Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Технологические карты и схемы, и особенно раздел техники безопасности, должны быть согласованы с инженером по технике безопас ности и доведены до всех исполнителей.
Рис. 2. Трюмный электрокран для комплектования подъемов, сконструированный рационализаторами Новороссийского порта
На особо опасных участках работы следует провести специальные беседы с сигнальщика ми, бригадирами и крановщиками.
10
Главную роль в борьбе с травматизмом при званы сыграть механизация и автоматизация производства, которые в первую очередь долж ны внедряться на наиболее трудоемких, опас- ‘ных и вредных участках работ.
ИНЖЕНЕР ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Исключительно важная роль на производ стве принадлежит инженеру по технике безо пасности. Работа его — трудная и ответствен ная — требует хорошего знания всех произ водственных процессов и принципиального, нетерпимого отношения к недостаткам.
Инженер не имеет права быть уступчивым и либеральным в борьбе с нарушителями пра вил и норм техники безопасности, так как от него во многом зависит здоровье и в отдель ных случаях даже жизнь трудящихся.
К сожалению, нередко еще встречаются' ра ботники, считающие, что некоторые указания и требования по технике безопасности сни жают производительность труда. Такое пони мание в корне неверно. Безопасно организо ванный труд повышает как его производитель ность, так и качество продукции.
Как правило, там, где на высоком уровне дисциплина в области техники безопасности, там на должной высоте и дисциплина общая, хорошо организовано производство.
Инженеры по технике безопасности долж ны решать вопросы не только сегодняшнего дня, но и заглядывать в будущее, планировать свою работу и готовиться к решению основной проблемы — переходу от техники безопасности
Ц
к безопасной технике, добиваться всемерной механизации наиболее опасных, вредных и трудоемких работ.
Инженер вместе с общественными органи зациями воспитывает у руководящего состава
ирабочих чувство ответственности и правиль ное понимание значения техники безопасности
иохраны труда.
Инженеру по технике безопасности даны большие права; он достаточно самостоятелен в своих действиях, в организации всей работы. Характер ее требует высокоразвитого чувства ответственности и самоконтроля, инициатив ности, настойчивости, беспрерывного углубле ния и расширения своих знаний.
Нередки случаи, когда отдельные инженеры по технике безопасности работают беспланово, решают только текущие вопросы (рассле дование, оформление актов, инструктаж), не устанавливают определенные часы инструкта жа.
Учитывая многообразие и большой объем деятельности, инженеру по технике безопас ности очень важно правильно спланировать ее и четко распределить свое время.
Вот как, например, организовал свою рабо ту помощник начальника Новороссийского порта по технике безопасности Г. М. Абра-
'мов. Рабочий день он начинает с посещения основных производственных ■участков (скла дов, судов, территорий, мастерских), где не только фиксирует недостатки, но и требует их немедленного устранения. На диспетчерском совещании он докладывает о замеченных не дочетах начальнику порта. Во второй полови
12
не дня, в строго определенные часы, Абрамов инструктирует вновь поступающих на работу в порт, после чего проверяет исполнение своих предыдущих предписаний и приказов началь ника порта, касающихся техники безопасно сти. Он заблаговременно знакомится с плана ми предстоящих работ, как месячными, так и суточными и контролирует ход подготовки погрузрайонов к безопасной переработке гру зов, периодически проверяет, соответствует ли правилам такелажное хозяйство, механизация, станки, участвует в работе квалификацион ных комиссий. Много внимания уделяет со зданию новых плакатов по технике безопас ности и совершенствованию инструкций. К ра боте над плакатами и к разработке инструк ций привлекаются наиболее опытные инжене ры порта.
Помимо контроля над погрузочно-разгру зочными ра.ботами, инженеры по технике бе зопасности должны периодически проверять другие участки, бывать в каждом хозяйстве, на всех рабочих местах.
Работники техники безопасности Жданов ского порта ежемесячно составляют планы та ких проверок и твердо их придерживаются. Как правило, 'большинство инженерно-техни ческих работников, руководителей работает в дневное время, и в связи с этим надзор за со стоянием техники безопасности, за соблюде нием правил в ночное время значительно ос лаблен. Учитывая это, инженеры по технике безопасности Одесского порта первыми ввели в практику периодический выход на работу в
13
ночные смены. В настоящее время этот опыт перенят большинством портов бассейна.
Хорошая новая форма работы найдена на Ильичевском судоремонтном заводе, где вве дены периодические дежурства по технике безопасности руководящих работников — начальников цехов, их заместителей, старших прорабов, мастеров. Разработана и утвержде на инструкция для ответственного дежурного завода. В день дежурства все эти лица осво бождаются от других обязанностей.
Согласно инструкции ответственный дежур ный обязан проверить состояние техники без опасности, незамедлительно принять меры к устранению замеченных недостатков и по окончании дежурства занести в специальный журнал рапорт директору завода о проделан ной работе. Дежурный по заводу носит нару кавную повязку с надписью: «Ответственный дежурный по технике безопасности».
Опыт Ильичевского СРЗ уже используется многими портами пароходства. В начале 1965 г., основываясь на опыте передовых кол лективов, руководство пароходства и Баскомфлот утвердили типовое положение о правах и обязанностях дежурного по технике безопас ности. С начала 1967 г. в Одесском порту практикуются периодические дежурства по технике безопасности в ночное время (с 00 до 8 час утра). Такие дежурства не только спо собствуют улучшению состояния техники безо пасности, но и помогают воспитывать у руко водящего состава правильное к ней отноше ние, заставляют руководителя, инженернотехнического работника с большим чувством
14
ответственности относиться к своей работе, рассматривать производственные процессы с точки зрения техники безопасности, при нимая необходимые меры к ликвидации недочетов.
В Херсонском морском порту ежемесячно составляется график дежурств по технике бе зопасности. Дежурные (как правило, началь ники хозяйств,-отделов, старшие инженеры) в день дежурства освобождаются от исполне ния основных обязанностей. По окончании дежурства они записывают в специальный журнал свои замечания и информируют о принятых мерах руководство порта.
Заслуживает распространения опыт органи зации дежурств в Новороссийском порту. Здесь дежурные выходят на работу во второй поло вине дня с тем, чтобы проконтролировать и вечерние смены. Множество неполадок устра няет заместитель начальника порта Т. А. Мар тиросян, который, как правило, дежурит два раза в месяц. В график дежурств включен и начальник порта.
А в некоторых портах дежурства руководя щего состава формальны и малоэффективны. Так, например, в Ильичевском порту в график дежурств были включены стивидоры и даже складские работники. ■Дежурные не освобо ждались от своих обязанностей. А между тем в утвержденном пароходством и баскомфлотом Положении об ответственных дежурных говорится:
«Ответственными дежурными назначаются руководители портов и заводов, их заместите ли, главные инженеры, начальники цехов, от
15
делов, участков, старшие инженеры и другие лица старшего командного состава».
Чрезвычайно важно поднять роль и значе ние предписаний по технике безопасности, для чего инженеры обязаны добиваться исполне ния их в строго установленные сроки и ни в коем случае не допускать практики повтор ных предписаний вместо того, чтобы сразу привлечь к ответственности нарушителей.
Инженер по технике безопасности должен работать в постоянном контакте с обществен ными организациями, с активом, опираться на их помощь и добиваться поощрения наиболее отличившихся.
Большой интерес представляет опыт рабо ты института общественных инженеров по технике безопасности из числа ветеранов тру да — пенсионеров. В настоящее время общест венные инженеры работают уже во многих портах пароходства.
Вот как организована их работа в Одес ском порту. Отдел техники безопасности пор та и портовый комитет профсоюза пригласи ли двенадцать человек, согласившихся при нять участие в борьбе с производственным травматизмом. Эта группа была утверждена приказом начальника порта, ее руководителем стал И. Я. Егоров. Этим же прикйзом инжене- рам-общественникам были предоставлены все права штатных работников по технике безо пасности. За каждым из них был закреплен определенный участок работы.
Часто можно увидеть на причалах и скла дах общественников А. М. Маркарьяна, В. Н. Автомонова, И. Г. Кричевского, С энтузиаз
16
мом трудятся инженеры-общественнйки портофлота К. Я- Егоров и М. Т. Токаев. Исполь зуя свой богатый производственный опыт, они проводят разъяснительные беседы с рабочи ми, пресекают нарушения правил, добивают ся облегчения условий труда. Вот несколько эпизодов. Инженер-общественник Я- Ш. Шмилович приостановил грузовые работы на суд не из-за неисправного стопора лебедки, пред отвратив тем самым аварию. М. Г. Токаев при проверке судна обнаружил ряд серьезных упущений в несении вахтенной службы. На следующий день состояние дисциплины на судне стало предметом обсуждения на сове щании работников портового флота.
В. Н. Автомонов приостановил перегрузку чугуна в чушках с помощью электромагнита и потребовал оградить опасную зону. Его тре бование было выполнено, а виновные нака заны.
Всего инженерами-общественниками только в первом полугодии 1967 г. было составлено 80 актов о нарушениях правил техники безо пасности.
Приказом начальника порта многие инже неры-общественники были премированы и на граждены грамотами.
Помощник начальника порта по технике безопасности В. Д. Филиппов периодически встречается с инженерами-общественниками, советуется с ними,' направляет их деятель ность.
Очень важно, чтобы инженеры по технике безопасности работали в тесном контакте с профсоюзным активом, опирались на помощь
2 Заказ № 1177 _ |
^ |
Я М |
17 |
ТОО. ПУБЛИЧНАЯ
НАУЧ*Ч0-ТЕХНИЧЕСИАЛ
е и г л ы л т с ч л. |
Р |
профсоюзных комитетов. Так, инженеры Одес ского порта участвуют„в заседаниях местных комитетов при подведении итогов соревнова ния между бригадами. Профсоюзные органи зации, определяя места победителям соревно вания, обязательно принимают во внимание состояние техники безопасности на данном участке.
Месткомы и профгруппы по инициативе ин женеров и совместно с ними периодически об суждают на своих заседаниях случаи наруше ний правил техники безопасности, подвергая резкой критике виновных. .
В морских портах значительную помощь оказывают инженеры общественным инспек торам по охране труда, консультируя и кон тролируя выполнение их предписаний.
Большую роль на погрузочно-разгрузочных работах играют технологические карты и схе мы. Они дают возможность своевременно под готовиться к производительной и безопасной организации работ.
В тех случаях, когда предстоящая работа совпадает с имеющейся типовой технологией и новая карта несоставляется, раздел техники безопасности рассматривается и согласовы вается повторно, и в случае необходимости в него вносятся дополнения и изменения. Техно логические карты должны доводиться до све дения исполнителей перед началом работы, не зависимо от того, встречались ли они раньше.
При составлении технологических карт и схем особое внимание следует обращать на расстановку механизмов и рабочих, направле ние движения, очередность циклов и видов ра
18
бот. Пересечение направлений грузопотоков, движения механизмов и транспорта часто бы вают причинами аварий и травматизма.
Руководители участков, все инженерно-тех нические работники обязаны предвидеть могу щие возникнуть в процессе работы опасности и заблаговременно при планировании преду сматривать меры, обеспечивающие безопас
ность.
Преобладающее большинство вопоосов по технике безопасности не может быть решено без участия бригадиров, сигнальщиков, кра новщиков, стивидоров, прорабов и мастеров. Заслуживает серьезного внимания опыт от дельных портов Черноморского пароходства. Так, руководители портов Новороссийск, Ни колаев, Одесса, Херсон не реже раза в три ме сяца собирают специальные совещания по тех нике безопасности, на которые приглашаются оперативный персонал, бригадиры и старшие крановщики. Здесь заслушивают руководите лей хозяйств и производственных участков. Участники совещаний обсуждают и намечают меры борьбы с производственны*! травматиз мом. Если раньше как в докладах, так и в вы ступлениях содержался в основном анализ имевших место несчастных случаев, то сейчас большое внимание уделяется нарушениям пра вил, которые могли бы привести к травмати ческим последствиям. Такие мероприятия яв ляются одновременно формой контроля, уче бы и обмена опытом.
Желательно, чтобы на такого рода совеща ниях высказывали свое мнение все рабочие, инженерно-технические работники производ
2* |
19 |