Файл: Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях, 1960. - 48 с. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Простейшим способом допустимый уровень шумов в производственном помещении опре­ деляется следующим образом. Если группа слушателей в количестве 4—5 человек воспри­ нимает без ошибок не менее 80% сказанных голосом нормальной громкости, на расстоянии 1,5 ж от них, 50 любых четырехпятизначных чисел, то данный шум не превышает допусти­ мого.

Указанные методы являются субъективными, но практически они применимы и дают некото­ рую характеристику шумов, а это в свою оче­ редь позволит выбрать действенный способ шумозащиты.

Однако измерения силы и громкости звука и шума, определения их частотных характе­ ристик только субъективным путем недоста­ точны. Они могут быть точно произведены только с применением объективных электро­ акустических приборов. Такие приборы имеют органы Госсанинспекции, техническая инспек­ ция советов профсоюзов и другие организации.

Определение громкости звука (шума) произ­ водится объективным шумомером, состоящим из микрофона, лампового (или полупроводни­ кового) усилителя с детектором и стрелочно­ го индикатора. Характеристика лампового усилителя подобрана соответственно с чувстви­ тельностью человеческого уха. Шумомер ти­ па ЛИОТ показывает уровень громкости шу­ ма от 35 до 130 фонов и уровень силы звука (шума) от 35 до 130 дб.

Инспекторский шумомер типа ЛИОТ ШИ-53 (рис. 9), выполненный на пальчиковых радио­ лампах, позволяет измерять уровни громко­ сти шума от 55 до 140 фонов.

43

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА

Не везде и не всегда представляется воз­ можным полностью устранить вредные шумы или снизить их до требуемого предела.

В ряде случаев приходится прибегать к ин­ дивидуальным защитным средствам — п р о- т и в о ш у м а м . Действие их основано на ог­ раждении органов слуха от шумов, главным образом от «воздушных» среднечастотных и высокочастотных шумов.

Ослабление действия звуковых волн, про­ ходящих через наружный слуховой проход к внутренним органам слуха, осуществляется двояко: либо применением внутренних противошумов (заглушек или вкладышей), вклады­ ваемых в слуховой проход, либо использова­ нием наружных шумозащитных наушников (специальных противошумных шлемов).

Простейшие внутренние противошумы — это заглушки из ватных шариков, понижающих шум примерно на 12—15 дб. Пропитка ватного шарика смесью воска с камфарой улучшает заглушающий эффект.

Можно применять заглушки и вкладыши из мягкого каучука, эластичных пластмасс, рези­ ны и твердые заглушки из эбонита (рис. 10). Эффективность действия заглушек определяет­ ся не столько их материалом, сколько плот­ ностью прилегания к стенкам слухового кана­ ла. В большинстве случаев применение пла­ стичных и твердых заглушек (вкладышей) понижает действие среднечастотного шума на 25—30 дб. Это значит, что, например, при ра­ боте рядом со стендом по испытанию двигате­ лей, где шум достигает 100 и более дб, рабо-

4ft


7-0,0

чий, используя заглушки, предохраняет себя от вредного воздействия шума.

Недостатками применения заглушек и вкла­

дышей являются, во-первых,

неприятное ощу­

 

 

щение постороннего пред­

 

 

мета в ухе

и, во-вторых,

 

 

легкость

 

загрязнения

 

 

вкладышей.

Правда,

при

 

 

тщательной

индивидуаль­

 

 

ной подгонке

вкладышей

 

 

и заглушек

чувство

не­

Рис. 10.

Эбонитовый

удобства

и

со

неприятные

ощущения

временем

вкладыш

(противо-

проходят, а при известной

 

шум)

 

 

опрятности

и

аккуратно­

сти самого рабочего исключается загрязнение внутренних противошумов и слухового качала.

Достаточно эффективны и удобны в работе противошумные наушники типа МИОТ (кон­ струкция института охраны труда ВЦСПС). Устройство их и способ применения показаны на рис. 11, вес комплекта (с головным креп­ лением) — 85 г.

Имеющаяся в чашке наушника ватная про­ кладка достаточно надежно преграждает до­ ступ шумов, особенно в области частот от 1000 до 7000 гц, т. е. наиболее вредных и раз­ дражающих слух человека, снижая их на

20—50 дб (в 2—3 раза).

В некоторых особых условиях работы с сильными шумами (при клепке внутри резер­ вуара, на испытаниях некоторых типов двига­ телей, производстве медницко-жестяницких работ, клепке рам и т. п.), кроме наушников, применяют еще упомянутые ранее вкладыши. В этом случае эффективность шумопоглоще-

46


ния доходит до 55—65 дб. Противошумные наушники являются индивидуальным защит­ ным средством, закрепляемым за одним ли­ цом. В случае передачи их другим лицам не-

Вис. 11.

Бумажно-ватный наушник — противо-

 

шум МИОТ:

 

/ — налобник; 2 — тесьма;

3 — раковина из проклеенных

бумажных

слоев; 4 — чехол

из ткани

(сатина); 5 —вата;

 

6 — тесьма для затяжки

чехла

обходимо крепление наушников выстирать, ва­ ту в раковинах заменить и обработать рако­ вины горячим воздухом.

Средствами индивидуальной защиты от «корпусных» и ударных шумов могут явиться всякого вида мягкие, амортизирующие под­ ножки, сиденья, подставки. При работе с руч­ ным пневматическим инструментом обязатель­

47

но следует надевать рукавицы. Чем толще и плотнее материал рукавиц, тем слабее пере­ дается вибрация инструмента на руки и весь организм работающего. Кроме того, руки за­

щищаются от неприятного воздействия

сжа­

того воздуха.

при

работе

Основной мерой профилактики

с источниками шумов является

медицинский

осмотр и выявление состояния органов слуха работающих. При всех явлениях ослабления слуха, утомления работающего под влиянием шумов и сотрясений необходимо обращаться

кврачу.

Для рабочих шумных цехов обеденный пере­

рыв должен проводиться в условиях тишины. Это позволит отдохнуть центральной нервной системе.

ЛИТЕРАТУРА

А р х а н г е л ь с к и й Ю. А. и Д о л м а т о в с к и й Ю . А. Рабочее место водителя автомобиля. Машгиз, 1954.

Бюллетень научно-технической'информации по охране труда, № 1. Профиздат, 1958.

Временные санитарные нормы и правила по ограниче­

нию шума на производстве. Министерство

здравоохра­

нения СССР, 1956.

Б. М. Основы

техники

безопасности.

З л о б и н с к и й

Машгиз, 1954.

Н. Техника

безопасности в строи­

З о л о т н и ц к и й

тельстве. Стройиздат, 1949.

 

 

К р а с н о в с к и й

А. А. Основы гигиены труда. Проф­

издат, 1958.

Н а й м а н И. М., П о л о н с к и й 3. Б. Х а б а ­

р о в П. Г. Средства индивидуальной

защиты

на произ­

водстве. Профиздат, 1958.

шум и

борьба с

С л а в и н И. И. Производственный

ним. Профиздат, 1955,

 

 



 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие........................................................................

 

 

2

Звук

и ш у м ........................................................................

 

 

4

Действие

шума

на

человека ......................................

10

Шум

и

вибрация

..........................................................

13

Источники

шума

и .....................................

вибраций

16

Средства

уменьшения и устранения шумов

и

вибраций........................................................................

 

 

20

Борьба с шумами на рабочем месте шофера .

. 37

Намерение

ш ум ов.........................................................

 

41

Индивидуальные

защитные средства . . .

45

Юрий Александрович Архангельский Борьба с шумом в автотранспортных предприятиях

Редактор А. Г. Филин Технический редактор Е. Н. Галактионова

Koppexfop А. П. Кукушкина

Сдано, в набор 24/VI 1960 г. Подписано в печать 5/VIII 1960 г

Бумага 70 X 921/чо физ. п. л. 1,50 Уел. п. л. 1,76 Уч.-изд. л. 1,71 Л-135260 Тираж 3900 экз. Заказ 589

Цена 60 коп. с 1/1 1961 г цена 6 коп.

Автотрансиздат — Москва, В-35,

Софийская наб.,

34

1-я тип. Автотрансиздата — Москва,

В-35. Софийская

наб., 34