Файл: Вальковский Э.Г. Электромонтер-наладчик средств автоматизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кнопки управления, электродвигатель и маг­ нитный пускатель соединяют между собой электрическими проводами, уложенными в трубах, или кабелями.

На рисунке 23 показана монтажная схема реверсивного пускателя с указанием располо­ жения аппаратуры и маркировкой жил кабеля, их соединяющих. Приведены два распространенных варианта выполнения мон­ тажа: с отдельными кабелями для электро­ двигателя и кнопки (рис. 23, а) и с одним кабелем, идущим к кнопке, с последующей отпайкой от нее кабеля к электродвигателю

(рис. 23, б).

Для успешного обслуживания электропри­ вода электромонтер должен отлично знать расположение аппаратуры управления и связи между ней! Это поможет сэкономить время, затрачиваемое на отыскивание и уст­ ранение неиенраппостей.

Схемы управления автоматизированным электроприводом

Управление технологическими машинами и механизмами на современных предприятиях сосредотачивается па одном диспетчерском пункте.

Схема управления при этом усложняется и выполняет дополнительные функции — ав­ томатический пуск и останов, аварийные от­ ключения электропривода, обеспечение тех­ нологических блокировочных зависимостей, сигнализация о рабочем режиме и работе механизмов.

72

Рис. 23. Монтажные схемы управления электро­ двигателем.

Централизованное управление

Простейший случай дистанционного управ­ ления— это централизованное управление, когда кнопки «Пуск» и «Стоп» выносятся на пульт управления, расположенный на рас­ стоянии от управляемых электроприводов.

73

Рис. 23 (продолжение). Монтажные схемы управления электродвигателем.

Особенность работы схемы та, что электро­ привод не виден с места включения.

Простейшим контролем является загора­ ние лампы на пульте, сигнализирующей

74

о нормальной работе электропривода после его включения. Но в процессе эксплуатации необходимо управлять или опробовать элек­

тропривод

непосредственно с рабочего ме­

ста.

Для

этого вблизи от электропривода

устанавливают

кнопки

местного управления.

В

принятых

системах

дистанционного уп­

равления существуют два режима работы: местное управление — от кнопок, расположен­

ных возле электропривода,

и управление с

пульта — дистанционное, или

автоматизиро­

ванное.

 

Режим управления обычно выбирают пере­ ключателем, расположенным или на специ­ альной панели пульта управления, или в рас­ пределительном пункте возле магнитного пу­ скателя данного электродвигателя.

При установке переключателей в РП для производства переключений в каждом случае

гй«

м лг лз

Рис. 24. Элементная схема дистанционного управления электродвигателем,

75


Рис. 25. Монтажная схема дистанционного управления электродвигателем со схемой внешних соединений:

а — монтажно-коммутационная схема силовой панели; 6 — схе­ ма внешних подключений.

требуется вызов

дежурного электромонтера,

а при установке

их на пульте управле­

ния переключение

может выполнять диспет­

чер с последующим уведомлением дежурного электромонтера или мастера-наладчика.

На рисунке 24 приведен вариант централи­ зованного диспетчерского управления элек­ троприводом с сигнализацией на пульте уп­ равления, с возможностью работы в двух режимах. В этой схеме появились дополни­ тельные элементы — переключатель рода ра­ боты ПРР, который подключает кнопки пуль­ та КПП или местные кнопки КП\ лампа сиг­ нализации Л С с добавочным сопротивлени­ ем ДС и пультовые кнопки КПП и КСП.

На рисунке 25 эта схема представлена в виде монтажной с учетом действительного размещения оборудования. Из сравнения ее со схемой, приведенной на рисунке 23, заме­ чаем, что при незначительном усложнении элементной схемы связи между аппаратами схемы значительно усложнились. При этом еще большее значение приобрели правиль­ ность выполнения коммутации и маркировки аппаратуры, кабелей и их жил, так как даже незначительная ошибка в такой схеме может привести к серьезным последствиям — корот­

ким замыканиям, неправильным включениям и т. д.

Общий закон для всех схем дистанционно­ го управления — возможность останова элек­ тропривода с рабочего места, независимо от принятого в данный момент режима работы — дистанционного или местного.

Это видно из рассмотрения приведенной схемы централизованного управления, где

77

кнопками КС и КСП можно отключить пу­ скатель Л независимо от положения пере­ ключателя ПРР.

Диспетчерское автоматизированное управление

В настоящее время существует много вари­ антов построения схем управления, применяе­ мых в системах ДАУ элеваторов.

Большое разнообразие схем затрудняет изучение и выполнение их при производстве монтажных работ, наладки и эксплуатации. Невозможно создать унифицированные па­ нели с единообразными схемами.

Поэтому во вновь разработанных системах ДАУ элеваторов стали применять однотип­ ные схемы с коммутацией на панелях, выпол­ ненной по единому образцу. Разберем основ­ ные применяемые типы схем.

Схема ГИ Промзернопроект, применяемая для комбикормовых заводов и других пред­ приятий. Схема является наиболее простой и наиболее универсальной (рис. 26).

О с о б е н н о с т и схемы. Для аварийного останова электропривода использованы вы­ ключатели СП, поворотом которых схема обесточивается до нового включения. Этим исключаются ложные включения схемы в ав­ томатическом режиме. Для транспортеров большой протяженности применяют несколь­ ко выключателей, расположенных в разных

местах

помещения.

и выключения схемы

в

Для

включения

автоматическом режиме служит

контакт

ре­

ле Р,

шунтирующий

пусковую

кнопку

на

78


время

запуска и работы

маршрута. На ре­

ле Р

сконцентрированы

все блокировочные

зависимости данного электропривода.

Сигнализация о работе схемы осуществ­ ляется контактом пускателя Я, коммутирую­ щим постоянное напряжение величиной 60 в.

На рисунке 26, б приведен вариант такой схемы для реверсивного электропривода. Ре­ ле контроля скорости включают в отдельные цепи, не являющиеся частью схемы управле­

ния данным электроприводом.

 

Н е д о с т а т к и

с х е м ы — наличие напря­

жения на жиле 3 в цепях автоматики

(на

контактах реле Р)

при переводе схемы

пере­

ключателем ПРР в режим местного управле­ ния (при включенном автомате А). Электро­ монтеру следует об этом всегда помнить при производстве работ в цепях автоматики.

Недостаток реверсивной схемы (рис. 26, б) — отсутствие взаимной электрической блоки­ ровки между пускателями Па и Пб, а также для некоторых панелей возможность раздель­ ного перевода переключателя 1ПРР и 2ПРР в разные режимы работы схемы. Отсутствие взаимной блокировки их особенно нежела­ тельно для режима местного управления, ко­ гда производятся различные опробования и послеремонтные включения.

Схема ГИ Промзернопроект для элевато­ ров Л В-4 X 175. Схема насыщена боль­ шим количеством контактов разных реле, электрически связана с общими схемами включения, пуска и останова маршрутов. Схема не универсальна, так как при приме­ нении ее для различных технологических ма­ шин она значительно видоизменяется. В

79


Рис. 26. Элементная схема управления электродвигателем:

а — для нереверсивных электродвигателей.

реверсивных электродвигателей.

Л1 лг лз

б Заказ № 5196

качестве примера разберем схему управления надсилосного транспортера (рис. 27).

О с о б е н н о с т и схемы. Для выбора ре­ жима местного управления служит реле РМУ-Т, замыкающий контакт которого шун­ тирует все блокировочные контакты, разре­ шая включение пускателя местными кнопка­

ми КУ-У.

 

включают

при подаче

пуско­

Пускатель

вой фазы

У-6 с пульта

после

выбора

опре­

деленного

маршрутного

реле

РАС-У и при

соблюдении

блокировочных

зависимостей:

реле РБС-Т не включено, а контакт А замкнут.

Нормальная работа схемы возможна при достаточном разгоне механизма через замк­ нувшийся контакт своего реле контроля ско­ рости РКС-У.

Пускатель с пульта отключают при отклю­ чении маршрутного реле РАС-У.

На время пуска на пульте горит сигналь­ ная лампа ЛС-У, загорающаяся от пусковой фазы У-6 через диод Д-1. Во время работы на пульте горит лампа от фазы УС, посту­ пающей через кнопки КС-У и КУ-У, контакт пускателя П-У и контакт РКС-У на жи­ лу У-6.

Блокировочные зависимости осуществляют­ ся при помощи реле РП-У, включающегося после включения пускателя П-У.

Транспортер имеет значительную длину,

поэтому

вдоль

него установлено три кноп­

ки КС-У.

срабатывает при заполнении

Реле

РБС-Т

силосов зерном и, останавливая транспортер, прекращает подачу зерна в силосы.

82


6*

УС УВ УА

I5:< 3:

Рис. 27. Элементная схема управления надсилосным транспортером элеватора ЛВ-4Х175.

Н е д о с т а т к и схемы. Пусковая фа­ за У-6 поступает на катушку пускателя П-У, минуя все кнопки «Стоп» и даже предохрани­ тель Я. На время пуска нет возможности воздействовать на схему с рабочего места. Кроме того, если даже схема неисправна (перегорел предохранитель Я), пускатель все равно будет включаться, электродвигатель разгоняться, что может привести к развитию имеющейся неисправности в аварию.

Цепи автоматики не разделены с цепями местного управления и остаются под напря­ жением в любом режиме управления, что неудобно при наладке и эксплуатации. По­ этому для производства наладочных и ре­ монтных работ требуется сначала полностью обесточить все цепи управления и обеспе­ чить невозможность попадания в схему пу­ сковой фазы с пульта управления.

При нажатии на кнопку КУ-У всегда, не­ зависимо от режима управления, будет вклю­ чаться реле блокировок РП-У (так как фаза УС попадает на жилу У-10).

В схеме сложные коммутационные связи. Так, реле РАС-У и РБС-Т расположены в разных помещениях, реле РКС-У установле­ но у оборудования, а реле РМУ-Т на отдель­ ной панели в РП. Такая разбросанность ап­ паратуры затрудняет обслуживание схемы и требует от электромонтера хорошего знания монтажных схем.

При работе схемы в режиме местного уп­ равления включается реле РП-1 и замыкает свой контакт реле РКС-У, т. е. происходит та­ кое же воздействие данной схемы на осталь­ ные схемы маршрута, как если бы схема на­

84

ходилась в автоматическом режиме. Поэтому при переводе на местный режим какой-либо машины маршрута желателен перевод и ос­

тальных

машин данного маршрута в режим

местного

управления.

Схема

ГИ Промзернопроект для элевато­

ра ЛВЗХ175Н. Схема наиболее типична и

применяется в настоящее время для элевато­

ров с системой ДАУ

(рис28).

О с о б е н н о с т и

схемы. Перевод схемы

на работу в автоматическом или местном ре­ жиме управления осуществляется тумбле­ ром —■переключателем ПРР-1\, расположен­ ным на панели управления в РП.

Для разрешения включения и поддержания в рабочем состоянии схемы в автоматиче­ ском режиме служит реле 4Р-1.

Цепи автоматики и цепи местного управле­ ния полностью разделены. Контакты реле ско­

рости

РКС-1

установлены в цепях подхвата

своего пускателя П-1.

пускателя

нории

Включение

и

работа

сблокированы

с

включением

автоматического

выключателя

(типа АП-50), от которого пи­

тается

электродвигатель

аспирации

нории

(контакт А-19

цепи 1-45 1-51).

 

Включение

размножающих

блокировочных

реле нории Р-1 и 1Р-1 происходит только после включения пускателя П-1.

Сигнализация о работе нории осуществля­

ется

только

в

автоматическом

режиме как

при

пуске,

так

и при работе

или аварий­

ном отключении нории. При аварийном от­ ключении сигнализация осуществляется ми­ гающим светом от источника мигающего света ИМС.

85