Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
место при сварке в замкнутых сосудах, емко стях, клепке внутри резервуаров и котлов, то шумы оказывают более вредное влияние, чем при работах на воздухе либо в больших помещениях. Постоянное раздражение слухо вого аппарата приводит к ухудшению работы слуховых клеток, вызывает перегрузку и пере утомление участков коры головного мозга. На иболее неблагоприятное воздействие на слух оказывают шумы, составленные звуками сред ней и высокой тональности, при которых ухо человека реагирует на изменения тона менее чем на 0,5%. Так, большинство станков, ин струментов и оборудования вызывают при ра боте шумы с частотой колебания в диапазоне 200—4000 гц, т. е. наиболее сильно влияют на слух человека.
Кроме неблагоприятного воздействия непос редственно на органы слуха, шум отрицатель но сказывается на работоспособности челове ка, определяемой состоянием всего организма и состоянием его нервной системы. Выполняя работу, человек затрачивает определенное ко личество энергии на производство тех или иных трудовых процессов, совершая ряд не обходимых движений. В свою очередь любое движение связано с сокращением ряда мышц (под влиянием нервных импульсов, поступаю щих по двигательным нервам от соответствую щих центров головного мозга). Для выполне ния необходимого движения, совершения ка кого-либо поступка требуется определенное время, и если это движение связано с воз действием внешнего раздражителя, например звука, то для выбора нужного действия цент ральная нервная система «требует» на про’-
2* |
И |
стую реакцию 0,1—0,2 сек. Так как под воздей ствием шума снижается работоспособность звуковых нервов, то при необходимости быстро прореагировать на какой-либо звуковой сиг нал рабочий не успеет сделать требуемого движения, например, остановить станок или своевременно выключить работающий меха низм.
Такое замедление реакции, вызванное вред ным воздействием шума, может иметь своим последствием производственную травму, ава рию или катастрофу при работе водителя на линии.
В результате длительного воздействия шума ослабляется внимание и память работающих, появляется преждевременная усталость, рас тет производственный травматизм. После дли тельной работы в шумном помещении человек не сразу начинает нормально слышать, у него возникает некоторое притупление слуха, тре буется определенное количество времени, что бы его слуховой аппарат как бы отдохнул, стал нормально* работать. Под влиянием по стоянного воздействия громких, а тем более высокочастотных шумов могут иметь место не приятные ощущения головной боли, тошноты и. головокружения. Вряд ли кто сочтет нор мальным, если во время работы регулиров щика двигателя ему направляли бы в лицо источник яркого света и слепили его. А очень часто остается без внимания такое положение, когда рядом с работником, выполняющим сложный и ответственный производственный процесс, с грохотом рубят заклепки на старой раме либо с оглушительным и резким шумом выправляют помятое крыло автомобиля.
12
Нельзя забывать о том, что действие шума требует от работающего (помимо его воли и желания!) повышенного расхода физической и нервной энергии, что вызывает переутомле ние организма человека.
Излишний шум так же вреден для слуха и нервной системы человека, как ослепляющий луч света для глаза.
Рабочие!
Шум снижает работоспособность, утомляет нервную систему и ухудшает состояние здоровья человека. При работе избегайте излишнего шума.
ШУМ И ВИБРАЦИЯ
Кроме шумов, на организм человека дей ствуют различные сотрясения от работающих механизмов и агрегатов. В результате коле бания отдельных узлов, станков, оборудования возникает вибрация.
По аналогии со звуками и шумами вибра ции характеризуются частотой и амплитудой колебаний вибрирующего тела. На человека вибрации действуют либо непосредственно, на пример при работе с пневматическим инстру ментом, либо косвенно, через стены, пол, почву (работа на кузнечном молоте и т. п.) и воспри нимаются как сотрясения инструмента и обо рудования. Сильные вибрации оказывают вред ное воздействие на периферическую и цент ральную нервную систему, особенно при непо средственной передаче сотрясений на ор ганизм.
Величина вибрации не должна превышать определенного уровня. В зависимости от числа ударов (числа оборотов) вибрирующего тела
13
(механизма, инструмента, станка) и частоты вибраций, а также размера амплитуды колеба ний изменяется воздействие вибрации на чело века. Зависимость между этими величинами приведена в табл. 1.
|
|
|
Таблица 1 |
Число ударов, |
Частота |
Предельно |
|
допустимая |
|||
об мин |
вибраций, гц |
амплитуда, |
|
|
|
|
мм |
1200 |
|
20 |
1,5 |
1800 |
|
30 |
1,5 |
2100 |
|
35 |
0,4 |
3000 |
|
50 |
0,15 |
3600 |
|
60 |
0,04 |
5000 |
и более |
80 |
0,02 |
6000 |
100 и более |
0,005 |
Еле ощутимое сотрясение называется преде лом чувствительности к вибрации. Если в ре зультате вибраций возникает болевое ощуще ние, то мы имеем дело с верхним пределом чувствительности. За условную единицу ощу щения вибрации принят 1 пал. Шкала палов имеет аналогию со шкалой децибелов. За по рог восприятия вибраций принят уровень со трясений от 0 до 5 палов. Наибольший уровень вибраций, допустимый, например, в автобу се,— 50 палов. При уровне вибраций в 70 па лов возникают ощущение боли, головокруже ния и тошноты, особенно при длительных рейсах.
Иногда частота колебаний вибрирующего механизма, станка, оборудования совпадает с
14
частотой колебания отдельных деталей и кон струкций помещения либо других механизмов, что вызывает явление резонанса, и вибрации увеличиваются. Явление резонанса имеет ме сто и при возникновении шума, когда один источник шума вызывает резонанс, выражаю щийся, например, в дребезжании стекол, балок, металлических конструкций и оборудования.
Борьба с шумами и вибрациями — это борь ба за культуру производства, за улучшение санитарно-гигиенических условий труда, за снижение травматизма и заболеваемости. На равне с такими необходимыми мероприятиями, как установка вентиляции в производственных помещениях, улучшение освещения, механиза ция трудоемких процессов, внедрение автома тики и совершенствование технологии, необ ходимо обеспечить ведение производственных процессов с минимальными шумами, обеспе чить тишину на рабочих местах слесаря, шо фера, кондуктора, диспетчера, рабочего в на ших автомобильных хозяйствах.
Так, на Алма-Атинском авторемонтном за воде № 2 обычная пневматическая клепка
узлов была заменена гидравлической опрес совкой. Это мероприятие позволило полностью устранить вредные шумы и повысить качество выполняемой работы.
Р у к о в о д и т е л и а в т о х о з я й с т в !
Внедряйте передовые методы работы, совершенствуй те технологию обслуживания и ремонта автомобилей.
Организуйте борьбу с шумом и вибрацией на всех участках работы, всемерно улучшайте условия труда рабочего.
15
ИСТОЧНИКИ ШУМА И ВИБРАЦИЙ
В автомобильных хозяйствах, на авторемонт ных предприятиях и на станциях обслужива ния работают различные агрегаты. По степени шумности их можно разделить на пять групп: бесшумные (уровень шумов 10—30 фонов), малошумные (40—60 фонов), нормальной шум ности (60—80 фонов), повышенной шумности (80—100 фонов) и особо шумные (более 100 фонов). Деление это приблизительное, но до статочно характеризующее тот или иной источ ник шума.
Для примера и оценки источников шума не которые из них указаны в табл. 2.
При прочих равных показателях (тон, уро вень громкости) воздействие источника шума зависит от состояния и характеристики окру жающей среды. На открытом воздухе шум действует на слух человека слабее, чем в по мещении.
Что влияет на увеличение или снижение шума?
Сила шума обратно пропорциональна квад рату расстояния от его источника, т. е. она уменьшается по мере удаления от источника шума.
Решающим фактором является сам произ водственный процесс, технология выполнения операций.
Кроме того, возникновение шумов опреде ляется состоянием оборудования и механиз мов, его размещением, наличием звукоизоля ции, ограждающих конструкций, поглощаю щих и смягчающих сотрясения от работы ме ханизмов, применением звукопоглощающих
16
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
|
|
Характеристика шумов |
|
Источники |
шумов |
|
степень |
тональность |
||
|
|
|
|
|
шумное* |
|
|
|
|
|
|
ти, фон |
|
Центробежные |
вентиля- |
80-105 |
Низко- и средне- |
|||
торы |
|
|
|
|
110 |
частотные |
Компрессорная установка |
Высокочастотный |
|||||
Клепка |
листового |
ме- |
105-115 |
|
||
талла |
|
|
молот |
105 |
Низкочастотный |
|
Пневматический |
||||||
Токарные |
станки |
мощ- |
85-93 |
Среднечастотный |
||
Электродвигатель |
85-100 Низкочастотный, |
|||||
ный |
|
|
карбю- |
80-90 |
тональный |
|
Автомобильный |
Среднечастотный |
|||||
раторныи |
двигатель |
|
|
|||
(под капотом) |
|
|
|
|
||
Пишущая |
машинка |
на |
74 |
|
||
столе |
|
|
|
|
|
|
Пишущая машинка на 68-70 |
|
|||||
войлоке |
|
|
|
|
|
|
Шум в кузове автомоби- |
100 |
Низкочастотный |
||||
ля М-20 «Победа» при |
|
|
||||
скорости |
движения |
|
|
|||
50 км/час |
|
|
|
|
|
|
Шум в кузове автомоби- |
96 |
п |
||||
ля ГАЗ-12 при той же |
|
|
скорости
материалов для отделки помещений, выделе нием в отдельное помещение особо шумных процессов. Сказанное справедливо и для оцен ки возникновения шумов и вибраций на рабо чем месте шофера — в кабине грузового авто мобиля, автобуса, в кузове легкового авто мобиля.
Если сравнительно тихо на таких участках, как аккумуляторный, электрокарбюраторный,
3-589 |
. |
Г |
X.-irt |
|
j на у : |
||
|
I |
БИБ, |
! F:: |
17
Z b
регенерации масел, то значительно шумнее в обойном отделении, в покрасочной камере, на участках сварки, в механическом цехе и очень шумно в разборочном и сборочном отделениях, в помещении испытательной станции, кузнице, медницкой. В ряде случаев источником повы шенного1шума и вибраций являются вентиля тор, установленный непосредственно на метал лическом кронштейне, без какой бы то ни было звукоизоляции, ненадежно закрепленный воз душный шланг от компрессора, через неплот ные соединения которого вырывается с прон зительным свистом воздух. Все это свидетель ствует не только о небрежности работающего, но и об отсутствии борьбы с шумом на этом участке. А сколько ненужного грохота и звона возникает при замене нормальной разборки узлов рубкой гайки зубилом и кувалдой! По мимо излишнего шума, такой «метод» сам по себе противоречит требованиям технологиче ского процесса.
На стендах испытания двигателей вибрация сочетается с сильным шумом, но основным источником их являются не двигатель и не электродвигатель, а плохо закрепленные ко жухи ограждения; глушитель, жестко, без звукоизоляции прикрепленный к раме стенда^, иногда вплотную соприкасающийся со стеной помещения. Повышает шум неправильное, без звукопоглощающих элементов, крепление стенда к фундаменту и самого двигателя — к стенду.
Наждачный станок с несбалансированными абразивными кругами, установленными без прокладок под фланцами, с плохо закреплен ными ограждениями обязательно будет вибри
18