ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
моя профессия
Машинист трактора на строительстве
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Л И Т Е Р А Т У Р Ы П О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В У
|
-6С§?е8ПУДЛ,«ЧНАЯ |
I |
•ЛлНЙО-Т£Х ИЧЕСКАН |
||
. |
З & у 6?№ р- |
|
Бекерман Р. Е.
Б 42 Машинист трактора на строительстве. М., Стройиздат, 1968.
72 с. с илл. |
(«Моя профессия») |
Вброшюре в сжатой и популярной форме рассказано
отипах и конструктивных особенностях тракторов, при ведены примеры их применения в строительстве, пра вила производительной работы и сведения об организации
и оплате труда машинистов.
Брошюра предназначена для молодых рабочих, избрав ших специальность машиниста трактора в строительстве.
3—2—7 |
6С6.084-6Т2.1 |
179—1967
Введение
Внашей стране развернуто огромное стро ительство промышленных предприятий, жи лищно-гражданских зданий и сооружений, электростанций, линий связи и электропереда чи, железных и автомобильных дорог, сель скохозяйственных зданий и других объектов.
Втекущем пятилетии капитальные вложе ния в строительство составят 310 млрд, руб., что на 47% больше, чем в 1961—1965 гг. Боль шие средства, выделяемые в строительство в соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС, позволяют внести существенный вклад
всоздание материально-технической базы
коммунистического общества, в повышение материального и культурного уровня жизни советского народа.
В нашей стране строительство преврати лось в мощную отрасль народного хозяйства. Развитие строительного производства сопро вождается непрерывным техническим про грессом, который меняет характер строитель ства, превращая его в крупную индустриаль ную отрасль. Если раньше строительные детали и конструкции изготовляли на строитель ных площадках, то теперь их выпускают пред приятия строительной индустрии с высоким уровнем механизации и автоматизации. Стро ительная площадка превращается в монтаж-
1* |
3 |
ную, где с помощью строительных машин со бирают сооружения из готовых элементов. В строительстве постепенно исчезают отдельные профессии рабочих, связанные с заготовкой и обработкой материалов, а ведущее место ста ли занимать рабочие, занятые монтажом кон струкций и технологического оборудования. Одной из основных стала профессия механи- затора-машиниста строительных машин.
Ежегодно на строительство поступают де сятки тысяч машин различных типов, которые вытесняют тяжелый ручной труд, повышают производительность труда строителей и уско ряют ввод в действие зданий, сооружений и технологического оборудования.
Расширение и обновление парка строи тельных машин, высокопроизводительное ис пользование техники, комплексная механиза ция—условия дальнейшего повышения про изводительности труда в строительстве. Для успешного осуществления комплексной механи зации очень важно знать область применения
ивозможности каждой строительной машины.
Кчислу широко распространенных в стро ительстве машин относится трактор (рис. 1). Первый в мире паровой гусеничный трактор построил крестьянин Федор Абрамович Бли нов в 1889 г. Ученик Ф. А. Блинова Яков Ва сильевич Мамин в 1895 г. сконструировал «са моходную тележку» с приводом от двигателя внутреннего сгорания, а в 1910 г. установил усовершенствованный двигатель на трактор собственной конструкции, который получил название «Русский трактор».
Однако настоящая история отечественного тракторостроения началась лишь после Вели кой Октябрьской социалистической револю
4
ции. По указанию В. И. Ленина ряд машино строительных заводов приступил к производ ству тракторов для сельского хозяйства. Пер вые типы тракторов — «Карлик», «Коломенец», «Запорожец», «Большевик», «Комму нар». В 1930 г. вступил в строй первый специ-
Рис. 1. Колесный трактор «Беларусь»
ализированный завод — Волгоградский трак торный завод имени Ф. Э. Дзержинского. Вскоре приступили к выпуску тракторов Харь ковский тракторный завод имени С. Орджони кидзе и Челябинский тракторный завод, кото рый стал выпускать мощные для того времени гусеничные тракторы ЧТЗ-60 с карбюратор ным двигателем, работающим на лигроине, а затем перешел на выпуск тракторов ЧТЗ-65
сдизельным двигателем.
Вгоды Отечественной войны выпуск трак торов не прекращался. Построенный на Алтае тракторный завод выпускал гусеничные трак
2— |
1696 |
5 |
торы АТЗ-НАТИ и ДТ-54. В тот же период, было начато строительство Липецкого трак торного завода, который в 1947 г. приступил к выпуску гусеничных тракторов КД-35. После победоносного окончания войны были восста новлены Харьковский и Волгоградский трак торные заводы, которые стали осваивать про изводство новых марок тракторов. Затем бы ли построены Минский и Владимирский трак торные заводы. Минский тракторный завод стал широко известен благодаря выпуску уни
версальных |
колесных тракторов «Беларусь». |
В 1966 |
г. наша промышленность выпусти |
ла 382 тыс. тракторов. Значительное количе ство тракторов из этого числа поступило на строительство.
Тракторы используют на дорожном строи тельстве, при сооружении линий электропере дачи и связи, магистральных трубопроводов и каналов, в трудных условиях лесоразработок, при подготовке строительных площадок, на транспортных и вспомогательных строитель ных работах. Овладеть специальностью маши ниста трактора — почетная и увлекательная задача.
Для успешного овладения выбранной спе циальностью необходимо хорошо изучить ма шину. Умело и технически грамотно эксплуа тируя трактор в самых разнообразных произ водственных условиях, передовые машинисты добиваются замечательных успехов. Они ра ботают без аварий, намного увеличивают межремонтные периоды работы тракторов и экономят горюче-смазочные материалы.
Цель брошюры — пробудить интерес у мо лодых рабочих к специальности машиниста трактора в строительстве.
6
I.ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАКТОРАХ
ИСПЕЦИАЛЬНОСТИ МАШИНИСТА
1.Типы тракторов и их конструктивные
особенности
Все выпускаемые промышленностью трак торы подразделяются на типы и классы по на значению, типу двигателя, ходовой части и тя говому усилию.
По назначению тракторы делят на три ос новные группы: сельскохозяйственные, транс портные и специальные.
Встроительстве фактически применяют тракторы всех трех групп. Например, из груп пы сельскохозяйственных тракторов использу ют на стройках тракторы общего назначения ДТ-54А, ДТ-75, Т-100М, К-700.
Вгруппу специальных тракторов входят машины, оборудованные специальными уст ройствами и механизмами: лебедками, плат формами, землеройными механизмами и т. д.
Кэтой же группе относятся и трелевочные тракторы для лесоразработок. Для создания специальных тракторов используют основную, так называемую базовую модель; к ней при спосабливают дополнительные устройства и несколько изменяют отдельные части тракто ра. Так, на базе тракторов С-100 и Т-140 соз даны машины для работы в болотистой мест
2* |
7 |
ности. Для этого заменили гусеничные звенья более широкими для уменьшения удельного давления на грунт. На базе колесного тракто ра «Беларусь» кроме известного экскаватора Э-153 можно смонтировать грейферный по грузчик.
Промышленность выпускает тракторы с двигателями внутреннего сгорания; основным двигателем является дизель.
По конструкции ходовой части тракторы можно разделить на две группы: на колесном и на гусеничном ходу. Колесные тракторы об ладают большими скоростями передвижения и их используют как транспортные машины, а также для установки различного оборудова ния. Гусеничные тракторы находят более ши рокое применение в строительстве, так как они обладают высокими тягово-сцепными ка чествами и хорошей проходимостью.
По тяговому усилию тракторы подразделя ют на несколько классов. К самому высокому тяговому классу относится трактор ДЭТ-250, на котором установлен двигатель мощностью 300—320 л. с. Этот трактор предназначен для тяжелых землеройных, транспортных и дру гих работ. На нем установлена электрическая бесступенчатая трансмиссия для автоматиче ского изменения скорости движения в зависи мости от преодолеваемого трактором сопро тивления. Электрический генератор, преобра зуя механическую энергию теплового двигате ля в электрическую, обеспечивает питание тягового электродвигателя. Трактор ДЭТ-250 может развивать тяговое усилие до 25000 кг.
В таблицах 1 и 2 приведены краткие тех нические характеристики некоторых гусенич ных и колесных тракторов. Тракторы МТЗ-
8
9
Краткая техническая характеристика гусеничных тракторов
Показатели
4-Г
Основной двигатель
Тип
Марка
Мощность Число цилиндров
Пусковой двигатель
Тип
Мощность Число цилиндров Способ пуска
Скорость передви жения
Тяговое усилие на крюке
Единица |
ДТ-54 |
£ 6 |
001-Э |
н |
§ |
ДЭТ-250 |
измере- |
||||||
ния |
|
|
|
|
- |
|
М( |
ео |
* |
ю |
|
о« |
--Г |
1 |
дизель |
дизель |
дизель |
дизель |
дизель |
ц 1 |
Д-54А |
КДМ-46 |
КДМ-100 |
6КДМ-50 |
В-ЗОБ |
54 |
93 |
100 |
140 |
300 |
|
|
4 |
4 |
4 |
6 |
12 |
1 |
карбюра |
карбюра карбюра карбюра |
|
||
|
торный |
торный |
торный |
торный |
|
м < |
10 |
17 |
17 |
17 |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
ручной, |
рукояткой |
рукояткой |
стартером |
|
|
шнуром |
|
|
или руко |
|
|
|3,59—7,92 |
2,25—9,65 |
2,36—10,15 |
яткой |
2,3—12,0 и |
I |
2,38—10,90 |
||||
|
2850—1000 |
8800—1500 |
9000—1500 |
|
3,0—20,0 |
з |
13 300—2200 22 000 (наи- |
||||
|
|
|
|
| |
большее) |