Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ОХРАНА ТРУДА
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В МОРСКОМ ПОРТУ
РЕНЛАМБЮРО ММФ
СССР
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
Отдел труда и заработной платы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В МОРСКОМ ПОРТУ
РЕКЛАМБЮРО ММФ МОСКВА — 1968
| |
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ |
| |
ИАучН О -ТЕХН И ЧЕСКАЯ |
| |
КИЕЛИдТЕКА СОСР__ |
Автор рассказывает о борьбе коллективов портов Черноморского морского пароходства с производственным травматизмом.. Брошюра пред назначена для руководителей предприятий, инже нерно-технических работников, инженеров по тех нике безопасности, диспетчеров, стивидоров, про рабов, мастеров и профактивистов охраны труда.
Охрана труда в СССР — дело государствен ной важности и предмет постоянной заботы правительства и Коммунистической партии Со ветского Союза.
На создание условий для безопасного, высо копроизводительного труда, механизацию тя желых и вредных процессов, комплексную ме ханизацию и автоматизацию ежегодно расхо дуются огромные средства.
Отдельные хозяйственные руководители не проявляют еще должной заботы о создании безопасных условий труда и нормальной сани тарно-гигиенической обстановки на производ стве, не принимают мер для ликвидации запы ленности и загазованности производственных помещений, обеспечения рабочих гардеробами, душевыми и другими санитарно-бытовыми устройствами. ■
Руководители предприятий, все инженернотехнические работники должны повседневно совершенствовать организацию производства, создавать необходимые санитарно-гигиениче ские условия, обеспечивать полную безопас ность работающих, требовать от окружающих строгого соблюдения правил и норм техники безопасности.
Правила техники безопасности и производ ственной санитарии предусматривают различ-
з
ные технические, санитарно-гигиенические и организационные мероприятия, осуществле ние которых обязательно для создания наи более безопасной и здоровой производствен ной обстановки, ликвидации причин производ ственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Администрация предприятия разрабатывает также инструкции по безопасным способам работы для каждой профессии с учетом специ фических условий данного производства. Ре шающими факторами являются правильная организация работ, их качественные вариан ты и технологические схемы, строгий надзор за соблюдением правил техники безопасности. К борьбе за устранение причин производст венного травматизма следует привлечь весь профактив, ударников коммунистического тру да, комсомольские посты. Необходимо широко развернуть соревнование за ликвидацию про изводственного травматизма, за бригаду, цех, район, участок без нарушений правил по тех нике безопасности.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В МОРСКОМ ПОРТУ
Главная задача техники безопасности — обеспечение безопасных условий труда на про изводстве путем устранения причин, порожда ющих производственный травматизм, совер шенствования технологических процессов, улучшения организации работ. Только совер шенствуя технологические процессы, улучшая организацию работ и проводя систематиче
4
скую учебу инженерно-технических работни ков и рабочих, можно обеспечить безопасные условия труда на производстве. Борьба с про изводственным травматизмом должна носить самый широкий и систематический характер. Техника безопасности требует постоянного внимания.
Ответственность за безопасность работаю щих несет руководящий административно-тех нический персонал. От руководящего состава производственных участков —• бригадиров, прорабов (стивидоров), диспетчеров, сменных механиков, мастеров зависит создание безопас ных условий труда. Именно они'должны перед началом работы проинструктировать рабочих, ознакомить их с технологическими планами (схемами), лично проверить рабочие места. Особое внимание следует обратить на состоя ние грузозахватных приспособлений, исправ ность лебедок, освещение и наличие безопас ных проходов.
В процессе работы инженерно-технический персонал должен периодически контролиро вать и немедленно пресекать любые наруше ния правил техники безопасности, устранять организационные и технические неполадки, могущие привести к травмам.
Исключительно важное значение имеет пред варительный инструктаж и обучение безопас ным приемам работы. Не является пустой формальностью и повторный инструктаж, в процессе которого следует проанализировать конкретные примеры несчастных случаев, их причины.
Опрос слушателей должен проводиться в
5
форме беседы, что оживит инструктаж и помо жет выяснить, насколько присутствующие ус воили материал.
Правила техники безопасности в морских портах требуют от руководящего состава пра вильной планировки размещения грузов как на открытых территориях, так и в закрытых складах. От правильного размещения грузов,
Рис. 1. Одесский порт. Правильное складирование труб
расположения проходов и проездов между штабелями в немалой степени зависит безопас ность работ и производительность труда бри гад грузчиков и механизаторов.
На дорогах порта должны быть вывешены дорожные знаки установленного образца, ос вещаемые в ночное время. На железнодорож ных переездах и в местах пересечения дорог устанавливается сигнализация. На участках, где движение интенсивно, переезды следует оборудовать шлагбаумами.
6
Нередко на отдельных, обычно ненапряжен ных участках портовой железной дороги дви жение становится активным в связи с разгруз кой судов, ставших к причалу. В этих случаях принимаются меры к охране переездов. На пример, в Николаевском порту выставляются дежурные с красными флажками и„устанавли ваются специальные сигнальные знаки для предупреждения поездных бригад.
Дороги, причалы, грузовые площадки и ио лы складов должны быть твердыми, ровными, нескользкими и иметь уклон для стока и устройство для отвода воды; тротуары для пе шеходов должны быть соответствующей ши рины.
Бывает, что на отдельных участках терри тории порта обстановка изменяется. Тогда следует установить специальные автодорож ные знаки и сигналы (в том числе и перенос ные), ограничивающие скорость передвиже ния.
В черноморских портах практикуется огра ничение скоростей от 5 до 25 км/час в зави симости от местных условий (рода груза, рас положения штабелей, складов, зданий, интен сивности движения транспорта и людей).
Дороги, склады, все рабочие места должны иметь достаточное, правильно установленное, неслепящее и нёутомляющее освещение.
Важную роль в обеспечении безопасной и безаварийной работы играет состояние меха низмов, участвующих в грузовых операциях.
Все Механизмы периодически, в строго уста новленные сроки, должны быть освидетель ствованы, испытаны и иметь надписи о сроках
7
очередных испытаний. Пароходством установ лен порядок, требующий, чтобы все автопо грузчики, кабины портальных кранов, короб ки блоков, гаки окрашивались в контрастные цвета, что улучшает их видимость. Так, на пример, в Одесском порту практикуются сле дующие сочетания цветов: кабины порталь ных 'кранов окрашиваются в красный с жел тым или зеленым, концы стрел отмечаются красными или белыми линиями, гаки и щековины блоков — черными и белыми полосами, боковые поверхности автопогрузчиков — белы ми с черными или красными с зелеными. Практикуется также окраска большими двух цветными квадратами по типу шахматной доски.
Каждый раз перед началом работ сменный персонал обязан проверить и опробовать все наиболее важные с точки зрения техники безопасности узлы и устройства (тормоза, ограничители, предохранители, сигнализацию, тросовое хозяйство, освещение). На всех подъ емных механизмах должны быть надписи о их грузоподъемности.
Тщательно разработанные, сжатые инструк ции по технике безопасности для всех профес сий вывешиваются на рабочих местах.
Впортах Черноморского пароходства, кро ме подробных инструкций по технической экс плуатации и технике безопасности, в кабинах крановщиков вывешиваются краткие правила техники безопасности.
ВНовороссийском порту, помимо таких ин струкций, подготовлены памятки по технике
безопасности при выполнении наиболее опас
8
ных и часто встречающихся вариантов работ. Эти памятки розданы всем портовым рабо чим. Для механизаторов ежегодно организу ются занятия и проверка знаний правил тех нической эксплуатации и техники безопас ности.
Особое внимание следует обращать в пор тах на электробезопасность. На всех электри ческих кранах должны находиться испытан ные и имеющие об этом отметки диэлектри ческие коврики и перчатки. Заземляющие устройства должны быть надежными, перио дически осматриваться, раз в год подвергать ся специальным испытаниям.
При уходе крановщики не оставляют каби ны кранов открытыми. Без разрешения кра новщика никто не вправе подниматься на кран во избежание несчастного случая.
Высокий уровень техники безопасности, ее состояние в большой степени зависят от вни мания и личного отношения руководителей. Так, например, начальник Таганрогского пор та Лев Николаевич Шунин начинает свой ра бочий день с обхода производственных участ ков, подает пример нетерпимого отношения к недостаткам, требуя от всех инженерно-тех нических работников ответственности за со здание безопасных условий работающим.
Особая роль отводится подготовке рабочих мест, правильной расстановке и организации работ.
Прежде чем приступить, к погрузочно-раз грузочным работам, должна быть разработа на технология, обеспечивающая их безопас ность.
9