ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
аккумуляторные элементы из стеклопластика и капрона, а Торецкий машиностроительный завод — батарейный ящик с аппаратами — катализаторами и пакетной защитой. Эти ба тарейные ящики на шахте № 4—21 треста «Петровскуголь» проходят промышленные испытания.
Аккумуляторная батарея электровоза 5АРП помещена во взрывобезопасный корпус, укрепленный на раме электровоза.
Для доставки закладочных материалов изготавливаются саморазгружающиеся ваго нетки типа СВП, кузов которых находится в специальной раме и может опрокидываться.
Таким образом, имеющиеся средства от катки позволяют полностью механизировать транспорт по вентиляционным выработкам.
МЕХАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ОКОАОСТВОЛЬНЫХ ДВОРАХ
Околоствольный двор находится на стыке горизонтальных и вертикальных выработок. Поэтому к нему предъявляются особые требо вания. Схема околоствольных дворов должна обеспечивать минимальные простои откатки, их пропускная способность должна быть зна чительно выше, чем производительность подъема. Чтобы добиться непрерывной рабо ты подъема и своевременно обеопечить очист ные забои порожняком, грузовая и порожня ковая ветки околоствольного двора должны иметь достаточную емкость для размещения в них 1,5—2 составов. Для продвижения со-
31
ставов в процессе разгрузки необходимо иметь специальные механизмы. Такими меха низмами являются канатные или цепные тол катели.
Применяемые в некоторых околоствольных дворах самокатные уклоны также требуют специальных устройств, обеспечивающих без аварийную и надежную работу откатки.
Наиболее рациональными являются схемы с конвейеризацией транспорта от этажного штрека до бункера скипового ствола, в ре зультате чего ликвидируется откатка скипо вого комплекса околоствольного двора, улуч шается сортность углей и снижается трудоем кость.
Однако внедрение конвейерного транс порта в околоствольных дворах требует их значительной реконструкции. На многих шах тах Донбасса до сих пор еще преобладают схемы околоствольных дворов с разгрузкой вагонеток в опрокидывателях. Эти операции необходимо механизировать. Здесь большое значение имеет применение вагонеток с не съемными вращающимися сцепками, что дает возможность разгружать составы без их оста новок.
Для автоматизации этого процесса приме няют толкатели, сблокированные с опрокиды вателями.
Более сложен процесс обмена вагонеток на нижних площадках клетевых стволов, где необходимо отцеплять каждую вагонетку со,- става. Для механизации этих работ применя ются задерживающие и дозирующие стопоры, путевые тормоза, толкатели и другое обору
32
дование. Все эти механизмы устанавливаются последовательно и блокируются друг с другом. Например, путевые тормоза не могут быть от крыты при открытом стопоре; толкатель не может быть включен при закрытом стопо ре и т. д. Однако наличие большого количест ва механизмов усложняет их работу и тре бует высокой квалификации обслуживающего персонала.
Торецкий машиностроительный завод вы пускает пневматический комплекс КМП, у которого на одной раме установлены все ме ханизмы, необходимые для обмена вагонеток в клетях. Управляется этот комплекс автома тически, одним. включением рукоятки.
Для увеличения полезной емкости вагоне ток и лучшего их использования в околоствольных дворах широко применяются меха нические способы очистки кузовов от налип шей угольной и породной мелочи.
Наибольшее распространение получил виб рационный способ очистки пневматическими вибраторами.
Применение механических способов очист ки шахтных вагонеток высвобождает до 6—8 рабочих в сутки и увеличивает на 10—15% полезную емкость вагонеток.
МЕХАНИЗАЦИЯ МАНЕВРОВЫХ РАБОТ
Перемещение составов и одиночных ваго неток при погрузке и разгрузке их, формиро вание составов на обменных пунктах и в околоствольных дворах, расформирование со-
3. В. И. Чубаров, И. T. Бутенко |
33 |
ставов на приемно-отправительных площад ках наклонных выработок — все это манев ровые работы, выполняемые специальными механизмами. Наша промышленность освоила для этой цели ряд машин, которые могут пол ностью механизировать маневровые работы, обеспечивая тем самым непрерывную работу эксплуатационных участков.
Наибольшее распространение имеет ма невровая лебедка МЭЛ-4,5, предназначенная для механизации маневровых и откаточных работ с составами вагонеток на различных участках подземного транспорта и на поверх ности. Эта лебедка имеет компактную конст рукцию и небольшой вес, благодаря встроен ному в барабан редуктору и фланцевому креплению двигателя.
Тормозное устройство лебедки состоит из двух ленточных тормозов. Один из них рас положен на реборде барабана, а второй — на венце планетарной передачи. Первый тормоз удерживает барабан от вращения при натя нутом канате, а второй служит для включения и выключения барабана.
Барабан лебедки закрыт щитком. Это обеспечивает правильную намотку каната и не допускает его зашкивления. Управление лебедкой ручное.
Маневровые лебедки ЛМЗ-4,2 (рис. 6) и
ЛМЗ-11,4 предназначены для механизации маневровых работ у погрузочных и обменных пунктов, для откатки порожних и груженых составов вагонеток в околоствольных дворах и на приемно-отправительных площадках на клонных выработок.
34
Рис. 6. Маневровая лебедка ЛМЭ-4,2.
Лебедки этого типа имеют механизм ди станционного управления. При включении двигателя на рабочий ход происходит соеди нение барабана с редуктором.
Реверсированием двигателя барабан от
ключается от редуктора.
Для нормальной навивки каната барабан закрыт с торцов стальными литыми щитками, сверху огражден листом железа, а чтобы предотвратить возможность образования пе тель при сматывании каната, на валу бараба на предусмотрена притормаживающая регу
лируемая планка.
Электрическая лебедка ЛМЭ-11,4В пред назначена для механизации вспомогательных работ на подземном транспорте. С ее по мощью перемещается по выработкам обору дование, доставляются материалы в очистные
35
и подготовительные забои, производятся мон тажные и демонтажные работы. Отличается лебедка ЛМЭ-11,4В от маневровой лебедки тем, что у нее нет механизма дистанционного управления и есть тормоз. Управление лебед кой ручное.
Маневровая пневматическая лебедка МПЛБ-7 (рис. 7) предназначена для откатки
Рис. 7. Пневматическая лебедка МПЛБ-7.
вагонеток по промежуточным штрекам, для механизации маневровых работ на погрузоч ных и обменных пунктах, на приемных пло щадках и в околоствольных дворах шахт, опасных по внезапным выбросам угля и газа. Эта лебедка компактна по конструкции, бла годаря размещению передаточных механиз мов внутри барабана и фланцевому крепле нию пневматического двигателя,
36
Двигатель лебедки пневматический шесте ренчатый типа ПШ-7 мощностью 7,2 л. с., число оборотов 1500 об/мин. Для нормальной работы необходимо давление воздуха в ма гистралях не ниже 3,5 атм, при расходе сво бодного воздуха 6,8 мг/мин. Управление ле бедкой ручное.
Маневровая лебедка ЛПР-1 предназначе на для механизации всех видов маневровых и вспомогательных работ на шахтах, опасных по внезапным выбросам угля и газа. Для при менения лебедки ЛПР-1 на вспомогательных работах на ободе барабана имеется тормоз ной шкив, охватывающий дифференциальный тормоз. Управление лебедкой ручное и осу ществляется при помощи трехходового крана изменением направления воздушной струи в двигателе.
Канатный толкатель ТКМ предназначен для механизации маневровых работ на при- емно-отправительных площадках, в околоствольных дворах и на поверхности шахт, имеющих вагонетки грузоподъемностью до 1,5 т. Комплект оборудования толкателя ТКМ состоит из монорельса, каретки кулака, кон цевого блока, направляющих шкивов, каната диаметром 9,5 мм и привода толкателя ПТ-3 с пусковой аппаратурой.
Монорельс устанавливается между рель сами колеи. На него надевается каретка, ко торая движется по внутренней поверхности головки. Канат присоединяется к каретке с помощью прижимных планок. Каретка, дви гаясь в направлении рабочего движения, тол кает вагонетки. При движении каретки в об-
37
ратном направлении кулак отклоняется, про ходя под вагонетками, и вновь останавливает ся в рабочем положении под действием про тивовеса. Концевой блок и направляющие шкивы придают канату необходимое направ
ление.
Привод толкателя ПТ-2 представляет со бой двухбарабанную лебедку. Включение того или иного барабана происходит при по мощи фрикционного механизма в зависимости от направления вращения электродвигателя. Во время вращения одного барабана второй барабан приторможен, что обеспечивает сма тывание каната без образования петель.
Дистанционное управление привода тол кателя состоит из двух концевых выключате лей ВКВ-380, приводимых в действие при по мощи жимка на канате через рычаг.
В случае кратковременного перемещения на небольшую длину толкатель управляется с трехкнопочного поста «пуск», «стоп», «на
зад».
Канатный толкатель ТК-1А используется для тех же целей, что и толкатель ТКМ, од нако из-за значительного тягового усилия ку лака и усиленных направляющих он может быть применен для маневровых работ с боль шегрузными вагонетками и на значительную
длину.
В последнее время на базе толкателя ТК-1А изготовлен толкатель ТКК, который, благодаря особым направляющим для кула ка и каната, может работать на криволиней
ных выработках.
Канатные толкатели широко применяются,.
38
главным образом, в околоствольных дворах и на приемо-отправительных площадках, где, кроме лебедок, никакой маневровый механизм неприменим. Основное преимущество канат ных толкателей в том, что они могут работать на большую длину, не требуя растягивания каната, который уложен между рельсами и не
мешает передвижению людей и откатке гру- • зов.
Большое распространение получили также цепные толкатели, тяговые усилия которых позволяют перемещать тяжелые груженые составы.
Цепной толкатель ТЦ — это тяжелый тол катель, у которого на вертикально замкнутой цепи закреплены двойные кулаки: ведущий и тормозной.
Управление толкателем может быть ди станционное или автоматическое. При дистан ционном управлении пуск толкателя осуще ствляется с кнопочного поста, а остановка — автоматически под воздействием вагонетки на концевой выключатель.
Автоматическое управление применяется при блокировке системы толкатель—опроки дыватель: толкатель в конце рабочего хода включает опрокидыватель, а опрокидыватель в конце рабочего хода включает толкатель. Система автоматически выключается при от сутствии на толкателе вагонетки, а также останавливается при перегрузе. Эти толкатели применяются только для проталкивания ваго неток в опрокидыватель.
Пневматический толкатель ТВ-1 (рис. 8)
работает по следующему принципу.
39