ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Рис. 8. Толкатель ТВ-І.
На металлической раме укреплен чугунный цилиндр 1 с золотниковой коробкой и клапа нами. Поршень цилиндра штоком 2 связан с зубчатой рейкой 3, соединенной с ползуном и кулаками 4. Одновременно зубчатая рейка 3 находится в зацеплении с паразитной шестер ней 5, которая, в свою очередь, находится в зацеплении с зубчатой рейкой 6. Последняя жестко связана с кулаками 7. Кулаки могут поворачиваться вокруг оси 8, которая соеди няет их с ползуном и рейкой. При поступле нии сжатого воздуха через специальный пат
рубок золотниковая коробка подает |
воздух |
в цилиндр поочередно с одной или |
другой |
стороны, в зависимости от положения штока. При движении поршня в ту же сторону движется шток 2, рейка 3 и кулаки 4, а рейка 6 с кулаками 7 через шестерню 5 движется в обратном направлении. При движении вперед кулаки, упираясь в ось вагонетки, передвига ют ее, а при движении назад кулак соприка сается тыльной стороной с осью вагонетки и,
40
поворачиваясь вокруг оси 8, свободно прохо дит под вагонетками.
Универсальное применение находят толка тели ПТВ, особенностью которых является использование электрогидравлического при вода.
Толкатель ПТВ переносной и не имеет фундамента. Устройство его несложно: гид равлическая станция и исполнительный ор ган.
Гидравлическая станция имеет двигатель, который приводит в движение масляный на сос. Масло из резервуара насосом подается в маслопровод, соединяющий станцию с испол нительным органом.
Толкатель перемещает вагонетки при по мощи кулаков, укрепленных на штоках двух цилиндров. Штоки соединены между собой шестерней, так что при выдвижении одного другой вдвигается. Для распределения по дачи жидкости в один или второй цилиндры имеется золотниковое устройство. Пуск и остановка гидравлической станции осуществ ляется с кнопочного поста, а управление ис полнительным органом при помощи дроссель ного крана.
Толкатели БЦТ-3-4 предназначены, в ос новном, для заталкивания вагонеток в клети и опрокидыватели. Толкатель бесфундамент ный, цикличного действия, имеет горизонталь но замкнутую цепь и палец, приводящий в движение кулак.
Для обеспечения самокатного движения и для компенсации потерянной высоты широкое распространение имеют компенсаторы высо
41
ты. Их рабочий орган — роликовая тяговая цепь с кулаками, захватывающими за упор или за оси вагонетки. Цепь движется в на правляющих, которые в крайних точках ком пенсатора переходят в горизонтальные участ ки. Высота компенсирования достигает 3 м.
Для обеспечения нормальной работы са мокатной откатки применяются стопоры и пу
тевые тормоза.
Стопоры бывают задерживающие и дози рующие, пропускающие по одной вагонетке. Они могут иметь дистанционное управление и блокировку со взаимозависимыми механиз мами.
Дозирующие стопоры представляют собой сдвоенные задерживающие стопоры, сблоки рованные между собой таким образом, что при открытии одной пары кулаков, вторая закрывается — и наоборот. Путевые стопоры должны выдерживать удары одной вагонетки, нагруженной породой, движущейся с макси мальной скоростью.
Для плавной остановки подвижного соста ва применяются путевые тормоза, конструк ция которых представляет собой две лыжи, расположенные над рельсовым путем. Когда передние колеса вагонетки входят в тормоз, они зажимаются лыжами под действием пру жин или грузов.
При помощи электрогидравлического при вода типа ЭГП поднимаются тормозные лыжи и опускают задерживающий сектор, размещен ный на рельсах на выходе из путевого тормо за. Вагонетка растормаживается и может, в
42
зависимости от условий работы, двигаться дальше самокатом или выталкиваться вспо могательным механизмом.
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТ НА ПОДЗЕМНОМ ТРАНСПОРТЕ
Автоматизация производственных процес сов является дальнейшим шагом технического прогресса в угольной промышленности. Она полностью высвобождает обслуживающий персонал, занятый на ручных работах, и зна чительно улучшает технико-экономические показатели работы угольных шахт. В настоя щее время нет ни одной отрасли угольной промышленности, где бы не применялось ав томатическое управление или его элементы в работе различных механизмов.
Наиболее широко автоматизация внед ряется на конвейерных линиях. Автоматиза ция конвейерных линий позволяет полностью высвободить мотористов, обслуживающих промежуточные приводы и занимающихся расштыбовкой приводных и натяжных голо вок. Стоимость аппаратуры автоматизации окупается менее чем за один год.
Дистанционное управление конвейерными линиями осуществляется в основном по двум схемам: с пультом управления и без пульта управления. Для стационарных конвейерных линий оборудуется пульт управления, с кото рого стрелочным указателем можно контро лировать исправность конвейерной линии; определять, какой конвейер является неис правным; автоматически пустить в работу
43
линию с установленной выдержкой времени;
отключить неисправное |
звено или |
все кон |
|
вейеры, |
подающие на него уголь; |
выключить |
|
и часть |
линии, начиная |
с головного конвейе |
ра, а также осуществить пуск любого кон вейера для опробования без блокировочной зависимости.
При отсутствии пульта управления реле скорости монтируют на натяжной головке каждого конвейера и соединяют с пускателем последующего. В результате осуществляется последовательный пуск конвейеров с установ ленной выдержкой времени, но при неисправ ности одного конвейера отключается вся ли ния. Отсутствие пульта управления не позво ляет контролировать работу конвейеров во время пуска.
Наиболее совершенная аппаратура авто матизации конвейерной линии типа ДУКЛ изготавливается заводом «Красный метал лист» по проекту института Гипроуглеавтоматизация. Она может быть применена для уп равления неразветвленными, разветвленными, стационарными и полустационарными кон вейерными линиями. В схеме использован те лемеханический принцип передачи сигналов управления и контроля, благодаря чему обес печивается автоматическое выполнение всего комплекса операций. Управление конвейерной линией осуществляется по двум жилам кабе ля. Схема предусматривает также и двухсто роннюю громкоговорящую связь, автоматиче скую подачу предупредительного сигнала, двухстороннюю сигнализацию, контроль с пульта за работой конвейеров и переход в
44
случае необходимости на ручное управление. Хорошие результаты дает применение ап-
паратуры АУК-2 и АУК-Ю.
Для повышения эффективности работы электровозной откатки, особенно в околоствольных дворах, применяется устройство сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), автоматически переводящее стрелки, включающее светофор, сигнализирующее на пульте диспетчера о месте нахождения соста ва, не допускающее наезда одного состава на другой.
Одним из элеіментов СЦБ является аппа ратура УСЭ — управление стрелкой с движу щегося электровоза. Приспособление (рис. 9)
Рис. 9. Стрелочный привод аппаратуры УСЭ.
состоит из моторного стрелочного привода и датчиков, расположенных между рельсами, специального пускателя, светового указателя положения стрелки.
Работа аппаратуры заключается в следую щем (рис. 10): электровоз, проходя над дат чиком определенной полярностью подвесного электромагнита, включает поляризованное реле в то или иное положение. Реле, срабаты-
45
П М П ’ 5
Риг. 10. Принципиальная схема аппаратуры УСЭ.
вая, через пускатель переводит стрелку, на что указывает перемена сигнала на световом указателе положения стрелки. Для включения электромагнита на электровозе имеется вклю чатель, который может подавать ток в том или ином направлении.
Применение аппаратуры УСЭ предусмат ривается всеми проектами комплексной меха низации и автоматизации подземного транс порта шахт.
Для автоматизации работ на погрузочных пунктах лав в последние годы получили рас пространение комплексы погрузочных пунктов ГУАПП, которые состоят из переносного электрогидравлического толкателя типа ПТВ с моторно-насосной станцией и двухскатного устройства, предотвращающего просыпание угля в междувагонеточные пространства.
Для контроля погрузки имеется механизм, состоящий из датчика контроля в виде кача
46
ющейся пластинки и щелевого крана, с по мощью которого осуществляется автоматиче ское управление толкателем в период загруз ки вагонетки. Кроме того, имеются два дат чика, фиксирующие положение вагонеток относительно загрузочного устройства. Шар нирные рычаги связаны с маслораспредели тельными устройствами золотникового типа, благодаря которым осуществляется автома тическое управление толкателем и заслонкой двухскатного устройства при обмене вагоне ток под погрузкой.
Работа погрузочного пункта заключается в следующем. После установки вагонетки на первый датчик включается маслостанция ■и толкатель передвигает вагонетку под разгру зочную головку конвейера. В это время вклю чается второй датчик, отключая толкатель и направляя поток угля в вагонетку. После за полнения кузова уголь отклоняет качающую пластинку и включает толкатель. Таким об разом, уголь грузится без участия людей.
В шахте всей работой подземного транс порта руководит диспетчер. Он связан со все ми объектами телефонной связью, в диспет черской находится пульт управления средст вами автоматизации в околоствольном дворе. Для оперативного руководства работой откат ки выпускается ряд средств специальной свя зи. Так, при работе контактных электровозов применяется высокочастотная связь по трол
лейному проводу.
Для высокочастотной связи принято 16 вызывных частот в диапазоне 300—3000 гц. Каждая электровозная станция настроена на
47
определенную частоту, поэтому для вызова электровоза диспетчерская станция должна посылать ту же частоту. В комплект диспет черской высокочастотной станции входят бло ки высокой и низкой частоты.
Принцип работы высокочастотной связи заключается в следующем. Диспетчер вызыв ным ключом посылает токи определенной ча стоты в контактную сеть. На электровозной станции, настроенной на эту частоту, подает ся звуковой сигнал и загорается лампочка. Машинист электровоза снимает трубку и раз говаривает с диспетчером. Для этого как на электровозной станции, так и на пульте дис петчера при передаче звуковая частота пре образуется в высокую частоту определенного значения, а при приеме происходит обратное преобразование.
Таким образом, диспетчер может вызвать любой электровоз и разговаривать с машини стом электровоза во время движения.
На диспетчерской станции известно, кто из машинистов ее вызывает. Это помогает дис петчеру оперативно решать возникшие воп росы.
Для аккумуляторных электровозов выпу скается аппаратура типа ТАС-1, которая мо жет быть использована и горным надзором для связи с диспетчером. Все устройство со стоит из диспетчерского коммутатора, голого провода и небольшого аппарата весом около 500 г. Голый провод протянут на изоляцион ных растяжках по выработке и соединен в конце с одной из жил телефонного кабеля. Телефонный аппарат имеет два провода, од-
48
ним из которых „он присоединяется к рельсам или к электровозу, а втооым—к голомѵ прово ду. Это громкоговорящий тип связи, так как разговор слышен в радиусе примерно
15—20 м.
Для оперативного руководства откаткой в околоствольном дворе и транспортом по на клонным выработкам широко применяется громкоговорящая двухсторонняя связь, аппа раты которой устанавливаются во всех глав ных пунктах выработок. Диспетчер при необ ходимости может связаться с любым участ ком работ.
Конотопский завод «Красный металлист» выпускает аппаратуру ДАУЛ-150 для дистан ционного управления лебедками бесконечной откатки. Аппаратура состоит из блока управ ления с размещением в нем элементов управ ления и сигнализации. На приемных площад ках установлены переключатели, которые за пускают и останавливают лебедки дистанци онно. Одновременно на сигнальном указателе загорается соответствующая лампочка.
Контроль за работой очистных машин и механизмов подземного транспорта осуществ ляется аппаратурой телесигнализации типа ДТС, приемно-регистрирующий аппарат кото рой установлен у диспетчера. Этим аппаратом можно контролировать одновременно 24 ме ханизма, записывая время их работы в тече ние суток. Для передачи сигналов о работе механизмов в пускатели встраиваются датчи ки, которые при проходе тока вырабатывают высокую частоту, передаваемую по телефон ным проводам на усилитель в диспетчерской
49