Файл: Эстрин Р.Я. Техника безопасности при огневых работах на действующих газопроводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

того, как повреждение открыто в 150-мм трубе, концентрация воздуха достигла 9,56%.

игО? со

X

fO

S

Я X

..я

О %

оо сГ

=& , ь*

Я I

I 1

>'СУз

Бо всех выводах имеется в виду, что трубы различного диаметра одинаковой длины нахо­ дятся в одинаковых условиях в отношении ско­ рости ветра и расположения повреждений,

20

Электросварочные работы на газопроводах под газом могут быть допущены не при любой скорости ветра. Ветер оказывает влияние на устойчивость дуги, раздувает пламя горящего газа, возрастает пожароопасность (капли и брызги расплавленного металла могут быть отнесены ветром на значительное расстояние, попасть на горючий материал). Переносные

Рис. 9. Кривые зависимости количе­ ства воздуха, входящего в открытый конец трубы разного диаметра, от вре­ мени. Продолжительность открытия труб 10 мин.

1 — ЗОО-.и-м труба; 2 — 500-,u.u труба; з

750-лш труба.

укрытия (щитки и ширма), которыми ограждают рабочее место сварщика, при сильном ветре не будут устойчивы. Ветер значительно ухуд­ шает условия работы сварщика.

Согласно экспериментальным данным лабо­ ратории сварки института Гипроморнефть и завода им. Октябрьской революции (Баку) реко­

21

мендации института Гипроазнефть и литератур­ ным источникам электросварочные работы без укрытия рабочего места сварщика возможны лишь при силе ветра не более 4 баллов, т. е.

при умеренном

ветре со скоростью 5,7—

7,4 м/сек.

[12] отмечалось, что охлажде­

В литературе

ние

ветром места

сварки вызывает увеличение

скорости охлаждения металла не

менее

чем

в два раза, что

ухудшает

качество сварки.

Это

заключение

делалось

при

сварке

без

газа.

Во время экспериментов по заварке повре­ ждений под газом при скорости ветра более 4—5 м/сек пламя сильно затрудняло сварку, а иногда не давало возможности закончить ее. Возрастает опасность ожогов, особенно при ветре, меняющем направление пламени.

Поэтому следует считать, что сварку под газом без защиты рабочего места сварщика от ветра можно допустить при силе ветра не более 3 баллов (скорость 4—5 м/сек).

Для большей надежности давление газа в га­ зопроводе следует поддерживать не ниже

10 мм вод. cm.

При необходимости проводить электросвароч­ ные работы при большей скорости ветра рабочее место сварщика должно быть защищено от ветра, а давление газа должно быть не менее

20 мм вод. cm.

В газопроводах большого диаметра, чтобы через повреждение не проник воздух, следует поддерживать большее давление, чем в газо­ проводе малого диаметра. Поэтому в газопрово­ дах диаметром более 500 мм, независимо от силы ветра, давление газа при сварочных рабо­ тах не должно быть ниже 20 мм вод. cm.

22


УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОГНЕВЫХ РАБОТАХ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ ГАЗОПРОВОДАХ

Аварийно-ремонтные работы

Огневые работы на газопроводах ведут для ликвидации утечек газа из труб через повре­ ждения и выполнения врезок.

Если повреждение небольшое (трещина дли­ ной до 150—200 мм в теле трубы или в сварном поперечном и продольном стыках, свищи, не связанные с коррозией), то его устраняют заваркой с предварительной подготовкой де­ фектного места.

Если повреждение большое (полный или частичный разрыв стыка, трещина в стыке дли­ ной более 150—200 мм, трещина в месте изгиба трубы, свищ в результате коррозии, то дефект­ ное место вырезают и вместо него вваривают патрубок (катушку). При полном или частич­ ном разрыве трубы заменяют всю трубу.

Эту работу, как и врезку отводов в действу­ ющие газопроводы, проводит аварийно-ремонт­ ная бригада, в которую входят квалифициро­ ванные электросварщики, газорезчики, линей­ ные трубопроводчики (слесари), моторист, трак­ торист, шоферы аварийных автомашин.

Работа аварийно-ремонтной бригады слож­ ная, ответственная и газоопасная. При ее выполнении необходимо точно соблюдать меры безопасности, чтобы предотвратить взрывы, пожары и несчастные случаи.

Аварийно-ремонтная бригада должна быть оснащена средствами транспорта, связи, тех­ ники безопасности, строительными механиз­ мами, материалом, инструментом, т. е. всем необходимым для выполнения аварийных и ремонтных работ.

23

В инвентарь по технике безопасности должны войти: спасательные пояса с веревками, шлан­ говые противогазы, маска со стеклами для электросварщика, очки для газосварщика, газо­ анализаторы, плащ-палатка или брезент, рези­ новые сапоги, костюмы брезентовые, плащи водонепроницаемые, рукавицы, асбестовые листы, костюмы ватные, полушубки, палатка на IQ,человек, печка для отопления палатки, аптечка, огнетушитель, минимально необходи­ мый запас воды.

Линейный ремонтер, обнаружив утечки газа в атмосферу, ограждает аварийный участок газопровода (магистрального) и расставляет предупредительные знаки и надписи: «Проход запрещен», «Проезд запрещен», «Опасно — газ» и др. После этого линейный ремонтер должен немедленно подключить полевой телефон и изве­ стить диспетчера районного управления об ава­ рии.

Аварийный участок должен быть отключен по указанию дежурного диспетчера управления газопровода. Для этого следует закрыть линей­ ные задвижки (краны) с обеих сторон и в пер­ вую очередь задвижку (кран) за аварийным участком по ходу газа.

После инструктажа (по предстоящей работе и по технике безопасности) и получения инстру­ мента, спецодежды, спецобуви, средств инди­ видуальной защиты и первичных средств пожа­ ротушения аварийная бригада не позднее чем через 20—30 мин после оповещения об аварии должна выехать к месту работы на специально оборудованных автомашинах повышенной про­ ходимости.

Аварийная автомашина должна быть обору­ дована прикрепленными к кузову сидениями,

24


расположенными не менее чем на 15 см ниже бортов. Задние и продольные сидения по бор­ там кузова должны иметь прочные спинки высотой не менее 30 см. Для входа и выхода рабочих должна быть откидная лестница-стре­ мянка. Кузов машины для перевозки людей в зимнее время необходимо оборудовать отапли­ ваемой будкой с дверью и окнами. Автомашина также должна быть приспособлена к перевозке необходимого аварийного оснащения.

По прибытии на место бригадир инструкти­ рует рабочих повторно и расставляет их по соответствующим пунктам трассы, проверяет инструмент, защитные средства и др. Затем приступают к выпуску газа из аварийного участка, если это требуется по характеру ава­ рии.

Для этого открывают задвижки на отводной линии со стороны аварийного участка и на про­ дувочных свечах или (в зависимости от кон­ струкции линейного отключающего узла для выпуска газа) переключают трехходовой кран на свечу при закрытых основных задвижках (кранах) с обеих сторон аварийного участка. Выпускать газ через зазор разведенных флан­ цев задвижек или кранов запрещается.

До окончания выпуска газа персонал бригады не должен находиться ближе 150 м с навет­ ренной стороны от места выпуска газа. Не ближе этого должны быть расставлены авто­ транспорт, сварочный агрегат и механизмы.

Осматривать места утечек газа должны один — два человека.

При выпуске газа из поврежденного участка

необходимо, чтобы на обоих концах

участка:

1) у задвижек или кранов находились не

менее двух человек со средствами,

обеспечи­

25

вающими надежную связь с диспетчером и лицом, руководящим ремонтными работами; 2) были установлены пружинные и Ѵ-образ-

ные водяные манометры.

Рыть котлован для осмотра и ремонта газо­ провода при утечке из него газа можно только после понижения рабочего давления газа в газо­ проводе не менее, чем на 30%.

Если котлован над целым газопроводом роют экскаватором, то слой грунта над газопрово­ дом толщиной не менее 0,5 м следует разра­ батывать вручную. При рытье котлована вруч­ ную рабочие, чтобы не отравиться выходящим из газопровода газом, должны работать в шланговых противогазах и спасательных поя­ сах с привязанными к ним веревками.

Продолжительность единовременного пребы­

вания

в

противогазе не

должна

превышать

15 мин

с

последующим

отдыхом

на чистом

воздухе не менее 15 мин.

 

 

Свободный конец каждого шланга должен находиться в зоне чистого воздуха с наветрен­ ной стороны. Концы веревок от спасательных поясов должны быть в руках наблюдающих, стоящих наверху, которые следят за самочув­ ствием работающих и в случае необходимости вытаскивают их из котлована.

После вскрытия котлована и тщательного обследования места утечки определяют харак­ тер повреждения и способ ликвидации его.

Чтобы заварить небольшие повреждения, не­ обходимо:

а) снизить давление газа в отключенном участке газопровода;

б) загерметизировать повреждение (устано­ вить временный хомут или др.);

в) провентилировать котлован;


г) проверить содержание газа в котловане газоанализатором или химическим методом.

Кроме того, газорезчик или электросварщик перед началом работы опускает в котлован на длинном шесте горящий факел, чтобы убе­ диться в отсутствии газовоздушной смеси.

Огневые работы в котлованах, колодцах и других опасных в отношении загазованности местах могут производиться при концентрации газов не более:

метана, % .....................................

0,7

паров бензина, мг/л ...................

0,3

сероводорода, м г / л ......................

0,01

Если существует опасность, что в поврежден­ ный участок газопровода попал воздух, то перед сваркой этот участок необходимо продуть газом.

Электросварочные работы можно начать, только убедившись, что:

1) содержание кислорода в пробах, взятых из нижней зоны участка (при продувке газом), не превышает 1% об.;

2) давление газа не выше 120 мм вод. cm. при заварке повреждений диаметром до 10 мм и 40 мм вод. cm. при заварке щелей длиной до 50 мм включительно.

Минимальное давление газа должно быть 10— 20 мм вод. cm. в зависимости от скорости ветра и диаметра газопровода (см. стр. 22).

При заварке повреждений (щелей), длина которых более 50 мм, существует опасность проникновения через них воздуха и образова­ ния в газопроводе газо-воздушной взрывоопас­ ной смеси, так как из-за пламени горящего газа приходилось при опытах снижать давле­ ние до 1 мм вод. cm. Во избежание такого сни­ жения давления для уменьшения выхода газа

27

ii месте сварки повреждение следует обмазы­ вать глиной с асбестовой крошкой или обматы­ вать изоляционной лентой. Лента сгорает по мере сварки и не влияет на качество сварного шва, как показали металлографические ана­ лизы. Давление при сварке должно быть таким же, как при сварке щелей длиной до 50 мм.

Чтобы избежать загазованности котлована и потерь газа, также нужно по мере резки вслед за горелкой газорезчика замазывать обра­ зующуюся щель.

Повреждение следует герметизировать и тогда, когда в процессе сварки или резки погас­ нет электрическая дуга или пламя резака: из-за этого прекратится горение, несгоревший газ будет заполнять котлован. В этом случае огневые работы нужно прекратить и продолжить только после того, как будет установлено отсут­ ствие в котловане концентраций газов, не допу­ стимых нормами.

Пламя горящего снаружи газа (в нижней частигазопровода) свидетельствует о том, что воздух не проник внутрь. Отсутствие пламени (или если пламя внутри газопровода) означает, что в газопровод проник воздух; существует опасность образования газовоздушной смеси и взрыва ее. В этом случае огневые работы должны быть прекращены, рабочие удалены из котлована. Работы могут быть возобновлены лишь после увеличения подачи газа в ремонти­ руемый участок через обводную линию у маги­ стральной задвижки (крана), вытеснение из участка всей газовоздушной смеси и проверки загазованности котлована.

Форма и размеры котлована следует выбирать таким образом, чтобы предупредить образова­ ние газовоздушной взрывоопасной смеси, ожо-

28


гои сварщика (резчика) пламенем горящего газа и обеспечить удобство работы ремонтной бригаде. Можно рекомендовать котлован, пред­

ставляющий

собой два приямка длиной 1,7

и шириной

1,0 м (считая от боковых образу­

ющих газопровода), смещенных друг относи­

тельно друга

на

0,8 м.

Расстояние от нижней

образующей

до

дна

приямка должно быть

не менее 0,5 м.

 

 

Рис. 10. Схема организации работ при врезке катушки в газопровод.

А, Б — магистральные краны (задвижки); К, М — продувоч­ ные свечи; і — отверстия для установки водяных манометров; 2 — запорные резиновые шары; 3 — отверстия для заводки ре­ зиновых шаров; 4 — защитные экраны; 5 — поврежденный участок, подлежащий замене.

Углы откосов стен котлована устанавливают в зависимости от угла естественного откоса грунта.

Из котлована должен быть устроен свободный выход в виде ступеней или пологого, достаточно широкого откоса, чтобы в случае необходимости рабочие могли быстро выйти из котлована.

Если в газопровод надо вставить катушку, то наибольшая безопасность огневых работ может быть достигнута полным и надежным отключением поврежденного участка от осталь­ ного газопровода. Порядок работ при этом сле­ дующий (рис. 10).

29