ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Перед окончанием смены машинисты, сда ющие и принимающие смену, проверяют на ра ботающем тракторе: выхлоп дизеля — выхлоп должен быть бездымным или с дымом светло серого оттенка; отсутствие стуков в дизеле, трансмиссии и ходовой части на слух; давле ние масла по показанию манометра —должно быть в пределах шкалы «Рабочее давление»; давление топлива по показанию манометра; температуру воды по дистанционному термо метру— должна быть в пределах 75—85° С, максимально допустимая 95° С; действие муф ты сцепления, механизма переключения пере дач, механизма управления бортовыми фрик ционами и тормозами; систему электроосве щения.
При ежесменном обслуживании наружным осмотром проверяют состояние и комплект* ность трактора, уровень масла в картере основ ного и пускового двигателей, наличие воды в радиаторе, основного и пускового топлива; нет ли течи масла, воды и топлива. При необходи мости производят заправку маслом, водой и топливом и смазку трактора в соответствии с таблицей смазки. На новых тракторах в пер вые ТО—15 дней после ввода их в эксплуата цию следует также проверять затяжку болтов гусениц.
Периодическое техническое обслуживание подразделяется по объему и составу работ на два вида: ТО-1 и ТО-2. Каждый вид последую щего технического обслуживания повторяет ра боты предыдущих видов технического обслу живания.
Для каждого узла и соединения существу ют правила регулировки. Они изложены в за водских руководствах по эксплуатации маши-
50
пы, кроме того соответствующие указания имеются в пособиях и технологических картах по техническому обслуживанию отдельных ма шин. Правильная регулировка механизмов
трактора — важнейшая |
цель технического об |
служивания. |
б) |
а) |
Рис. 17. Примеры регулировок механизмов
а — регулировка зазора между бойком коромысла и ста каном. щуп 0,3 мм\ б — регулировка зазора между ко ромыслом и наконечником штанги декомпрессора,
щуп 0,5—0 б мм
При регулировке зазоров клапанов и зазо ров в механизме декомпрессора дизеля, уста новленного на тракторе (рис. 17), необходимо выполнить следующие операции:
очистить, отвернуть гайки крепления и снять колпаки клапанного механизма дизеля. Регулировку зазоров необходимо производить на прогретом до температуры 60—70° С дизель
ном двигателе; снять поддон воздухоочистителя дизеля.
Отвернуть болты крепления крышки люка ко жуха маховика и снять крышку;
ввести в зацепление с зубьями венца махо вика дизеля шестерню механизма включения. Эту операцию следует выполнять после того, как будет перекрыт краник топливного бака пускового двигателя и выключено зажигание;
51
установить рычаг редуктора в положение «прямой» передачи, включить муфту сцепле ния пускового двигателя и поставить рычаг де компрессора в положение «Пуск»;
проворачивая коленчатый вал дизеля за водной ручкой пускового двигателя, устано вить поршень первого цилиндра в конце хода сжатия. При этом метка ВМТ1-6цил на махо вике должна быть совмещена с указателем, прикрепленным к кожуху маховика, и оба клапана первого цилиндра должны быть за крыты;
поставив рычаг декомпрессора в положение «Рабочее», проверить щупом величину зазора между направляющими стаканами клапанов и коромыслами первого цилиндра (рис. 17,а). Для впускного и выпускного клапанов величи на зазора должна быть 0,3 мм на нормально прогретом двигателе. При отклонении величи ны зазора от нормальной нужно отпустить контргайку регулировочного винта и, вращая регулировочный винт, установить нормальную величину зазора, затем законтрить регулиро вочный винт контргайкой и снова проверить зазор. При регулировке щуп толщиной 0,3 мм должен быть слегка зажат между коромыслом, и направляющим стаканом клапана;
проверить величину зазора между наконеч ником штанги декомпрессора и коромыслом впускного-клапана (рис. 17,6). Величина зазо ра должна быть в пределах 0,5—0,6 мм. От клонения от этих пределов недопустимы во из бежание удара поршня в клапаны. При откло нении величины зазора указанных выше пределов нужно отпустить контргайку наконеч ника штанги и, вращая регулировочный винт, довести величину зазора до нормальной, затем
52
затянуть контргайку наконечника штанги и
снова проверить зазор; отрегулировать в том же порядке величину
зазоров клапанов дизеля и механизма деком прессора остальных цилиндров, каждый раз проворачивая вал на 180° и совмещая метки ВМТ5-2цил, ВМТЗ-4цил и другие с указателем на кожухе маховика;
после окончания регулировки зазоров кла панов всех цилиндров вновь проверить зазоры. Зазоры в декомпрессионном механизме прове ряют и при необходимости регулируют при каждой регулировке зазоров клапанов дизель
ного двигателя; установить на месте колпаки клапанного
механизма, крышку люка кожуха маховика и поддон воздухоочистителя дизеля. При уста новке проверить состояние прокладок и негод ные заменить новыми.
Ремонт представляет собой комплекс тех нических мероприятий, направленных на уст ранение неисправностей и восстановление ра ботоспособности машин. В состав работ по ре монту машин входят: разборка машины на аг регаты и узлы, а агрегатов и узлов на детали; замена изношенных деталей новыми или отре монтированными; сборка узлов, агрегатов, ма шин и восстановление посадок в сопряжениях; испытания узлов, агрегатов и машин —стен довые и ходовые; различные виды обработки деталей для их восстановления — сварка, сле сарные и механические работы, нанесение ме талла разными способами (наплавка, металли зация, электролитические покрытия), противо коррозионные покрытия, окраска и т. д.
Всоответствии с назначением, характером
иобъемом работ ремонты подразделяются на
63
.следующие виды: текущий (Т), средний (С), капитальный (К).
Наиболее прогрессивным методом ремонта машин является агрегатно-узловой метод, представляющий разновидность обезличенно го метода ремонта. При агрегатно-узловом методе ремонта отдельные агрегаты и узлы по мере возникновения потребности в их капи тальном ремонте снимают с машины и заменя ют запасными, заранее отремонтированными или новыми.
Машины, агрегаты и узлы, направляемые
времонт, должны быть комплектными и иметь лишь такие неисправности, которые возникли
врезультате естественного износа деталей при нормальной их эксплуатации.
На направляемых в ремонт машинах, агре гатах и узлах не должно быть деталей, отре монтированных способом, исключающим воз можность их последующего использования или ремонта (приварки узлов и деталей вместо
крепления болтами и т. п.). Машины, агрегаты и узлы должны быть в чистом виде. Соблюде ние этих требований во многом зависит от ма шиниста.
Перед отправкой машин, агрегатов и узлов в ремонт машинист должен слить воду из си стемы охлаждения двигателя и топливо из ба ков; закрыть крышками или пробками отвер стия во внутренние полости агрегатов и узлов; слить жидкую смазку из агрегатов и узлов.
После проведения в установленном порядке испытаний каждой отремонтированной маши ны (агрегата, узла) ремонтное предприятие со ставляет гарантийный паспорт. К гарантийно му паспорту ремонтное предприятие прикла дывает инструкцию о режиме работы машины
54
после ремонта. Машинист обязан руководство ваться этой инструкцией.
При техническом обслуживании и текущем ремонте на объектах строительства эксплуата ционные хозяйства располагают передвижны ми ремонтными средствами: оборудованием, приспособлениями и инструментом.
При очередной остановке машины по пла ну-графику для среднего и капитального ре монта производят осмотр машины для опреде ления ее технического состояния. Осмотр про изводит специальная комиссия эксплуатацион ного хозяйства, возглавляемая техническим руководителем, что оформляется соответству ющим актом. Если машина не нуждается в среднем или капитальном ремонте, период ее эксплуатации продлевают и в акте устанавлива ют срок следующего осмотра.
В увеличении межремонтного цикла работы большая роль принадлежит машинисту трак тора. От умелого управления машиной в раз личных производственных условиях, соблюде ния требований технического обслуживания во многом зависит работоспособность машины.
Каждый машинист, соблюдая все правила технической эксплуатации, может значительно увеличить межремонтный период работы трак тора, что позволит выполнить дополнительный объем работ и сэкономить материальные сред ства.
3. Правила техники безопасности
По всем видам строительно-монтажных ра бот имеются утвержденные в качестве обяза тельных инструктивных документов правила техники безопасности. Для рабочих издают массовым тиражом памятки и плакаты по тех
55
нике безопасности. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности несут бри гадир, мастер, производитель работ, админист рация строительной организации. Они обязаны так организовать работу на строительной или монтажной площадке, чтобы исключить усло вия для нарушений установленных правил.
Однако многое зависит от самих рабочих. Машинисты строительных машин, в том числе и тракторов, должны знать общие правила тех ники безопасности на строительных площад ках. Углубленно следует изучить правила безо пасного ведения тех работ, на которых приме няется в данный период трактор. Что касается техники безопасности при управлении тракто ром и его обслуживании, то машинист должен все правила знать, что называется, «на зу бок» и неукоснительно выполнять. Вот основ ные требования техники безопасности.
К работе на тракторе допускаются только машинисты, имеющие право на управление трактором. Запрещается допускать к работе на тракторе и к пуску двигателя посторонних лиц.
Приступать к работе на тракторе можно только после тщательного осмотра трактора, навесного и прицепного оборудования.
Во время работы машинист должен обра щать внимание на появление ненормальных шумов и стуков, на течь масла, топлива и во ды, на дымный выхлоп, на показания приборов, чтобы своевременно приостановить работу и принять меры к обнаружению и устранению неисправностей.
Запрещается открывать крышку радиатора горячего двигателя без рукавиц, концов или тряпок. Во избежание ожогов нужно соблю
56
дать осторожность при спуске горячей воды из
радиатора.
Следует также остерегаться ожога от близ ко расположенной выхлопной трубы пускового
двигателя.
В ночное время работать на тракторе сле дует только при исправном электроосвещении.
Перед пуском двигателя необходимо убе диться в нейтральном положении рычага*пере ключения передач.
Нельзя заводить перегретый пусковой дви гатель, так как при преждевременном воспла менении смеси возможно движение рукоятки в обратную сторону.
Пусковая рукоятка пускового двигателя должна двигаться свободно и отжиматься под действием пружины без заеданий.
При пуске пускового двигателя нельзя на матывать на руку конец пускового шнура, а также наматывать шнур на маховик, вращая его в обратную сторону.
При пуске дизеля после включения шес терни механизма включения нужно поставить рычаг в положение выключения.
Во время работы трактора запрещается:
а) сходить с трактора, не установив рычаг переключения передач в нейтральное положе ние, или во время его движения;
б) работать под трактором во время рабо ты двигателя, а также регулировать натяже ние ремня вентилятора;
в) производить на ходу смазку, регулиров ку и устранение неисправностей в механизмах трактора;
г) производить крутые повороты трактора во избежание опрокидывания;
д) во время спуска трактора с горы выклю
57
чать муфту сцепления и переключать передачи, а также останавливать трактор на крутых склонах и ездить поперек их.
При перегреве двигателя открывать крыш ку горловины радиатора следует осторожно, защищая руки и лицо от пара.
При работе в летних условиях створки ка пота двигателя рекомендуется снимать.
При тракторе всегда должен быть полный набор исправного инструмента. Каждый ма шинист при работе на тракторе должен иметь пакет первой медицинской помощи.
Машинист обязан в конце смены предупре ждать своего сменщика о всех неисправностях трактора.
Противопожарные мероприятия. Запре щается открывать пробки бочек с топливом ударами металлических предметов, а также пользоваться открытым огнем и курить при за правке трактора или при осмотре топливных баков. Категорически запрещается разводить огонь или курить вблизи мест заправки и сто янки тракторов, оставлять трактор после рабо ты или после заправки вблизи заправочного пункта, подогревать двигатель открытым ог нем при пуске двигателя.
Освещать баки и всю топливную систему независимо от наличия в них топлива разреша ется только электрической лампой. Выхлопную трубу следует содержать всегда чистой, не до пуская у двигателя подтеков топлива и масла.
При воспламенении нефтепродуктов необ ходимо гасить пламя огнетушителем, забрасы вать землей, песком. Гасить воспламенившиеся нефтепродукты водой категорически запре щается.
58
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА МАШИНИСТОВ
1. Ф о р м ы о р г а н и за ц и и т р у д а раб о ч и х
В строительстве очень важной первичной ячейкой является бригада. Одной из передовых форм организации труда являются комплекс ные бригады. С ростом индустриализации строительства, повышением сборности зданйй и сооружений усилилась взаимосвязь произ водственных процессов на строительстве. По этому комплексная бригада объединяет строи телей различных профессий.
Преимущества комплексной бригады в том, что она выполняет все работы, входящие в оп ределенный производственный цикл. А это рез ко улучшает использование рабочего времени.
Повышению производительности труда
вкомплексныхбригадах способствует система оплаты труда. Заработная плата начисляется за конечный измеритель работ данного цикла (кубометр грунта, тонну металлоконструкций, кубометр сборного железобетона и т. д.). Каж дый член бригады материально заинтересован
врезультатах труда всей бригады.
Машинисты тракторов в зависимости от вы полняемых ими заданий могут работать инди видуально или входить в состав комплексных бригад. При транспортировании грузов в усло виях строительной площадки, при выполнении вспомогательных работ по отдельным задани ям машинисты чаще всего работают индивиду ально. На строительных работах, где тракторы выполняют роль ведущих механизмов, реша ющих основные технологические задачи, машинисты входят в состав звеньев и бригад,
59