Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ровать и шуметь. И таких агрегатов в хозяйст ве зачастую набирается очень много:
В условиях шумов приходится работать кондуктору и шоферу автобуса. Излишние шумы особенно возрастают, если автобус вы пускается на линию со стеклами без прокла док, дребезжащими от малейших толчков, с разболтанными дверями, скрипящим кузовом, плохо закрепленными сиденьями и поручнями. Вызывает болезненное ощущение вибрирую щий, плохо сбалансированный карданный вал при скорости движения автобуса более 40 — 50 км/час.
Все эти источники вибраций и шумов достав ляют неприятности пассажирам, а кондуктору и шоферу мешают работать.
Источником сотрясений является покрышка с грубо наложенной заплатой. Но и новая по крышка также вызовет вибрацию, если при ее монтаже на обод колеса не была произведена тщательная балансировка. Помимо снижения неприятных последствий вибрации, баланси ровка обеспечивает сохранность подшипников, цапф и безопасность движения. Если при ско рости 20—30 км/час дисбаланс колеса почти не заметен и не сказывается на движении ав томобиля, то уже при скорости 60—80 км/час могут возникнуть сильные вибрации, а это, в свою очередь, вредно отразится на рулевом механизме и прочности узлов рамы и крепле ния кузова.
В итоге совместного воздействия шумов и сотрясений, особенно при работе в плохих дорожных условиях, шофер утомляется зна чительно скорее, снижается его внимание, на-
3* |
19 |
рушается координация действий, реакция за медляется. Вредное действие шумов и вибра ций может привести к ослаблению остроты зрения и в некоторых случаях вызвать нару шения правильности цветоощущения. Все это создает предпосылки к возникновению дорож ных происшествий.
Но и при работе на технически исправном автомобиле, с хорошо отрегулированными аг регатами, эффективно работающим глушите лем, .все же имеют место шумы — из-за непра вильно уложенного и плохо закрепленного груза, брошенного на пол кабины инструмента, подпрыгивающих и стучащих запасных частей. Подобное пренебрежение элементами культу ры в работе недопустимо.
Шоферы!
Шум и вибрация при работе на автомобиле могут явиться если не прямыми, то косвенными причинами дорожно-транспортного происшествия. Своевременно устраняйте неисправности автомобиля.
СРЕДСТВА УМЕНЬШЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ШУМОВ И ВИБРАЦИИ
При проектировании и строительстве новых автохозяйств и предприятий учитывается наи более рациональная планировка и размещение отдельных цехов и участков с точки зрения снижения влияния шумов и вибраций на окру жающих. Особо шумные участки рекомендует ся размещать в отдельных помещениях, на максимально возможном удалении от осталь ных цехов и участков. Желательно в зоне раз рыва между такими помещениями иметь зеле ные насаждения, препятствующие распрост ранению шумов. С учетом преобладающих на-
20
правлений ветров на участке строительства следует, по возможности, наиболее шумные цехи помещать с подветренной стороны по от ношению к другим цехам и жилым помеще ниям.
Внутри производственных помещений реко мендуется шумные и вибрирующие механиз мы и агрегаты сосредоточивать в одном месте, максимально звукоизолируя их от остального оборудования. При проектировании производ ственных помещений необходимо делать выбор материалов для фундамента, стен, перекрытий и перегородок, которые позволят максималь но снизить уровень шумов и вибраций. Так, широко применяемый в строительстве бетон (и железобетон), а также металлические кон струкции являются хорошими проводниками звука, шума и вибрации на значительное рас стояние. В целях снижения уровня шумов и вибраций необходимо проводить мероприятия по звукопоглощению, звукоизоляции и вибро изоляции шумных цехов, участков и обору дования.
Ряд материалов обладает способностью по глощать звуки и шумы. Наиболее часто приме няются в строительной практике такие звуко поглощающие материалы, как пористые шту катурки, пористые плиточные материалы, ас бестовые плиты и асбестовая крошка, мине ральная вата, войлок, газогипс, пемзолит и т. п. При прохождении сквозь поры звукопоглотителя воздушные волны теряют часть своей энергии, так как поры, открытые со сто роны источника звука, позволяют проникать звуковым волнам в толщу материала, где они ослабевают и гасятся.
21
Отношение звуковой энергии, поглощенной
материалом, к энергии звука, |
падающего на |
||
него, называется к о э ф ф и ц и е н т о м |
з в у |
||
к о п о г л о щ е н и я . |
Он зависит от вида |
мате |
|
риала, его толщины |
(толщины |
слоя или пли |
ты), от конфигурации звукопоглощающего по крытия, расстояния его от отражающей по верхности (например стены) и от частоты поглощаемого звука.
Пористые материалы лучше поглощают звуки средних и высоких частот. Последние поглощаются поверхностным слоем материа ла. Из этого следует, что для поглощения вы сокочастотных шумов можно применять отно сительно тонкие звукопоглощающие облицов ки, а для поглощения шумов низкочастот ных — более толстые. Для каждых частот зву ков и шумов существует наивыгоднейшая, пре дельная толщина звукопоглощающего мате риала. Например, для покрытия, выполненного из хлопковых очесов, при частоте звука 250 гц предельная толщина составляет 15 см,
для частоты |
500 г ц — 10 см и для частоты |
1000 гц — 5 см. |
имеют различную способность |
Материалы |
поглощать звуки и шумы. Значения коэффи циентов звукопоглощения некоторых материа лов приведены в табл. 3.
Для оценки звукопоглощающей способности какого-либо покрытия следует площадь данной поверхности умножить на коэффициент звуко поглощения. Обычно пористые звукопоглотители выпускаются промышленностью в виде облицовочных плит, прикрепляемых к стенам, потолку, перегородкам путем приклейки горя чим битумом или цементным раствором. Мож-
22
но крепить звукопоглотители, прибивая плиты гвоздями к деревянным рейкам.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
|
|
|
|
Коэффициент |
звукопо |
|
|
Материалы |
|
глощения |
для |
частот |
|
|
|
колебаний |
||||
|
|
|
|
1024 гц |
4096 гц |
|
Войлок толщиной 1,2 — |
0,51-0,77 |
0,39—0,46 |
||||
7,5 |
с м ................................. |
|
. |
|||
Минеральная шерсть . . |
0,67 |
|
0,48 |
|||
Пробковый слой |
толщиной |
0,19 |
|
0,22 |
||
2 с м ...................................... |
|
. |
|
|||
Резина толщиной 0,5 см . |
0,12 |
|
0,10 |
|||
Линолеум............................... |
|
|
0,03—0,04 |
|
— |
|
Ткань |
драпировочная . |
|
0,17—0,81 |
0,35-0,65 |
||
Стена |
кирпичная |
нештука |
0,04 |
|
0,07 |
|
туренная ........................... |
|
|
|
|||
Асбестит ........................... |
толщиной |
0,35 |
|
0,35 |
||
Асбосиликат |
0,82 |
|
0,70 |
|||
4,5 |
с м .................................. |
|
|
|
||
Не |
рекомендуется |
красить плиты |
густой |
краской, так как она заполняет поры и ухуд шает этим способность поглощать звуки. Окраску лучше производить пульверизатором, минимально тонким слоем.
Широко используются такие поглотители звуков, как акустическая штукатурка, изготов ляемая в виде плит или в виде твердого рас твора, заполнителем которого является пемза и шлак, а вяжущим веществом — цемент или гипс. Мелкораздробленная пемза, перемешан ная с сухим цементом, заливается водой до равномерного увлажнения всей смеси, и гото вая штукатурка наносится на поверхность,
23
предварительно покрытую слоем цементной штукатурки (толщиной около 10 мм). Звуко изолирующий слой толщиной 25 мм просыхает за 20—30 дней. Примерный состав акустиче ской штукатурки в весовых единицах сле дующий:
а) пемзовая штукатурка: пемзы — 28,8, це мента — 7,2, воды — 7,2;
б) шлаковая штукатурка: шлака — 19,2, це мента— 4,8, воды — 3,2.
Указанная дозировка приведена из расчета покрытия толщиной в 20 мм на 1 м2 поверхно сти. При частоте звука 1024 гц коэффициент звукопоглощения такой штукатурки равен
0,33—0,31 и для частоты 4096 г ц — 0,35—0,40.
В качестве звукопоглотителя применяют покрытия из ваты — асбестовой, минеральной или шлаковой. Слой ваты толщиной 6—10 см покрывают с обеих сторон какой-либо редкой тканью — миткалем, бязью и т. п., простеги вают и крепят гвоздями к стене. Увеличение эффекта звукопоглощения достигается тем, что образованные маты крепят к деревянным брускам, расположенным на расстоянии 1— 1,5 м друг от друга, и покрывают сверху листа ми из фанеры, текстолита, легкого металла, в которых предварительно пробивают (или про сверливают) ряд отверстий или щелей (рис. 2). Такая конструкция легка, хорошо поглощает шум, а покрашенные перфорированные листы позволяют производить уборку помещения и мойку водой.
Определенный эффект звукопоглощения дает развешивание в помещении тканей на рас стоянии 10—12 см от стен, собранных в склад-
24
ку или навешиваемых в два ряда (0,3 и 1,0 м от стены).
Помещения небольшого объема, в которых особенно сильно сказывается воздействие шу мов, надлежит покрывать звукоизолирующими
Рис. 2. Конструкция звукопоглотятеля из пористого материала под перфорированным экраном:
1 — стена; 2 — рейка; 3 — один-два слоя |
легкой |
||
ткани; |
4 — металлическая сетка; 5 — перфориро |
||
ванное |
покрытие (фанера, |
листовой |
металл |
и |
др.); 6 — рыхлый звукопоглотитель |
||
материалами не менее чем |
на 50% |
площади |
стен и потолка.
Существуют иные методы звукопоглощения, например с применением резонаторов. В авто хозяйствах такие системы применяются редко.
Рациональный выбор звукопоглотителя за висит от характера источника шума. Если, на пример, покрыть звукопоглощающим материа лом стены испытательной станции двигателей,
25
то уровень шума значительно понизится. Но только одно применение звукопоглотителей еще не решает полностью проблемы борьбы с шумом. Пористые звукопоглощающие мате риалы отражают значительное количество звуковых волн и пропускают часть из них сквозь себя, выполняя только вспомогательную роль в звукоизоляции помещения. Для умень шения шумов необходимо проводить работы по изоляции звуков.
Звукоизоляция источника шума практиче ски осуществима на многих участках работ и не требует значительных затрат и расхода ма териалов.
Проникновение звука (шума) через то или иное ограждение может быть непосредствен ным, по воздуху, когда звуковые волны прохо дят через отверстия, оконные и дверные прое мы, вентиляционные каналы, щели. Кроме то го, сами ограждения, пропуская звуковые вол ны, колеблются под влиянием последних. Ус ловно такие шумы, распространяемые через воздушную среду, называют «воздушными» шумами. Шумы от вибрации в самом оборудо ваний « элементах конструкций звукоизоли рующих преград, возникающие под влиянием ударов и переменных усилий, называют «кор пусными» (или ударными).
Методы борьбы с «воздушными» и «корпус ными» шумами различны. В первую очередь следует обращать внимание на ослабление «воздушных» шумов.
Для правильного подбора и конструктивно го решения звукоизоляции надо учитывать не только громкость источника шумов, но и гром-
26
кость, допустимую для данного участка работы.
Перегородки, стены, кожухи и прочие ограж дения источников шума должны обеспечивать снижение уровня шума на 3—5 фонов ниже уровня шумов, существовавших в данном по мещении. Для сравнения укажем, что для жи лых помещений допускается уровень шума, равный 35 фонам, для конторских помещений, например диспетчерской, — 40 фонам.
Ограждения и преграды характеризуются собственной звукоизоляцией, т. е. показателем ослабления проникающего шума (звука). Если, например, ограждение ослабляет мощ ность проникающего через него шума в 1000 раз, то его звукоизоляция составит 30 дб. Раз личные материалы имеют разные показатели звукоизоляции.
Так, для |
частот в диапазоне 400—4000 гц |
требуется |
звукоизоляция, приведенная в |
табл. 4. |
|
Следует учесть, что степень звукоизоляции зависит не только от выбора материала и раз меров ограждений, но также от размеров и архитектуры помещения. При прочих равных условиях в большом и высоком гараже эффек тивность звукоизолирующих устройств сни жается. Кроме того, чем массивнее и тяжелее звукоограждение, тем лучше оно изолирует, приглушает шумы, особенно высоких частот. Шумы с преобладанием низких частот звуко изолировать труднее. Так, для ослабления на 25 дб звука высокого тона (порядка 10 000 гц) тр#буется ограждение в 20 раз легче, чем для такой же звукоизоляции источника шума с ча стотой 100 гц.
27