ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
знать требования, которые к нему предъявля ются. В общем виде они изложены в «Едином тарифно-квалификационном справочнике ра бот и профессий рабочих, занятых в строи тельстве и на ремонтно-строительных рабо тах» (ЕТКС). В соответствии с этим справоч ником для машинистов тракторов установле ны три производственных разряда: 4-, 5- и 6-й. Разряд 4-й установлен для машинистов колес ных тракторов, 5-й для машинистов гусенич ных тракторов мощностью до 100 л. с., 6-й — для машинистов гусеничных тракторов мощ ностью 100—140 л. с. и выше.
К машинистам колесных тракторов предъ является дополнительное требование — они должны иметь права шофера. А машинисты гусеничного дизель-электрического трактора ДЭТ-250 должны иметь дополнительную спе циальность электрика.
Все машинисты тракторов обязаны знать слесарное дело в объеме знаний строительно го слесаря, но на один разряд ниже разряда машиниста.
Машинист должен отлично знать техничес кие данные и конструкцию трактора, умело при менять указания инструкции или руководства по эксплуатации и техническому обслужива нию трактора.
Безукоризненное знание правил техники безопасности и противопожарных требований, а главное — их выполнение — важнейшее ус ловие успешной, безаварийной работы на тракторе.
Машинист трактора должен обладать раз носторонними знаниями и умело их приме нять.
28
II. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ТРАКТОРЕ
1. Основные правила работы
Для успешной работы машинист должен хорошо изучить конструкцию трактора. При веденные ниже рекомендации применительно к трактору С-100 могут быть использованы при работе и на других тракторах.
Для контроля за работой дизеля в кабине трактора на щитке установлены приборы: топ ливный манометр, указывающий давление топлива, масляный манометр, указывающий давление масла, и дистанционный термометр, измеряющий температуру воды (рис. 16). Кроме того, на щитке находятся выключатели света задних и передних фар, выключатель светильника и кнопка сигнала (на тракторах с
сигналом).
Сзади кабины под правой задней фарой расположены три штепсельные розетки для подключения дополнительных осветительных приборов. Выключатель плафона находится в кабине. С правой стороны дизеля на корпусе регулятора установлен работомер-счетчик, ре гистрирующий работу дизеля в условных ча
сах.
Подготовка трактора к работе. Трактор должен быть хорошо очищен от грязи, так как на грязном тракторе труднее заметить неис правности. Перед началом работы необходи мо осмотреть и подтянуть все наружные кре пления, произвести смазку, проверить уровень масла в картерах пускового двигателя и дизе ля и при необходимости долить масло. Затем следует проверить наличие смазки в транс-
6-1696 |
29 |
9
Рис. 16. Расположение рычагов управления и контроль ных приборов на тракторе ДТ-54А
/ — зубчатый сектор тормозной педали;. 2 — манометр |
топлива; |
¿ — выключатель света в фарах; 4 — рычаг выключения |
вала от |
бора мощности; 5 — манометр масла; ¿ — рычаги распределителя; 7 — термометр системы смазки; ¿ — рычаг переключения передач; 9 — рычаги управления поворотом трактора; /¿ — рычаг управ ления подачей топлива (акселератор); // —лампа щитка кон трольных приборов; 12 — термометр системы охлаждения; 13—пе
даль управления муфтой сцепления основного двигателя; 14 — тормозные педали
39
миссии, запас дизельного топлива в главном баке и бензина в бачке пускового двигателя. При этом надо следить, чтобы вместе с топли вом не попали грязь и вода.
Необходимо также проверить наличие во ды в системе охлаждения, а в холодную пого ду залить незамерзающие растворы. Перед пуском двигателя нужно включить муфту сцеп ления трактора, рычаг переключения скоро стей поставить в нейтральное положение, ры чаг акселератора в переднее крайнее положе ние за стопор (подача топлива выключена), рычаг декомпрессора перевести в положение «Пуск» и выключить рычаг муфты сцепления пускового двигателя, для чего рычаг муфты перевести в сторону дизеля до отказа.
Пуск пускового двигателя. Для пуска дви гателя нужно открыть запорный краник топ ливного бензинового бачка; рычаг регулято ра пускового двигателя, поставить на защелку. Машинист должен занять устойчивое положе ние на гусенице, затем с помощью пусковой рукоятки медленно поворачивать валик дохо да сжатия, а когда почувствуется компрессия, сделать резкий поворот рукоятки (рывок). Ес ли двигатель сразу не заводится, прием следу ет повторить. При нормальных условиях дви гатель обычно заводится после двух-шести
рывков.
Перед пуском двигателя необходимо убе диться в наличии искры в свечах пускового двигателя, для чего, отняв провод от свечи и придерживая его на расстоянии 3—5 мм от клеммы, провернуть коленчатый вал двигате ля. Иногда на контактах свеч скапливается влага или неиспарившееся топливо, поэтому свечи протирают концами, затем контакты за-
5! |
31 |
чищают наждачной бумагой или бронзовой монетой.
При закрытой воздушной заслонке не ре комендуется слишком долго проворачивать пусковой двигатель, так как в этом случае в цилиндры двигателя подается обогащенная топливом смесь. Эта смесь, если нет вспышки, смывает со стенок цилиндров смазку, что за трудняет дальнейший запуск двигателя (нет компрессии). Горячий двигатель заводят с от крытой воздушной заслонкой без подсоса.
После того как пусковой двигатель начнет работать, пусковую рукоятку следует вынуть, а воздушную заслонку немного приоткрыть. С установлением устойчивых малых оборотов воздушная заслонка по мере прогрева двига теля постепенно полностью открывается и дви гатель прогревается на малых и средних обо ротах (холостой ход).
Пуск дизеля. Пусковой двигатель через муфту сцепления, редуктор и шестерню меха низма включения провертывает венец махови ка дизеля. После запуска пускового двигате ля необходимо установить рычаг редуктора в холодное время года в положение «Замедлен но», а в теплое время — в положение «Уско ренно», затем рычаг механизма включения от тянуть на себя, шестерню ввести в зацепление с венцом маховика и плавно включить муфту сцепления, для чего рычаг муфты повернуть на себя.
Как только пусковой двигатель начнет про ворачивать дизель с нормальной скоростью, нужно выключить муфту сцепления, поста вить рычаг редуктора на ускоренную переда чу и снова включить муфту сцепления. Затем рычаг декомпрессора следует поставить в
32
среднее и в рабочее положение. После этого дизель необходимо прогреть, вращая его вал пусковым двигателем, а через одну-две мину ты включить подачу топлива, переведя рычаг акселератора на '/г хода на себя. Если дизель сразу не запускается, рычаг акселератора на до снова перевести в крайнее переднее поло жение за стопор и продолжать нагрев в том же порядке, после чего снова включать подачу топлива. Но бывает и так, что дизель хорошо прогрет, но не запускается. В этом случае нужно проверить, есть ли топливо в топлив ном баке и в исправности ли топливная аппа ратура.
Как только дизель завелся, следует выклю чить муфту сцепления пускового двигателя, а затем проверить давление масла по маномет ру (стрелка должна находиться в секторе шкалы «Рабочее давление») и остановить пусковой двигатель, прекратив подачу бен зина.
- После остановки пускового двигателя ди зель необходимо прогреть на малых, средних, а затем на нормальных оборотах. При этом нужно следить за ' показаниями масляного манометра. Остановка дизеля осуществляется путем прекращения подачи топлива, для чего перемещают рычаг акселератора в крайнее пе реднее положение за стопор. Перед останов кой дизелю надо дать проработать вхолостую пять минут на средних и малых оборотах.
Пуск трактора и управление им. Перед пуском трактора необходимо убрать весь ин струмент и посторонние предметы с гусениц, осмотреть путь движения трактора и преду предить обслуживающий персонал о движе нии трактора.
33
При движении трактора переключение ско ростей должно быть постепенным, с переходом от низшей к высшей передаче.
Ни в коем случае нельзя оставлять муфту сцепления полувключенной, так как это вызы вает нагрев и преждевременный износ дисков. Рычаг муфты сцепления должен быть при ра боте передвинут на себя до отказа.
На ходу трактор управляется рычагами бортовых фрикционов через сервомеханизм, а также педалями тормозов. Гидравлический сервомеханизм управления бортовыми фрик ционами связан с рычагами и снижает усилия, необходимые для выключения фрикционов во
время работы трактора. |
хода |
Переключение скоростей переднего |
|
на соответствующие скорости заднего |
хода |
или наоборот производят с помощью рычага реверса, который после выключения муфты сцепления необходимо передвинуть в требуе мое положение.
Нельзя допускать перегрузки двигателя, признаком которой является его перегрев и появление черного дыма при выхлопе. В слу чае перегрузки нужно переходить на низшую передачу.
Трактор в исправном состоянии сохраняет сообщенное ему направление движения по прямой без воздействия на рычаги бортовых фрикционов. Повороты трактора осуществля ются остановкой одной из гусениц путем вы ключения соответствующего бортового фрик циона. Для этого рычаг бортового фрикциона нужно перевести на себя на той стороне, куда требуется поворот. Крутые повороты можно совершать только при движении на первой пе редаче. Держать ноги на тормозных педалях,
34
когда не требуется применения тормозов, не следует, так как это ведет к быстрому износу накладок тормоза и повышенному расходу топлива. Крутые повороты при работе трак тора с прицепными орудиями недопустимы.
Рычаги управления необходимо выключать плавно, чтобы поворот трактора происходил без рывков. После окончания поворота нужно отпустить педаль тормоза, сняв с нее ногу, а затем плавно, но быстро включить бортовой фрикцион, отпуская рычаг управления. Пово роты по большому радиусу следует совершать без нажима на педаль тормоза.
С горы нужно спускаться на первой и вто рой передаче в зависимости от крутизны спус ка. При этом число оборотов коленчатого ва ла двигателя должно быть уменьшено. При спуске трактора с крутой горы или при нали чии тяжелого груза на прицепе при спуске уп равление бортовыми фрикционами должно быть обратным. Если требуется повернуть трактор направо, выключают левый бортовой фрикцион, а при повороте трактора налево выключают правый бортовой фрикцион. В этом случае тормоза применять не следует.
Переключение передачи при спуске и подъеме ни в коем случае не разрешается. Подъем в гору должен совершаться на первой передаче. Движение трактора поперек крутых склонов гор категорически запрещается.
При работе трактора в глубокой снегу мо жет происходить набивание снега между кат ками и звеньями гусениц. Вследствие этого натяжение гусеницы увеличивается, и зубья ведущего колеса выходят из зацепления с гу сеницами, что сопровождается характерными щелчками. Во избежание поломки проушин
35