ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
глиняную массу они выгорают активно, а зольные остат ки в кирпиче при обжиге расплавляются и дают допол нительное количество жидкой фазы. Таким образом, за прессовывая в глиняную массу шлаки, мы наряду е остатками топлива вводим в сырец расплавленную золу,
которая при повторном плавлении как бы склеивает де гидратированную глину. При этом резко увеличивается механическая прочность кирпича. Шлаков вводят до- 8—10%, следовательно, они одновременно служат до
бавкой, отощающей формовочную -массу.
Значительное количество низкоплавких зольных, остатков содержат также паровозная изгарь и низкосорт ные антрациты. Они тоже оставляют в кирпиче допол
нительное количество расплава. Вводимые в глинянуюмассу древесные опилки в основном яляются отощающей
добавкой, которая облегчает процесс сушки. Опилки,
выгорают еще до начала образования керамического че репка, однако они способствуют воспламенению твердых
топливных добавок.
Теплотворная способность наиболее часто применяе мых в кирпичном производстве топливных добавок раз лична и изменяется в следующих пределах (в калориях)
антрацитовый штыб (АШ) |
. 5400—6900 |
|||
паровозная |
изгарь |
. |
... 4650—5750 |
|
котельные |
шлаки |
.... 2850—3570 |
||
каменноугольный |
шлак |
. |
. 4300—5900 |
Для полного обжига кирпича требуется (в % к объе му разрыхленной глины):
АШ . ......................................... 3—3,5
паровозной |
изгари . |
... |
6 —7 |
котельных |
шлаков . |
... |
9 —10 |
каменноугольного шлака |
. . |
3,5—4 |
Для обжига тысячи штук кирпича обычным способом в кольцевых печах нужно 145 кг условного топлива. Рас ход его на кирпичных заводах, использующих новый ме тод, снижается до 105—110 кг, или на 25—30%.
Для того чтобы топливо можно было равномерно
вводить в глиняную массу, его необходимо соответствую щим образом переработать —измельчить и отсеять, а за тем отдозировать, ибо незначительное изменение количе-
2* |
19 |
ства добавок может вызвать местный очаг высоких тем
ператур и деформацию обжигаемого кирпича.
На некоторых заводах приготовление топливных до бавок сводится только к отсеву мелких фракций из су
хого угля и антрацитовых штыбов (АШ или АРШ) или
к дроблению угля и шлаков с последующим просевом на ситах. Лучшим считается такой состав топливных до
бавок, |
в котором отсутствуют зерна размером более |
3 мм. |
Однако мелкая топливная пыль затрудняет |
процессы смешивания с глиной и ухудшает условия работы.
На Ростовском кирпичном заводе № 3 в глиняную массу вводят кирпичный бой, шлак, изгарь и древесные опилки. Добавки дозируют вручную, затем засыпают в скиповый подъемник, с помощью которого масса направ ляется в молотковую дробилку. Смесь топливных и отощающих добавок перемалывается ударным механизмом дробилки и проталкивается через днище — решетку с от
верстиями диаметром 10—12 мм. В данном случае острые края прочного кирпичного шамота облегчают дробление как шлака, так и опилок. Дробленая масса хранится в бункере и затем поступает .на ленточный дозатор, син хронно связанный с ящичным подавателем. Контроль за работой ленточного питателя топливных и отстающих добавок и регулирование его осуществляются автомати чески.
На Азовском кирпичном заводе в качестве топливных добавок используют только котельные или паровозные шлаки, дающие большое количество расплава, без ко торого из местных запесоченных глин невозможно полу чить высококачественного кирпича. Котельные шлаки
различных размеров поступают по ленточному транспор теру в молотковую дробилку. Размолотый шлак ковша ми элеватора подается на сито-бурат для просева. Отсев возвращается на повторный помол, а мелкий шлак, имеющий в поперечнике до 3 мм, поступает в бункер. Отсюда молотый шлак при помощи тарельчатого доза
тора отбирается и подается на ленточный транспортер, несущий глину из ящичного подавателя.
Кирпичные заводы (Ростовский № 2, Таганрогский и другие), применяющие мелкий антрацит, готовят топ
ливные добавки путем ручного отсева штыбов на на клонном сите.
:20
ДОЗИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВВОДА ТОПЛИВНЫХ ДОБАВОК В ГЛИНЯНУЮ МАССУ
Топливо в формовочную массу нужно вводить равно мерно и в определенных соотношениях, так как от точно сти дозирования зависит процесс обжига, а следователь но, и качество продукции.
Для дозирования топливных добавок в промышлен ности строительных материалов чаще всего применяют
тарельчатые и ленточные питатели. Так, да Ростовском
кирпичном заводе № 2 сконструирован питатель, состоя щий из короткого ленточного транспортера с регулиро вочным шибером, над которым размещается бункер за
паса мелкого угля |
или других |
топливных |
добавок |
(рис. 4). Транспортер |
приводится в |
движение |
от звез- |
Рис. 4. Схема дозирования топливных добавок в глиномассу.
.дочки ящичного подавателя цепью Галля. Бункер топ ливных добавок загружается сухим углем при помощи
автопогрузчика, автосамосвала Или вручную, через от
верстие в наружной стене помещения для ящичного подавателя. Течку бункера закрывает шибер со шкалой дозировки и штурвалом для регулирования слоя топлива
21
(рис. 5). Толщина слоя зависит от калорийности и объ емного веса топлива. Скорость движения ленты питате ля должна быть минимальной и составлять несколько сантиметров в минуту, что позволяет иметь слой топли ва толщиной 12—15 см, легко подающийся регулирова нию.
Согласованная работа дозирующего устройства и ящичного подавателя обеспечивает точность дозирова ния топлива и прекращение подачи его при остановке ящичного подавателя.
На ленте транспортера установлен механизм сигна лизации (рис. 5). Если подача топливных добавок на
Рис. 5. Схема работы ленточного дозатора топливных добавок со световой сигнализацией.
ленту транспортера по каким-либо причинам прекращает ся или уменьшается, контакты замыкаются и лампочка загорается. Вместо лампочки можно установить элек трозвонок или устройство, автоматически отключающее всю цепочку технологических машин.
Во время остановки транспортера, подающего добав ки, или при отсутствии последних не всегда удается
своевременно прекратить подачу глины, и кирпич фор
муется без добавок, что приводит к браку. Для устране ния этого на Ростовском кирпичном заводе № 3 разра ботана система автоматического контроля дозировки шихты, сигнализирующая об отсутствии добавок и сама останавливающая ящичный подаватель (рис. 6).
22
Устройство состоит из трех узлов: датчика добавок,
зрительного сигнала, исполнительного реле.
Рис. 6. Схема автоматического контроля процесса дозирования глины и топливных добавок.
Датчик представляет собой вращающееся коромысло с лопаточкой на одном конце и штифтом на другом. При надавливании массы добавок на лопаточку штифт замы кает два контакта и подает питание одновременно на сигнал и исполнительное реле. Для безопасности обслу
живания цепь эта работает под напряжением 36 в. Исполнительное реле, включаясь, подготавливает к
пуску ящичный подаватель. Если на ленте транспортера нет добавок, ящичный подаватель останавливается, од новременно сигнализируя об этом на пульт управления.
Описанный нами опыт работы передовых заводов Ро стовской области позволяет сделать следующие выводы.
Обжиг кирпича в восстановительной среде очень
прост, не требует сложных приспособлений, больших за
трат и весьма эффективен. Запрессовка значительного ко личества топлива при обжиге кирпича до настоящего вре
мени была затруднена из-за отсутствия надежных спо
собов дозирования и контроля. Впервые разработанные у нас схемы и конструкции автоматического контроля и сигнализации дозирования топливных добавок легко мо гут быть внедрены на всех кирпичных заводах.
ЛИОКУМОВИЧ Лазарь Михайлович
ШАГОС Лия Яковлевна
ОБЖИГ КИРПИЧА НОВЫМ СПОСОБОМ
Редактор Р. Л. Алексеева. Художественный редактор 3. А. Лазаревич. Технический редактор М. В. М а р и н ю к. Корректор Е. Г. Харченко.
Изд. № 245/100203. Пл. № 163. Сдано в набор 26-ХII 1959 г. Подписано к печати 23-1 1960 г. Формат 54x84/16. Объем 1,5 физ. п. л. (0,75 бум.
л.), 1,23 усл. п. л., 1,21 |
уч.-изд. л. |
Тираж 2000. |
|
Ростовское |
ПК |
19022. |
|
книжное издательство. |
|||
Ростов-на-Дону, |
Красноармейская |
ул., 43. |
Тип. им. Калинина Облполиграфиздата Управления культуры в Ростове-на-Дону. Заказ № 367. Цена 40 коп.