Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

электродвигателя. Второй вариант схемы (рис. 19) отличается от первого включением катушки магнитного пускателя на линейное напряжение и наличием в цепях главного то­ ка предохранителей Ш , П2 и ПЗ вместо' авто­ матического выключателя.

Преимуществом первого варианта является то, что при неисправностях (коротких замы­ каниях в главных цепях) отключается полно­ стью вся схема. По второму варианту возмо­ жна работа или включение электродвигателя при одном перегоревшем предохранителе, т. е. работа на двух фазах в аварийном режиме. Кроме того, по второй схеме в случае замы­ кания на землю в цепи управления на участ­ ке 5 пускатель Л оказывается под фазным напряжением «фаза — земля» и становится неуправляемым. При нажатии на кнопку КС

пускатель

может не

отключиться, так как

оказался

запитанным

по

цепи: Л 1 — катуш­

ка — Л — земля.

 

применяют на пред­

Второй вариант схемы

приятиях, где отсутствует автоматизированное управление. В настоящее время в подавляю­ щем большинстве случаев применяют первый вариант схемы.

Для удобства

чтения и изображения

схем

управления электроприводами

приняты

еди­

ные условные

изображения

элементов

схем

(ГОСТ 7624—62). Распространение получили схемы трех основных видов:

п р и н ц и п и а л ь н ы е , на которых изобра­ жены соединения, необходимые для понима­ ния принципа работы данной схемы; примеры таких схем приведены при разборе схем авто­ матизированных электроприводов;

63

э л е м е н т н ы е , или развернутые (рис. 18, 19), на которых дается изображение элемен­ тов всех аппаратов и машин в соответствии с их положением в электрической цепи, незави­ симо от их действительного расположения;

м о н т а ж н ы е , на которой элементы одно­ го и того же аппарата приводятся в соответ­

64


ствие с их действительным размещением, а также показаны связи между отдельно распо­ ложенными аппаратами. На рисунке 20 пока­ зана монтажная схема, соответствующая эле­ ментной схеме, приведенной на рисунке 18.

Для возможности изображения соединений между аппаратами все проводники снабжены маркировкой, т. е. каждому из них дано услов­ ное обозначение при помощи цифр и букв, а элементы всех аппаратов имеют условное бук­

венное обозначение.

является

основной

Принципиальная схема

и служит для разработки

рабочих

чертежей

проекта. По этой схеме составляют монтаж­ ную схему. При эксплуатации электроустано­ вок по принципиальной схеме можно легко разобраться в неисправностях и отключениях, а по монтажной схеме легче определить место повреждения. Все изменения, возникающие в процессе работы над схемой, сначала вносят в принципиальные, а потом уже переносят в монтажные схемы.

При проверке схем управления асинхрон­ ным электродвигателем, защищенным автома­ тическим выключателем, электромонтер дол­ жен твердо знать правило:

Кнопка К С всегда включается со стороны

фазы! Катушка магнитного пускателя всегда подключается со стороны нуля! Все дополни­ тельные контакты в схеме управления вклю­ чаются до катушки пускателя (со стороны фазы)! Между катушкой пускателя и нуле­ вым проводом контакты не включаются!

Отдельные машины элеватора работают с подачей продукта в обе стороны, например транспортеры. Возникает необходимость вра­

5 Заказ № 5196

65

щения электропривода в прямом и обратном направлениях. Это условие обеспечивается ре­ версивной схемой управления (рис. 21). Изме­ нение направления вращения электродвигате­ ля достигается переключением двух фаз на статоре. При этом фазы подаются на электро­ двигатель в следующем порядке: при прямом направлении — С1, С2, СЗ и при обратном на­ правлении— СЗ, С2, С1.

Следует четко представлять, что при ревер­ сировании происходит переключение только двух фаз. Нельзя переставлять все три фазы, так как при этом может измениться только порядок чередования фаз, и обратного враще­ ния вала электродвигателя не будет. Так, на­ пример, электродвигатель будет вращаться в прямом направлении при следующих трех ва­ риантах подключения фаз: С1, С2, СЗС2, СЗ, С1СЗ, С1, С2 и в обратном направлении также при трех вариантах: СЗ, С2, С1—С/,

СЗ, С2— С2, С1, СЗ.

Работа схемы управления

нереверсивным

электроприводом (рис. 18).

У с л о в и я р а ­

б о т ы с хемы:

 

главные контакты автоматического выклю­ чателя А замкнуты; кнопка КС не нажата, ее контакт в цепи пускателя Л замкнут, пусковая кнопка КП не нажата, а ее контакт не зам­ кнут;

контакты тепловых реле 1РТ и 2РТ в цепи катушки пускателя Л замкнуты;

предохранитель П1 исправен и вставлен в свое гнездо.

В к л ю ч е н и е с х е м ы . При нажатии на пусковую кнопку КП образуется замкнутая цепь ЛЗ0. Катушка магнитного пускателя

66


5*

\

^3 8 0

Рис. 21. Элементная схема управления реверсивным электроприводом.

обтекается током, пускатель включается и за­ мыкает свои силовые контакты Л в цепях главного тока, а также дополнительный за­ мыкающий контакт Л в цепи управления. Об­ разуется замкнутая цепь, и катушка пускате­ ля остается под напряжением после отпуска­ ния кнопки КП и возвращения ее в исходное положение под действием пружины. Контакт Л пускателя в цепи управления называется блокирующим контактом или блок-контактом,

а включение пускателя через свой

блок-кон­

такт называется с а м о б л о к и р о в к о й .

О т к л ю ч е н и е п у с к а т е л я

возможно

вследующих случаях:

после нажатия на кнопку КС; при срабаты­

вании автоматического выключателя А; при срабатывании контактов тепловых реле 1РТ и 2РТ; при перегорании предохранителя П1; при значительном (более чем на 15%) снижении напряжения питающей сети.

О с н о в н ы е п р и ч и н ы н е в к л ю ч е н и я

п у с к а т е л я : нечеткий возврат

контактов

тепловых реле после срабатывания;

ненадеж­

ный контакт в кнопке «Стоп»; ненадежный контакт в цепи самоподхвата, в этом случае пускатель включается, но отпадает после от­ пускания кнопки КП.

Неправильное соединение кнопки с пуска­ телем или неправильная коммутация кнопки приводит к неправильной работе схемы уп­ равления.

Основные ошибки, встречающиеся при ком­ мутации схемы управления:

перепутаны жилы 3 и 5, отходящие от кнопки на пускатель (рис. 22,а). По этой схеме пус­ катель включается сразу после подачи напря-

68


кI

 

 

КП

КС 5

1РТ

 

-ал-О—Г ■ф—^ к Л

 

КП

;рт

 

й!

 

 

I

 

_1

Р ис. 22. Примеры неправильной

коммутации кнопки

управления.

 

 

жения, т. е. самопроизвольно. Из схемы вид­ но, что это произошло из-за того, что жила 3, присоединяемая к перемычке между кнопками КП и КС, оказалась присоединенной к катуш­ ке пускателя Л. Это наиболее часто встречаю­ щаяся ошибка;

неправильно

екоммутирована

кнопка

(рис. 22,6 )— пускатель включается

от кноп­

ки КП и остается включенным, пока кнопка нажата; при этом работа носит характер крат­ ковременного, так называемого толчкового режима, имеющего особое назначение в элек­

69


троприводе и не предусмотренного схемой. Это произошло в результате того, что фаза 1 ошибочно заведена на пусковую кнопку КП, напрямую от пускателя, минуя кнопку КС; неправильно скоммутирована кнопка (рис. 22, в) — схема на первый взгляд работает нормально, вследствие чего допущенную ошиб­ ку трудно устранить. Основным недостатком этой схемы, представляющим опасность, явля­ ется то, что схема допускает включение пус­ кателя Л от кнопки КП в толчковом режиме при заранее нажатой кнопке КС.

Другие случаи неправильной коммутации довольно редки и поэтому здесь не рассматри­ ваются.

Для того чтобы избежать ошибок при сбор­ ке схемы, нужно знать основные правила ком­ мутации:

фазовый конец (жила 1, рис. 18) всегда под­ ключается к кнопке КС;

между кнопками КС и КП обязательно ста­ вится перемычка со стороны, противополож­ ной подключенной фазе;

жила 3, уходящая от кнопки КС (рис. 18), подключается в пускателе к блок-контакту со стороны, не связанной перемычкой с тепло­ вым реле;

жила 5, уходящая от кнопки КП (рис. 18), подключается в пускателе к блок-контакту со стороны, связанной перемычкой с тепловым реле.

Работа схемы управления реверсивным электроприводом (рис. 21). Основная особен­ ность схемы та, что реверсирование осущест­ вляется попеременным включением двух пус­ кателей— пускателя «Вперед» (ЛВ) и пуска­

70

теля «Назад» (ЛН). Поэтому основным условием четкой работы этой схемы является исключение возможности одновременного вклю­ чения пускателей Л В и ЛН. Это условие обес­ печивается введением зависимостей работы или включения одного аппарата от работы другого. В приведенной схеме эти зависимости обеспечиваются электрическими и механичес­ кими способами.

При электрических способах: размыкающие контакты пускателей ЛВ и ЛН исключают ра­ боту и включение одного пускателя при работе другого, и размыкающие элементы пусковых кнопок пуска вперед КПВ и пуска назад КПН (на схеме обозначены соответст­ венно как КСВ и КСН) отключают цепи уп­ равления пускателей, не включаемых этими кнопками на время пуска.

При механических способах конструктивным выполнением механической связи между пус­ кателями исключают включение одного пус­ кателя при работе другого.

Блокировка реверсивных пускателей при по­ мощи своих блок-контактов наиболее надеж­ на, и ее следует применять в схемах управле­ ния реверсивным электродвигателем.

При выполнении монтажа или ремонта на­ ряду с принципиальной схемой пользуются монтажной, которая, как уже говорилось, дол­ жна отражать действительные связи между аппаратурой. Обычно на элеваторах аппа­ ратура расположена в сборных или распре­ делительных пунктах, в которых устанавлива­ ют сборки магнитных пускателей, и на эта­ жах (рабочие помещения), где устанавлива­ ют электродвигатель и кнопки управления.

71