Файл: Левитский С.М. Плазма служит человеку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

счет существующей там высокой температуры в десятки и сотни миллионов градусов. Впрочем следует отметить, что даже такая температура еще недостаточно высока для того, чтобы обеспечить каждому протону возмож­ ность вступить в ядерную реакцию. Однако в результа­ те многочисленных столкновений какой-нибудь из прото­ нов может случайно приобрести скорость, в несколько десятков раз превышающую среднюю скорость теплового движения при данной температуре, и тем самым станет способным вступить в ядерную реакцию, преодолев от­ талкивание положительно заряженных ядер. Такие ре­ акции, в которых для преодоления отталкивания одина­ ково заряженных ядер используется не предварительное ускорение их, а нагревание до высокой температуры, на­ зываются термоядерными.

Термоядерные реакции, происходящие в плазме при очень высоких температурах, являются дальнейшим про­ должением таких процессов, как плавление, испарение, диссоциация и ионизация. При плавлении и испарении разрушались в результате теплового движения частиц межатомные и межмолекулярные связи в твердом и жидком телах, при диссоциации разрушались внутримо­ лекулярные связи, при ионизации — внутриатомные. Те­ перь пришла очередь разрушения внутриядерных связей.

Термоядерная реакция вообще может и не приводить к выделению энергии. Однако термоядерные реакции, сопровождающиеся выделением тепла, чрезвычайно на­ поминают обычное химическое горение. Только здесь ре­ акция протекает «рангом выше» — не на уровне моле­ кул, а на уровне атомных ядер. Так, например, при хими­ ческом сжигании водорода в кислороде образуется более сложное вещество — вода, а выделившаяся энергия идет на ускорение реакции. При ядерном горении то же ис­

53

ходное топливо — водород дает «золу» в виде более сложного ядра гелия. В этом случае масштабы реакции — температура и ее теплотворная способность — неизме­ римо возрастают.

Глубины Солнца и звезд оказались первыми объек­ тами, на которых физики и астрономы познакомились со сверхвысокотемпературным состоянием вещества и при­ сущими ему необычными свойствами. Звезды — это рас­ сеянные во Вселенной физические лаборатории, где ве­ дутся «опыты» и происходят процессы в условиях, пока еще неосуществимых ни в одной земной лаборатории. И вполне вероятно, что здесь будут открыты новые свой­ ства и новые явления, о которых мы сейчас и не подозре­ ваем.

Большие неожиданности возможны при переходе к температурам в миллиарды и десятки миллиардов гра­ дусов. Где такие температуры существуют и существуют ли они вообще — на этот вопрос еще нет ответа. Но тео­ ретическая мысль и фантазия обгоняют наблюдения и эксперимент. Можно предполагать, что при таких темпе­ ратурах процессы будут происходить уже не на уровне внутриядерных реакций, а на уровне реакций элементар­ ных частиц, которые сейчас удается осуществить только на сверхмощных ускорителях. Такая плазма окажется «кухней» позитронов, мезонов, антипротонов и прочих редких частиц — до сих пор их получают лишь в малых количествах и на короткие промежутки времени.

Сейчас в порядке гипотезы высказывается предполо­ жение о возможности существования эпиплазмы — ги­ пертемпературного состояния вещества, при котором со­ существуют частицы обычного вещества и антивещества. Эта гипотеза не такая уж странная. Ведь существуют же в обычной плазме, не сливаясь, положительные и отри-

54


дательные свободные заряды, хотя вначале это тоже, ви­ димо, казалось довольно странным. Высокая темпера­ тура, приводящая к быстрому движению электронов и ионов, препятствует их объединению и рекомбинации. Возможно, что при очень высоких температурах частицы вещества и антивещества эпиплазмы тоже будут дви­ гаться настолько быстро, что при взаимных соприкос­ новениях они просто не успеют прореагировать друг с другом.

Неисчерпаемы законы природы. И проникновение за границы изученных областей — то ли в область сверхвы­ соких или сверхнизких температур, то ли в область сверх­ высоких давлений, энергий, частот — открывает обычно перед нами целый мир ранее неизвестных свойств, явле­ ний и понятий.

Исследование плазмы как высокотемпературного и сверхвысокотемпературного состояния вещества являет­ ся одним из этих путей в глубины неизвестного.

Управляемые термоядерные реакции и плазма

После того как была выяснена природа первоисточ­ ника солнечной энергии, у ученых родилось, естественно, стремление воспроизвести подобную реакцию на Земле, в физических лабораториях. Это был, наверное, самый дерзкий замысел, который когда-либо возникал у лю­ дей — зажечь самим искусственное солнце. Однако до

.воплощения его в жизнь было слишком далеко: требова­ лись температуры в десятки миллионов градусов, тогда как в лабораториях в то время с трудом получали де­ сятки тысяч.

55

Положение существенно изменилось после создания атомной бомбы. При взрыве атомной бомбы в первые мгновения возникает температура, которая может под­ жечь термоядерную реакцию. Обычный водород оказал­ ся малоэффективным термоядерным горючим. Значи­ тельно легче вызвать термоядерную реакцию в его тяжелых изотопах — дейтерии и тритии, в состав ядер которых уже входят готовые нейтроны. Окружив неболь­ шой атомный заряд слоем дейтерия и трития, удалось поджечь взрывную термоядерную реакцию.

Так современные ученые— прометен XX века — по­ хитили у Солнца огонь термоядерной реакции. Но рас­ плата за этот титанический научный подвиг оказалась

ужасной: в результате была создана водородная

бом­

ба — самое мощное смертоносное оружие, которым

ког­

да-либо владели люди.

 

Не к этому страшному результату стремилась мысль ученых. Они искали и продолжают искать «послушную» термоядерную реакцию, энергетический выход которой можно было бы усиливать или останавливать по жела­ нию, реакцию, которая бы не могла вырваться из-под контроля своих создателей и превратиться во взрыв, энер­ гия которой могла бы обогревать дома, вращать ма­ шины, гнать электрический ток по проводам, реакцию созидательную, а не разрушительную. Такая реакция на­ зывается управляемой термоядерной реакцией.

Но укротить энергию термоядерного взрыва оказы­ вается сложнее, чем осуществить такой взрыв. Здесь по­ вторяется история обычных химических взрывчатых ве­ ществ: на протяжении семи веков химический взрыв тол­ кал ядра в стволах пушек, и лишь семьдесят лет тому назад он начал толкать поршни в двигателях внутрен­ него сгорания.

56


Проблема управляемой термоядерной реакции со­ стоит из нескольких отдельных задач:

а) нужно найти способ нагрева вещества до темпе­ ратур в десятки, а может быть, и сотни миллионов гра­ дусов. Этот способ должен быть безопасным, и потому атомный взрыв здесь, конечно, непригоден;

б) нужно уметь удержать вещество при достигнутой температуре на протяжении длительного промежутка времени, в течение которого будет идти реакция; нужно уметь регулировать температуру этой реакции, ускоряя или замедляя по желанию процесс термоядерного син­ теза;

в) нужно уметь вывести энергию из термоядерного котла в форме, пригодной для практического использо­ вания.

Первая задача решается в принципе, как это ни странно, довольно просто. Дело в том, что количество энергии, необходимой для нагрева разреженного газа до высоких температур, сравнительно невелико. Подсчитаем, сколько энергии надо затратить для того, чтобы нагреть 1 л водорода (или его изотопов), содержащего 1018 моле­ кул, до температуры 100 млн. градусов. Принятая нами концентрация весьма незначительна (напомним, что при атмосферном давлении и комнатной температуре в 1 л содержится обычно около 2 • 1022 молекул газа). При указанных высоких температурах каждая молекула це­ ликом распадается на электроны и ионы. Поэтому общее число частиц составит уже 4- 1018. Каждая частица будет

иметь

при

указанной

температуре энергию порядка

кТ—1,38- 10~16 •

108 =

1,3810~8эрг, а все частицы, вместе

взятые,

5,5-

103 д ж . Примерно такое же количество энер­

гии потребляет

обычная электрическая лампочка за

1 мин.

 

 

 

 

57

Такое малое теплосодержание газа, нагретого до столь высокой температуры, объясняется тем, что мы взяли очень малую концентрацию его частиц. Уменьшая и дальше концентрацию газа, мы можем сколь угодно по­ нижать его теплосодержание.

Как произвести нагрев газа — это уже другой вопрос. Ясно только то, что это вполне осуществимая задача и для ее решения не требуются какие-либо сверхмощные источники энергии. Конкретно она может быть осущест­ влена (вначале хотя бы до сравнительно невысоких тем­ ператур) путем пропускания тока через плазму.

Вторая задача несравненно сложнее. Уже простейший расчет показывает, что поток энергии, выделяемой плаз­ мой за 1 сек, на много порядков превышает энергию ее теплосодержания. Поэтому сохранить плазму в нагретом состоянии значительно труднее, чем нагреть ее до этого состояния.

Энергетические потери горячей плазмы состоят из двух основных частей: потерь на теплопроводность и потерь на излучение.

Потери на теплопроводность — это потери тепла от попадания частиц горячей плазмы на холодные стенки сосуда, ее удерживающего. Эти потери настолько велики, что нагреть плазму, окруженную холодными стенками, так же невозможно, как вскипятить воду в сосуде из льда.

Где же найти такой материал, который бы создавал полную теплоизоляцию между плазмой и стенками сосу­ да, а с другой стороны, не расплавлялся бы от сопри­ косновения с плазмой, нагретой до миллионов градусов? Такой «материал» есть. Это — вакуум.

Нас выручает то, что при высоких температурах обыч­ ный газ превращается в плазму. Вспомним, что в магнит­

58



ном поле теплопроводность плазмы в поперечном на­ правлении резко уменьшается. На рис. 10 изображено устройство с такой магнитной теплоизоляцией. Конфигу­ рация магнитного поля в этом устройстве напоминает мешок, завязанный с двух концов. Магнитные силовые

линии окружают плазму, образуя «магнитную ловушку», и не дают ей возможности соприкоснуться со стенка­ ми. Между стенками и плазмой создается вакуум, кото­ рый, как известно, является наилучшим теплоизолятором. Такая магнитная ловушка представляет собой как бы термос для сохранения горячей плазмы.

Рассматриваемая магнитная ловушка вполне безо­ пасна в работе. Если бы в ней возникла чрезмерно силь­ ная термоядерная реакция, то достаточно было бы только распустить магнитные «завязки» по ее концам, и быстрые частицы горячей плазмы моментально «разбежались» бы из нее. Через эти же «завязки» можно также «нака­ чивать» в ловушку быстрые частицы, получаемые, напри­ мер, в каком-нибудь ускорителе. Постепенно накапли­

59

ваясь, быстрые частицы будут образовывать в ловушке горячую плазму, в которой при достаточной концентра­ ции частиц сможет начаться термоядерная реакция. Это и есть один из способов создания горячей плазмы.

На таком примерно принципе должна была работать гигантская магнитная ловушка «Огра», созданная в одном из научных институтов СССР. По внешнему виду она скорее напоминает не научную экспериментальную установку, а крупный промышленный агрегат.

К сожалению, однако, оказалось, что полностью за­ крыть путь частицам из ловушки не удается. Частицы быстро находят лазейки на «полюсах» ловушки и разбе­ гаются из нее раньше, чем там успевает накопиться концентрация, достаточная для начала термоядерной реакции.

Магнитная ловушка позволяет применить еще один способ для нагрева находящейся в ней плазмы. Для это­ го достаточно усилить магнитное поле, сжимая объем удерживаемой плазмы Такое сжатие будет адиабати­ ческим, так как плазма термически изолирована. При

.адиабатическом сжатии температура плазмы должна возрастать, подобно тому, как нагревается быстро сжи­ маемый газ. Энергия на нагрев плазмы черпается здесь, очевидно, из источников, питающих электромагнитные системы.

Такой способ нагрева плазмы — называется он «тетапинчем» — дает возможность без особых трудностей до­ стичь температуры порядка 10 млн. градусов. Правда, плазму при такой температуре удается удержать очень недолго — на протяжении нескольких миллионных долей секунды.

Другой причиной потерь энергии горячей плазмой является излучение. Здесь нам также в значительной

£0