Файл: Эстрин Р.Я. Техника безопасности при огневых работах на действующих газопроводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
1)сварщик при работе следит только за дугой
ичерез темные стекла очков не видит зоны рас пространения факела горящего газа, что осо бенно опасно при ветре, меняющем направле ние пламени;
2)невозможно увеличить расстояние от рук сварщика до места повреждения; это расстояние
интенсивностьрадиации, квл/см‘- айн
Рис. 2. Кривые зависимости ин
тенсивности |
радиации |
от давле |
ния газа и |
диаметра |
отверстий. |
1 — отверстия |
диаметром |
5 мм; 2 — |
отверстия |
диаметром |
10 мм. |
определяется длиной электрододержателя и рабочей длиной электрода, которая колеблется по мере расплавления электрода от 350—400
до 40—60 мм.
Наблюдения за сваркой на эксперименталь ных патрубках показали, что давление газа, благоприятное для заварки повреждений (ис ключающее опасность ожога сварщика факелом
12
горящего газа, |
срыв дуги и т. |
д.), |
соста |
||
вляет: |
|
|
|
|
|
для |
отверстий |
диаметром до |
|
|
|
10 мм ......................................... |
40—120 мм вод. cm. |
||||
для отверстий диаметром до 10— |
» |
» |
» |
||
15 мм ......................................... |
20—80 |
||||
для щелей длиной |
50 мм и ме |
» |
» |
» |
|
нее |
............................................. |
20—40 |
|||
для щелей длиной |
более 50 лі.идо 10 |
» |
» |
» |
|
На |
основании экспериментальных |
данных |
построены кривые зависимости благоприятных давлений газа (при ручной электродуговой сварке) от размера повреждений (круглых отверстий и щелей).
Из-за пламени горящего газа невозможно было заварить без применения каких-либо средств (вставка прутка в повреждение, обмазы вание повреждения глиной и т. и.) расположен ные снизу патрубка отверстия диаметром более 20 мм и щели длиной более 50 мм, шириной
3 мм.
Результаты опытов показали, что максималь ное давление, благоприятное для заварки повре ждений, одинаково для небольших поврежде ний как на 150-зш, так и 600-мм трубах.
Из сравнения величин давлений газа, благо приятных для заварки повреждений газовой сваркой и ручной электродуговой (кривые на рис. 3 и 4), видно, что при первом способе давле ние газа может быть допущено больше, чем при втором. Это объясняется следующим. При газовой сварке сопло горелки можно располо жить относительно вытекающей из поврежде ния струи газа (ацетилена и кислорода) так, чтобы создалось противодавление газу, выходя щему из повреждения. В результате этого умень шаются отрицательные явления* возникающие
13
при электродуговой сварке под газом (выдува ние и охлаждение расплавленного метал ла).
а X ft Я
а ч
Сн
* ^
Is*
Сн
_ ф
5Я X НPu
И Сб
ңф ла
Е ю «
сб
и: к ft
X я
Я
и Ф
н а а л
CU О
3; J* =Нf
Oj g о а Ч ря а ѵо о
К’Ъ Cf
О
ft
ф Р
X
Яи Нч£
Сб pH
ft Л
о
Ф о
а §
Ф ST-
а >> ft ft
Й ^
со =я
§Я
£§
к
S&
«
к
ч
п
При ручной электродуговой сварке действие газа, описанное выше, проявляется полностью, почему благоприятные максимальные давления сварки значительно ниже, чем при газовой.
14
Образование взрывоопасных смесей газа с воз духом внутри газопровода в процессе заварки повреждения под газом возможно при проник-
|
|
|
ч |
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
ЕС |
|
|
|
в П |
|
|
|
|
СЗ |
Я |
|
|
|
« |
|
|
|
|
и & |
|
|
|
|
й ^ |
|
|
|
|
g м кs |
||
|
|
!§ • |
аа&Sк |
|
|
|
& О |
“ S |
|
|
|
К о |
||
|
|
о |
^ |
|
|
|
СчгЯ |
|
|
|
|
ҢCQ О«Л* ! |
||
|
|
CÖ |
О |
и 2 |
|
|
\ о |
О |
|
|
|
|
|
« |
|
|
И Я |
|
|
|
|
Я |
О |
|
|
|
я ез |
|
|
|
|
Рн со |
|
|
|
|
Йj? |
|
|
|
|
э |
'*■» |
|
|
|
К Я |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
. |
Я |
|
|
|
о |
|
|
|
|
о |
со |
|
|
|
я |
|
|
|
|
Рч |
|
|
новѳнии в |
газопровод |
атмосферного воз |
||
духа. |
|
через |
повреждение |
|
Проникновение воздуха |
||||
в основном |
объясняется: |
|
|
|
15
1)превышением динамического напора атмо сферного воздуха над статическим давлением газа в газопроводе;
2)образованием разрежения в нижней части
повреждения; 3) явлением диффузии.
Рис. 5. Схема экспериментальной установки для опре деления минимального давления, при котором воздух не входит в трубу через повреждения.
При заварке повреждений может преобладать одно из указанных условий.
Минимальные давления газа, при которых воздух через повреждение не проникнет в газо провод, и зависимость этих давлений от диа метра газопровода и времени, в течение кото рого данное повреждение остается открытым, были определены на опытном участке (рис. 5)
16
на одном из промыслов объединения Азнефть. От 100-лш задвижки промыслового сепаратора был проложен участок из 10-мм газопровода длиной 10 м. На газопроводе был вварен шту цер для присоединения ртутного манометра. Газопровод имел три ответвления к 750, 500 и 150-лш, трубам. Каждая труба была длиной 5 м. На обоих концах труб, на нижней и верх ней образующих, были сделаны щели (друг против друга).
К трубам были приварены 13-мм патрубки (по три сверху и снизу) для отбора проб газо воздушной смеси и 8-мм штуцер для присоеди нения водяного манометра. К нижней части каждой трубы приваривался 25-мм патрубок для продувки.
Труба заканчивалась заглушкой на болтах. Методика проведения опытов состояла в сле дующем. Перед продувкой газом установки все отверстия на ней закрывали (патрубки — проб ками, щели — хомутами). После этого проду вали трубы газом (под давлением 2—2,5 кГ/см2). Конец продувки определяли анализом (на аппарате Орса) пробы, взятой у заглушки из нижней части трубы. После того как из трубы начинал выходить газ без воздуха, продувоч ный патрубок закрывали и открывали на опре деленное время (1, 5, 10, ..., 30 мин) либо одну щель, либо две. Затем регулированием 10-мм задвижкой создавали в трубе нужное давление. При этом давлении по истечении заданного времени щели закрывали и отбирали пробы газа из трубы. Этот опыт повторяли для каж дого размера щели с продувкой трубы при пере ходе с одного давления на другое (если в про бах оказывался воздух). Для одних и тех же
размеров щели опыт считался |
законченным, |
|
2 Зайаз 1166 |
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ |
17 |
|
V U M O . T F X r i . Г - К АТ |
|
К огда в о т о б р а н н о й п р о б е о б н а р у ж и в а л с я : вой-
Д у х .
По результатам опытов построены кривые зависимости количества воздуха, входящего в трубы, от продолжительности открытия повре ждений — щелей (рис. 6), диаметра труб (рис. 7) и давления газа в трубах (рис. 8).
Рис. |
6. Кривые |
зависимости |
количества воздуха |
|||||
в трубах от продолжительности открытия щелей. |
||||||||
1 — на 150-лі.и трубе |
щели |
3 |
х 240 |
и 3 X |
180; 2 — на 500-лии |
|||
трубе |
щели 3 х 650 |
и |
3 |
х |
590; |
3 — на |
750-мм трубе щели |
|
|
3 X |
940 |
и 3 |
X |
1080. |
|
Кривые зависимости количества воздуха, вхо дящего через открытый конец в трубу разного диаметра, от времени (рис. 9) взяты из лите ратуры [11].
На основании экспериментальных данных и анализа кривых можно сделать следующие выводы.
1. Количество воздуха, входящего через по вреждение в трубу, зависит от давления газа в ней, размера повреждения и времени, в тече ние которого оно открыто, и будет тем больше, чем больше это время, размер повреждения
именьше давление газа в трубе.
2.Количество воздуха, входящего в трубу через открытый конец, сквозные повреждения
18
или повреждения, расположенные на нижней и верхней образующих (друг против друга), зависит от диаметра трубы и будет тем больше, чем больше ее диаметр, при условии равенства времени, в течение которого повреждение открыто, и давления газа в трубе.
3.Чем больше диаметр трубы, тем больше
вней должно быть давление, чтобы не вошел
внее воздух через сквозные повреждения.
Рис. 7. |
Кривые зависимости количества |
воздуха |
|
в трубах |
от диаметра. |
Продолжительность |
открытия |
|
труб |
10 мин. |
|
1 — кривая для давления газа 2 мм вод. cm.; 2 — кривая атмо сферного давления газа.
На 150-лоі трубе щели 3 х 240 и 3 х 180; на 500-лш трубе
щели 3 |
X 650 и 3 X 590; на ІЬд-мм трубе щели 3 х |
940 и 3 х |
|||
|
|
|
X 1080. |
|
|
Для |
150-мм |
трубы |
это давление |
равно |
|
2,5 мм вод. cm., |
для |
750-л« — 5 мм вод. cm. |
|||
(при скорости |
ветра |
до |
7 м/сек). |
|
4.Если труба имеет повреждение и давление
втрубе падает до атмосферного, то воздух через
повреждение очень быстро входит в трубу в количестве, достаточном для образования взрывоопасной смеси. Через одну минуту после
2* |
19 |