Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

некоторого срока службы (от 2 до 6 лет, в за­ висимости от применяемого виброизолирую­ щего материала) под влиянием веса конструк­ ции, сотрясений и ударов упругие прокладки уплотняются и хуже изолируют шумы и со­ трясения, так как со временем они теряют свои первоначальные свойства, поэтому их пе­ риодически меняют. Наиболее стойкими явля­ ются плиты и прокладки из пробки, работаю­ щие без замены 25—30 лет.

Характерным источником шумов являются трубопроводы от компрессоров для накачива­ ния шин и подачи воздуха в вентиляционные устройства.

Шум, порождаемый проходящим по трубо­ проводу воздухом («вентиляторный шум»), через крепления и стыки в перегородках пере­ дается на стены и перекрытия. Для устранения этих подчас крайне сильных и неприятных шу­ мов воздухопроводы надо размещать в шах­ тах, крепить к кронштейнам хомутами со звукоизолирующими прокладками, а сами кронштейны крепить к стене, используя упру­ гие прокладки. Места прохождения воздухо­ проводов через перегородки и перекрытия звукоизолируются каким-либо мягким мате­ риалом (войлоком, микропористой резиной, асбестом и т. п.). Пример звукоизоляции вентиляционного агрегата показан на рис. 6.

Шумы и особенно вибрации значительно возрастают, если движущиеся части станков и агрегатов плохо сбалансированы. Неточная установка дисковой пилы или наждачного камня приводит к возникновению не только вредных для слуха шумов и сотрясений, но и к возможности разрыва камня или диска. По-

34

этому перед установкой на станок круг или диск пилы обязательно выверяется и баланси­ руется так, чтобы станок работал без биений да вибраций.

При выполнении медницко-жестяницких ра­ бот (правка кузова, оперения и т. п.) можно значительно понизить шум от ударов, приме­

рно. 6. Звукоизоляция вентиляционного аг­ регата:

/ — войлок

и резина; 2 — электродвигатель;

3 — вен­

тилятор;

4 — гудронированный войлок; 5 — песок

няя подкладки из пробки, войлока

и

других

звукопоглощающих материалов

под

правоч-

ную плиту и ограждая место

работы

звуко­

изолирующими щитами (экранами).

 

работ

Часто при выполнении жестяницких

используют в качестве оправки и наковальни рельс. Сильные и звонкие шумы от ударов ос­ лабляются, если рельс звукоизолировать

(рис. 7).

35


Шумы, возникающие при работе с пневмати­ ческим . ручным инструментом, устранить трудно. Можно рекомендовать выделение этих работ в отдельное, звукоизолированное поме­ щение или оградить участок работы (например

клепки рам) щитами из звукоизолирующих материалов. Для снижения воздействия в и ­ брации инструмента непосредственно на руки работающего металлические ручки его обма­ тывают мягкой тканью.

Шумные участки газо- и электросварки сле­ дует обязательно звукоизолировать, выделяя эти работы в специальное помещение или ог­ раждая щитами. Одновременно ограждаются остальные работающие от вредного влияний яркого света электрической дуги и пламени газовой горелки.

При выполнении всех мероприятий, направ­ ленных на снижение «воздушных» и «корпус­ ных» (ударных) шумов, требуется соблюдать правила противопожарной безопасности. Зву­ копоглощающие и звукоизолирующие обли-

36

довки, прокладки и ограждения выбираются сообразно с температурным режимом данного участка работы или производственного процесса;

Р у к о в о д и т е л и а в т о х о з я й с т в и а в т о р е ­ м о н т н ы х п р е д п р и я т и й !

При организации новых цехов максимально используй­ те звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы. В действующих цехах ведите борьбу с шумом и вибра­ цией путем устройства соответствующих перегородок и приспособлений. Систематически проводите разъясни­ тельную работу среди рабочих и ИТР о вредности шу­ ма и вибрации.

БОРЬБА С ШУМАМИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ШОФЕРА

Шум мешает работе шофера. Основными источниками шумов в самом автомобиле яв­ ляются двигатель, отработавшие газы, прохо­ дящие через глушитель, коробка передач, узлы подвески и кузов. В кабину, кроме того, про­ никают уличные шумы. Все это оказывает вредное влияние на слух шофера, особенно в кабине грузового автомобиля и автобуса.

Полностью оградить шофера от проникнове­ ния шума невозможно. Ведь он должен слу­ шать, как работает двигатель, реагировать на внешние сигналы (сигнал обгоняющего авто­ мобиля или свисток регулировщика).

Но следует стремиться к тому, чтобы всякие

посторонние шумы действовали на шофера

в

минимальной степени.

 

Можно

считать

удовлетворительным, если

в кабине

шум от

работающего двигателя

не

превышает 25—30 дб, он не помешает работе шофера, но позволит ему на слух определить

37


характер работы, а подчас и неисправности двигателя.

Звук сигнала должен быть хорошо слышен на дороге (примерно 80—90 дб), но в кабине шофер должен только прослушивать его, без напряжения. Несколько сильнее должен зву­ чать сигнал кондуктора в кабине шофера автобуса.

Частой причиной возникновения шумов в кабине являются удары в стыках дверей, за­ зорах капота, сочленениях и местах соприкос­ новения тросов и тяг со стенками. Отсюда сле­ дует вывод, что эти места необходимо уплот­ нять, тщательно подгонять сопрягающиеся ча­ сти (дверцы и стенки, стекла и рамки и пр.).

Работа на автомобиле с плохо закрывающи­ мися дверями, неисправными ручками и замка­ ми не только неприятна, но и опасна. При вто­ ром техническом обслуживании необходимо ре­ гулярно смазывать петли дверей графитовой смазкой или маслом для двигателя.

При ежедневном техническом обслуживании требуется немедленно устранять малейшую не­ исправность и разработку дверных ручек, стеклоподъемников и дверных замков.

В зимнее время дверные замки иногда не открываются из-за замерзания попавшей в них влаги. Это вызывает увеличение усилий, необ­ ходимых шоферу для открывания двери каби­ ны, что приводит к расшатыванию замка. Для обеспечения нормальной его работы доста­ точно впрыснуть масленкой в отверстие для ключа несколько капель смеси из 10 частей керосина и 2 частей жидкого машинного масла.

При выполнении первого технического об­

38


служивания следует проверять состояние и крепление кабины к раме, что иногда забыва­ ют делать. При втором техническом обслужи­ вании проверяют не только крепление кабины, но и состояние и крепление петель, подножек, пола и их кронштейнов, дверных замков и ограничителей, работу стеклоподъемников, состояние стекол и их прокладок, всей обивки и арматуры кабины. Затем производят все не­ обходимые регулировочно-крепежные опера­ ции и проверяют работу автомобиля на ходу.

Впроцессе эксплуатации под воздействием сильной вибрации нарушается регулировка фар, поэтому при ТО-2 или раньше ее нужно восстанавливать.

Внекоторых случаях излишний шум при ра­ боте автомобиля является следствием недо­ статков его конструкции. Так, например, очень сильный шум отработавших газов имеет авто­ бус ЗИЛ-158 первого выпуска. Для снижения резкого и громкого шума выпуска рекомен­ дуется произвести некоторые изменения в устройстве глушителя. Для этого переднюю

выпускную трубу глушителя, имеющую длину 3405 мм, разрезают и из нее изготовляют две

трубы: одну длиной 935

мм и другую, зад­

нюю,— 2210 мм. В каждой

из них делают по

3 прорези по окружности, длина каждой про­

рези (щели)

20 мм. Между передней и задней

частями трубы монтируется резонатор

(рис. 8),

привариваемый к передней части.

К

задней

выпускной

трубе

резонатор крепится так,

как к глушителю.

Сам резонатор

в

сборе с

трубами монтируется на косынке нижней балки пятой фермы каркаса основания авто­ буса на шести болтах диаметром 10 мм.

39

На автобусах последнего выпуска завод ЗИЛ внес необходимые изменения.

Проведение указанных мероприятий резко снижает шум на улице, в салоне и кабине ав­ тобуса.

Рис. 8. Резонатор упрощенной конструкции:

/ — патрубок для задней выпускной трубы;

2 — патрубок для передней выпускной

трубы

При эксплуатации автобусов

в жарких

районах страны для улучшения условий рабо­ ты шофера в кабине монтируется вентилятор. Чтобы вентилятор не стал источником излиш­ него шума, его надлежит крепить через упру­ гую прокладку (войлок, резину), в местах про­ хождения болтов через кожух надо ставить ре­ зиновые втулки.

Сильный шум (шофер и пассажиры воспри­ нимают его как глухие стуки) вызывают гидравлические амортизаторы, если в них жидкость доливается несвоевременно или зна­ чительно изнашиваются детали. Регулярный осмотр амортизатора, своевременная доливка амортизаторной жидкости, своевременная за-

40


мена изношенных сальников позволит устра­ нить ударные шумы и продлить срок службы подвески и кузова автомобиля.

Снижает шумы и тряску регулярный уход за рессорами и деталями подвески.

Упругое крепление кузова грузового автомо­

биля к раме также позволяет

снизить

удар­

ные шумы и увеличивает срок

работы

рамы

и кузова автомобиля !.

 

прежде

«Не шумящий» автомобиль — это

всего технически исправный автомобиль. В из­ вестной степени отсутствие излишних шумов в кабине и кузове свидетельствует о техниче­ ской культуре автохозяйства. Чем тише в ав­ томобиле, гем лучше работать шоферу, а в автобусе и кондуктору, тем меньше они утом­ ляются за смену, тем лучше чувствуют себя пассажиры.

Борьба с шумом — это борьба за улучшение условий труда в автохозяйстве и на линии.

Ш о ф е р ы !

Систематически проверяйте исправность кабины, запо­ ров, глушителя, подвесок и других агрегатов автомоби­ ля. Своевременное техническое обслуживание автомоби­ ля исключит появление шума и вибрации на автомоби­ ле, что будет гарантией безаварийной работы.

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМОВ

Для выбора способа и системы защиты ра­ ботающих от шума необходимо установить, что является источником наиболее интенсив­ ных шумов, какие меры Надо принять, чтобы снизить действие шума. Практически доста­ точно заглушить или ослабить наиболее шу-

1 Д о б р о в и ц к и й Л., С у б б о т и н А. Упругое

крепление кузова к автомобилю. Журнал «Автомобиль­ ный транспорт» № 3 за 1959 г.

41

мящий агрегат, станок или оборудование, что­ бы достичь желаемого результата. Но для этого требуется оценить, измерить шумы, определить их характер.

В условиях автомобильного хозяйства мож­ но решить ряд вопросов по выявлению основ­ ных источников шума, не пользуясь специаль­ ной аппаратурой и сложным оборудованием.

Прежде всего путем простого прослушива­ ния в отдельных цехах и производственных по­ мещениях можно выявить главные источники шума. Человеческое ухо, как указывалось в начале брошюры, орган чрезвычайно чувстви­ тельный, и человек со здоровым, нормальным слухом легко выделит наиболее громкие и рез­ кие звуки на общем фоне производственных шумов.

Прослушивание ряда участков работ, произ­ водимое в различное время, позволит устано­ вить примерный уровень и характер шумов. Если к этому добавить прослушивание отдель­ ных механизмов и агрегатов простейшим стетоскопом, состоящим из стального щупа, приваренного (или припаянного) к металличе­ ской мембране, то можно составить практиче­ ски достаточно точное представление о том, где и какую звукоизоляцию надо применить. Стетоскопы такого рода широко используются в автохозяйствах для прослушивания работы двигателя и некоторых агрегатов автомобиля.

Конечно, не представляет достаточной труд­ ности определение источников шума, когда перед проверяющим вибрирует и шумит наж­ дачный станок или когда рабочие выключают электродвигатель вентилятора и говорят: «Лучше бы он не гремел над головой!».

П