Файл: Эстрин Р.Я. Техника безопасности при огневых работах на действующих газопроводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)сварщик при работе следит только за дугой

ичерез темные стекла очков не видит зоны рас­ пространения факела горящего газа, что осо­ бенно опасно при ветре, меняющем направле­ ние пламени;

2)невозможно увеличить расстояние от рук сварщика до места повреждения; это расстояние

интенсивностьрадиации, квл/см‘- айн

Рис. 2. Кривые зависимости ин­

тенсивности

радиации

от давле­

ния газа и

диаметра

отверстий.

1 — отверстия

диаметром

5 мм; 2

отверстия

диаметром

10 мм.

определяется длиной электрододержателя и рабочей длиной электрода, которая колеблется по мере расплавления электрода от 350—400

до 40—60 мм.

Наблюдения за сваркой на эксперименталь­ ных патрубках показали, что давление газа, благоприятное для заварки повреждений (ис­ ключающее опасность ожога сварщика факелом

12

горящего газа,

срыв дуги и т.

д.),

соста­

вляет:

 

 

 

 

для

отверстий

диаметром до

 

 

 

10 мм .........................................

40—120 мм вод. cm.

для отверстий диаметром до 10—

»

»

»

15 мм .........................................

20—80

для щелей длиной

50 мм и ме­

»

»

»

нее

.............................................

20—40

для щелей длиной

более 50 лі.идо 10

»

»

»

На

основании экспериментальных

данных

построены кривые зависимости благоприятных давлений газа (при ручной электродуговой сварке) от размера повреждений (круглых отверстий и щелей).

Из-за пламени горящего газа невозможно было заварить без применения каких-либо средств (вставка прутка в повреждение, обмазы­ вание повреждения глиной и т. и.) расположен­ ные снизу патрубка отверстия диаметром более 20 мм и щели длиной более 50 мм, шириной

3 мм.

Результаты опытов показали, что максималь­ ное давление, благоприятное для заварки повре­ ждений, одинаково для небольших поврежде­ ний как на 150-зш, так и 600-мм трубах.

Из сравнения величин давлений газа, благо­ приятных для заварки повреждений газовой сваркой и ручной электродуговой (кривые на рис. 3 и 4), видно, что при первом способе давле­ ние газа может быть допущено больше, чем при втором. Это объясняется следующим. При газовой сварке сопло горелки можно располо­ жить относительно вытекающей из поврежде­ ния струи газа (ацетилена и кислорода) так, чтобы создалось противодавление газу, выходя­ щему из повреждения. В результате этого умень­ шаются отрицательные явления* возникающие

13


при электродуговой сварке под газом (выдува­ ние и охлаждение расплавленного метал­ ла).

а X ft Я

а ч

Сн

* ^

Is*

Сн

_ ф

X НPu

И Сб

ңф ла

Е ю «

сб

и: к ft

X я

Я

и Ф

н а а л

CU О

3; J* =Нf

Oj g о а Ч ря а ѵо о

К’Ъ Cf

О

ft

ф Р

X

Яи Нч£

Сб pH

ft Л

о

Ф о

а §

Ф ST-

а >> ft ft

Й ^

со

§Я

£§

к

S&

«

к

ч

п

При ручной электродуговой сварке действие газа, описанное выше, проявляется полностью, почему благоприятные максимальные давления сварки значительно ниже, чем при газовой.

14

Образование взрывоопасных смесей газа с воз­ духом внутри газопровода в процессе заварки повреждения под газом возможно при проник-

 

 

 

ч

 

 

 

 

О

 

 

 

 

ЕС

 

 

 

в П

 

 

 

СЗ

Я

 

 

 

«

 

 

 

и &

 

 

 

й ^

 

 

 

g м кs

 

 

!§ •

аа&Sк

 

 

& О

“ S

 

 

К о

 

 

о

^

 

 

 

СчгЯ

 

 

 

ҢCQ О«Л* !

 

 

О

и 2

 

 

\ о

О

 

 

 

 

«

 

 

И Я

 

 

 

Я

О

 

 

 

я ез

 

 

 

Рн со

 

 

 

Йj?

 

 

 

э

'*■»

 

 

 

К Я

 

 

 

 

о

 

 

 

.

Я

 

 

 

о

 

 

 

о

со

 

 

 

я

 

 

 

 

Рч

 

 

новѳнии в

газопровод

атмосферного воз­

духа.

 

через

повреждение

Проникновение воздуха

в основном

объясняется:

 

 

 

15


1)превышением динамического напора атмо­ сферного воздуха над статическим давлением газа в газопроводе;

2)образованием разрежения в нижней части

повреждения; 3) явлением диффузии.

Рис. 5. Схема экспериментальной установки для опре­ деления минимального давления, при котором воздух не входит в трубу через повреждения.

При заварке повреждений может преобладать одно из указанных условий.

Минимальные давления газа, при которых воздух через повреждение не проникнет в газо­ провод, и зависимость этих давлений от диа­ метра газопровода и времени, в течение кото­ рого данное повреждение остается открытым, были определены на опытном участке (рис. 5)

16

на одном из промыслов объединения Азнефть. От 100-лш задвижки промыслового сепаратора был проложен участок из 10-мм газопровода длиной 10 м. На газопроводе был вварен шту­ цер для присоединения ртутного манометра. Газопровод имел три ответвления к 750, 500 и 150-лш, трубам. Каждая труба была длиной 5 м. На обоих концах труб, на нижней и верх­ ней образующих, были сделаны щели (друг против друга).

К трубам были приварены 13-мм патрубки (по три сверху и снизу) для отбора проб газо­ воздушной смеси и 8-мм штуцер для присоеди­ нения водяного манометра. К нижней части каждой трубы приваривался 25-мм патрубок для продувки.

Труба заканчивалась заглушкой на болтах. Методика проведения опытов состояла в сле­ дующем. Перед продувкой газом установки все отверстия на ней закрывали (патрубки — проб­ ками, щели — хомутами). После этого проду­ вали трубы газом (под давлением 2—2,5 кГ/см2). Конец продувки определяли анализом (на аппарате Орса) пробы, взятой у заглушки из нижней части трубы. После того как из трубы начинал выходить газ без воздуха, продувоч­ ный патрубок закрывали и открывали на опре­ деленное время (1, 5, 10, ..., 30 мин) либо одну щель, либо две. Затем регулированием 10-мм задвижкой создавали в трубе нужное давление. При этом давлении по истечении заданного времени щели закрывали и отбирали пробы газа из трубы. Этот опыт повторяли для каж­ дого размера щели с продувкой трубы при пере­ ходе с одного давления на другое (если в про­ бах оказывался воздух). Для одних и тех же

размеров щели опыт считался

законченным,

2 Зайаз 1166

ГОС. ПУБЛИЧНАЯ

17

 

V U M O . T F X r i . Г - К АТ

 


К огда в о т о б р а н н о й п р о б е о б н а р у ж и в а л с я : вой-

Д у х .

По результатам опытов построены кривые зависимости количества воздуха, входящего в трубы, от продолжительности открытия повре­ ждений — щелей (рис. 6), диаметра труб (рис. 7) и давления газа в трубах (рис. 8).

Рис.

6. Кривые

зависимости

количества воздуха

в трубах от продолжительности открытия щелей.

1 — на 150-лі.и трубе

щели

3

х 240

и 3 X

180; 2 — на 500-лии

трубе

щели 3 х 650

и

3

х

590;

3 — на

750-мм трубе щели

 

3 X

940

и 3

X

1080.

 

Кривые зависимости количества воздуха, вхо­ дящего через открытый конец в трубу разного диаметра, от времени (рис. 9) взяты из лите­ ратуры [11].

На основании экспериментальных данных и анализа кривых можно сделать следующие выводы.

1. Количество воздуха, входящего через по­ вреждение в трубу, зависит от давления газа в ней, размера повреждения и времени, в тече­ ние которого оно открыто, и будет тем больше, чем больше это время, размер повреждения

именьше давление газа в трубе.

2.Количество воздуха, входящего в трубу через открытый конец, сквозные повреждения

18

или повреждения, расположенные на нижней и верхней образующих (друг против друга), зависит от диаметра трубы и будет тем больше, чем больше ее диаметр, при условии равенства времени, в течение которого повреждение открыто, и давления газа в трубе.

3.Чем больше диаметр трубы, тем больше

вней должно быть давление, чтобы не вошел

внее воздух через сквозные повреждения.

Рис. 7.

Кривые зависимости количества

воздуха

в трубах

от диаметра.

Продолжительность

открытия

 

труб

10 мин.

 

1 — кривая для давления газа 2 мм вод. cm.; 2 — кривая атмо­ сферного давления газа.

На 150-лоі трубе щели 3 х 240 и 3 х 180; на 500-лш трубе

щели 3

X 650 и 3 X 590; на ІЬд-мм трубе щели 3 х

940 и 3 х

 

 

 

X 1080.

 

Для

150-мм

трубы

это давление

равно

2,5 мм вод. cm.,

для

750-л« — 5 мм вод. cm.

(при скорости

ветра

до

7 м/сек).

 

4.Если труба имеет повреждение и давление

втрубе падает до атмосферного, то воздух через

повреждение очень быстро входит в трубу в количестве, достаточном для образования взрывоопасной смеси. Через одну минуту после

2*

19