Файл: Бекерман Р.Е. Машинист трактора на строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

знать требования, которые к нему предъявля­ ются. В общем виде они изложены в «Едином тарифно-квалификационном справочнике ра­ бот и профессий рабочих, занятых в строи­ тельстве и на ремонтно-строительных рабо­ тах» (ЕТКС). В соответствии с этим справоч­ ником для машинистов тракторов установле­ ны три производственных разряда: 4-, 5- и 6-й. Разряд 4-й установлен для машинистов колес­ ных тракторов, 5-й для машинистов гусенич­ ных тракторов мощностью до 100 л. с., 6-й — для машинистов гусеничных тракторов мощ­ ностью 100—140 л. с. и выше.

К машинистам колесных тракторов предъ­ является дополнительное требование — они должны иметь права шофера. А машинисты гусеничного дизель-электрического трактора ДЭТ-250 должны иметь дополнительную спе­ циальность электрика.

Все машинисты тракторов обязаны знать слесарное дело в объеме знаний строительно­ го слесаря, но на один разряд ниже разряда машиниста.

Машинист должен отлично знать техничес­ кие данные и конструкцию трактора, умело при­ менять указания инструкции или руководства по эксплуатации и техническому обслужива­ нию трактора.

Безукоризненное знание правил техники безопасности и противопожарных требований, а главное — их выполнение — важнейшее ус­ ловие успешной, безаварийной работы на тракторе.

Машинист трактора должен обладать раз­ носторонними знаниями и умело их приме­ нять.

28

II. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ТРАКТОРЕ

1. Основные правила работы

Для успешной работы машинист должен хорошо изучить конструкцию трактора. При­ веденные ниже рекомендации применительно к трактору С-100 могут быть использованы при работе и на других тракторах.

Для контроля за работой дизеля в кабине трактора на щитке установлены приборы: топ­ ливный манометр, указывающий давление топлива, масляный манометр, указывающий давление масла, и дистанционный термометр, измеряющий температуру воды (рис. 16). Кроме того, на щитке находятся выключатели света задних и передних фар, выключатель светильника и кнопка сигнала (на тракторах с

сигналом).

Сзади кабины под правой задней фарой расположены три штепсельные розетки для подключения дополнительных осветительных приборов. Выключатель плафона находится в кабине. С правой стороны дизеля на корпусе регулятора установлен работомер-счетчик, ре­ гистрирующий работу дизеля в условных ча­

сах.

Подготовка трактора к работе. Трактор должен быть хорошо очищен от грязи, так как на грязном тракторе труднее заметить неис­ правности. Перед началом работы необходи­ мо осмотреть и подтянуть все наружные кре­ пления, произвести смазку, проверить уровень масла в картерах пускового двигателя и дизе­ ля и при необходимости долить масло. Затем следует проверить наличие смазки в транс-

6-1696

29



9

Рис. 16. Расположение рычагов управления и контроль­ ных приборов на тракторе ДТ-54А

/ — зубчатый сектор тормозной педали;. 2 — манометр

топлива;

¿ — выключатель света в фарах; 4 — рычаг выключения

вала от­

бора мощности; 5 — манометр масла; ¿ — рычаги распределителя; 7 — термометр системы смазки; ¿ — рычаг переключения передач; 9 — рычаги управления поворотом трактора; /¿ — рычаг управ­ ления подачей топлива (акселератор); // —лампа щитка кон­ трольных приборов; 12 — термометр системы охлаждения; 13—пе­

даль управления муфтой сцепления основного двигателя; 14 — тормозные педали

39

миссии, запас дизельного топлива в главном баке и бензина в бачке пускового двигателя. При этом надо следить, чтобы вместе с топли­ вом не попали грязь и вода.

Необходимо также проверить наличие во­ ды в системе охлаждения, а в холодную пого­ ду залить незамерзающие растворы. Перед пуском двигателя нужно включить муфту сцеп­ ления трактора, рычаг переключения скоро­ стей поставить в нейтральное положение, ры­ чаг акселератора в переднее крайнее положе­ ние за стопор (подача топлива выключена), рычаг декомпрессора перевести в положение «Пуск» и выключить рычаг муфты сцепления пускового двигателя, для чего рычаг муфты перевести в сторону дизеля до отказа.

Пуск пускового двигателя. Для пуска дви­ гателя нужно открыть запорный краник топ­ ливного бензинового бачка; рычаг регулято­ ра пускового двигателя, поставить на защелку. Машинист должен занять устойчивое положе­ ние на гусенице, затем с помощью пусковой рукоятки медленно поворачивать валик дохо­ да сжатия, а когда почувствуется компрессия, сделать резкий поворот рукоятки (рывок). Ес­ ли двигатель сразу не заводится, прием следу­ ет повторить. При нормальных условиях дви­ гатель обычно заводится после двух-шести

рывков.

Перед пуском двигателя необходимо убе­ диться в наличии искры в свечах пускового двигателя, для чего, отняв провод от свечи и придерживая его на расстоянии 3—5 мм от клеммы, провернуть коленчатый вал двигате­ ля. Иногда на контактах свеч скапливается влага или неиспарившееся топливо, поэтому свечи протирают концами, затем контакты за-

5!

31


чищают наждачной бумагой или бронзовой монетой.

При закрытой воздушной заслонке не ре­ комендуется слишком долго проворачивать пусковой двигатель, так как в этом случае в цилиндры двигателя подается обогащенная топливом смесь. Эта смесь, если нет вспышки, смывает со стенок цилиндров смазку, что за­ трудняет дальнейший запуск двигателя (нет компрессии). Горячий двигатель заводят с от­ крытой воздушной заслонкой без подсоса.

После того как пусковой двигатель начнет работать, пусковую рукоятку следует вынуть, а воздушную заслонку немного приоткрыть. С установлением устойчивых малых оборотов воздушная заслонка по мере прогрева двига­ теля постепенно полностью открывается и дви­ гатель прогревается на малых и средних обо­ ротах (холостой ход).

Пуск дизеля. Пусковой двигатель через муфту сцепления, редуктор и шестерню меха­ низма включения провертывает венец махови­ ка дизеля. После запуска пускового двигате­ ля необходимо установить рычаг редуктора в холодное время года в положение «Замедлен­ но», а в теплое время — в положение «Уско­ ренно», затем рычаг механизма включения от­ тянуть на себя, шестерню ввести в зацепление с венцом маховика и плавно включить муфту сцепления, для чего рычаг муфты повернуть на себя.

Как только пусковой двигатель начнет про­ ворачивать дизель с нормальной скоростью, нужно выключить муфту сцепления, поста­ вить рычаг редуктора на ускоренную переда­ чу и снова включить муфту сцепления. Затем рычаг декомпрессора следует поставить в

32

среднее и в рабочее положение. После этого дизель необходимо прогреть, вращая его вал пусковым двигателем, а через одну-две мину­ ты включить подачу топлива, переведя рычаг акселератора на '/г хода на себя. Если дизель сразу не запускается, рычаг акселератора на­ до снова перевести в крайнее переднее поло­ жение за стопор и продолжать нагрев в том же порядке, после чего снова включать подачу топлива. Но бывает и так, что дизель хорошо прогрет, но не запускается. В этом случае нужно проверить, есть ли топливо в топлив­ ном баке и в исправности ли топливная аппа­ ратура.

Как только дизель завелся, следует выклю­ чить муфту сцепления пускового двигателя, а затем проверить давление масла по маномет­ ру (стрелка должна находиться в секторе шкалы «Рабочее давление») и остановить пусковой двигатель, прекратив подачу бен­ зина.

- После остановки пускового двигателя ди­ зель необходимо прогреть на малых, средних, а затем на нормальных оборотах. При этом нужно следить за ' показаниями масляного манометра. Остановка дизеля осуществляется путем прекращения подачи топлива, для чего перемещают рычаг акселератора в крайнее пе­ реднее положение за стопор. Перед останов­ кой дизелю надо дать проработать вхолостую пять минут на средних и малых оборотах.

Пуск трактора и управление им. Перед пуском трактора необходимо убрать весь ин­ струмент и посторонние предметы с гусениц, осмотреть путь движения трактора и преду­ предить обслуживающий персонал о движе­ нии трактора.

33


При движении трактора переключение ско­ ростей должно быть постепенным, с переходом от низшей к высшей передаче.

Ни в коем случае нельзя оставлять муфту сцепления полувключенной, так как это вызы­ вает нагрев и преждевременный износ дисков. Рычаг муфты сцепления должен быть при ра­ боте передвинут на себя до отказа.

На ходу трактор управляется рычагами бортовых фрикционов через сервомеханизм, а также педалями тормозов. Гидравлический сервомеханизм управления бортовыми фрик­ ционами связан с рычагами и снижает усилия, необходимые для выключения фрикционов во

время работы трактора.

хода

Переключение скоростей переднего

на соответствующие скорости заднего

хода

или наоборот производят с помощью рычага реверса, который после выключения муфты сцепления необходимо передвинуть в требуе­ мое положение.

Нельзя допускать перегрузки двигателя, признаком которой является его перегрев и появление черного дыма при выхлопе. В слу­ чае перегрузки нужно переходить на низшую передачу.

Трактор в исправном состоянии сохраняет сообщенное ему направление движения по прямой без воздействия на рычаги бортовых фрикционов. Повороты трактора осуществля­ ются остановкой одной из гусениц путем вы­ ключения соответствующего бортового фрик­ циона. Для этого рычаг бортового фрикциона нужно перевести на себя на той стороне, куда требуется поворот. Крутые повороты можно совершать только при движении на первой пе­ редаче. Держать ноги на тормозных педалях,

34

когда не требуется применения тормозов, не следует, так как это ведет к быстрому износу накладок тормоза и повышенному расходу топлива. Крутые повороты при работе трак­ тора с прицепными орудиями недопустимы.

Рычаги управления необходимо выключать плавно, чтобы поворот трактора происходил без рывков. После окончания поворота нужно отпустить педаль тормоза, сняв с нее ногу, а затем плавно, но быстро включить бортовой фрикцион, отпуская рычаг управления. Пово­ роты по большому радиусу следует совершать без нажима на педаль тормоза.

С горы нужно спускаться на первой и вто­ рой передаче в зависимости от крутизны спус­ ка. При этом число оборотов коленчатого ва­ ла двигателя должно быть уменьшено. При спуске трактора с крутой горы или при нали­ чии тяжелого груза на прицепе при спуске уп­ равление бортовыми фрикционами должно быть обратным. Если требуется повернуть трактор направо, выключают левый бортовой фрикцион, а при повороте трактора налево выключают правый бортовой фрикцион. В этом случае тормоза применять не следует.

Переключение передачи при спуске и подъеме ни в коем случае не разрешается. Подъем в гору должен совершаться на первой передаче. Движение трактора поперек крутых склонов гор категорически запрещается.

При работе трактора в глубокой снегу мо­ жет происходить набивание снега между кат­ ками и звеньями гусениц. Вследствие этого натяжение гусеницы увеличивается, и зубья ведущего колеса выходят из зацепления с гу­ сеницами, что сопровождается характерными щелчками. Во избежание поломки проушин

35