепях главного тока, а также дополнительный за мыкающий контакт Л в цепи управления. Об разуется замкнутая цепь, и катушка пускате ля остается под напряжением после отпуска ния кнопки КП и возвращения ее в исходное положение под действием пружины. Контакт Л пускателя в цепи управления называется блокирующим контактом или блок-контактом,
а включение пускателя через свой |
блок-кон |
такт называется с а м о б л о к и р о в к о й . |
|
О т к л ю ч е н и е п у с к а т е л я |
возможно |
вследующих случаях:
после нажатия на кнопку КС; при срабаты
вании автоматического выключателя А; при срабатывании контактов тепловых реле 1РТ и 2РТ; при перегорании предохранителя П1; при значительном (более чем на 15%) снижении напряжения питающей сети.
О с н о в н ы е п р и ч и н ы н е в к л ю ч е н и я
п у с к а т е л я : нечеткий возврат |
контактов |
тепловых реле после срабатывания; |
ненадеж |
ный контакт в кнопке «Стоп»; ненадежный контакт в цепи самоподхвата, в этом случае пускатель включается, но отпадает после от пускания кнопки КП.
Неправильное соединение кнопки с пуска телем или неправильная коммутация кнопки приводит к неправильной работе схемы уп равления.
Основные ошибки, встречающиеся при ком мутации схемы управления:
перепутаны жилы 3 и 5, отходящие от кнопки на пускатель (рис. 22,а). По этой схеме пус катель включается сразу после подачи напря-
68
кI |
|
|
КП |
КС 5 |
1РТ |
|
-ал-О—Г ■ф—^ к Л |
|
|
КП |
;рт |
|
й! |
|
|
|
I |
|
_1 |
|
Р ис. 22. Примеры неправильной |
коммутации кнопки |
|
управления. |
|
|
жения, т. е. самопроизвольно. Из схемы вид но, что это произошло из-за того, что жила 3, присоединяемая к перемычке между кнопками КП и КС, оказалась присоединенной к катуш ке пускателя Л. Это наиболее часто встречаю щаяся ошибка;
неправильно |
екоммутирована |
кнопка |
(рис. 22,6 )— пускатель включается |
от кноп |
ки КП и остается включенным, пока кнопка нажата; при этом работа носит характер крат ковременного, так называемого толчкового режима, имеющего особое назначение в элек
69
троприводе и не предусмотренного схемой. Это произошло в результате того, что фаза 1 ошибочно заведена на пусковую кнопку КП, напрямую от пускателя, минуя кнопку КС; неправильно скоммутирована кнопка (рис. 22, в) — схема на первый взгляд работает нормально, вследствие чего допущенную ошиб ку трудно устранить. Основным недостатком этой схемы, представляющим опасность, явля ется то, что схема допускает включение пус кателя Л от кнопки КП в толчковом режиме при заранее нажатой кнопке КС.
Другие случаи неправильной коммутации довольно редки и поэтому здесь не рассматри ваются.
Для того чтобы избежать ошибок при сбор ке схемы, нужно знать основные правила ком мутации:
фазовый конец (жила 1, рис. 18) всегда под ключается к кнопке КС;
между кнопками КС и КП обязательно ста вится перемычка со стороны, противополож ной подключенной фазе;
жила 3, уходящая от кнопки КС (рис. 18), подключается в пускателе к блок-контакту со стороны, не связанной перемычкой с тепло вым реле;
жила 5, уходящая от кнопки КП (рис. 18), подключается в пускателе к блок-контакту со стороны, связанной перемычкой с тепловым реле.
Работа схемы управления реверсивным электроприводом (рис. 21). Основная особен ность схемы та, что реверсирование осущест вляется попеременным включением двух пус кателей— пускателя «Вперед» (ЛВ) и пуска
70
теля «Назад» (ЛН). Поэтому основным условием четкой работы этой схемы является исключение возможности одновременного вклю чения пускателей Л В и ЛН. Это условие обес печивается введением зависимостей работы или включения одного аппарата от работы другого. В приведенной схеме эти зависимости обеспечиваются электрическими и механичес кими способами.
При электрических способах: размыкающие контакты пускателей ЛВ и ЛН исключают ра боту и включение одного пускателя при работе другого, и размыкающие элементы пусковых кнопок пуска вперед КПВ и пуска назад КПН (на схеме обозначены соответст венно как КСВ и КСН) отключают цепи уп равления пускателей, не включаемых этими кнопками на время пуска.
При механических способах конструктивным выполнением механической связи между пус кателями исключают включение одного пус кателя при работе другого.
Блокировка реверсивных пускателей при по мощи своих блок-контактов наиболее надеж на, и ее следует применять в схемах управле ния реверсивным электродвигателем.
При выполнении монтажа или ремонта на ряду с принципиальной схемой пользуются монтажной, которая, как уже говорилось, дол жна отражать действительные связи между аппаратурой. Обычно на элеваторах аппа ратура расположена в сборных или распре делительных пунктах, в которых устанавлива ют сборки магнитных пускателей, и на эта жах (рабочие помещения), где устанавлива ют электродвигатель и кнопки управления.
71