Файл: Бекерман Р.Е. Машинист трактора на строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гусеничных звеньев при работе трактора в снегу необходимо установить гусеницы с баш­ маками, имеющими окна размером 90Х X 100 мм.

Остановка трактора и двигателя. Для ос­ тановки трактора необходимо выключить му­ фту сцепления, переводя ее рычаг вперед до отказа, затем перевести двигатель на малые обороты, передвинув рычаг акселератора до упора вперед, а рычаг переключения скоро­ стей поставить в нейтральное положение. После этого нужно включить муфту сцепле­ ния, передвинув рычаг муфты назад до от­ каза.

После остановки трактора следует дать двигателю проработать пять минут вхолостую на средних и малых оборотах. Для полной ос­ тановки двигателя нужно прекратить подачу топлива, передвинув рычаг акселератора в пе­ реднее крайнее положение, сняв его с защел­ ки. Кран топливного бака необходимо оста­ вить открытым во избежание попадания воз­ духа в топливную систему.

При длительной остановке двигателя в хо­ лодное время года (при температуре ниже 0°С) или при ночных заморозках нужно слить воду из системы охлаждения, оставив отвер­ стие в блоке двигателя и кран радиатора от­ крытыми. Сливать, воду нужно не сразу, а по­ сле того как температура ее снизится до 50—

60° С.

При температуре

ниже 10° С следует

также

сливать масло из

картеров дизеля и

пускового двигателя. Масло нужно сливать в чистую посуду с крышкой сразу после оста­ новки двигателя, пока оно теплое.

На стоянках под открытым небом необхо­ димо закрывать выхлопную трубу пускового

36

двигателя деревянной пробкой во избежание попадания атмосферных осадков.

Перед остановкой трактора в конце рабо­ чей смены, если он не передается сразу смен­ щику, машинист должен предварительно про­ верить состояние и исправность трактора при работающем двигателе. При этом рекоменду­ ется обращать внимание на степень нагрева двигателя, температуру воды, выхлоп дизеля, давление масла и топлива. Кроме того, сле­ дует проверить исправность электроосвеще­ ния и механизмов трансмиссии: муфты сцеп­ ления, тормозов, механизма переключения пе­ редачи и рычагов управления. Необходимо проверить также степень нагрева бортовых передач, опорных и поддерживающих катков.

Основные правила обслуживания машины.

Особое внимание необходимо уделять уходу за топливной системой двигателя, так как малей­ шие перебои в ее работе могут привести к ос­ тановке машины. Уход за топливной системой пускового двигателя состоит из регулировки карбюратора и проверки отстойника и филь­ тра.

Для работы основных двигателей тракто­ ров применяют дизельное топливо летнее и и зимнее по ГОСТ 305—62 или по ГОСТ

4749—49.

Дизельное топливо поступает в двигатель через форсунки с помощью плунжерного насо­ са высокого давления, детали которого при­ шлифованы друг к другу с очень малыми за­ зорами. Мельчайшие механические частицы в топливе действуют разрушающе на поверх­ ность деталей, что нарушает работу топлив­ ной аппаратуры, а вместе с тем и самого дви­ гателя,


Заправка топливных баков тракторов до­

 

пускается только из автоцистерны или бочки

 

при помощи насоса и шланга со специальным

 

фильтром на наконечнике. Следует применять

 

дизельное топливо, отстоянное в

течение не

 

менее 4 суток, и дизельное масло, отстоянное в

 

течение 10 суток. Бочки с дизельным топливом

 

должны быть постоянно закрыты во избежание

 

попадания в них пыли. Перед заправкой ин-'

^

вентарь, а также крышку топливного бака и за-

ливное отверстие для масла очищают от пыли

^

и остатков топлива или смазки и только пос­

 

ле этого производят заправку.

 

заво­

 

Замена топлива,

рекомендованного

 

дом, другим сортом может вызвать наруше­

 

ние нормальной работы двигателя: усиленное

 

нагарообразование, повышенный износ дета­

 

лей топливной аппаратуры и т. п.

 

 

 

Для предотвращения

преждевременного

 

износа деталей, подверженных трению в уз­

 

лах и сопряжениях механизмов,

в соответст­

 

вующие точки (места) вводят

смазку. Для

 

смазки механизмов трактора применяют сле­

 

дующие масла: дизельное масло Дп-11 летом

 

и Дп-8 зимой (ГОСТ 5304—54);

автотрактор­

 

ное масло АКЗп-6,

АКп-10

и АК-15

(ГОСТ

 

1862—63); масло трансмиссионное автотрак­ торное летнее (ГОСТ 542—50); смазку уни­ версальную среднеплавкую УС-2 (ГОСТ 1033—51) и универсальную тугоплавкую смаз­ ку УТ1 (ГОСТ 1631—61); масло индустриаль­ ное 12 (ГОСТ 1707—51).

Места смазки указаны в специальных таб­ лицах в руководствах по эксплуатации трак­ торов.

Уровень масла проверяют мерной линей­ кой. Вынув масломерную линейку из трубки,

3*


нужно вытереть ее, затем медленно опустить в картер до отказа и тут же вынуть. Масло в картере двигателя должно быть на уровне верхней метки линейки, в крайнем случае на 15—20 мм выше верхней метки. При сниже­ нии уровня масла до нижней метки необходи­ мо долить в картер свежее масло.

После пуска двигателя и прогрева его в течение трех — пяти минут вторично проверя­ ют уровень масла при малом числё оборотов

двигателя.

При эксплуатации трактора в холодное время года необходимо принимать меры про­ тив замерзания жидкости в системе охлажде­ ния, для этого следует заливать незамерзаю­ щие растворы: антифриз, спиртовые или гли­ цериновые смеси. Во время работы двигателя поддерживают температуру в системе охлаж­ дения 75—85° С. Работа двигателя при темпе­ ратуре воды в системе охлаждения ниже ука­ занной приводит к неполному сгоранию топли­ ва, что вызывает смолообразование и закли­ нивание поршневых колец в канавках порш­ ней.

В холодное время года необходимо также защищать радиатор двигателя от охлаждения специальным теплым капотом, который дол­ жен плотно облегать весь радиатор. Теплый капот имеет впереди шторку для регулирова­ ния циркуляции воздуха через радиатор.

При температуре окружающего воздуха ниже —5° С следует применять зимнее дизель­ ное топливо, при температуре ниже —20° С — топливо ДА (ГОСТ 4749—49) или к зимнему дизельному топливу (ГОСТ 305—62) добав­ лять тракторный керосин в следующем коли­ честве (в %) при температуре:

39


от — 20

до — 30°С................

10

» — 30

»

— 35°С...............

25

» — 35

и ниже.....................

50—70

Заправлять

холодный дизель и пусковой

двигатель

следует маслом,

подогретым до

80—90° С. Нагревание масла

выше этой тем­

пературы ухудшает его смазочные свойства. При спуске, хранении и подогреве масла нель­

зя допускать его загрязнения.

Не разрешается

^

подогревать масло на открытом огне.

^

Двигатель с загустевшим

маслом запус­

 

кать запрещается.

 

 

При температуре ниже —25° С необходимо прогреть горячей водой кожух шестерен рас­ пределения пускового двигателя. Пользуясь кнопкой подкачивающего насоса, нужно сде­ лать одну—пять подкачек топлива в смеси­ тельную камеру карбюратора, закрыть воз­ душную заслонку и открыть дроссельную заслонку, затем, поливая горячую воду на вса­ сывающую трубку, произвести запуск двига­ теля. После запуска пускового двигателя сле­ дует приоткрыть воздушную заслонку, оста­ вить отводной рычаг регулятора на защелке в положении холостого хода и дать двигателю поработать. Когда двигатель прогреется, не­ обходимо открыть полностью воздушную за­ слонку.

После этого приступают к прогреву дизе­ ля проворачиванием коленчатого вала че­ рез редуктор. Для этого повертывают от себя до отказа рычаг редуктора и ставят его в по­ ложение «Замедлен». Затем, поставив рычаг декомпенсатора в положение «Пуск», включа­ ют муфту сцепления пускового двигателя. По­ сле проворачивания коленчатого вала дизеля с замедленной скоростью в положении деком-

40


прессора «Пуск» переводят рычаг декомпрес- ■сора в положение «Полов.». Как только пу­ сковой двигатель начнет проворачивать ко­ ленчатый вал двигателя в положении рычага декомпрессора «Полов.», этот рычаг перево­

дят в положение «Рабоч.».

Если двигатель оборудован подогревате­ лем воздуха, после того как пусковой двига-

-. тель начнет устойчиво проворачивать вал дви-

£гателя, через форсунку насосом подогревателя воздуха следует подать топливо во впуск­ ную трубу двигателя. Продукты сгорания, по­ ступая вместе с нагретым воздухом в цилинд­ ры двигателя, будут подогревать их.

Когда дизель прогреется (через 2—5 мин), надо поставить рычаг редуктора в положение «Ускор.» и провертывать вал дизеля 1—3 мин. После прогрева на ускоренной передаче ры­ чаг декомпрессора устанавливают в положе­ ние «Пуск», рычагом акселератора включают подачу топлива и сразу же устанавливают рычаг декомпрессора в положение «Рабоч.»

При этом дизель начинает заводиться. Устранение неисправностей в процессе экс­

плуатации. Большое значение для нормаль­ ной работы трактора и предотвращения поло­ мок и аварий имеет обязательный осмотр его машинистом перед началом работы.

К работе машинист может приступить лишь после устранения всех обнаруженных неисправностей. Если неисправность маши­ нист сам устранить не может, он должен со­ общить об этом механику. Для устранения не­ исправностей в процессе работы машинист должен следовать рекомендациям, которые приведены в руководствах по эксплуатации тракторов. Вот, для примера, причины неис­

41

правностей и способы их устранения примени­ тельно к некоторым узлам трактора.

Дизель не запускается или работает с перебоями

Дизель плохо прогрет. — С помощью пускового дви­ гателя прогреть дизель. В холодную погоду применять подогреватели воздуха и водомаслогрейки.

Засорился топливопровод. — Очистить и промыть топливопровод.

Засорился топливный фильтр. — Заменить элемен­ ты топливного фильтра тонкой очистки.

Воздух попадает в топливную систему. — Удалить воздух из топливной системы и заполнить ее топливом.

Заел обратный клапан секции топливного

насоса

или сломалась пружина клапана. — Прочистить

клапан

и его гнездо или заменить поврежденный клапан комп­ лектно с новым гнездом. Сменить пружину.

Дизель не развивает полной мощности

Засорился воздухоочиститель. — Очистить и про­ мыть воздухоочиститель.

Сломалась пружина клапана в головке дизеля. — Сменить пружину.

Закоксованы распыливающие отверстия форсунок.— Прочистить распыливающие отверстия проволокой диа­ метром 0,5—0,6 м м без разборки форсунок.

Форсунка неисправна. — Заменить форсунку новой. Изношены плунжер и гильза. — Заменить изношен­

ную секцию топливного насоса.

Обратный клапан секции топливного насоса про­ пускает топливо. — Сменить обратный клапан секции вместе с гнездом.

Утечка топлива через соединения топливной систе­ мы. — Подтянуть соединения до прекращения утечки топлива.

Дизель стучит

Большое опережение подачи топлива. — Проверить регулировку и установить правильную подачу топлива.

Неправильная регулировка клапанов, слышен их стук при малом числе оборотов двигателя. — Отрегули­ ровать зазоры между стержнями клапанов и коромыс­ лами.

42