ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
прикреплены режущие ножи. Отвал соединя ется с трактором посредством рамы. Прост ранство между трактором и отвалом защище но от падающих сучьев ограждением.
В рабочем положении отвал кустореза прилегает к земле. При движении трактора
Рис. 6. Корчеватель-собиратель на гусеничном тракторе
1 —отвал; 2 — толкатели; 3 — рама; 4 — корчующие зубья
вперед кустарник и тонкие деревья срезаются ножами в пределах ширины захвата и сдвига ются отвалом по обе стороны от полосы про хода. В транспортное положение отвал под нимается лебедкой и полиспастом. В зависи мости от густоты растительности кусторез ра ботает на 1-й или 2-й передаче трактора. Про изводительность кустореза при работе на участке, заросшем кустарником, может быть
6 га/смену.
Для корчевания пней и корней применяют навесные корчеватели (рис. 6). Корчеватель
18
состоит из отвала, снабженного в нижней ча сти корчующими зубьями, толкающей рамы, соединенной с отвалом шаровой головкой и двумя боковыми толкателями, лебедки и подъ емного устройства.
При корчевании корней кустарников и пней зубья корчевателя погружаются в землю. При движении трактора вперед зубья проче сывают верхние слои почвы, извлекая на ее по верхность корни и выворачивая пни, встреча ющиеся на полосе захвата зубьями. В зависи мости от мощности и разветвленности корне вых систем необходимо делать до трех — пяти проходов по одному участку. Переходить от пня к пню и корчевать их нужно при движе нии трактора на первой передаче.
Корчеватель имеет много общих узлов с кусторезом. Например, толкающая рама, уп ряжные шарниры с опорами, лебедка, направ ляющий блок и каиатопроводная труба, подъ емник с креплением и раскосом и подъемный полиспаст с верхней и нижней подъемными обоймами одинаковы с одноименными узлами кустореза. Благодаря этому на толкающей ра ме можно смонтировать отвал кустореза или корчевателя, отвал бульдозера или снегоочи стителя и в зависимости от навесного обору дования трактором производить различные работы — срезать кустарник и тонкие деревья, корчевать пни, перемещать грунт и т. д.
Рыхление тяжелых слежавшихся грунтов осуществляется трактором с помощью прицеп
ного или навесного рыхлителя.
Основной частью прицепного рыхлителя (рис. 7) является тяговая рама, соединяющая ся с буксирной скобой трактора сцепным уст ройством. На тяговой раме установлена подъ
19
емная рама, которая в верхней части имеет обойму блоков подъемного полиспаста. Вто рая обойма блоков полиспаста приварена к тяговой раме, на задней части которой сверху расположен балластный ящик, а снизу уста новлены съемные рыхлительные зубья со
Рис. 7. Прицепной рыхлитель к гусеничному трактору
а — рабочее положение; б — транспортное |
положение; 1 — трак |
|||
тор; 2 — лебедка; 3 — сцепное |
устройство; # —тяговая |
рама; |
||
5 — подъемный |
полиспаст; 6 — колесо; |
7 — подъемная |
рама; |
|
8 — полуоси; |
9 — балластный |
ящик; 10 — рыхлительный |
зуб; |
|
|
11 — башмак зуба; 12 — проушина |
|
сменными башмаками. Балластный ящик, за полненный песком, увеличивает вес рыхлите ля, что способствует заглублению зубьев в грунт. Глубина заглубления зубьев при рых лении грунта регулируется натяжением кана тов полиспаста.
При наматывании каната на барабан ле бедки блок подъемной рамы подтягивается к блоку тяговой рамы; при этом одновременно
20
происходит подъем самой рамы и зубьев ры хлителя.
При переездах на короткие расстояния тя говая рама удерживается в транспортном по ложении натяжением канатов полиспаста. Для переездов на большие расстояния тяго вую раму закрепляют с подъемной рамой бол том, закладываемым в отверстие стойки подъ-
Рис. 8. Схема движения рыхлителя при разрыхлении грунта на участке строящейся дороги
емной рамы, совпадающее с отверстием про ушины тяговой рамы, и лебедка освобождает ся от нагрузки.
Рыхлителем Д-162А можно также рыхлить корку мерзлых грунтов и взламывать старые асфальтобетонные покрытия. В зависимости от глубины промерзания грунта или от толщины асфальтобетонного слоя устанавливают один или два зуба.
Обычно рыхлители двигаются петлеобраз но по полосе строящейся дороги, что обеспе чивает лучшую проработку разрыхляемого участка из-за перекрытия смежных проходов
(рис. 8).
4— |
1696 |
21 |
Большую помощь оказывают тракторы при выполнении земляных работ скреперами (кро ме основного назначения в качестве тягача в сцепе со скреперами). Применение тракторовтолкачей является одним из способов повыше ния производительности скреперов, благодаря чему возможно без перегрузки двигателя
Рис. 9. Вйброклин на тракторе С-80
/ — противовес; 2 — трос; 3 — стойка; 4 — блоки; б — на правляющая рама; 6 — электродвигатель; 7 — вибратор; 8 — клин: 9 — лебедка
трактора-тягача срезать более толстую струж ку грунта и заполнить ковш скрепера с «шап кой». Трактор-толкач оборудован специаль ным буфером, посредством которого он толка ет скрепер. Один трактор-толкач может обслуживать 4—5 скреперов, обеспечивая бы строе заполнение ковша грунтом.
Для рыхления мерзлого грунта применяют различные приспособления, монтируемые на тракторах. Одно из таких приспособлений — виброклин — показано на рис. 9. На направ ляющей раме, смонтированной на тракторе С-80, подвешен вибратор вертикально-направ ленного действия, приводимый в действие
22
электродвигателем. Под действием вибратора клин заглубляется в грунт. Виброклин извле кают из грунта при помощи тракторной ле бедки.
Рис. 10. Приспособление к трактору для зачистки дна котлована
Рис. 11. Телескопическая вышка на гусеничном тракторе
На рис. 10 показан трактор ДТ-54 с навес ным агрегатом для зачистки котлованов. Ука занный агрегат имеет телескопическую стрелу с ковшом и гидравлический привод. Угол по ворота стрелы в горизонтальной плоскости со ставляет 50° от оси в обе стороны, ход ковша —
4» |
23 |
1700 мм, что дает возможность с одной уста новки производить планировку и погрузку грунта в транспорт.
На рис. 11 показана смонтированная на тракторе телескопическая вышка, которую ис пользуют при выполнении операций на высо те, например при сооружении линий связи и электропередачи.
На прокладке различных трубопроводов применяют. тракторы-трубоукладчики. На тракторах монтируют оборудование для за бивки и погружения свай. При выполнении земляных работ способом гидромеханизации тракторы со специальным оборудованием при меняют на картах намыва.
На строительстве линий электропередачи основным механизмом является гусеничный трактор. Кроме перевозки металлоконструк ций опор, железобетонных стоек, барабанов с проводом и других грузов тракторы применя ют как тяговые механизмы для установки опор (рис. 12) и для монтажа проводов и тро сов.
На схеме рис. 13 показана установка одно стоечной железобетонной опоры линии элект ропередачи двумя тракторами. На строитель стве линии электропередачи для установки опор применяли специальные краны. На неко торых участках трассы, где встречались тор фяные болота, кран не мог подойти к месту работы. Устройство подъездных дорог значи тельно удорожало работы. На помощь при шли тракторы. Решено было устанавливать опоры с помощью мачты с подвешенным к ее вершине грузоподъемным блоком и двух гу сеничных тракторов.
Железобетонную стойку доставляли к ме
24
сту установки на специально устроенных са нях, буксируемых трактором, и разгружали при помощи навесной стрелы, которой был оборудован трактор. Стойку выкладывали над
/
Рис. 12. Схема установки опоры линии элек тропередачи при помощи трактора и па дающей стрелы
1 — трактор; 2 — якорь; 3 — расчалки; в — тяговый трос; 5 — монтажная стрела; б — монтажные шар ниры; 7 — «вожжи»; 8 — тормозной трос; 2 —ле бедка
Рис. !3. Схема установки одностоечной, опоры ли нии электропередачи при помощи двух гусенич ных тракторов и мачты
пробуренным котлованом строго по оси линии электропередачи. Подтащив мачту длиной 18 м, под ее ноги подкладывали два бревна во избежание погружения мачты в слабый грунт.
25
Мачту поднимали с помощью трактора и ук репляли в вертикальном положении на рас тяжках. Опору поднимали с помощью второго трактора. При этом первый трактор удержи вал мачту за трос, прикрепленный к ее вер шине. Трос натягивали через блок, подвешен ный к вершине мачты. При опускании опоры в котлован мачту наклоняли и с помощью тракторов добивались ее вертикального поло жения.
На рис. 14 показана спаренная работа тракторов при натяжении проводов линии электропередачи.
На рис. 15 показан укладчик заземлнтелей на тракторе Т-140. Укладчик состоит из ножа и толкающей рамы, жестко соединенной с ша ровой опорой, катящейся по грунту. Луч за земления нужной длины укладывают на по верхность земли, конец луча закладывают в
26 .
Желоб ножа и закрепляют в зажиме. Нож с помощью лебедки опускают на землю. Затем трактор подвигается к опоре, нож самозагру жается в землю и протаскивает за собой лучзаземлитель. Около опоры трактор останав-
Рис. 15. Укладчик заземлителей на тракторе Т-140
/ _ лебедка; 2 — канатно-блочная система; 3 — отвал; 4 — шаровая опора; 5 — нож-укладчик; 6 — толкающая рама
ливают и освобождают луч из зажима, после чего поднимают нож.
Примеры успешного применения тракто ров в строительстве можно было бы продол жить. И все они говорят о больших возможно стях этих мощных и маневренных машин. Ра ботая на тракторе, машинист сталкивается с разнообразными производственными, условия ми. Это вносит в работу много нового, инте ресного, заставляет проявлять творческую смекалку.
3.Основные требования, предъявляемые
кмашинисту
Молодой рабочий, избравший специаль ность машиниста трактора, должен хорошо
27