Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологические карты и схемы, и особенно раздел техники безопасности, должны быть согласованы с инженером по технике безопас­ ности и доведены до всех исполнителей.

Рис. 2. Трюмный электрокран для комплектования подъемов, сконструированный рационализаторами Новороссийского порта

На особо опасных участках работы следует провести специальные беседы с сигнальщика­ ми, бригадирами и крановщиками.

10

Главную роль в борьбе с травматизмом при­ званы сыграть механизация и автоматизация производства, которые в первую очередь долж­ ны внедряться на наиболее трудоемких, опас- ‘ных и вредных участках работ.

ИНЖЕНЕР ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Исключительно важная роль на производ­ стве принадлежит инженеру по технике безо­ пасности. Работа его — трудная и ответствен­ ная — требует хорошего знания всех произ­ водственных процессов и принципиального, нетерпимого отношения к недостаткам.

Инженер не имеет права быть уступчивым и либеральным в борьбе с нарушителями пра­ вил и норм техники безопасности, так как от него во многом зависит здоровье и в отдель­ ных случаях даже жизнь трудящихся.

К сожалению, нередко еще встречаются' ра­ ботники, считающие, что некоторые указания и требования по технике безопасности сни­ жают производительность труда. Такое пони­ мание в корне неверно. Безопасно организо­ ванный труд повышает как его производитель­ ность, так и качество продукции.

Как правило, там, где на высоком уровне дисциплина в области техники безопасности, там на должной высоте и дисциплина общая, хорошо организовано производство.

Инженеры по технике безопасности долж­ ны решать вопросы не только сегодняшнего дня, но и заглядывать в будущее, планировать свою работу и готовиться к решению основной проблемы — переходу от техники безопасности

Ц

к безопасной технике, добиваться всемерной механизации наиболее опасных, вредных и трудоемких работ.

Инженер вместе с общественными органи­ зациями воспитывает у руководящего состава

ирабочих чувство ответственности и правиль­ ное понимание значения техники безопасности

иохраны труда.

Инженеру по технике безопасности даны большие права; он достаточно самостоятелен в своих действиях, в организации всей работы. Характер ее требует высокоразвитого чувства ответственности и самоконтроля, инициатив­ ности, настойчивости, беспрерывного углубле­ ния и расширения своих знаний.

Нередки случаи, когда отдельные инженеры по технике безопасности работают беспланово, решают только текущие вопросы (рассле­ дование, оформление актов, инструктаж), не устанавливают определенные часы инструкта­ жа.

Учитывая многообразие и большой объем деятельности, инженеру по технике безопас­ ности очень важно правильно спланировать ее и четко распределить свое время.

Вот как, например, организовал свою рабо­ ту помощник начальника Новороссийского порта по технике безопасности Г. М. Абра-

'мов. Рабочий день он начинает с посещения основных производственных ■участков (скла­ дов, судов, территорий, мастерских), где не только фиксирует недостатки, но и требует их немедленного устранения. На диспетчерском совещании он докладывает о замеченных не­ дочетах начальнику порта. Во второй полови­

12


не дня, в строго определенные часы, Абрамов инструктирует вновь поступающих на работу в порт, после чего проверяет исполнение своих предыдущих предписаний и приказов началь­ ника порта, касающихся техники безопасно­ сти. Он заблаговременно знакомится с плана­ ми предстоящих работ, как месячными, так и суточными и контролирует ход подготовки погрузрайонов к безопасной переработке гру­ зов, периодически проверяет, соответствует ли правилам такелажное хозяйство, механизация, станки, участвует в работе квалификацион­ ных комиссий. Много внимания уделяет со­ зданию новых плакатов по технике безопас­ ности и совершенствованию инструкций. К ра­ боте над плакатами и к разработке инструк­ ций привлекаются наиболее опытные инжене­ ры порта.

Помимо контроля над погрузочно-разгру­ зочными ра.ботами, инженеры по технике бе­ зопасности должны периодически проверять другие участки, бывать в каждом хозяйстве, на всех рабочих местах.

Работники техники безопасности Жданов­ ского порта ежемесячно составляют планы та­ ких проверок и твердо их придерживаются. Как правило, 'большинство инженерно-техни­ ческих работников, руководителей работает в дневное время, и в связи с этим надзор за со­ стоянием техники безопасности, за соблюде­ нием правил в ночное время значительно ос­ лаблен. Учитывая это, инженеры по технике безопасности Одесского порта первыми ввели в практику периодический выход на работу в

13

ночные смены. В настоящее время этот опыт перенят большинством портов бассейна.

Хорошая новая форма работы найдена на Ильичевском судоремонтном заводе, где вве­ дены периодические дежурства по технике безопасности руководящих работников — начальников цехов, их заместителей, старших прорабов, мастеров. Разработана и утвержде­ на инструкция для ответственного дежурного завода. В день дежурства все эти лица осво­ бождаются от других обязанностей.

Согласно инструкции ответственный дежур­ ный обязан проверить состояние техники без­ опасности, незамедлительно принять меры к устранению замеченных недостатков и по окончании дежурства занести в специальный журнал рапорт директору завода о проделан­ ной работе. Дежурный по заводу носит нару­ кавную повязку с надписью: «Ответственный дежурный по технике безопасности».

Опыт Ильичевского СРЗ уже используется многими портами пароходства. В начале 1965 г., основываясь на опыте передовых кол­ лективов, руководство пароходства и Баскомфлот утвердили типовое положение о правах и обязанностях дежурного по технике безопас­ ности. С начала 1967 г. в Одесском порту практикуются периодические дежурства по технике безопасности в ночное время (с 00 до 8 час утра). Такие дежурства не только спо­ собствуют улучшению состояния техники безо­ пасности, но и помогают воспитывать у руко­ водящего состава правильное к ней отноше­ ние, заставляют руководителя, инженернотехнического работника с большим чувством

14


ответственности относиться к своей работе, рассматривать производственные процессы с точки зрения техники безопасности, при­ нимая необходимые меры к ликвидации недочетов.

В Херсонском морском порту ежемесячно составляется график дежурств по технике бе­ зопасности. Дежурные (как правило, началь­ ники хозяйств,-отделов, старшие инженеры) в день дежурства освобождаются от исполне­ ния основных обязанностей. По окончании дежурства они записывают в специальный журнал свои замечания и информируют о принятых мерах руководство порта.

Заслуживает распространения опыт органи­ зации дежурств в Новороссийском порту. Здесь дежурные выходят на работу во второй поло­ вине дня с тем, чтобы проконтролировать и вечерние смены. Множество неполадок устра­ няет заместитель начальника порта Т. А. Мар­ тиросян, который, как правило, дежурит два раза в месяц. В график дежурств включен и начальник порта.

А в некоторых портах дежурства руководя­ щего состава формальны и малоэффективны. Так, например, в Ильичевском порту в график дежурств были включены стивидоры и даже складские работники. ■Дежурные не освобо­ ждались от своих обязанностей. А между тем в утвержденном пароходством и баскомфлотом Положении об ответственных дежурных говорится:

«Ответственными дежурными назначаются руководители портов и заводов, их заместите­ ли, главные инженеры, начальники цехов, от­

15

делов, участков, старшие инженеры и другие лица старшего командного состава».

Чрезвычайно важно поднять роль и значе­ ние предписаний по технике безопасности, для чего инженеры обязаны добиваться исполне­ ния их в строго установленные сроки и ни в коем случае не допускать практики повтор­ ных предписаний вместо того, чтобы сразу привлечь к ответственности нарушителей.

Инженер по технике безопасности должен работать в постоянном контакте с обществен­ ными организациями, с активом, опираться на их помощь и добиваться поощрения наиболее отличившихся.

Большой интерес представляет опыт рабо­ ты института общественных инженеров по технике безопасности из числа ветеранов тру­ да — пенсионеров. В настоящее время общест­ венные инженеры работают уже во многих портах пароходства.

Вот как организована их работа в Одес­ ском порту. Отдел техники безопасности пор­ та и портовый комитет профсоюза пригласи­ ли двенадцать человек, согласившихся при­ нять участие в борьбе с производственным травматизмом. Эта группа была утверждена приказом начальника порта, ее руководителем стал И. Я. Егоров. Этим же прикйзом инжене- рам-общественникам были предоставлены все права штатных работников по технике безо­ пасности. За каждым из них был закреплен определенный участок работы.

Часто можно увидеть на причалах и скла­ дах общественников А. М. Маркарьяна, В. Н. Автомонова, И. Г. Кричевского, С энтузиаз­

16


мом трудятся инженеры-общественнйки портофлота К. Я- Егоров и М. Т. Токаев. Исполь­ зуя свой богатый производственный опыт, они проводят разъяснительные беседы с рабочи­ ми, пресекают нарушения правил, добивают­ ся облегчения условий труда. Вот несколько эпизодов. Инженер-общественник Я- Ш. Шмилович приостановил грузовые работы на суд­ не из-за неисправного стопора лебедки, пред­ отвратив тем самым аварию. М. Г. Токаев при проверке судна обнаружил ряд серьезных упущений в несении вахтенной службы. На следующий день состояние дисциплины на судне стало предметом обсуждения на сове­ щании работников портового флота.

В. Н. Автомонов приостановил перегрузку чугуна в чушках с помощью электромагнита и потребовал оградить опасную зону. Его тре­ бование было выполнено, а виновные нака­ заны.

Всего инженерами-общественниками только в первом полугодии 1967 г. было составлено 80 актов о нарушениях правил техники безо­ пасности.

Приказом начальника порта многие инже­ неры-общественники были премированы и на­ граждены грамотами.

Помощник начальника порта по технике безопасности В. Д. Филиппов периодически встречается с инженерами-общественниками, советуется с ними,' направляет их деятель­ ность.

Очень важно, чтобы инженеры по технике безопасности работали в тесном контакте с профсоюзным активом, опирались на помощь

2 Заказ № 1177 _

^

Я М

17

ТОО. ПУБЛИЧНАЯ

НАУЧ*Ч0-ТЕХНИЧЕСИАЛ

е и г л ы л т с ч л.

Р

профсоюзных комитетов. Так, инженеры Одес­ ского порта участвуют„в заседаниях местных комитетов при подведении итогов соревнова­ ния между бригадами. Профсоюзные органи­ зации, определяя места победителям соревно­ вания, обязательно принимают во внимание состояние техники безопасности на данном участке.

Месткомы и профгруппы по инициативе ин­ женеров и совместно с ними периодически об­ суждают на своих заседаниях случаи наруше­ ний правил техники безопасности, подвергая резкой критике виновных. .

В морских портах значительную помощь оказывают инженеры общественным инспек­ торам по охране труда, консультируя и кон­ тролируя выполнение их предписаний.

Большую роль на погрузочно-разгрузочных работах играют технологические карты и схе­ мы. Они дают возможность своевременно под­ готовиться к производительной и безопасной организации работ.

В тех случаях, когда предстоящая работа совпадает с имеющейся типовой технологией и новая карта несоставляется, раздел техники безопасности рассматривается и согласовы­ вается повторно, и в случае необходимости в него вносятся дополнения и изменения. Техно­ логические карты должны доводиться до све­ дения исполнителей перед началом работы, не­ зависимо от того, встречались ли они раньше.

При составлении технологических карт и схем особое внимание следует обращать на расстановку механизмов и рабочих, направле­ ние движения, очередность циклов и видов ра­

18


бот. Пересечение направлений грузопотоков, движения механизмов и транспорта часто бы­ вают причинами аварий и травматизма.

Руководители участков, все инженерно-тех­ нические работники обязаны предвидеть могу­ щие возникнуть в процессе работы опасности и заблаговременно при планировании преду­ сматривать меры, обеспечивающие безопас­

ность.

Преобладающее большинство вопоосов по технике безопасности не может быть решено без участия бригадиров, сигнальщиков, кра­ новщиков, стивидоров, прорабов и мастеров. Заслуживает серьезного внимания опыт от­ дельных портов Черноморского пароходства. Так, руководители портов Новороссийск, Ни­ колаев, Одесса, Херсон не реже раза в три ме­ сяца собирают специальные совещания по тех­ нике безопасности, на которые приглашаются оперативный персонал, бригадиры и старшие крановщики. Здесь заслушивают руководите­ лей хозяйств и производственных участков. Участники совещаний обсуждают и намечают меры борьбы с производственны*! травматиз­ мом. Если раньше как в докладах, так и в вы­ ступлениях содержался в основном анализ имевших место несчастных случаев, то сейчас большое внимание уделяется нарушениям пра­ вил, которые могли бы привести к травмати­ ческим последствиям. Такие мероприятия яв­ ляются одновременно формой контроля, уче­ бы и обмена опытом.

Желательно, чтобы на такого рода совеща­ ниях высказывали свое мнение все рабочие, инженерно-технические работники производ­

2*

19