Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Наименование |
материала |
Собственная |
|||
звукоизоля |
|||||
|
|
|
|
|
ция, дб |
Ткань шерстяная толщиной 2 мм . |
5 - 6 |
||||
Брезент . |
|
|
|
4—8,5 |
|
Войлок |
волосяной толщиной 15 мм: |
9 |
|||
в два |
слоя |
|
........................... |
||
|
в три |
слоя |
|
............................ |
13 |
в четыре с л о я ........................... |
17 |
||||
Картон |
толщиной |
4 |
мм . . . . |
16 |
|
Картон |
асбестовый |
толщиной 25 мм |
18 |
||
Железо толщиной 0,7 мм . . . . |
25 |
||||
» |
|
» |
2 |
мм . . . . |
33 |
Фанера |
толщиной |
3 мм . . . . |
17 |
||
Железобетон |
толщиной 80 мм . |
44 |
|||
Стенка |
дощатая, |
|
оштукатуренная |
30-34 |
|
(доски 40 м м ) |
.................................. |
|
|||
Перегородка из шлакобетонных бло |
|
||||
ков толщиной 90 мм, оштукатурен- |
|
||||
пая |
....................................................... |
|
|
|
42 |
Но делать массивные, монолитные перего родки и ограждения невыгодно, так как они сравнительно дороги. Кроме того, увеличение веса конструкции не вызывает пропорциональ ного увеличения ее звукоизолирующих свойств. Практически выгодно применять смешанные, но однородные, многослойные перегородки. Они представляют повышенное сопротивле ние звуковым волнам и более эффективны, чем равные по весу перегородки однослойной кон струкции. Так, стена помещения испытатель ной станции двигателей, выполненная из двой ной стенки со звукопоглощающей прослойкой (рис. 3), позволит повысить звукоизоляцию бо лее чем на 6—8 дб по сравнению со сплошной стенкой такого же веса.
28
В зависимости от размеров и веса перегоро док меняется характер заполнения прост ранств между стенками. Для тяжелых стен (более 100 кг/м2) это пространство остается незаполненным. При ве совом показателе стенравном 40—100 кг/м2, зву коизолирующий материал лучше располагать либо свободно (см. рис. 3), ли бо прикреплять к одной из стенок.
Легкие стенки и пере борки с весовым показа телем до 20 кг/м2 и двой ные фанерные перегород ки полностью заполняют звукопоглотителем (обыч но минеральной ватой, ас бестовой крошкой, песком, шлаком и т. п.), что позво ляет уменьшить опасность возникновения собствен
ных, резонансных колеба ний.
Рис. 3. Примерная конструкция двойной стенки с матом из звукопоглощающего материала:
/ — брусья; |
2 — штука* |
|
гурка; |
3 — звукопогло |
щающий мат (асбестовый войлок в пергаменте кру гом по контуру)
Всякие щели, неплотности в стыках, отвер стия в перегородках резко снижают звукоизо ляцию. Именно через них и через неплотности в дверях и окнах проникают шумы в соседние помещения. Это положение справедливо и для звукоизолирующих кожухов, непосредственно ограждающих источники шума. Надо стре миться к тому, чтобы кожух своей поверх ностью не прилегал к оборудованию (агрега ту), а в местах соприкосновения с ним обяза-
29
тельно имелась звукоизолирующая прокладка (асбест, войлок и т. п.).
При наличии окон и фрамуг звукоизолирую щие свойства перегородок и стен понижаются. Желательно применять утолщенные стекла, тщательно промазанные в рамах или оканто ванные резиной (войлоком). Двойное остек-
Рис. 4. Звукоизоляция притворов: |
с по |
|||
а — притвор |
обычного типа; б — притвор |
|||
вышенной звукоизоляцией; |
|
|
||
/ — замазка; |
2 — стекло; |
3 —деревянный |
штабик; |
|
4 — резина; |
5 — лента из микропористой |
резины |
||
ленне окон уменьшает |
проникновение |
шумов |
примерно вдвое. Важно, чтобы створки окон и фрамуг плотно прилегали к проемам (рис. 4). Это не только ослабит прохождение шумов, но обеспечит сохранение тепла в помещении в осенне-зимний период и помешает проникнове нию пыли и осадков.
Дверные проемы надо надежно закрывать дверными полотнами. Двупольная дверь с фа нерной филенкой имеет звукоизоляцию всего 10—12 дб, а однопольная, с деревянным полот ном (толщина порядка 4 см) — около 25 дб. Устройство тамбура повышает звукоизоляцию до 30 дб. Помимо этого, тамбуры уменьшают опасность возникновения сквозняков. Чем
30
плотнее прилегают дверные полотна к притво ру и друг к другу, тем выше их звукоизоли рующая способность.
При изготовлении и установке ограждений опасных мест у станков и оборудования целе сообразно делать их из плотного, невибрирую щего материала, без отверстий. Часто в авто хозяйстве к таким ограждениям не предъявля ют требований звукоизоляции, вместо того чтобы рационально сочетать механические и акустические качества. Поясним это на приме ре. Довольно широко распространена конст рукция ограждения шестеренчатых и цепных передач легкими металлическими каркасами с сеткой. Ограждение предотвращает захват руки или одежды рабочего, но совершенно не препятствует распространению шума. Более того, вибрируя, ограждения такого типа сами становятся дополнительными источниками шу мов. Дребезжат и грохочут легкие жестяные ограждения приводов, муфт и передач. Но иногда достаточно сделать цельное, пусть не много более тяжелое ограждение, и оно осла бит шум на рабочем месте и в помещении. Заодно уменьшится количество пыли и грязи, попадающей на огражденный агрегат.
Исходя из требований звукоизоляции, жела тельно применять ограждения большего веса, однако следует учесть удобство и легкость их монтажа и демонтажа без значительных физи ческих усилий. Вопрос о том, следует ли уста навливать ограждение или применить звуко поглощение, решается в зависимости от кон кретных условий.
В ряде случаев бывает достаточно устано вить между сильно шумящими агрегатами
31
звукоизолирующие перегородки (экраны), эф фективные для понижения высокочастотных шумов. Такими экранами, стационарными или передвижными, можно значительно звукоизолировать сварочный пост, участок ре монта и переклепки рам, монтажа и накачива ния шин, стенды для обкатки двигателей и т. п. Форма и размеры экранов и способ их расстановки определяются характером произ водственного процесса и размерами помеще ния. В качестве материалов применяют тол стую (6—8 мм) фанеру или листовой металл (1—3 мм), покрытые штукатуркой. Примене ние таких экранов позволяет снизить шумы на
8—12 дб.
Но, кроме защиты от «воздушных» шумов, следует позаботиться о снижении «корпусных» (ударных) шумов. Последние легко распрост раняются через фундаменты станков и обору дования, стены, перегородки, перекрытия и т. п. Металл и железобетон передают шумы и сотрясения на большое расстояние, незначи тельно ослабляя их. Колебания, вызываемые работой оборудования, передаются на слухо вой аппарат из-за сотрясений пола, станины станка, ограждений и т. п. и непосредственно, например, при работе с ручным пневматиче ским инструментом.
Для уменьшения воздействия «корпусных» шумов между их источником и элементами по мещения устанавливают звукоизолирующие преграды. Станки и оборудование крепятся к основанию и фундаменту через упругие свя зи — амортизаторы. Желательно, чтобы стан ки и оборудование, вызывающие сотрясение и удары, устанавливались на массивных фунда-
32
ментах, размещенных непосредственно в грун те и не связанных со стенами и перекрытием зданий. Вокруг фундамента делается так назы ваемый акустический разрыв — пространство, заполняемое звукоизолирующим материалом (опилками, сухим строительным мусором, вой локом, очесами и т. п.). Фундамент сильно ви-
/
Рис. 5. Конструкция крепления вибро'изолированкого механизма:
/ — фундамент; |
2 — резина; 3 — корпус |
механизма; |
4 — |
|
резиновая трубка |
или воздушный зазор; 5 — шайба |
|||
брирующего |
или |
шумящего |
агрегата |
(или |
станка) должен быть глубже, чем фундамент производственного помещения.
При монтаже станков на перекрытиях ос лабление шумов и сотрясений достигается пу тем применения упругих амортизаторов.
Не следует осуществлять жесткую связь станков, оборудования и ограждений с фунда
ментом и опорами. Звукоизоляция |
анкерных |
|||||
и других болтов |
позволяет |
в |
значительной |
|||
степени уменьшить |
звукопередачу |
от |
станка |
|||
к конструкциям здания (рис. |
5). |
агрегаты |
||||
Материалом для |
прокладок |
под |
||||
и станки служат минеральный войлок, |
мине |
|||||
ральная пробка, |
картон, резина. |
По истечении |
33