Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Растительные тросы хранятся отдельно от другого такелажа. Во избежание разъедания ржавчиной они подвешены на оцинкованных крюках или деревянных колышках и рейках. Чтобы предупредить порчу (загнивание), кла­ довщики после работы в дождливую погоду развешивают растительные канаты для про­ сушки.

Стальные стропы также подвешиваются на крюках и периодически смазываются. Как стальные, так и растительные стропы имеют бирки (в виде колец или лепестков) с указа­ нием грузоподъемности. Непригодные таке­ лаж и приспособления хранятся изолированно от исправных, что исключает возможность вы­ дачи их рабочим. Взамен каждого вышедшего из строя стропа в суточный срок изготавли­ вается новый.

В помещении такелажной кладовой на вид­ ном месте вывешены таблицы допускаемых на канаты нагрузок при различных углах накло­ на их к вертикали и инструкции о правилах хранения, испытания и выбраковки. Проверка и выбраковка стропов и других грузовых при­ способлений производится работниками таке­ лажной кладовой систематически. Кладовщи­ ки внимательно проверяют каждый строп не только во время выдачи, но и при приемке после использования. Непригодные стропы сразу же убираются. Выбор стропов произво­ дится только под руководством дежурного кладовщика. Причем в журнале учета выдачи указывается грузоподъемность и назначение стропа. Не допускается буксировать (воло­ чить) стропы к месту их доставки.

30

Заранее в достаточном количестве заготов­ ляются контрольные бирки, которые в случае обрыва основных немедленно навешиваются на стропы.

Дежурные кладовщики Батумского порта, как правило, до начала смены знакомятся с предстоящими на погрузрайоне работами и заблаговременно подготавливают необходи­ мый инвентарь и стропы. Это исключает за­ держку рабочих при получении приспособле­ ний.

Положительный опыт работы такелажной Батумского порта был отмечен приказом на­ чальника пароходства, а заведующий преми­ рован. В этом порту аварии и несчастные слу­ чаи из-за повреждения такелажа были исклю­ чены.

Большая работа по улучшению ведения та­ келажного хозяйства проделана в Новороссий­ ском, Одесском и других портах бассейна. Хо­ рошую инициативу проявили херсонские и ждановские портовики, построившие стенды для испытания тросов, развивающие усилия до 50 т. Помещение гидравлической установки Херсонского порта и вся территория стенда надежно ограждены, чтобы исключить доступ посторонних лиц в опасную зону. Такие стен­ ды для испытания стропов необходимы во всех портах.

Нельзя не указать' на тот факт, что в неко­ торых портах еще практикуется ручная рубка тросов, тогда как изготовление станка для механической резки не представляет ни­ какой сложности и под силу любому хо­ зяйству.

31


Хорошо организованное такелажное хозяй­ ство во многом способствует безаварийной и производительной работе морского порта.

ПРОПАГАНДА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Мастер, начальник цеха, стивидор, прораб или диспетчер, помимо предварительного (вводного) инструктажа по безопасным мето­ дам труда, обязательно проводят для всех вновь поступивших, а также для переведенных с другой работы инструктаж на рабочем ме­ сте. Во время этого инструктажа работники знакомятся со своими обязанностями, с могу­ щими возникнуть в процессе производства опасностями, и узнают о мерах их предотвра­ щения. Каждая инструктивная беседа обяза­ тельно фиксируется в специальной книге (жур­ нале) и подтверждается подписью лиц, при­ нимавших в ней участие.

Справка о прохождении инструктажа по тех­ нике безопасности должна находиться вместе с карточкой учета в отделе кадров.

На ряде предприятий Черноморского паро­ ходства заведены специальные карточки ин­ структажа для всех рабочих. В этих карточ­ ках, помимо даты повторного инструктажа, указывается и причина его прохождения (на­

пример, нарушение работником правил техни­ ки безопасности).

В портах Черноморского пароходства, кро­ ме упомянутых, ежеквартально проводятся повторные общие инструктажи по технике без­ опасности, во время которых практикуется проверка действительных знаний правил, ана­ лизируются причины случаев травматизма и

32

нарушений, обращается внимание на возмож­ ные их последствия.

Анализ показал, что все изложенные мето­ ды обучения безопасным-приемам труда со­ вершенно недостаточны для портовых рабо­ чих, так как исключена возможность показать во время инструктажа даже незначительную часть работ, которые в дальнейшем могут встретиться.

В связи с этим в портах Черноморского па­ роходства стали практиковать подготовку грузчиков в специальных учебных бригадах, под руководством опытных бригадиров и- сти­ видоров. После такого трех-четырехдневного обучения проводится проверка приобретенных знаний, и лишь тогда грузчики допускаются к работе.

Хорошо поставлено обучение вновь приня­ тых рабочих в Херсонском порту, где срок за­ нятий продлен до одного месяца, после чего специальная комиссия присваивает слушате­ лям звание портового рабочего четвертого класса.. До окончания обучения эти рабочие используются только на вспомогательных ра­ ботах.

Очень важно, чтобы бригадиры на первых порах уделяли новым работникам больше внимания и не ставили их на особо опасные участки.

Большое воздействие в деле воспитания со­ знательной дисциплины оказывают плакаты по технике безопасности — яркие, контраст­ ные, привлекающие внимание. К сожалению, еще нередко встречаются серые, однотонные, маловыразительные плакаты.

3 Заказ № 1177

33


Втаких портах, как Новороссийск, Одесса

иИльичевск, инженеры по технике безопас­ ности проводят большую работу по созданию содержательных, выразительных по форме те­ матических плакатов. Инженеры Новороссий­ ского порта, помимо плакатов, вывешиваемых непосредственно на производственных участ­ ках, создали и другие — учебные, отображаю­ щие отдельные процессы и технологические ва­ рианты работ. На этих плакатах рисунки со­

провождаются пояснительным текстом и ре­ комендациями.

Как правило, текст ' плакатов, вывешивае­ мых на рабочих местах, должен быть по воз­ можности кратким и динамичным. Главное изображение (деталь или его часть, основной момент или вариант работы) должно быть вы­ полнено крупнее и ярче. В Одесском порту можно увидеть на большом расстоянии кра­ сочные плакаты (размером от 1,5—2 и до 5 м). Например: «Нарушителям правил техники безопасности не место в нашем коллективе!», «Товарищ! Пресекая нарушения правил тех­ ники безопасности, ты предотвращаешь не­ счастные случаи на производстве», «Работать культурно—работать без нарушений правил».

Инженерно-технические работники, и в пер­ вую очередь инженеры па технике безопасно­ сти, должны постоянно работать над создани­ ем новых, более совершенных плакатов, отра­ жать в них технологические варианты и без­ опасные приемы работы.,

Для пропаганды техники безопасности необ­ ходимо использовать внутреннее радио, стен­ газеты, фотовитрины. Инженеры Одесского

34

. _

Рис. 5. Плакат, расположенный у входа в Одесский порт

порта проводят специальные радиопередачи, посвященные организации безопасной работы; в многотиражной газете «Одесский портовик» почти в .каждом номере выступают со статья-

\ми. Так, помощник начальника порта В. Д. Филиппов посвятил свое выступление опыту работы инженеров-общественников по технике безопасности. В Новороссийском порту пе­ риодически выпускается бюллетень, в кото­ ром анализируются причины несчастных слу­ чаев и указываются пути их предупреждения. Каждый вновь принятый рабочий получает после инструктажа краткую памятку по тех­ нике безопасности. Помощник начальника Ильичевского порта Н. С. Танков во время ин­ структажей лично демонстрирует кинофильмы на эту тему.

Вряде портов (Таганрогском, Ждановском, Бердянском и др.) в зимнее время проводятся занятия по технике безопасности, причем слу­ шатели освобождаются на период учебы от работ. К чтению лекций привлекаются началь­ ники отделов, участков и другие руководи­ тели.

Главная задача пропаганды техники без­ опасности— добиться знания рабочими пра­ вил, предупреждающих возможность произ­ водственного травматизма. Вот почему сле­ дует проявлять больше творческой инициати­ вы в создании разнообразных форм и методов разъяснения и изучения правил. Одним из осо­ бенно действенных методов: следует признать красочный, выразительный по форме, убеди­ тельный и доходчивый по содержанию пла­ кат.

36


КАБИНЕТ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Важную роль в успешной борьбе с производ­ ственным травматизмом играет кабинет тех­ ники безопасности.

На ряде предприятий эти кабинеты исполь­ зуются в основном только для проведения вводных инструктажей с вновь поступающими на работу. А между тем в кабинете — своеоб­ разном учебном центре — должны проводить­ ся семинары и совещания по вопросам техни­ ки безопасности со всеми активистами (вне­ штатными техническими инспекторами проф­ союзов, комсомольскими рейдовыми бригада­ ми, членами партийных комиссий по охране труда, инженерами-общественниками по тех­ нике безопасности). Здесь же, в строго опре­ деленные часы, следует проводить консульта­ ции для рабочих и инженерно-технического персонала, инструктаж.

Оформление кабинетов по технике безопас: пости портов должно отражать типовые, наи­ более безопасные технологические схемы, ва­ рианты и приекы погрузочно-разгрузочных работ.

Макеты и плакаты кабинета следует выпол­ нять с учетом местных условий и специфики порта.

Примерные разделы оформления кабинета

1." Общие требования ко всем работникам порта, правила поведения на его территории.

2.Погрузочно-разгрузочные работы.

Этот раздел должен освещать безопасную работу грузоподъемных устройств и механиз-

37

мов, безопасные приемы работы грузчиков (н трюмах, на складах, на вагонных работах, на автотранспорте), механизаторов, складских работников; правила укладки и складирова­ ния грузов, подбора и использования грузоза­ хватного инвентаря.

3. ЭЛектробезопасность.

Здесь должны найти отражение сроки испы­ таний и проверок диэлектрического инстру­ мента и защитных приспособлений, мероприя­ тия и правила безопасного производства ра­ бот, сроки и порядок проверки знаний у лиц, допущенных к эксплуатации электрооборудо­ вания, а также правила оказания первой по­ мощи при поражении электротоком.

4.Экспонаты, наглядные пособия, связан­ ные с применением транспортных средств: по­ грузчиков, трюмных машин, автомашин; пра­ вилами передвижения, допустимыми скоростя­ ми, оформлением'дорог и переездов,, знаками

исигнализацией, правилами укладки и пере­ возки грузов.

5.Наглядные пособия, связанные с работой на судах, и правила промышленной санита­ рии.

6.Образцы инструмента, защитных приспо­ соблений и захватных устройств.

7.Макеты грузоподъемного крана, с трю­ мом в разрезе, склада, с показом правильного складирования, проходов и проездов.

8.Меры безопасности при работе на метал­ лообрабатывающих и деревообрабатываю­ щих станках, электро- и газосварке.

Площадь кабинетов по технике безопасно­ сти должна быть вполне достаточной для

38


удобного размещения наибольшего количест­ ва лиц, одновременно проходящих инструк­

таж или обучение.

Освещение кабинетов должно быть ровным и неслепящим. Места для слушателей следу­ ет располагать с таким расчетом, чтобы окна находились слева от них.

Макеты и плакаты размещаются так, чтобы их было удобно рассматривать.

Рекомендуется закрывать плакаты и маке­ ты, открывая их последовательно по ходу ин­ структажа с тем, чтобы в поле зрения одно­ временно находился лишь один экспонат. С этой целью на ряде предприятий Черномор­ ского пароходства в кабинетах техники без­ опасности применяется метод последователь­ ного подсвечивания плакатов на стекле, а в Ильичевском порту изготовлен стол инструк­ тажа. В этом столе в специальных вертикаль­ ных ящиках находятся плакаты в деревянных рамках, которые инструктирующий выдвигает над столом. Внезапность их появления перед слушателями дает хороший эффект и значи­ тельно повышает интерес к инструктажу.

В кабинете порта находятся действующие макеты токарного и заточного станков, пор­ тального крана, склада и теплохода (в комп­ лексе). Есть здесь и киноаппарат, позволяю­ щий демонстрировать через специальное окно, выходящее в красный уголок, тематические кинофильмы, связанные с техникой безопас­ ности на различных работах.

Инженеры по технике безопасности управ­ ления Черноморского пароходства практику­ ют во время инструктажа опрос отдельных

39