Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Наименование

материала

Собственная

звукоизоля­

 

 

 

 

 

ция, дб

Ткань шерстяная толщиной 2 мм .

5 - 6

Брезент .

 

 

 

4—8,5

Войлок

волосяной толщиной 15 мм:

9

в два

слоя

 

...........................

 

в три

слоя

 

............................

13

в четыре с л о я ...........................

17

Картон

толщиной

4

мм . . . .

16

Картон

асбестовый

толщиной 25 мм

18

Железо толщиной 0,7 мм . . . .

25

»

 

»

2

мм . . . .

33

Фанера

толщиной

3 мм . . . .

17

Железобетон

толщиной 80 мм .

44

Стенка

дощатая,

 

оштукатуренная

30-34

(доски 40 м м )

..................................

 

Перегородка из шлакобетонных бло­

 

ков толщиной 90 мм, оштукатурен-

 

пая

.......................................................

 

 

 

42

Но делать массивные, монолитные перего­ родки и ограждения невыгодно, так как они сравнительно дороги. Кроме того, увеличение веса конструкции не вызывает пропорциональ­ ного увеличения ее звукоизолирующих свойств. Практически выгодно применять смешанные, но однородные, многослойные перегородки. Они представляют повышенное сопротивле­ ние звуковым волнам и более эффективны, чем равные по весу перегородки однослойной кон­ струкции. Так, стена помещения испытатель­ ной станции двигателей, выполненная из двой­ ной стенки со звукопоглощающей прослойкой (рис. 3), позволит повысить звукоизоляцию бо­ лее чем на 6—8 дб по сравнению со сплошной стенкой такого же веса.

28



В зависимости от размеров и веса перегоро­ док меняется характер заполнения прост­ ранств между стенками. Для тяжелых стен (более 100 кг/м2) это пространство остается незаполненным. При ве­ совом показателе стенравном 40—100 кг/м2, зву­ коизолирующий материал лучше располагать либо свободно (см. рис. 3), ли­ бо прикреплять к одной из стенок.

Легкие стенки и пере­ борки с весовым показа­ телем до 20 кг/м2 и двой­ ные фанерные перегород­ ки полностью заполняют звукопоглотителем (обыч­ но минеральной ватой, ас­ бестовой крошкой, песком, шлаком и т. п.), что позво­ ляет уменьшить опасность возникновения собствен­

ных, резонансных колеба­ ний.

Рис. 3. Примерная конструкция двойной стенки с матом из звукопоглощающего материала:

/ — брусья;

2 — штука*

гурка;

3 — звукопогло­

щающий мат (асбестовый войлок в пергаменте кру­ гом по контуру)

Всякие щели, неплотности в стыках, отвер­ стия в перегородках резко снижают звукоизо­ ляцию. Именно через них и через неплотности в дверях и окнах проникают шумы в соседние помещения. Это положение справедливо и для звукоизолирующих кожухов, непосредственно ограждающих источники шума. Надо стре­ миться к тому, чтобы кожух своей поверх­ ностью не прилегал к оборудованию (агрега­ ту), а в местах соприкосновения с ним обяза-

29

тельно имелась звукоизолирующая прокладка (асбест, войлок и т. п.).

При наличии окон и фрамуг звукоизолирую­ щие свойства перегородок и стен понижаются. Желательно применять утолщенные стекла, тщательно промазанные в рамах или оканто­ ванные резиной (войлоком). Двойное остек-

Рис. 4. Звукоизоляция притворов:

с по­

а — притвор

обычного типа; б — притвор

вышенной звукоизоляцией;

 

 

/ — замазка;

2 — стекло;

3 —деревянный

штабик;

4 — резина;

5 — лента из микропористой

резины

ленне окон уменьшает

проникновение

шумов

примерно вдвое. Важно, чтобы створки окон и фрамуг плотно прилегали к проемам (рис. 4). Это не только ослабит прохождение шумов, но обеспечит сохранение тепла в помещении в осенне-зимний период и помешает проникнове­ нию пыли и осадков.

Дверные проемы надо надежно закрывать дверными полотнами. Двупольная дверь с фа­ нерной филенкой имеет звукоизоляцию всего 10—12 дб, а однопольная, с деревянным полот­ ном (толщина порядка 4 см) — около 25 дб. Устройство тамбура повышает звукоизоляцию до 30 дб. Помимо этого, тамбуры уменьшают опасность возникновения сквозняков. Чем

30


плотнее прилегают дверные полотна к притво­ ру и друг к другу, тем выше их звукоизоли­ рующая способность.

При изготовлении и установке ограждений опасных мест у станков и оборудования целе­ сообразно делать их из плотного, невибрирую­ щего материала, без отверстий. Часто в авто­ хозяйстве к таким ограждениям не предъявля­ ют требований звукоизоляции, вместо того чтобы рационально сочетать механические и акустические качества. Поясним это на приме­ ре. Довольно широко распространена конст­ рукция ограждения шестеренчатых и цепных передач легкими металлическими каркасами с сеткой. Ограждение предотвращает захват руки или одежды рабочего, но совершенно не препятствует распространению шума. Более того, вибрируя, ограждения такого типа сами становятся дополнительными источниками шу­ мов. Дребезжат и грохочут легкие жестяные ограждения приводов, муфт и передач. Но иногда достаточно сделать цельное, пусть не­ много более тяжелое ограждение, и оно осла­ бит шум на рабочем месте и в помещении. Заодно уменьшится количество пыли и грязи, попадающей на огражденный агрегат.

Исходя из требований звукоизоляции, жела­ тельно применять ограждения большего веса, однако следует учесть удобство и легкость их монтажа и демонтажа без значительных физи­ ческих усилий. Вопрос о том, следует ли уста­ навливать ограждение или применить звуко­ поглощение, решается в зависимости от кон­ кретных условий.

В ряде случаев бывает достаточно устано­ вить между сильно шумящими агрегатами

31

звукоизолирующие перегородки (экраны), эф­ фективные для понижения высокочастотных шумов. Такими экранами, стационарными или передвижными, можно значительно звукоизолировать сварочный пост, участок ре­ монта и переклепки рам, монтажа и накачива­ ния шин, стенды для обкатки двигателей и т. п. Форма и размеры экранов и способ их расстановки определяются характером произ­ водственного процесса и размерами помеще­ ния. В качестве материалов применяют тол­ стую (6—8 мм) фанеру или листовой металл (1—3 мм), покрытые штукатуркой. Примене­ ние таких экранов позволяет снизить шумы на

8—12 дб.

Но, кроме защиты от «воздушных» шумов, следует позаботиться о снижении «корпусных» (ударных) шумов. Последние легко распрост­ раняются через фундаменты станков и обору­ дования, стены, перегородки, перекрытия и т. п. Металл и железобетон передают шумы и сотрясения на большое расстояние, незначи­ тельно ослабляя их. Колебания, вызываемые работой оборудования, передаются на слухо­ вой аппарат из-за сотрясений пола, станины станка, ограждений и т. п. и непосредственно, например, при работе с ручным пневматиче­ ским инструментом.

Для уменьшения воздействия «корпусных» шумов между их источником и элементами по­ мещения устанавливают звукоизолирующие преграды. Станки и оборудование крепятся к основанию и фундаменту через упругие свя­ зи — амортизаторы. Желательно, чтобы стан­ ки и оборудование, вызывающие сотрясение и удары, устанавливались на массивных фунда-

32


ментах, размещенных непосредственно в грун­ те и не связанных со стенами и перекрытием зданий. Вокруг фундамента делается так назы­ ваемый акустический разрыв — пространство, заполняемое звукоизолирующим материалом (опилками, сухим строительным мусором, вой­ локом, очесами и т. п.). Фундамент сильно ви-

/

Рис. 5. Конструкция крепления вибро'изолированкого механизма:

/ — фундамент;

2 — резина; 3 — корпус

механизма;

4 —

резиновая трубка

или воздушный зазор; 5 — шайба

брирующего

или

шумящего

агрегата

(или

станка) должен быть глубже, чем фундамент производственного помещения.

При монтаже станков на перекрытиях ос­ лабление шумов и сотрясений достигается пу­ тем применения упругих амортизаторов.

Не следует осуществлять жесткую связь станков, оборудования и ограждений с фунда­

ментом и опорами. Звукоизоляция

анкерных

и других болтов

позволяет

в

значительной

степени уменьшить

звукопередачу

от

станка

к конструкциям здания (рис.

5).

агрегаты

Материалом для

прокладок

под

и станки служат минеральный войлок,

мине­

ральная пробка,

картон, резина.

По истечении

33