Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
некоторого срока службы (от 2 до 6 лет, в за висимости от применяемого виброизолирую щего материала) под влиянием веса конструк ции, сотрясений и ударов упругие прокладки уплотняются и хуже изолируют шумы и со трясения, так как со временем они теряют свои первоначальные свойства, поэтому их пе риодически меняют. Наиболее стойкими явля ются плиты и прокладки из пробки, работаю щие без замены 25—30 лет.
Характерным источником шумов являются трубопроводы от компрессоров для накачива ния шин и подачи воздуха в вентиляционные устройства.
Шум, порождаемый проходящим по трубо проводу воздухом («вентиляторный шум»), через крепления и стыки в перегородках пере дается на стены и перекрытия. Для устранения этих подчас крайне сильных и неприятных шу мов воздухопроводы надо размещать в шах тах, крепить к кронштейнам хомутами со звукоизолирующими прокладками, а сами кронштейны крепить к стене, используя упру гие прокладки. Места прохождения воздухо проводов через перегородки и перекрытия звукоизолируются каким-либо мягким мате риалом (войлоком, микропористой резиной, асбестом и т. п.). Пример звукоизоляции вентиляционного агрегата показан на рис. 6.
Шумы и особенно вибрации значительно возрастают, если движущиеся части станков и агрегатов плохо сбалансированы. Неточная установка дисковой пилы или наждачного камня приводит к возникновению не только вредных для слуха шумов и сотрясений, но и к возможности разрыва камня или диска. По-
34
этому перед установкой на станок круг или диск пилы обязательно выверяется и баланси руется так, чтобы станок работал без биений да вибраций.
При выполнении медницко-жестяницких ра бот (правка кузова, оперения и т. п.) можно значительно понизить шум от ударов, приме
рно. 6. Звукоизоляция вентиляционного аг регата:
/ — войлок |
и резина; 2 — электродвигатель; |
3 — вен |
||
тилятор; |
4 — гудронированный войлок; 5 — песок |
|||
няя подкладки из пробки, войлока |
и |
других |
||
звукопоглощающих материалов |
под |
правоч- |
||
ную плиту и ограждая место |
работы |
звуко |
||
изолирующими щитами (экранами). |
|
работ |
||
Часто при выполнении жестяницких |
используют в качестве оправки и наковальни рельс. Сильные и звонкие шумы от ударов ос лабляются, если рельс звукоизолировать
(рис. 7).
35
Шумы, возникающие при работе с пневмати ческим . ручным инструментом, устранить трудно. Можно рекомендовать выделение этих работ в отдельное, звукоизолированное поме щение или оградить участок работы (например
клепки рам) щитами из звукоизолирующих материалов. Для снижения воздействия в и брации инструмента непосредственно на руки работающего металлические ручки его обма тывают мягкой тканью.
Шумные участки газо- и электросварки сле дует обязательно звукоизолировать, выделяя эти работы в специальное помещение или ог раждая щитами. Одновременно ограждаются остальные работающие от вредного влияний яркого света электрической дуги и пламени газовой горелки.
При выполнении всех мероприятий, направ ленных на снижение «воздушных» и «корпус ных» (ударных) шумов, требуется соблюдать правила противопожарной безопасности. Зву копоглощающие и звукоизолирующие обли-
36
довки, прокладки и ограждения выбираются сообразно с температурным режимом данного участка работы или производственного процесса;
Р у к о в о д и т е л и а в т о х о з я й с т в и а в т о р е м о н т н ы х п р е д п р и я т и й !
При организации новых цехов максимально используй те звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы. В действующих цехах ведите борьбу с шумом и вибра цией путем устройства соответствующих перегородок и приспособлений. Систематически проводите разъясни тельную работу среди рабочих и ИТР о вредности шу ма и вибрации.
БОРЬБА С ШУМАМИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ШОФЕРА
Шум мешает работе шофера. Основными источниками шумов в самом автомобиле яв ляются двигатель, отработавшие газы, прохо дящие через глушитель, коробка передач, узлы подвески и кузов. В кабину, кроме того, про никают уличные шумы. Все это оказывает вредное влияние на слух шофера, особенно в кабине грузового автомобиля и автобуса.
Полностью оградить шофера от проникнове ния шума невозможно. Ведь он должен слу шать, как работает двигатель, реагировать на внешние сигналы (сигнал обгоняющего авто мобиля или свисток регулировщика).
Но следует стремиться к тому, чтобы всякие
посторонние шумы действовали на шофера |
в |
||
минимальной степени. |
|
||
Можно |
считать |
удовлетворительным, если |
|
в кабине |
шум от |
работающего двигателя |
не |
превышает 25—30 дб, он не помешает работе шофера, но позволит ему на слух определить
37
характер работы, а подчас и неисправности двигателя.
Звук сигнала должен быть хорошо слышен на дороге (примерно 80—90 дб), но в кабине шофер должен только прослушивать его, без напряжения. Несколько сильнее должен зву чать сигнал кондуктора в кабине шофера автобуса.
Частой причиной возникновения шумов в кабине являются удары в стыках дверей, за зорах капота, сочленениях и местах соприкос новения тросов и тяг со стенками. Отсюда сле дует вывод, что эти места необходимо уплот нять, тщательно подгонять сопрягающиеся ча сти (дверцы и стенки, стекла и рамки и пр.).
Работа на автомобиле с плохо закрывающи мися дверями, неисправными ручками и замка ми не только неприятна, но и опасна. При вто ром техническом обслуживании необходимо ре гулярно смазывать петли дверей графитовой смазкой или маслом для двигателя.
При ежедневном техническом обслуживании требуется немедленно устранять малейшую не исправность и разработку дверных ручек, стеклоподъемников и дверных замков.
В зимнее время дверные замки иногда не открываются из-за замерзания попавшей в них влаги. Это вызывает увеличение усилий, необ ходимых шоферу для открывания двери каби ны, что приводит к расшатыванию замка. Для обеспечения нормальной его работы доста точно впрыснуть масленкой в отверстие для ключа несколько капель смеси из 10 частей керосина и 2 частей жидкого машинного масла.
При выполнении первого технического об
38
служивания следует проверять состояние и крепление кабины к раме, что иногда забыва ют делать. При втором техническом обслужи вании проверяют не только крепление кабины, но и состояние и крепление петель, подножек, пола и их кронштейнов, дверных замков и ограничителей, работу стеклоподъемников, состояние стекол и их прокладок, всей обивки и арматуры кабины. Затем производят все не обходимые регулировочно-крепежные опера ции и проверяют работу автомобиля на ходу.
Впроцессе эксплуатации под воздействием сильной вибрации нарушается регулировка фар, поэтому при ТО-2 или раньше ее нужно восстанавливать.
Внекоторых случаях излишний шум при ра боте автомобиля является следствием недо статков его конструкции. Так, например, очень сильный шум отработавших газов имеет авто бус ЗИЛ-158 первого выпуска. Для снижения резкого и громкого шума выпуска рекомен дуется произвести некоторые изменения в устройстве глушителя. Для этого переднюю
выпускную трубу глушителя, имеющую длину 3405 мм, разрезают и из нее изготовляют две
трубы: одну длиной 935 |
мм и другую, зад |
нюю,— 2210 мм. В каждой |
из них делают по |
3 прорези по окружности, длина каждой про
рези (щели) |
20 мм. Между передней и задней |
|||
частями трубы монтируется резонатор |
(рис. 8), |
|||
привариваемый к передней части. |
К |
задней |
||
выпускной |
трубе |
резонатор крепится так, |
||
как к глушителю. |
Сам резонатор |
в |
сборе с |
трубами монтируется на косынке нижней балки пятой фермы каркаса основания авто буса на шести болтах диаметром 10 мм.
39
На автобусах последнего выпуска завод ЗИЛ внес необходимые изменения.
Проведение указанных мероприятий резко снижает шум на улице, в салоне и кабине ав тобуса.
Рис. 8. Резонатор упрощенной конструкции:
/ — патрубок для задней выпускной трубы;
2 — патрубок для передней выпускной |
трубы |
При эксплуатации автобусов |
в жарких |
районах страны для улучшения условий рабо ты шофера в кабине монтируется вентилятор. Чтобы вентилятор не стал источником излиш него шума, его надлежит крепить через упру гую прокладку (войлок, резину), в местах про хождения болтов через кожух надо ставить ре зиновые втулки.
Сильный шум (шофер и пассажиры воспри нимают его как глухие стуки) вызывают гидравлические амортизаторы, если в них жидкость доливается несвоевременно или зна чительно изнашиваются детали. Регулярный осмотр амортизатора, своевременная доливка амортизаторной жидкости, своевременная за-
40
мена изношенных сальников позволит устра нить ударные шумы и продлить срок службы подвески и кузова автомобиля.
Снижает шумы и тряску регулярный уход за рессорами и деталями подвески.
Упругое крепление кузова грузового автомо
биля к раме также позволяет |
снизить |
удар |
ные шумы и увеличивает срок |
работы |
рамы |
и кузова автомобиля !. |
|
прежде |
«Не шумящий» автомобиль — это |
всего технически исправный автомобиль. В из вестной степени отсутствие излишних шумов в кабине и кузове свидетельствует о техниче ской культуре автохозяйства. Чем тише в ав томобиле, гем лучше работать шоферу, а в автобусе и кондуктору, тем меньше они утом ляются за смену, тем лучше чувствуют себя пассажиры.
Борьба с шумом — это борьба за улучшение условий труда в автохозяйстве и на линии.
Ш о ф е р ы !
Систематически проверяйте исправность кабины, запо ров, глушителя, подвесок и других агрегатов автомоби ля. Своевременное техническое обслуживание автомоби ля исключит появление шума и вибрации на автомоби ле, что будет гарантией безаварийной работы.
ИЗМЕРЕНИЕ ШУМОВ
Для выбора способа и системы защиты ра ботающих от шума необходимо установить, что является источником наиболее интенсив ных шумов, какие меры Надо принять, чтобы снизить действие шума. Практически доста точно заглушить или ослабить наиболее шу-
1 Д о б р о в и ц к и й Л., С у б б о т и н А. Упругое
крепление кузова к автомобилю. Журнал «Автомобиль ный транспорт» № 3 за 1959 г.
41
мящий агрегат, станок или оборудование, что бы достичь желаемого результата. Но для этого требуется оценить, измерить шумы, определить их характер.
В условиях автомобильного хозяйства мож но решить ряд вопросов по выявлению основ ных источников шума, не пользуясь специаль ной аппаратурой и сложным оборудованием.
Прежде всего путем простого прослушива ния в отдельных цехах и производственных по мещениях можно выявить главные источники шума. Человеческое ухо, как указывалось в начале брошюры, орган чрезвычайно чувстви тельный, и человек со здоровым, нормальным слухом легко выделит наиболее громкие и рез кие звуки на общем фоне производственных шумов.
Прослушивание ряда участков работ, произ водимое в различное время, позволит устано вить примерный уровень и характер шумов. Если к этому добавить прослушивание отдель ных механизмов и агрегатов простейшим стетоскопом, состоящим из стального щупа, приваренного (или припаянного) к металличе ской мембране, то можно составить практиче ски достаточно точное представление о том, где и какую звукоизоляцию надо применить. Стетоскопы такого рода широко используются в автохозяйствах для прослушивания работы двигателя и некоторых агрегатов автомобиля.
Конечно, не представляет достаточной труд ности определение источников шума, когда перед проверяющим вибрирует и шумит наж дачный станок или когда рабочие выключают электродвигатель вентилятора и говорят: «Лучше бы он не гремел над головой!».
П