Файл: Богомолов В.С. Комбинированные парогазовые установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
где |
N *H6C |
мощность комбинированной установки на режиме |
|
|
Б.ПБС |
ПБС, л. с.; |
|
|
часовой расход топлива основной установки |
||
|
ЧОУ |
на режиме ПБС, кг/час; |
|
|
|
|
|
|
QР о у |
теплотворная способность топлива |
основной |
|
БЯсрупес |
установки, ккал/кг; |
|
|
часовой расход топлива форсажной установки |
||
|
пн |
на режиме ПБС, кг/час; |
|
|
теплотворная способность топлива |
форсажной |
|
|
У р |
||
|
Р<ру |
|
|
установки, ккал/кг.
Зависимость удельного расхода топлива для КУ от мощ ности показана на рис. 6.
Рис. б. Зависимость удельного расхода топлива от мощности для комбинированной установки
При построении графика согласно [2] принято:
|
Ч!оЭуе = 0,20 ; |
= 0,27; Nf£ = 0,3*"g. |
|
|
На рис. б линия abed |
есть зависимость ъе = f (Ne) |
для |
||
комбинированной установки, линияg f |
показывает зависимость |
|||
be =f(Ne) |
для форсажной |
(газотурбинной) установки, |
а ли |
|
ния eccL |
показывает зависимость ъ е |
= f ( IVe) для ОУ |
(паро |
|
турбинной) установки. На |
этом же графике построена линия |
|||
|
|
|
|
15 |
Lh , показывающая зависимость be = f(Ne) для обычной всережимной паротурбинной установки.
Из графика видно, что комбинированная парогазотурбин ная установка экономичнее обычной всережиыной паротурбин ной установки почти на всех режимах. Особенно заметно по вышение экономичности на малых нагрузках.
Компоновка КУ, обеспечение совместной работы ОУ и ФУ, реверс в КУ
В комбинированной установке рассматриваемого типа (ОУ типа ПТУ и ФУ типа ГТУ) обе ее части при скоростях больших БЭС работают совместно. Так как характеристики
ОУ и ФУ (например зависимость вращающего момента от числа оборотов двигателя) различны, то обеспечение передачи мощ ности этих установок на общий вал является технически весьма сложной задачей.
Проблема усложняется также необходимостью совместного решения таких вопросов, как осуществление реверса, раз мещение газоходов ФУ и ОУ, обеспечение живучести КУ и ря да других.
а) Передачи мощности. В качестве примера можно рас смотреть гидромеханическую передачу КУ английского агре гата "Трайбл", показанную на рис. 7.
Принцип действия гидромеханической передачи понятен из рассмотрения ее кинетической схемы.
Эта передача, использованная в одновальной комбини рованной установке с винтом фиксированного шага (ВФШ),
обеспечивает следующие варианты |
передачи мощности от КУ, |
|
ОУ и ФУ: |
|
|
- |
одновременно от ОУ и ФУ |
(т, е. от КУ); |
- |
раздельно или от ОУ, или от ФУ. |
16
В основном манев |
|
|
рирование корабля дол- |
|
|
должно обеспечиваться |
|
|
ОУ, а ФУ при этом ав |
|
|
томатически отключа |
|
|
ется. |
|
|
Предусмотрен так |
|
|
же вариант маневриро |
|
|
вания корабля под ФУ |
|
|
(т. е. ГТУ). |
|
|
На переднем ходу |
|
|
при работе ОУ подклю |
|
|
чение ФУ осуществля |
Рис. 7. Кинематическая схема гид |
|
ется с помощью муфты |
||
7 через передачу 8. |
ромеханической передачи: I - при |
|
вод от первой ступени редуктора |
||
Подключение ФУ к |
КТУ; 2 - разобщительная механи |
|
передаче 4 в этом слу |
ческая муфта; 3 - синхронизирую |
|
щая механическая муфта; 4 - пере |
||
чае осуществляется |
дача второй ступени ГТУ; 5 - глав |
|
муфтой 3, которая вмон |
ный упорный подшипник; ь - привод |
|
от ГТУ; 7 - разобщительная механи |
||
тирована в ведомый вал |
ческая муфта; 8 - передача первой |
|
передачи 8. Муфта 3 |
ступени ГТУ переднего хода; 9 - |
|
гидромуфта переднего хода; 10 - |
||
для осуществления |
гидромуфта заднего хода: II - пе |
|
синхронизации имеет |
редача первой ступени ГТУ заднего |
|
хода |
||
обычное устройство. |
||
|
При таком подключении ФУ муфта 2 остается разобщенной. Если маневрирование осуществляется с помощью ФУ, тогда
муфта 7 отключается, а муфта 2 включается.
Реверс осуществляется с помощью гидромуфт 9 и 10. Гид ромуфта 9 работает на передачу переднего хода 8, а гидро муфта 10 на передачу заднего хода II.
Рассмотренный тип передачи иногда называют суммирую щим редуктором. Этот тип редуктора является весьма сложным, а наличие муфт приводит к заметному уменьшению к. п. д. передачи по сравнению с обычными редукторами.
Учитывая это обстоятельство, следует иметь в виду воз-
17
ГОС. ПЛ> ЛИЧНАЯ |
Л 262 £« |
■ ; £ХНИЧ£СНАЯ |
|
модность использования установок с раздельной работой ОУ и ФУ на свои гребные валы по схеме типа, рассмотрен ного во введении.
б) Способы осуществления реверса в комбинированных установках. При использовании КУ принципиально возможны для использования способы осуществления реверса, приме няемые вс веере имных ПСУ и ГТУ,а также такие их сочетания, которые обеспечивают осуществление требуемых характери стик маневренности корабля.
Один из возможных способов обеспечения реверса рас смотрен выше.
Весьма вероятным может быть вариант обеспечения ревер са путем установки турбины заднего хода (ТЗХ) в ОУ.
При таком решении задачи определяющим фактором будет решение о выборе величины х , определяющей соотношение мощности между ОУ и ФУ.
Учитывая, что выбор мощности для двигателя заднего хода определен маневренными характеристиками корабля, мощность ТЗХ практически не зависит от величины х . При х =£ 0,5 может получиться такая ситуация, что расход пара на ТЗХ окажется равным и даже большим расхода пара на ОУ при работе ее на передний ход.
Таким образом, после выбора величины х необходимо рассчитать спецификационную паропроизводительность котлов ОУ, определить мощность КУ на заднем ходу и рассчитать расход пара на турбину заднего хода.
Если расход пара на ТЗХ не превышает расхода пара на ОУ, то возможно выполнение реверса таким способом.
При выполнении реверса с помощью ТЗХ упрощается кон струкция передачи и несколько увеличивается надежность выполнения этого маневра, особенно в установках большой мощности.
в) Компоновка КУ и ее размещение. В качестве примера компоновки i размещения одновальной комбинирован-
18
ной установки можно рассмотреть КУ фрегата "Трайбл", по
казанную на рис. 8.
Рис. 8. Размещение одновальной комбинированной установки; а ) - редукторная установка; 5 ) - турбинная установка; в ) котельная установка; I- сливной бак сма зочного масла; 2 - главный редуктор; 3 - паровая турбина; 4 — панель управления; 5 - пост управления турбиянои уста новкой; б - вход в помещение главного поста управления установкой; 7 - глушители; 8 - выхлопной газопровод га зовой турбины; 9 - вход воздуха в газотурбинный .агрегат; 10 - котельный дымоход; II - экономайзер; 12 - котел;
13 - подвод воздуха к маршевому котельному вентилятору;
14 - отвод воздуха от маршевого котельного вентилятора;
15 - нагнетательный воздухопровод главного котельного вен тилятора; 16 - всасывающий воздухопровод главного котель ного вентилятора; 17 - газотурбинный агрегат (г-6.
Компоновка и размещение двухвальной комбинированной
установки показано на рис. 9.
Представляет интерес компоновка и размещение комбини рованной установки, где использован принцип объединения газоходов. Схема размещения такой установки показана на
рис. Ю .
Характеристики некоторых комбинированных установок показаны в табл. 2.
19
Рис. 9. Схема общего расположения установки правого борта двухвальной комбинированной установки: а ) газотур бинная установка; 8 ) редукторная установка; в) паротур бинная установка; г ) котельная установка; I - гребной вал правого борта; 2 - помещение поста управления газо турбинной установкой; 3 - всасывающий воздухопровод; 4 - глушители; 5 - вход воздуха; 6 - кормовая труба; 7 - отвод выхлопных газов; 8 - паропровод турбины заднего хода; 9 - вторая палуба; 10помещение главного поста управления
установкой; IIфорсунка; 12 - подача воздуха от котель ного вентилятора к котлу; 13 - носовая дымовая труба; 14 - котельные дымоходы; 15 - экономайзер: 16 - котел правого борта; 17 - главный паропровод; 18 - аварийный
пост управления; 19 - паровые турбины: 20 - главный редук тор; 21 - газотурбинные агрегаты 6-6.
Рис. 10. Схема размещения комбинированной установки с совмещенными газоходами: I - котел; 2- турбины ОУ;
3 - форсажные ГТД; 4 - редуктор; 5 - прием воздуха; 6 - выхлоп; 7 - деаэратор; 8 - п/льт управления.
Класс и тип корабля (стра
на)
Эскадр, миноно
сец УК) "Каунти" (Англия)
Эскадр, миноно сец УК) "82"
(Англия)
Многоцелевой фрегат "Трайбл"
(Англия)
Основные тактико-технические данные кораблей с КЭУ
Водоизм. стандартн.
полное, т
5200
6200
5650
6750
Тип КЭУ и ее ха Мощность КЭУ Ско рактеристика сост. рость
суммарная на ПХ, л. с. тг.узл
Серийные корабли:
двухвальная, на каждый вал одна КТУ и две ГТУ.ВФШ
— И —
КТУ-2Х15000 |
32',5 |
ГТУ-4Х75000 |
|
60000 |
|
КТУ-2x15000 |
|
ГТУ-2Х22000 |
• |
74000 |
1 2 |
Дальн. плав.
Ж.
ПХ,мили
•
•
Приме чание
С 1959г
построено 8 ед
Первый
корабль начат в
1965 г.
Планиру ется по строить
4 ед.
2300 |
одновальная, одна КТУ-1Х12500 |
|
|
С 1958г |
|
2700 |
КТУ и одна ГТУ, |
ГТУ-1Х7500 |
|
• |
построе |
ВФШ |
20000 |
28 |
|
но 7 ед |
|
|
|