Файл: Эстрин Р.Я. Техника безопасности при огневых работах на действующих газопроводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закрывают магистральные краны или за­ движки А и Б. Газ из отключенного участка выпускают через продувочные свечи К и М, причем режим освобождения участка газопро­ вода от газа зависит от многих факторов, основ­ ными из которых являются: удельный вес газа, профиль газопровода, герметичность задвижек (кранов), метеорологические условия.

Так, если на заменяемом участке продувоч­ ные свечи находятся не на одной отметке и газ легче воздуха, то свечу, расположенную выше этого участка, следует держать открытой, а рас­ положенную ниже — закрытой. В этом случае газ будет стремиться выходить через вышераспо­ ложенную свечу.

Выпускать газ надо в местах, удаленных от сооружений и зданий.

На отключенном участке должно быть уста­ новлено избыточное давление (не более 40 мм вод. cm.), что контролируют по водяным манометрам. На месте огневых работ в точках 1 (см. рис. 10) просверливают по одному отвер­ стию диаметром 6—7 мм для проверки наличия в трубе конденсата и последующей установки манометров.

Если труба заполнена конденсатом, то его необходимо спустить. Для этого устанавливают специальный хомут с приспособлением для сверления отверстий диаметром 40—50 мм и с отводной трубкой с вентилем. Конденсат спу­ скают в плотно закрываемые бочки, которые удаляют из котлована.

Затем в точках 3 вырезают автогеном отвер­ стия, через которые в трубу вводят запорные резиновые шары 2, надуваемые воздухом ком­ прессором или ручным насосом до давления примерно 350—450 мм вод. cm.

30

Шары следует располагать между линией разреза трубы и отверстиями для подключения манометра.

По данным работ ВНИИСТ [2], во избежание разрушения трубы в местах дальнейшего при­ варивания заплат на отверстия последние должны быть овальной формы шириной (по кольцу) 200—220 мм и длиной (по оси трубы) 250—300 мм. Разница между шириной и длиной заплаты должна быть не менее 50 мм. При вырезке отверстия нужно одновременно обеспе­ чить разделку кромок, чтобы после окон­

чания ремонта вырезанный

кусок, если он

не имел повреждений, был

бы вварен в тру­

бу.

Если шары заключены в оболочку из неогне­ стойкого материала, то они должны быть вста­ влены так, чтобы расстояние между н и м и и местом огневых работ исключало возможность попадания на шары искр или брызг расплавлен­ ного металла.

Если это невозможно, то перед шарами должны быть установлены защитные экраны 4 (рис. 10) из асбеста (или другого огнестойкого материала), или сделаны глиняные (кирпично­ глиняные) перемычки.

Участок, подлежащий вырезке, изолирован­ ный таким способом, следует продуть воздухом через отверстие 3.

По окончании работ и охлаждения сварных стыков шары вынимают из газопровода, и отвер­ стия заваривают. К огневым работам (вырезке дефектного участка трубы и приварке катушки) можно приступить, если содержание газа в про­ бах, взятых из верхней зоны отключенного участка (после продувки воздухом), не превы­ шает 0,7% об.

Зі


Во время выполнения огневых работ необхо­ димо непрерывно наблюдать за показаниями водяных манометров как у магистральных задвижек и кранов, так и у места работ. Нельзя допускать, чтобы через открытые продувочные свечи засосался воздух в отключенный участок.

Сварочные агрегаты, ацетиленовые аппараты, кислородные баллоны должны находиться не ближе 15—20 м от места огневых работ с навет­ ренной стороны.

Врезка в газопроводы

В настоящее время существуют несколько способов врезки в действующий газопровод (в зависимости от давления, диаметра и назначе­ ния газопровода):

1) врезка после отключения участка газо­ провода, полного освобождения его от газа

ипродувки воздухом;

2)врезка при сниженном давлении газа в газопроводе: а) без приспособлений (устройств); б) с приспособлениями (устройствами);

3)врезка без снижения давления газа (при помощи приспособлений и устройств).

Ниже рассмотрены эти способы врезки с точки зрения их безопасности для работников, произ­ водящих врезку.

Если участок отключен от газопровода, пол­ ностью освобожден от газа и продут воздухом, то нужно вырезать отверстие, вставить в него патрубок, пропустив его внутрь газопровода на 5—10 мм, а затем заварить. Такой способ при соблюдении всех требований безопасности (полном освобождении отключегного участка от газа, отсутствии концентраций газов, выше допустимых нормами, в участке и котловане) не представляет никакой опасности для свэр-

32

щика и резчика, так как врезка производится на участке, полностью дегазированном.

Однако для магистральных газопроводов большого диаметра этот способ врезки связан с большой потерей времени на продувку 25 км отключенного участка (отключающую арматуру на магистральных газопроводах устанавливают на расстоянии до 25 км друг от друга).

Если врезку производят при сниженном да­ влении, и горение газа будет мешать сварочным работам, то следует приварить короткий патру­ бок с внешней и внутренней сторон к трубе без предварительной вырезки в ней отверстия. После приварки патрубка вырезают отверстие диаметром на 10—15 мм меньше внутреннего диаметра приваренного патрубка.

Такой порядок врезки в настоящее время внедрен во многих управлениях магистральных газопроводов.

Если перед началом работ невозможно сни­ зить давление в ремонтируемом участке до нуж­ ной величины, то на расстоянии 10—15 м от места огневых работ необходимо вырыть котло­ ван, в газопроводе вырезать отверстие и на него установить свечу для выпуска газа из ремонти­ руемого участка.

В литературе [1, 3, 7] описываются врезки в действующие газопроводы при сниженном давлении газа в них, но с применением запорных резиновых шаров.

Порядок операций этих врезок несколько отличен от описанных врезок при сниженном давлении газа без применения шаров.

После того, как на участке врезки снижено давление, вырезаны отверстия, установлены и заполнены воздухом шары, участок, изоли­ рованный шарами, продут воздухом и прове-

3 Заказ 1166.

33


•рено отсутствие взрывоопасной смеси на этом участке, из трубы газопровода вырезают отвер­ стие, а затем уже приваривают патрубок. Для удаления вырезанной части трубы к этой части предварительно приваривают скобы.

Многолетняя практика огневых работ с при­ менением таких шаров на газопроводах диа­ метром 700 мм и ниже показала, что резиновые шары являются надежным приспособлением, позволяющим безопасно вести работы по врез­ кам на газопроводах большого диаметра [3]. Шары вполне надежны при условии, если они защищены от попадания искр (асбестовой тка­ нью или глиняной, или кирпично-глиняной перемычкой, или заключены в оболочку из прочной огнестойкой материи, пропитанной фосфорнокислым аммонием или другим огне­ стойким составом).

Резиновые шары будут надежны и для газо­ проводов диаметром выше 700 мм при условии, если они заключены в оболочку из прочной материи как для повышения прочности шара, так и для получения шара определенного задан­ ного диаметра в зависимости от диаметра газо­ провода. В этом случае при нагнетании воздуха в шар, заключенный в оболочку, последняя сохранит диаметр шара, соответствующий диа­ метру газопровода, и обеспечит плотное приле­ гание шара к внутренним стенкам трубы.

Резиновые надувные шары диаметром 700 мм и ниже для Ленгаза изготовляет Ленинградский завод резино-технических изделий (РТИ), а для Московского управления магистральных газо­ проводов — Московский завод «Сангигиена».

Если краны (задвижки) в закрытом положе­ нии негерметичны, то при отсутствии надувных резиновых шаров, закрывающих доступ газа

34

к месту работы, «резка опасна, так как при вырезке трубы и дальнейших работах по сварке внутри приваренного патрубка образуется сильное пламя и возникает опасность ожогов резчика и сварщика. Трудно приходится и рез­ чику, если резак обычной длины (РР-53 имеет длину 520 мм): руки резчика находятся на близком расстоянии от места горения газа.

При негерметичности кранов (задвижек) по­ является необходимость рыть котлованы для вырезки «окон» и установки свечей, не говоря уже о необходимости непрерывно набивать смазку в краны для обеспечения их герметич­ ности.

Наличие в эксплуатации газопроводов диа­ метром 1020 мм, оборудованных кранами с ко­ нусными пробками, не достаточно герметич­ ными в закрытом положении, вызывает необхо­ димость освоить изготовление шаров такого диаметра и провести испытание их.

Эту задачу в состоянии выполнить суще­ ствующие заводы при дооборудовании их соот­ ветствующими пресс-формами и прессами.

Врезка без запорных резиновых шаров при сниженном давлении газа в действующем газо­ проводе, если краны (задвижки), которыми выключается участок, в закрытом положении герметичны, опасности не представляет при условии поддержания давления на участке врезки магистрального газопровода не выше 40 и не ниже 10—20 мм вод. cm. Первое необхо­ димо для избежания большого факела горя­ щего газа, второе — для предотвращения обра­ зования в газопроводе взрывоопасной смеси газа с воздухом.

Вновь строящиеся магистральные газопро­ воды любого диаметра для надежного выключе-

3 *

35


Ния участка, где будет производиться врезка,. должны быть оборудованы кранами, герметич­ ными в закрытом положении. Этому условию удовлетворяют краны с шаровым затвором, освоение которых ведется в настоящее время (краны с условным проходом 700, 800 и 1000 мм)

[4].

Как показали стендовые испытания шаровых

кранов (Dy

= 700 с пневмогидроприводом,

Dу = 700 с

электроприводом; Dy = 800 мм

с пневмоприводом), эти краны при односторон­ нем давлении 10—20—45 кГ/см2 обеспечивают полную герметичность.

Если такие краны будут установлены, то для безопасной врезки в действующий магистраль­ ный газопровод достаточно закрыть линейные краны, выпустить газ из отключенного участка через свечи и путем регулирования кранов на байпасах и свечах поддерживать на участке давление не более 40 мм вод. cm. (в зависимости от диаметра газопровода). При таком давлении газа можно безопасно приварить патрубок, вырезать под ним отверстие и произвести даль­ нейшие огневые работы.

Чтобы удалить резчика от пламени горящего газа при вырезке отверстия внутри приварен­ ного патрубка, следует применять удлиненный резак. Удлинить резак без ущерба для безопас­ ного пользования им можно за счет трубок режущего кислорода и ацетилено-кислородной после камеры смешения (в резаке типа РР-53 трубки следует удлинить примерно на

30 см).

Врезка в действующий газопровод при сни­ жении давления газа в нем применима ко всем газопроводам (магистральным, промысловым, городским) и не требует специальных устройств.

36

Врезка при помощи приспособлений и устройств при полном давлении в газопроводе применяется для городских газопроводов.

Описанные в отечественной литературе при­ способления и установки для врезки в действу­ ющие газопроводы диаметром до 320 мм и давле­ нием до 16 кГісм2 без снижения давления работают либо но принципу отрыва части трубы,

либо по принципу резания.

Для установки этих приспособлений тре­ буется большей частью приварка патрубка

кгазопроводу под газом.

При приварке патрубка к действующему

газопроводу возможны прожоги стенки трубы

и прорыв газа.

Чтобы получить хорошую сварку, нужно

проплавить металл на глубину

не менее 1,5

2 мм. Глубина проплавления

в зависимости

от тока колеблется 1,5—5 мм.

Если толщину

стенки трубы рассчитывали без достаточного запаса прочности, оставшаяся (непроплавлен­ ная) толщина стенки ярубы может оказаться недостаточной для давления газа в трубопро­ воде, в результате чего произойдет разрыв трубы в месте приварки и удар струей газа по

•сварщику.

Эта опасность может быть устранена, если толщина стенки трубы (в месте приварки патрубка) будет соответствовать давлению транспортируемого газа с учетом коэффициента

запаса прочности.

При аварийно-ремонтных работах в колод­ цах должны выполняться следующие требова­

ния безопасности.

Перед спуском в колодец крышку его для проветривания необходимо полностью открыть (рис. 11, а). Если газ тяжелее воздуха, то для

37


проветривания колодца следует применять вен­ тилятор.

Концентрация газа в колодце долж на быть

проверена газоанализатором (рис. И , б ) .

При содержании газа в колодце, превыша­ ющем санитарные нормы, а также при возмож­ ности внезапного проявления газа в процессе осмотра рабочий, спускающийся в колодец, должен надеть шланговый противогаз. Конец

шланга должен находиться в зоне

чистого

воздуха с наветренной (от колодца)

стороны.

При открывании крышки колодца

следует

находиться с наветренной стороны. Если коло­ дец имеет сплошную крышку без ручки, то сни­ мать крышку, а также устанавливать ее на место надо специальными крючками; браться за края крышки руками во избежание ушибов и ранения рук запрещается. Если крышка колодца створчатая, то, открывая створы крышки колодца, следует закрепить защел­ ками, как указано на рис. 11, а. Перед спуском в колодец необходимо проверить фиксацию створок крышки в открытом положении.

При работе в зимнее время крышку следует сначала очистить от снега и льда, затем отодви­ нуть в сторону; при этом, чтобы не вдохнуть газовоздушную смесь, которая может образо­ ваться в колодце, не следует низко наклоняться

над колодцем.

Осмотр арматуры и ремонтные работы в ко­ лодцах можно производить только с ведома и разрешения технического руководства. За работающим в колодце должны следить двое наблюдающих, чтобы при необходимости немед­

ленно оказать ему помощь.

Спускаясь в колодец, рабочий должен, по- , мимо шлангового противогаза, надеть спаса-

38

Рис. 11. Колодец на газопроводе.

а — колодец с полностью открытой крышкой; б — проверка концентрации гдза в колодце.

3 8