Файл: Ханин Р.Е. Технология свайных работ и требования к оборудованию Всесоюзная школа передовых методов организации труда и механизации при производстве свайных работ в промышленном строительстве тезисы доклада.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
рок, длиной 17—20 м (группа IV)--2 марки, длиной более 20 м. (группа V)—2 марки.
В то же время отдельными зарубежными фирмами для погружения свай используется 3—4 марки машин в каждой группе свай.
2. Для отдельных копров (С-427; С-428; РМК-5; С-532; ПМК-2—12 и др.) —не выдержа но соотношение между полезной высотой стре лы и ^требуемой грузоподъемностью (грузо подъемность указанных копров меньше суммы весов свай максимального сечения, длиной, равной полезной высоте стрелы и веса молота, необходимого для погружения данной сваи).
3. Оснащение копров малоэффективными штанговыми дизельными молотами устаревшей конструкции, обладающими малой энергией ударов, недостаточной долговечностью и не все гда обеспечивающими погружение свай до про ектных отметок. Это в свою очередь приводило к утяжелению копровых стрел, более быстрому износу машин, снижению производительности.
4.Строительные организации не располагали эффективным навесным копровым оборудова нием на основные строительные машины (трак торы, экскаваторы), что вынуждало их исполь зовать несовершенные конструкции, изготов ленные кустарным способом. Эти конструкции обладали большим собственным весом, что увеличивало удельное давление на грунт и выз вало затруднения в работе на площадках с неблагоприятными грунтовыми условиями.
5.Многие типы копров (в особенности рель совые) характеризовались низкой степенью ме ханизации вспомогательных операций (переме щение копра на площадке, установка на точку,
10
подъем сваи на копер, опускание молота ит. д.).
Данные хронометража, полученные институ тами ВНИИСДМ, ЦНИИОМТП, НИИМосстрой при погружении свай различными копровыми агрегатами приведены в рис. 1.
Время вспомогательных операций составляет примерно от 50 до 80% общего времени погру жения сваи, в связи с чем механизация этих операций существенно влияет на общую производительность копровых установок.
Электрические копры типа С-427, С-428, С-429, С-532 обладали малой степенью меха низации вспомогательных операций, поэтому их производительность составляла 10—13 свай в смену.
Наибольшее распространение имели штанго вые дизельные молоты марок С-222, С-268, С-330 с весом ударной части соответственно равной 1, 2; 1, 8, 2, 5 т.
Указанные молоты хотя и обладали энергети ческой автономностью, однако имели сущест венные недостатки, главными из которых явля лись:
а) малая энергия удара; б) недостаточный фактический срок службы
(частые поломки насоса высокого давления, компрессионных колец и т. п.).
Отдельными ведомственными организациями использовались трубчатые дизельные молоты марок УР-500, УР-1250, УР-2500 с весом удар ной части соответственно равным 0,5; 1,25; 2,5 т, которые обладали большей энергией уда ра (по сравнению со штанговыми молотами),
11
однако также имели существенные недостатки,
а именно; а) плохая заводимость при температурах ни
же—5°С;
б) плохая заводимость при осадках свай бо
лее 50 мм; г) плохая вентиляция камеры сгорания.
Ряд организаций имел в работе паровоздуш ные молоты одиночного действия с весом удар
ной части 1,8; 3,0; 4,25; 6,0 т.
Указанные молоты, являясь безотказными, имели ряд существенных недостатков, в числе которых следует отметить;
а) малую частоту удара, вследствие отсутст вия автоматического парораспределительного
устройства; б) необходимость использования дефицит
ных котлов и компрессоров требуемой произво
дительностью.
Таким образом, оценивая в целом состояние парка сваебойного оборудования на 1960— 61 гг., следует отметить наличие малопроизво дительных и неудобных в работе копров, ис пользование недостаточно эффективных моло тов, практически отсутствие специальных коп ров и тяжелых молотов (с весом ударной части более 6 т) для погружения свай весом 8 т и более.
СВАЕБОЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Недостатки существовавшего парка сваебой ного оборудования указанные в предыдущей главе, а также значительные перспективные
<12
По донным виииедм
По данном иииомтпи шиМоеё/прай
I Уелобные обозначения
бремя погружения
I обой
бремя бегюмагцгпт- ных операции
Дизельный |
Устанобю |
Кйлерно |
Саперна |
«оперна |
Уптанодса |
«опер на |
С-553 |
ям/сабо- |
«ране |
мраверп |
О- 7/4 |
рельсовом |
|
маре |
ЧРРк ЮО |
ноо тележ- |
|
году |
|
1:305 |
|
|
|
Рис. 1. Диаграмма соотношения времени на вшомогателыше операции и погружение сваи.
объемы свайных работ, привели к необходимос ти модернизации старого и созданию нового высокопроизводительного парка машин для погружения свай.
Эта работа проводилась рядом научноисследовательских, проектных и строитель ных организаций (ВНИИСДМ, Башниистрой, ЦКБОоргтехстрой, ЦНИИОМТП, Фундаментпроект, Гидроспецфундаментстрой,.Рязаньжилстрой и др.).
В целях сокращения времени вспомогатель ных операций, некоторые виды рельсовых коп ров устанавливались на траверсную тележку обеспечивавшую частичное или полное пере крытие пролета строящегося здания.
Это позволило уменьшить время работ по рихтовке путей копра, а также обеспечило большую точность погружения свай в плане.
Трестом Гидроспецфундаментстрой был при менен полноповоротный рельсовый копер, что позволило сократить время вспомогательных операций (подтаскивание сваи, установка сваи на копер, на точку и т. п.), а также в ряде слу чаев обеспечивало возможность погружения нескольких свай с одной стоянки.
В отдельных организациях получило приме нение навесное оборудование на машинах об щестроительного типа: тракторы С-80, экскава торы Э-605, Э-10001.
Одновременно с модернизацией существую щего оборудования велась работа по созданию нового копрового оборудования.
Большое внимание было уделено созданию оборудования для погружения свай до 12 м
'И |
. . . . |
(группа свай I и II), имевшее наибольшее при менение в практике строительства.
Институтом Башниистрой были разработа ны и внедрены копровые установки на базе трактора С-100, С-870, С-878, СА-12.
Отдельными организациями были разрабо таны и внедрены конструкции навесного обору дования на экскаваторы и краны для погруже ния свай до 16 м.
Институтом ЦНИИОМТП разработан и вне дрен сваебойный агрегат координатного типа на траверсной тележке с пролетом 18 м, обла дающим высокой степенью механизации вспо могательных операций, позволяющей вести по
гружения |
' свай с ' высокой |
точностью |
(до±1,0см) |
с использованием системы про |
|
граммного управления. |
|
Омскими строителями был разработан и ус пешно применяется сваевдавливающий мосто вой агрегат, предназначенный для погружения свай длиной до 8 м в условиях слабых грунтов.
Трестом Гидроспецфундаментстрой успешно эксплуатируются рельсовые копры с поворот ным кругом, предназначенные для погружения свай длиной до 12 м (ПМК-3—12).
В этом же тресте успешно применяется рель совый копер марки КП-20, предназначенный для погружения свай длиной до 20 м, а также универсальный рельсовый копер для погруже ния наклонных свай длиной до 20 м.
Основные характеристики некоторых копров, упомянутых выше, приведены в таблице 4.
Параллельно проводилась работа по совер шенствованию молотов различных систем. Так, трестом Гидроспецфундаментстрой была раз
15
работана и внедрена автоматическая парорас пределительная головка для паровоздушных молотов одиночного действия, позволившая увеличить частоту ударов молота с 10—■ 15 уд/мин. до 20—25 уд/мин.; что сократило время забивки свай. Большую работу провел институт ВНИИСДМ по созданию трубчатых дизельных молотов новой конструкции.
Созданные и внедренные в практику строи тельства трубчатые дизельные молоты марок С-878, С-879, С-979, а также молоты УР-1-2500,
обладая энергией удара в 2,0—2,5 раза выше штанговых дизельных молотов, заводящиеся при осадках до 50 см при отрицательных темпе ратурах ниже 20СС, позволяют осуществлять быстрое погружение свай (даже в тяжелых грунтовых условиях) на заданную отметку.
Этим институтом были разработаны кон струкции паровоздушных молотов одиночного действия марок С-8П, С-812, предназначенных для погружения тяжелых (до 8,0 т) ж-.б. свай.
Сваебойное оборудование, приведенное в та блицах 4 и 5, отвечает практически основным техническим требованиям, главными, из кото рых являются:
1.Обеспечение соотношения полезной вы соты стрелы и грузоподъемности копра.
2.Обеспечение механизации вспомогатель
ных операций.
3.Обеспечение высокой производительности.
4.Обеспечение точности погружения свай, равной ± 5 см.
5.Обеспечение энергетической автономности
(для копров, оснащенных трубчатыми дизель ными молотами).
16
б. Обеспечение пониженного удельного дав ления на грунт.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВАЙНЫХ РАБОТ
Не только наличие современной техники определяет возможность решения тех задач, о которых говорилось в начале настоящей рабо ты. Необходимо обеспечить также рациональ ное использование как модернизированного, так и нового парка сваебойного оборудования, которое состоит:
а) в правильном выборе сваебойного агрега та (копра, молота);
б) в подборе необходимого вспомогательного оборудования;
в) в выборе рациональной схемы движения сваебойного агрегата по строительной пло щадке;
г) в организации своевременного обеспече ния сваебойного агрегата сваями необходимой длины и сечения.
Правильный выбор сваебойного агрегата яв ляется существенным моментом эффективного использования оборудования и зависит:
1. От типа грунтовых условий и выбранной конструкции свай.
Так, например, при наличии очень слабых грунтов площадки строительства (нормативное давление на грунт менее 1 кг/см2) и высокого уровня грунтовых вод нередко окажется за труднительным применение самоходных агре гатов (в особенности копров с навесными стре лами на экскаваторы), вследствие большого удельного давления на грунт.
j Г О сГ ?'Т 7 Г Т Г ~ -, -1 7
Вэтом случае более рационально примене ние рельсовых копров или мостовых агре гатов.
Всвою очередь выбор для применения того или иного копра тесно связан с конструкцией свай, необходимых для погружения. Одним из основных параметров копра является соответ ствие полезной высоты стрелы и грузоподъем ности копра.
Ксожалению нехватка сваебойного оборудо вания приводит часто к необходимости исполь зования того агрегата, который имеется в рас поряжении строительной организации.
Так, например, нередко сваи длиной 6—8 м погружают копрами на базе экскаватора в то время как более экономично было бы осущест влять погружение их самоходными агрегатами на базе трактора. Нередко отсутствие молота с требуемым весом ударной части (или энергии удара) приводит к недобивкам свай до проект ных отметок, а также значительно увеличивает
время чистого погружения.
2. От конструкции свайных фундаментов (имеется в виду плановое расположение фун даментов, а также конструкция свай).
Так, для зданий с поперечными рядами свай при сваях длиной до 8 м целесообразно поль зоваться мостовыми агрегатами, при сваях длиной до 16 м—копрами на базе экскавато ров, при сваях длиной до 20 м—рельсовыми копрами.
Иногда применение того или иного агрегата невозможно в связи с наличием перепадов в отметках котлована (вызванных наличием фун даментов под оборудование или заглубленных
18
помещений), что характерно для одноэтажных промышленных зданий.
Выбор рациональной схемы движения свае бойного агрегата является также весьма суще ственным фактором в части эффективного их использования и зависит главным образом от конструкции агрегата и конструкции свайных фундаментов.
Так, например, при работе в котловане, схе му движения агрегата необходимо строить таким образом, чтобы в последнюю очередь погружались сваи, расположенные вблизи въезда в котлован. Это даст возможность мак симально удобно осуществлять доставку свай к агрегату и обеспечить свободный выезд из котлована.
Важным обстоятельством является организа ция своевременной доставки свай необходимой длины и сечения к сваебойному агрегату.
Нередко бывают случаи, когда на приобъект ный склад завозят все сваи, требуемые по про екту. К сожалению, в связи с трудностями ор ганизации пробной забивки свай на стадии проектно-изыскательских работ, проектиров щики вынуждены идти на некоторый запас (за счет длин и сечений свай). Это приводит к то му, что в начальной стадии производственного погружения свай требуется внесение корректи вов в проект. Однако, наличие на площадке всех свай, необходимых для погружения, дела ет практически невозможным внесение коррек тивов в проект, что приводит к броссовым ра ботам (в случае недобивки свай—за счет сруб ки броссовых концов).
В начальной стадии погружения свай необхо
19