Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ственных участков, советы и мнения которых должны лечь в основу принятых решений. Весьма важно, чтобы последние немедленно претворялись в жизнь.
Неплохая практика сложилась в Николаев ском порту, где сразу же по итогам совеща ния издается приказ начальника порта, в ко тором указываются сроки и лица, ответствен ные за внедрение тех или иных мероприятий, направленных на улучшение организации ра бот.
В ряде портов вопросы техники безопасно сти периодически выносятся на обсуждение постоянно действующих производственных со вещаний.
Впервые на бассейне в Одесском порту со стоялась техническая конференция, посвящен ная проблемам охраны труда, на которой с до кладами выступили начальник порта О. К- То мас и главный инженер М. А. Калин. С сооб щением «Партийно-массовая работа по обес печению безопасных условий труда» выступил секретарь парткома Г. С. Танков. В работе конференции приняли участие передовые ра бочие, стивидоры, складские работники, инже нерно-технический персонал и был разработан целый комплекс предложений и мероприятий как организационных, так и технических, на правленных на улучшение состояния охраны труда, механизацию тяжелы* и опасных ра бот. В порту практикуется проведение ежеме сячных расширенных совещаний при началь нике порта, на которых руководители хозяйств отчитываются о выполнении приказов, пред
20
писаний и раздела коллективного договора но охране труда.
^V Н»
На ежедневных диспетчерских совещаниях инженеры высказывают свои замечания и предъявляют претензии к руководителям уча стков, районов и отделов,^вносят предложения по 'устранению обнаруженных недостатков, докладывают о замеченных нарушениях.
Каждый руководитель обязан на этих сове щаниях докладывать не только о травматиче ских случаях, как это .имело место, но и обо §сех нарушениях правил и профилактических мерах.
Чрезвычайно важное значение имеют еже годные бассейновые совещания -по технике безопасности, в которых принимают участие руководители предприятий, инженеры по тех нике безопасности и внештатные технические инспектора охраны труда. На этих совещани ях заслушиваются не только доклады руко водства пароходства, но и отчеты руководя щих работников тех предприятий, где состоя ние техники безопасности признано неудовле творительным, а также заранее запланиро ванные тематические доклады инженеров. Раз работанные и принятые совещаниями рекомен дации направляются всем предприятиям и ве домственным учебным заведениям.
Неоднократными проверками было установ лено, что в связи с недостаточной требователь-. ностью отдельных руководителей ослаблен контроль за выполнением намеченных меро приятий, приказов и предписаний по вопросам
21
техники безопасности. В связи с этим началь ник Черноморского пароходства обязал руко водителей предприятий еженедельно заслуши вать отчеты инженеров по технике безопасно сти о ходе осуществления мероприятий, вы полнении предписаний и коллективного дого вора. '
В таких портах, как Жданов, Новороссийск, Ильичевск, ежемесячно планируются отчеты руководителей хозяйств о ходе выполнения ме роприятий по организации безопасной работы.
Рис. 3. Батумский порт. Легкий складывающийся трап-сходня
Хороший порядок установлен в Туапсинском порту. Здесь заказы на работы по технике без опасности выполняются вне всякой очереди.
БОРЬБА С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВИЛ — БОРЬБА С ТРАВМАТИЗМОМ
Анализ причин травматических случаев на предприятиях Черноморского пароходства по казал, что большинство из них происходит в
22
связи с нарушением элементарных правил и норм техники безопасности. '
На многих предприятиях сложилась прак тика разбора нарушений и принятия соответ ствующих мер только в тех случаях, когда эти нарушения приводили к травмам. Нарушения же правил, не приводившие к травматическим последствиям, не обсуждались и должным об разом не пресекались.
Учитывая все это, пароходство рассмотрело целый ряд предложений, направленных на ко ренное улучшение организации профилактиче ской работы.
На всех предприятиях были введены— в цехах и на участках — специальные журналы учета нарушений правил техники безопаснос ти и принятых мер. В этих журналах должны фиксироваться все нарушения правил, незави симо от того, привели они к травме или нет.
Втех хозяйствах, где работа организована
втри смены, следует вести сменные журналы учета нарушений.
Руководители цехов и участков ежедневно
знакомятся с журналами учета нарушений и принимают соответствующие профилактиче ские меры. Особо серьезные нарушения стано вятся предметом обсуждения на собраниях и заседаниях местных комитетов, что приносит большую пользу.
На некоторых предприятиях были случаи, когда профсоюзные организации ставили во прос об увольнении или понижении в должно сти работников, неоднократно нарушавших правила техники безопасности. Так, напри мер, Николаевский портовый комитет проф
23
союзов на своем заседании обсудил поведение сменного механика и двух портовых рабочих
ипредупредил их, что в случае повторения на рушений правил техники безопасности он по требует от администрации их увольнения. Ре шение портового комитета довели до сведения всех коллективов. В Одесском, Таганрогском
иНовороссийском портах практикуется обсу ждение нарушителей правил на собраниях профгрупп, заседаниях местных комитетов и товарищеских судов. К сожалению, еще не все профсоюзные комитеты и руководители поня ли, что «гуманное» отношение к злостным на рушителям правил охраны труда в конечном счете приводит к ослаблению дисциплины и к несчастным случаям.
Отдельные инженеры по технике безопасно сти, инженерно-технические работники и руко водители еще не анализируют глубоко при чин производственного травматизма и не при нимают необходимых организационных мер, чтобы не допустить их повторения.
В одном из портов механизаторами участка применялся метод переноса грейфера путем непосредственного захвата за головку (верх нюю коробку блоков) челюстями другого грейфера. Как было установлено, грейферы иногда во время переноса падали, но это не вызывало тревоги у работников участка. Та кая практика грубого нарушения правил тех ники безопасности и технической эксплуата ции продолжалась много месяцев, до тех пор, пока однажды не привела к несчастному слу чаю.
А вот еще один пример. На тыловых скла
24
дах Йльичевского порта два портальных кра на с помощью электромагнитов перегружали чугунные чушки. Зона перевалки.не была ог раждена. Один из кранов проносил груз над ящиками, на которые работница порта нано сила отметки. Как выяснилось, складские ра ботники, давшие задание крановщикам, не вы ставили оградительные знаки, и никто из ру ководящего персонала порта не обратил ника кого внимания на грубое нарушение правил. Таким образом, создалась ситуация, которая могла привести к несчастному случаю. Инже нер по технике безопасности, заметивший это нарушение, приостановил работу и отстранил крановщиков от управления кранами. Строгое наказание понесли складские работники.
Каждый работник должен помнить, что там, где он прошел мимо нарушения правил и не принял соответствующих мер, может произой ти несчастный случай.
Если би все инженерно-технические работ ники и активисты охраны труда немедленно пресекали замеченные нарушения правил, при нимали необходимые меры для того, чтобы из бежать их повторения и привлекали виновных к строгой ответственности, то количество трав матических случаев сократилось бы.
Необходимо, чтобы инженеры цо технике безопасности глубоко анализировали причины ' производственного травматизма и результаты анализа доводили до сведения всех работни ков порта, используя для этого собрания, со вещания, внутрипортовое радиовещание, стен газеты.
В борьбе с нарушениями правил техники
25
безопасности много творческой инициативы проявляют инженеры Одесского, Новороссий ского, Николаевского и других портов. Так, например, в Одесском порту, кроме учета на рушений и принятых мер, практикуется со ставление специальных актов о нарушениях правил техники безопасности. Активисты охра ны труда, члены партийных комиссий по охра не труда, инженеры по технике безопасности и другие направляют эти акты руководителям хозяйств для принятия мер, а корешки пере даются в отдел техники безопасности порта для контроля. .
Одна из действенных форм борьбы за орга низацию безопасной работы — выпуск радиогазеты, в которой конкретные виновники раз личных нарушений подвергаются резкой кри тике. Большое влйяние на повышение дисцип лины оказывает и выпускаемая отделом тех ники безопасности порта фотовитрина, на ко торой фиксируются наиболее важные факты игнорирования правил, случаи захламленности территории, неправильного складирования
ит. д.
ВНовороссийском порту с целью повыше ния чувства ответственности за обеспечение безопасности работы многим портовым рабо чим начиная с 1963 г. выдаются специальные вкладыши в пропуска на право управления грузоподъемными механизмами и внутрипортовым транспортом. В случае нарушения ими правил вкладыш отбирается и передается ра ботникам отдела техники безопасности, кото рые производят повторную проверку знаний нарушителя и через руководство порта приме
26
няют к нему соответствующие меры воздей ствия. Право отбора вкладышей приказом на чальника порта предоставлено старшему ру ководящему составу.
В портах Черноморского пароходства борь ба с нарушениями правил проходит, под ло зунгом: «Чем больше вовремя пресеченных на рушений правил, тем меньше травм!»
Еще нередки случаи, когда отдельные инже неры по технике безопасности в своей работе не опираются на общественных инспекторов по охране труда, не руководят ими, заявляя, что это дело профсоюзной организации. Ин женеры должны работать в тесном контакте с профсоюзным активом охраны труда, оказы вать ему помощь, направлять его действия, учить; в свою' очередь, активисты сообщают инженерам обо всех неполадках и наруше ниях, могущих привести к несчастным слу
чаям.
Большую помощь руководству порта, проф союзным организациям в создании безопас ных условий работы оказывают комсомольские посты, рейдовые бригады и ударники комму нистического труда.
Пресекая нарушения правил техники без опасности, инженерно-технические работники, профсоюзные активисты охраны труда долж ны тщательно анализировать их причины, вы яснять, не являются ли они результатом пло хого инструктажа или низкой дисциплины, слабого надзора или плохой организации тру да. Такой анализ позволит в каждом отдель ном случае принять правильные меры.
Борьба с нарушениями правил техники без
27
опасности за дисциплину в области охраны труда — одна из важнейших форм работы по предупреждению производственнрго травма тизма.
ТАКЕЛАЖ И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА
При производстве погрузочно-разгрузочных работ исключительно важную роль для без опасности работающих играют грузозахватные приспособления, устройства и инвентарь.
Ни один порт не может качественно и про изводительно работать, если неудовлетвори- . тельно организовано такелажное хозяйство.
.Нельзя забывать, что обрыв стропа или по вреждение другого захватного приспособления может привести не только к серьезной аварии, но и к тяжелым несчастным случаям. Вот по чему «Правила техники безопасности в мор ских портах» предъявляют целый ряд строгих требований к хранению и надзору за их со стоянием.
Стропы и другие приспособления должны храниться в закрытых помещениях (такелаж ных кладовых).
Во избежание ошибок при выборе стропов и возможности качественной проверки их со стояния горизонтальная и вертикальная осве щенность на осматриваемых стропах должны быть не менее 125 лк при устройстве одного общего освещения и 300 лк — при комбиниро ванном.
Чтобы избежать ржавления, такелаж дол жен храниться на специальных прокладках. Места хранения должны быть защищены от попадания влаги.
28
Ко всем грузовым приспособлениям и стро пам должны быть привязаны бирки, кольца или нанесены клейма с указанием грузоподъ емности, даты испытания.
Рис. 4. Такелажная кладовая Одесского порта. Стропы развешаны по секциям в зависимости от
их грузоподъемности
Правильно организована работа такелаж ной кладовой Батумского порта. Помещение такелажной достаточно вместительное, с высо кими потолками, хорошо освещено. Все стро пы и приспособления размещены с учетом их назначения и допустимых нагрузок в специ ально отведенных местах. Над каждой груп пой захватов и устройств имеются надписи о их назначении и грузоподъемности.
29