Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Кнопки управления, электродвигатель и маг нитный пускатель соединяют между собой электрическими проводами, уложенными в трубах, или кабелями.
На рисунке 23 показана монтажная схема реверсивного пускателя с указанием располо жения аппаратуры и маркировкой жил кабеля, их соединяющих. Приведены два распространенных варианта выполнения мон тажа: с отдельными кабелями для электро двигателя и кнопки (рис. 23, а) и с одним кабелем, идущим к кнопке, с последующей отпайкой от нее кабеля к электродвигателю
(рис. 23, б).
Для успешного обслуживания электропри вода электромонтер должен отлично знать расположение аппаратуры управления и связи между ней! Это поможет сэкономить время, затрачиваемое на отыскивание и уст ранение неиенраппостей.
Схемы управления автоматизированным электроприводом
Управление технологическими машинами и механизмами на современных предприятиях сосредотачивается па одном диспетчерском пункте.
Схема управления при этом усложняется и выполняет дополнительные функции — ав томатический пуск и останов, аварийные от ключения электропривода, обеспечение тех нологических блокировочных зависимостей, сигнализация о рабочем режиме и работе механизмов.
72
Рис. 23. Монтажные схемы управления электро двигателем.
Централизованное управление
Простейший случай дистанционного управ ления— это централизованное управление, когда кнопки «Пуск» и «Стоп» выносятся на пульт управления, расположенный на рас стоянии от управляемых электроприводов.
73
Рис. 23 (продолжение). Монтажные схемы управления электродвигателем.
Особенность работы схемы та, что электро привод не виден с места включения.
Простейшим контролем является загора ние лампы на пульте, сигнализирующей
74
о нормальной работе электропривода после его включения. Но в процессе эксплуатации необходимо управлять или опробовать элек
тропривод |
непосредственно с рабочего ме |
|||
ста. |
Для |
этого вблизи от электропривода |
||
устанавливают |
кнопки |
местного управления. |
||
В |
принятых |
системах |
дистанционного уп |
равления существуют два режима работы: местное управление — от кнопок, расположен
ных возле электропривода, |
и управление с |
пульта — дистанционное, или |
автоматизиро |
ванное. |
|
Режим управления обычно выбирают пере ключателем, расположенным или на специ альной панели пульта управления, или в рас пределительном пункте возле магнитного пу скателя данного электродвигателя.
При установке переключателей в РП для производства переключений в каждом случае
гй«
м лг лз
Рис. 24. Элементная схема дистанционного управления электродвигателем,
75
Рис. 25. Монтажная схема дистанционного управления электродвигателем со схемой внешних соединений:
а — монтажно-коммутационная схема силовой панели; 6 — схе ма внешних подключений.
требуется вызов |
дежурного электромонтера, |
а при установке |
их на пульте управле |
ния переключение |
может выполнять диспет |
чер с последующим уведомлением дежурного электромонтера или мастера-наладчика.
На рисунке 24 приведен вариант централи зованного диспетчерского управления элек троприводом с сигнализацией на пульте уп равления, с возможностью работы в двух режимах. В этой схеме появились дополни тельные элементы — переключатель рода ра боты ПРР, который подключает кнопки пуль та КПП или местные кнопки КП\ лампа сиг нализации Л С с добавочным сопротивлени ем ДС и пультовые кнопки КПП и КСП.
На рисунке 25 эта схема представлена в виде монтажной с учетом действительного размещения оборудования. Из сравнения ее со схемой, приведенной на рисунке 23, заме чаем, что при незначительном усложнении элементной схемы связи между аппаратами схемы значительно усложнились. При этом еще большее значение приобрели правиль ность выполнения коммутации и маркировки аппаратуры, кабелей и их жил, так как даже незначительная ошибка в такой схеме может привести к серьезным последствиям — корот
ким замыканиям, неправильным включениям и т. д.
Общий закон для всех схем дистанционно го управления — возможность останова элек тропривода с рабочего места, независимо от принятого в данный момент режима работы — дистанционного или местного.
Это видно из рассмотрения приведенной схемы централизованного управления, где
77
кнопками КС и КСП можно отключить пу скатель Л независимо от положения пере ключателя ПРР.
Диспетчерское автоматизированное управление
В настоящее время существует много вари антов построения схем управления, применяе мых в системах ДАУ элеваторов.
Большое разнообразие схем затрудняет изучение и выполнение их при производстве монтажных работ, наладки и эксплуатации. Невозможно создать унифицированные па нели с единообразными схемами.
Поэтому во вновь разработанных системах ДАУ элеваторов стали применять однотип ные схемы с коммутацией на панелях, выпол ненной по единому образцу. Разберем основ ные применяемые типы схем.
Схема ГИ Промзернопроект, применяемая для комбикормовых заводов и других пред приятий. Схема является наиболее простой и наиболее универсальной (рис. 26).
О с о б е н н о с т и схемы. Для аварийного останова электропривода использованы вы ключатели СП, поворотом которых схема обесточивается до нового включения. Этим исключаются ложные включения схемы в ав томатическом режиме. Для транспортеров большой протяженности применяют несколь ко выключателей, расположенных в разных
местах |
помещения. |
и выключения схемы |
в |
|
Для |
включения |
|||
автоматическом режиме служит |
контакт |
ре |
||
ле Р, |
шунтирующий |
пусковую |
кнопку |
на |
78
время |
запуска и работы |
маршрута. На ре |
ле Р |
сконцентрированы |
все блокировочные |
зависимости данного электропривода. |
Сигнализация о работе схемы осуществ ляется контактом пускателя Я, коммутирую щим постоянное напряжение величиной 60 в.
На рисунке 26, б приведен вариант такой схемы для реверсивного электропривода. Ре ле контроля скорости включают в отдельные цепи, не являющиеся частью схемы управле
ния данным электроприводом. |
|
|
Н е д о с т а т к и |
с х е м ы — наличие напря |
|
жения на жиле 3 в цепях автоматики |
(на |
|
контактах реле Р) |
при переводе схемы |
пере |
ключателем ПРР в режим местного управле ния (при включенном автомате А). Электро монтеру следует об этом всегда помнить при производстве работ в цепях автоматики.
Недостаток реверсивной схемы (рис. 26, б) — отсутствие взаимной электрической блоки ровки между пускателями Па и Пб, а также для некоторых панелей возможность раздель ного перевода переключателя 1ПРР и 2ПРР в разные режимы работы схемы. Отсутствие взаимной блокировки их особенно нежела тельно для режима местного управления, ко гда производятся различные опробования и послеремонтные включения.
Схема ГИ Промзернопроект для элевато ров Л В-4 X 175. Схема насыщена боль шим количеством контактов разных реле, электрически связана с общими схемами включения, пуска и останова маршрутов. Схема не универсальна, так как при приме нении ее для различных технологических ма шин она значительно видоизменяется. В
79
Рис. 26. Элементная схема управления электродвигателем:
а — для нереверсивных электродвигателей.
реверсивных электродвигателей.
Л1 лг лз
б Заказ № 5196
качестве примера разберем схему управления надсилосного транспортера (рис. 27).
О с о б е н н о с т и схемы. Для выбора ре жима местного управления служит реле РМУ-Т, замыкающий контакт которого шун тирует все блокировочные контакты, разре шая включение пускателя местными кнопка
ми КУ-У. |
|
включают |
при подаче |
пуско |
|
Пускатель |
|||||
вой фазы |
У-6 с пульта |
после |
выбора |
опре |
|
деленного |
маршрутного |
реле |
РАС-У и при |
||
соблюдении |
блокировочных |
зависимостей: |
реле РБС-Т не включено, а контакт А замкнут.
Нормальная работа схемы возможна при достаточном разгоне механизма через замк нувшийся контакт своего реле контроля ско рости РКС-У.
Пускатель с пульта отключают при отклю чении маршрутного реле РАС-У.
На время пуска на пульте горит сигналь ная лампа ЛС-У, загорающаяся от пусковой фазы У-6 через диод Д-1. Во время работы на пульте горит лампа от фазы УС, посту пающей через кнопки КС-У и КУ-У, контакт пускателя П-У и контакт РКС-У на жи лу У-6.
Блокировочные зависимости осуществляют ся при помощи реле РП-У, включающегося после включения пускателя П-У.
Транспортер имеет значительную длину,
поэтому |
вдоль |
него установлено три кноп |
ки КС-У. |
срабатывает при заполнении |
|
Реле |
РБС-Т |
силосов зерном и, останавливая транспортер, прекращает подачу зерна в силосы.
82
6*
УС УВ УА
I5:< 3:
Рис. 27. Элементная схема управления надсилосным транспортером элеватора ЛВ-4Х175.
Н е д о с т а т к и схемы. Пусковая фа за У-6 поступает на катушку пускателя П-У, минуя все кнопки «Стоп» и даже предохрани тель Я. На время пуска нет возможности воздействовать на схему с рабочего места. Кроме того, если даже схема неисправна (перегорел предохранитель Я), пускатель все равно будет включаться, электродвигатель разгоняться, что может привести к развитию имеющейся неисправности в аварию.
Цепи автоматики не разделены с цепями местного управления и остаются под напря жением в любом режиме управления, что неудобно при наладке и эксплуатации. По этому для производства наладочных и ре монтных работ требуется сначала полностью обесточить все цепи управления и обеспе чить невозможность попадания в схему пу сковой фазы с пульта управления.
При нажатии на кнопку КУ-У всегда, не зависимо от режима управления, будет вклю чаться реле блокировок РП-У (так как фаза УС попадает на жилу У-10).
В схеме сложные коммутационные связи. Так, реле РАС-У и РБС-Т расположены в разных помещениях, реле РКС-У установле но у оборудования, а реле РМУ-Т на отдель ной панели в РП. Такая разбросанность ап паратуры затрудняет обслуживание схемы и требует от электромонтера хорошего знания монтажных схем.
При работе схемы в режиме местного уп равления включается реле РП-1 и замыкает свой контакт реле РКС-У, т. е. происходит та кое же воздействие данной схемы на осталь ные схемы маршрута, как если бы схема на
84
ходилась в автоматическом режиме. Поэтому при переводе на местный режим какой-либо машины маршрута желателен перевод и ос
тальных |
машин данного маршрута в режим |
местного |
управления. |
Схема |
ГИ Промзернопроект для элевато |
ра ЛВЗХ175Н. Схема наиболее типична и |
применяется в настоящее время для элевато
ров с системой ДАУ |
(рис28). |
О с о б е н н о с т и |
схемы. Перевод схемы |
на работу в автоматическом или местном ре жиме управления осуществляется тумбле ром —■переключателем ПРР-1\, расположен ным на панели управления в РП.
Для разрешения включения и поддержания в рабочем состоянии схемы в автоматиче ском режиме служит реле 4Р-1.
Цепи автоматики и цепи местного управле ния полностью разделены. Контакты реле ско
рости |
РКС-1 |
установлены в цепях подхвата |
||||
своего пускателя П-1. |
пускателя |
нории |
||||
Включение |
и |
работа |
||||
сблокированы |
с |
включением |
автоматического |
|||
выключателя |
(типа АП-50), от которого пи |
|||||
тается |
электродвигатель |
аспирации |
нории |
|||
(контакт А-19 |
цепи 1-45 — 1-51). |
|
||||
Включение |
размножающих |
блокировочных |
реле нории Р-1 и 1Р-1 происходит только после включения пускателя П-1.
Сигнализация о работе нории осуществля
ется |
только |
в |
автоматическом |
режиме как |
при |
пуске, |
так |
и при работе |
или аварий |
ном отключении нории. При аварийном от ключении сигнализация осуществляется ми гающим светом от источника мигающего света ИМС.
85