Файл: Базоев М.М. Организация работы по технике безопасности в морском порту.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Растительные тросы хранятся отдельно от другого такелажа. Во избежание разъедания ржавчиной они подвешены на оцинкованных крюках или деревянных колышках и рейках. Чтобы предупредить порчу (загнивание), кла довщики после работы в дождливую погоду развешивают растительные канаты для про сушки.
Стальные стропы также подвешиваются на крюках и периодически смазываются. Как стальные, так и растительные стропы имеют бирки (в виде колец или лепестков) с указа нием грузоподъемности. Непригодные таке лаж и приспособления хранятся изолированно от исправных, что исключает возможность вы дачи их рабочим. Взамен каждого вышедшего из строя стропа в суточный срок изготавли вается новый.
В помещении такелажной кладовой на вид ном месте вывешены таблицы допускаемых на канаты нагрузок при различных углах накло на их к вертикали и инструкции о правилах хранения, испытания и выбраковки. Проверка и выбраковка стропов и других грузовых при способлений производится работниками таке лажной кладовой систематически. Кладовщи ки внимательно проверяют каждый строп не только во время выдачи, но и при приемке после использования. Непригодные стропы сразу же убираются. Выбор стропов произво дится только под руководством дежурного кладовщика. Причем в журнале учета выдачи указывается грузоподъемность и назначение стропа. Не допускается буксировать (воло чить) стропы к месту их доставки.
30
Заранее в достаточном количестве заготов ляются контрольные бирки, которые в случае обрыва основных немедленно навешиваются на стропы.
Дежурные кладовщики Батумского порта, как правило, до начала смены знакомятся с предстоящими на погрузрайоне работами и заблаговременно подготавливают необходи мый инвентарь и стропы. Это исключает за держку рабочих при получении приспособле ний.
Положительный опыт работы такелажной Батумского порта был отмечен приказом на чальника пароходства, а заведующий преми рован. В этом порту аварии и несчастные слу чаи из-за повреждения такелажа были исклю чены.
Большая работа по улучшению ведения та келажного хозяйства проделана в Новороссий ском, Одесском и других портах бассейна. Хо рошую инициативу проявили херсонские и ждановские портовики, построившие стенды для испытания тросов, развивающие усилия до 50 т. Помещение гидравлической установки Херсонского порта и вся территория стенда надежно ограждены, чтобы исключить доступ посторонних лиц в опасную зону. Такие стен ды для испытания стропов необходимы во всех портах.
Нельзя не указать' на тот факт, что в неко торых портах еще практикуется ручная рубка тросов, тогда как изготовление станка для механической резки не представляет ни какой сложности и под силу любому хо зяйству.
31
Хорошо организованное такелажное хозяй ство во многом способствует безаварийной и производительной работе морского порта.
ПРОПАГАНДА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Мастер, начальник цеха, стивидор, прораб или диспетчер, помимо предварительного (вводного) инструктажа по безопасным мето дам труда, обязательно проводят для всех вновь поступивших, а также для переведенных с другой работы инструктаж на рабочем ме сте. Во время этого инструктажа работники знакомятся со своими обязанностями, с могу щими возникнуть в процессе производства опасностями, и узнают о мерах их предотвра щения. Каждая инструктивная беседа обяза тельно фиксируется в специальной книге (жур нале) и подтверждается подписью лиц, при нимавших в ней участие.
Справка о прохождении инструктажа по тех нике безопасности должна находиться вместе с карточкой учета в отделе кадров.
На ряде предприятий Черноморского паро ходства заведены специальные карточки ин структажа для всех рабочих. В этих карточ ках, помимо даты повторного инструктажа, указывается и причина его прохождения (на
пример, нарушение работником правил техни ки безопасности).
В портах Черноморского пароходства, кро ме упомянутых, ежеквартально проводятся повторные общие инструктажи по технике без опасности, во время которых практикуется проверка действительных знаний правил, ана лизируются причины случаев травматизма и
32
нарушений, обращается внимание на возмож ные их последствия.
Анализ показал, что все изложенные мето ды обучения безопасным-приемам труда со вершенно недостаточны для портовых рабо чих, так как исключена возможность показать во время инструктажа даже незначительную часть работ, которые в дальнейшем могут встретиться.
В связи с этим в портах Черноморского па роходства стали практиковать подготовку грузчиков в специальных учебных бригадах, под руководством опытных бригадиров и- сти видоров. После такого трех-четырехдневного обучения проводится проверка приобретенных знаний, и лишь тогда грузчики допускаются к работе.
Хорошо поставлено обучение вновь приня тых рабочих в Херсонском порту, где срок за нятий продлен до одного месяца, после чего специальная комиссия присваивает слушате лям звание портового рабочего четвертого класса.. До окончания обучения эти рабочие используются только на вспомогательных ра ботах.
Очень важно, чтобы бригадиры на первых порах уделяли новым работникам больше внимания и не ставили их на особо опасные участки.
Большое воздействие в деле воспитания со знательной дисциплины оказывают плакаты по технике безопасности — яркие, контраст ные, привлекающие внимание. К сожалению, еще нередко встречаются серые, однотонные, маловыразительные плакаты.
3 Заказ № 1177 |
33 |
Втаких портах, как Новороссийск, Одесса
иИльичевск, инженеры по технике безопас ности проводят большую работу по созданию содержательных, выразительных по форме те матических плакатов. Инженеры Новороссий ского порта, помимо плакатов, вывешиваемых непосредственно на производственных участ ках, создали и другие — учебные, отображаю щие отдельные процессы и технологические ва рианты работ. На этих плакатах рисунки со
провождаются пояснительным текстом и ре комендациями.
Как правило, текст ' плакатов, вывешивае мых на рабочих местах, должен быть по воз можности кратким и динамичным. Главное изображение (деталь или его часть, основной момент или вариант работы) должно быть вы полнено крупнее и ярче. В Одесском порту можно увидеть на большом расстоянии кра сочные плакаты (размером от 1,5—2 и до 5 м). Например: «Нарушителям правил техники безопасности не место в нашем коллективе!», «Товарищ! Пресекая нарушения правил тех ники безопасности, ты предотвращаешь не счастные случаи на производстве», «Работать культурно—работать без нарушений правил».
Инженерно-технические работники, и в пер вую очередь инженеры па технике безопасно сти, должны постоянно работать над создани ем новых, более совершенных плакатов, отра жать в них технологические варианты и без опасные приемы работы.,
Для пропаганды техники безопасности необ ходимо использовать внутреннее радио, стен газеты, фотовитрины. Инженеры Одесского
34 |
. _ |
Рис. 5. Плакат, расположенный у входа в Одесский порт
порта проводят специальные радиопередачи, посвященные организации безопасной работы; в многотиражной газете «Одесский портовик» почти в .каждом номере выступают со статья-
\ми. Так, помощник начальника порта В. Д. Филиппов посвятил свое выступление опыту работы инженеров-общественников по технике безопасности. В Новороссийском порту пе риодически выпускается бюллетень, в кото ром анализируются причины несчастных слу чаев и указываются пути их предупреждения. Каждый вновь принятый рабочий получает после инструктажа краткую памятку по тех нике безопасности. Помощник начальника Ильичевского порта Н. С. Танков во время ин структажей лично демонстрирует кинофильмы на эту тему.
Вряде портов (Таганрогском, Ждановском, Бердянском и др.) в зимнее время проводятся занятия по технике безопасности, причем слу шатели освобождаются на период учебы от работ. К чтению лекций привлекаются началь ники отделов, участков и другие руководи тели.
Главная задача пропаганды техники без опасности— добиться знания рабочими пра вил, предупреждающих возможность произ водственного травматизма. Вот почему сле дует проявлять больше творческой инициати вы в создании разнообразных форм и методов разъяснения и изучения правил. Одним из осо бенно действенных методов: следует признать красочный, выразительный по форме, убеди тельный и доходчивый по содержанию пла кат.
36
КАБИНЕТ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Важную роль в успешной борьбе с производ ственным травматизмом играет кабинет тех ники безопасности.
На ряде предприятий эти кабинеты исполь зуются в основном только для проведения вводных инструктажей с вновь поступающими на работу. А между тем в кабинете — своеоб разном учебном центре — должны проводить ся семинары и совещания по вопросам техни ки безопасности со всеми активистами (вне штатными техническими инспекторами проф союзов, комсомольскими рейдовыми бригада ми, членами партийных комиссий по охране труда, инженерами-общественниками по тех нике безопасности). Здесь же, в строго опре деленные часы, следует проводить консульта ции для рабочих и инженерно-технического персонала, инструктаж.
Оформление кабинетов по технике безопас: пости портов должно отражать типовые, наи более безопасные технологические схемы, ва рианты и приекы погрузочно-разгрузочных работ.
Макеты и плакаты кабинета следует выпол нять с учетом местных условий и специфики порта.
Примерные разделы оформления кабинета
1." Общие требования ко всем работникам порта, правила поведения на его территории.
2.Погрузочно-разгрузочные работы.
Этот раздел должен освещать безопасную работу грузоподъемных устройств и механиз-
37
мов, безопасные приемы работы грузчиков (н трюмах, на складах, на вагонных работах, на автотранспорте), механизаторов, складских работников; правила укладки и складирова ния грузов, подбора и использования грузоза хватного инвентаря.
3. ЭЛектробезопасность.
Здесь должны найти отражение сроки испы таний и проверок диэлектрического инстру мента и защитных приспособлений, мероприя тия и правила безопасного производства ра бот, сроки и порядок проверки знаний у лиц, допущенных к эксплуатации электрооборудо вания, а также правила оказания первой по мощи при поражении электротоком.
4.Экспонаты, наглядные пособия, связан ные с применением транспортных средств: по грузчиков, трюмных машин, автомашин; пра вилами передвижения, допустимыми скоростя ми, оформлением'дорог и переездов,, знаками
исигнализацией, правилами укладки и пере возки грузов.
5.Наглядные пособия, связанные с работой на судах, и правила промышленной санита рии.
6.Образцы инструмента, защитных приспо соблений и захватных устройств.
7.Макеты грузоподъемного крана, с трю мом в разрезе, склада, с показом правильного складирования, проходов и проездов.
8.Меры безопасности при работе на метал лообрабатывающих и деревообрабатываю щих станках, электро- и газосварке.
Площадь кабинетов по технике безопасно сти должна быть вполне достаточной для
38
удобного размещения наибольшего количест ва лиц, одновременно проходящих инструк
таж или обучение.
Освещение кабинетов должно быть ровным и неслепящим. Места для слушателей следу ет располагать с таким расчетом, чтобы окна находились слева от них.
Макеты и плакаты размещаются так, чтобы их было удобно рассматривать.
Рекомендуется закрывать плакаты и маке ты, открывая их последовательно по ходу ин структажа с тем, чтобы в поле зрения одно временно находился лишь один экспонат. С этой целью на ряде предприятий Черномор ского пароходства в кабинетах техники без опасности применяется метод последователь ного подсвечивания плакатов на стекле, а в Ильичевском порту изготовлен стол инструк тажа. В этом столе в специальных вертикаль ных ящиках находятся плакаты в деревянных рамках, которые инструктирующий выдвигает над столом. Внезапность их появления перед слушателями дает хороший эффект и значи тельно повышает интерес к инструктажу.
В кабинете порта находятся действующие макеты токарного и заточного станков, пор тального крана, склада и теплохода (в комп лексе). Есть здесь и киноаппарат, позволяю щий демонстрировать через специальное окно, выходящее в красный уголок, тематические кинофильмы, связанные с техникой безопас ности на различных работах.
Инженеры по технике безопасности управ ления Черноморского пароходства практику ют во время инструктажа опрос отдельных
39