Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ственных участков, советы и мнения которых должны лечь в основу принятых решений. Весьма важно, чтобы последние немедленно претворялись в жизнь.

Неплохая практика сложилась в Николаев­ ском порту, где сразу же по итогам совеща­ ния издается приказ начальника порта, в ко­ тором указываются сроки и лица, ответствен­ ные за внедрение тех или иных мероприятий, направленных на улучшение организации ра­ бот.

В ряде портов вопросы техники безопасно­ сти периодически выносятся на обсуждение постоянно действующих производственных со­ вещаний.

Впервые на бассейне в Одесском порту со­ стоялась техническая конференция, посвящен­ ная проблемам охраны труда, на которой с до­ кладами выступили начальник порта О. К- То­ мас и главный инженер М. А. Калин. С сооб­ щением «Партийно-массовая работа по обес­ печению безопасных условий труда» выступил секретарь парткома Г. С. Танков. В работе конференции приняли участие передовые ра­ бочие, стивидоры, складские работники, инже­ нерно-технический персонал и был разработан целый комплекс предложений и мероприятий как организационных, так и технических, на­ правленных на улучшение состояния охраны труда, механизацию тяжелы* и опасных ра­ бот. В порту практикуется проведение ежеме­ сячных расширенных совещаний при началь­ нике порта, на которых руководители хозяйств отчитываются о выполнении приказов, пред­

20

писаний и раздела коллективного договора но охране труда.

^V Н»

На ежедневных диспетчерских совещаниях инженеры высказывают свои замечания и предъявляют претензии к руководителям уча­ стков, районов и отделов,^вносят предложения по 'устранению обнаруженных недостатков, докладывают о замеченных нарушениях.

Каждый руководитель обязан на этих сове­ щаниях докладывать не только о травматиче­ ских случаях, как это .имело место, но и обо §сех нарушениях правил и профилактических мерах.

Чрезвычайно важное значение имеют еже­ годные бассейновые совещания -по технике безопасности, в которых принимают участие руководители предприятий, инженеры по тех­ нике безопасности и внештатные технические инспектора охраны труда. На этих совещани­ ях заслушиваются не только доклады руко­ водства пароходства, но и отчеты руководя­ щих работников тех предприятий, где состоя­ ние техники безопасности признано неудовле­ творительным, а также заранее запланиро­ ванные тематические доклады инженеров. Раз­ работанные и принятые совещаниями рекомен­ дации направляются всем предприятиям и ве­ домственным учебным заведениям.

Неоднократными проверками было установ­ лено, что в связи с недостаточной требователь-. ностью отдельных руководителей ослаблен контроль за выполнением намеченных меро­ приятий, приказов и предписаний по вопросам

21


техники безопасности. В связи с этим началь­ ник Черноморского пароходства обязал руко­ водителей предприятий еженедельно заслуши­ вать отчеты инженеров по технике безопасно­ сти о ходе осуществления мероприятий, вы­ полнении предписаний и коллективного дого­ вора. '

В таких портах, как Жданов, Новороссийск, Ильичевск, ежемесячно планируются отчеты руководителей хозяйств о ходе выполнения ме­ роприятий по организации безопасной работы.

Рис. 3. Батумский порт. Легкий складывающийся трап-сходня

Хороший порядок установлен в Туапсинском порту. Здесь заказы на работы по технике без­ опасности выполняются вне всякой очереди.

БОРЬБА С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВИЛ — БОРЬБА С ТРАВМАТИЗМОМ

Анализ причин травматических случаев на предприятиях Черноморского пароходства по­ казал, что большинство из них происходит в

22

связи с нарушением элементарных правил и норм техники безопасности. '

На многих предприятиях сложилась прак­ тика разбора нарушений и принятия соответ­ ствующих мер только в тех случаях, когда эти нарушения приводили к травмам. Нарушения же правил, не приводившие к травматическим последствиям, не обсуждались и должным об­ разом не пресекались.

Учитывая все это, пароходство рассмотрело целый ряд предложений, направленных на ко­ ренное улучшение организации профилактиче­ ской работы.

На всех предприятиях были введены— в цехах и на участках — специальные журналы учета нарушений правил техники безопаснос­ ти и принятых мер. В этих журналах должны фиксироваться все нарушения правил, незави­ симо от того, привели они к травме или нет.

Втех хозяйствах, где работа организована

втри смены, следует вести сменные журналы учета нарушений.

Руководители цехов и участков ежедневно

знакомятся с журналами учета нарушений и принимают соответствующие профилактиче­ ские меры. Особо серьезные нарушения стано­ вятся предметом обсуждения на собраниях и заседаниях местных комитетов, что приносит большую пользу.

На некоторых предприятиях были случаи, когда профсоюзные организации ставили во­ прос об увольнении или понижении в должно­ сти работников, неоднократно нарушавших правила техники безопасности. Так, напри­ мер, Николаевский портовый комитет проф­

23


союзов на своем заседании обсудил поведение сменного механика и двух портовых рабочих

ипредупредил их, что в случае повторения на­ рушений правил техники безопасности он по­ требует от администрации их увольнения. Ре­ шение портового комитета довели до сведения всех коллективов. В Одесском, Таганрогском

иНовороссийском портах практикуется обсу­ ждение нарушителей правил на собраниях профгрупп, заседаниях местных комитетов и товарищеских судов. К сожалению, еще не все профсоюзные комитеты и руководители поня­ ли, что «гуманное» отношение к злостным на­ рушителям правил охраны труда в конечном счете приводит к ослаблению дисциплины и к несчастным случаям.

Отдельные инженеры по технике безопасно­ сти, инженерно-технические работники и руко­ водители еще не анализируют глубоко при­ чин производственного травматизма и не при­ нимают необходимых организационных мер, чтобы не допустить их повторения.

В одном из портов механизаторами участка применялся метод переноса грейфера путем непосредственного захвата за головку (верх­ нюю коробку блоков) челюстями другого грейфера. Как было установлено, грейферы иногда во время переноса падали, но это не вызывало тревоги у работников участка. Та­ кая практика грубого нарушения правил тех­ ники безопасности и технической эксплуата­ ции продолжалась много месяцев, до тех пор, пока однажды не привела к несчастному слу­ чаю.

А вот еще один пример. На тыловых скла­

24

дах Йльичевского порта два портальных кра­ на с помощью электромагнитов перегружали чугунные чушки. Зона перевалки.не была ог­ раждена. Один из кранов проносил груз над ящиками, на которые работница порта нано­ сила отметки. Как выяснилось, складские ра­ ботники, давшие задание крановщикам, не вы­ ставили оградительные знаки, и никто из ру­ ководящего персонала порта не обратил ника­ кого внимания на грубое нарушение правил. Таким образом, создалась ситуация, которая могла привести к несчастному случаю. Инже­ нер по технике безопасности, заметивший это нарушение, приостановил работу и отстранил крановщиков от управления кранами. Строгое наказание понесли складские работники.

Каждый работник должен помнить, что там, где он прошел мимо нарушения правил и не принял соответствующих мер, может произой­ ти несчастный случай.

Если би все инженерно-технические работ­ ники и активисты охраны труда немедленно пресекали замеченные нарушения правил, при­ нимали необходимые меры для того, чтобы из­ бежать их повторения и привлекали виновных к строгой ответственности, то количество трав­ матических случаев сократилось бы.

Необходимо, чтобы инженеры цо технике безопасности глубоко анализировали причины ' производственного травматизма и результаты анализа доводили до сведения всех работни­ ков порта, используя для этого собрания, со­ вещания, внутрипортовое радиовещание, стен­ газеты.

В борьбе с нарушениями правил техники

25


безопасности много творческой инициативы проявляют инженеры Одесского, Новороссий­ ского, Николаевского и других портов. Так, например, в Одесском порту, кроме учета на­ рушений и принятых мер, практикуется со­ ставление специальных актов о нарушениях правил техники безопасности. Активисты охра­ ны труда, члены партийных комиссий по охра­ не труда, инженеры по технике безопасности и другие направляют эти акты руководителям хозяйств для принятия мер, а корешки пере­ даются в отдел техники безопасности порта для контроля. .

Одна из действенных форм борьбы за орга­ низацию безопасной работы — выпуск радиогазеты, в которой конкретные виновники раз­ личных нарушений подвергаются резкой кри­ тике. Большое влйяние на повышение дисцип­ лины оказывает и выпускаемая отделом тех­ ники безопасности порта фотовитрина, на ко­ торой фиксируются наиболее важные факты игнорирования правил, случаи захламленности территории, неправильного складирования

ит. д.

ВНовороссийском порту с целью повыше­ ния чувства ответственности за обеспечение безопасности работы многим портовым рабо­ чим начиная с 1963 г. выдаются специальные вкладыши в пропуска на право управления грузоподъемными механизмами и внутрипортовым транспортом. В случае нарушения ими правил вкладыш отбирается и передается ра­ ботникам отдела техники безопасности, кото­ рые производят повторную проверку знаний нарушителя и через руководство порта приме­

26

няют к нему соответствующие меры воздей­ ствия. Право отбора вкладышей приказом на­ чальника порта предоставлено старшему ру­ ководящему составу.

В портах Черноморского пароходства борь­ ба с нарушениями правил проходит, под ло­ зунгом: «Чем больше вовремя пресеченных на­ рушений правил, тем меньше травм!»

Еще нередки случаи, когда отдельные инже­ неры по технике безопасности в своей работе не опираются на общественных инспекторов по охране труда, не руководят ими, заявляя, что это дело профсоюзной организации. Ин­ женеры должны работать в тесном контакте с профсоюзным активом охраны труда, оказы­ вать ему помощь, направлять его действия, учить; в свою' очередь, активисты сообщают инженерам обо всех неполадках и наруше­ ниях, могущих привести к несчастным слу­

чаям.

Большую помощь руководству порта, проф­ союзным организациям в создании безопас­ ных условий работы оказывают комсомольские посты, рейдовые бригады и ударники комму­ нистического труда.

Пресекая нарушения правил техники без­ опасности, инженерно-технические работники, профсоюзные активисты охраны труда долж­ ны тщательно анализировать их причины, вы­ яснять, не являются ли они результатом пло­ хого инструктажа или низкой дисциплины, слабого надзора или плохой организации тру­ да. Такой анализ позволит в каждом отдель­ ном случае принять правильные меры.

Борьба с нарушениями правил техники без­

27


опасности за дисциплину в области охраны труда — одна из важнейших форм работы по предупреждению производственнрго травма­ тизма.

ТАКЕЛАЖ И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА

При производстве погрузочно-разгрузочных работ исключительно важную роль для без­ опасности работающих играют грузозахватные приспособления, устройства и инвентарь.

Ни один порт не может качественно и про­ изводительно работать, если неудовлетвори- . тельно организовано такелажное хозяйство.

.Нельзя забывать, что обрыв стропа или по­ вреждение другого захватного приспособления может привести не только к серьезной аварии, но и к тяжелым несчастным случаям. Вот по­ чему «Правила техники безопасности в мор­ ских портах» предъявляют целый ряд строгих требований к хранению и надзору за их со­ стоянием.

Стропы и другие приспособления должны храниться в закрытых помещениях (такелаж­ ных кладовых).

Во избежание ошибок при выборе стропов и возможности качественной проверки их со­ стояния горизонтальная и вертикальная осве­ щенность на осматриваемых стропах должны быть не менее 125 лк при устройстве одного общего освещения и 300 лк — при комбиниро­ ванном.

Чтобы избежать ржавления, такелаж дол­ жен храниться на специальных прокладках. Места хранения должны быть защищены от попадания влаги.

28

Ко всем грузовым приспособлениям и стро­ пам должны быть привязаны бирки, кольца или нанесены клейма с указанием грузоподъ­ емности, даты испытания.

Рис. 4. Такелажная кладовая Одесского порта. Стропы развешаны по секциям в зависимости от

их грузоподъемности

Правильно организована работа такелаж­ ной кладовой Батумского порта. Помещение такелажной достаточно вместительное, с высо­ кими потолками, хорошо освещено. Все стро­ пы и приспособления размещены с учетом их назначения и допустимых нагрузок в специ­ ально отведенных местах. Над каждой груп­ пой захватов и устройств имеются надписи о их назначении и грузоподъемности.

29