Файл: Электросварка о новых приемах в работе электросварщиков..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ЛПЕРЕДОВИКИ
ЭЛЕКТРОСВАРКА
О НО ВЫ Х П Р И Е М А Х В РАБОТЕ
Э ТЕКТРОСВА РЩИКОВ
МАГАДАНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1 9 6 0
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ ѵ
НАУЧН-ТЕХНИЧЕСКАЯ
___ БИ Б Л И О ТЕ К А СССР
~ ~ №
&
J L
«01
Литературная запись
Э. Дубровского
Под редакцией
Н. Кухарева
Д5ИЛ5
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Каждый день нашей жизни приносит новое. Рож даются новые предприятия, растут стройки, внедряются новейшие механизмы. И повсюду вспыхивают голубые огни электросварки.
Объем производства сварных |
конструкций в |
1959 году увеличился в 1,3 раза против |
1958 года, повы |
сился уровень механизации сварных работ. В промыш ленности более широко применяются высокопроизводи тельные^ механизированные способы сварки — электро-
шлаковая, газоэлектрическая, контактная, автомати ческая и полуавтоматическая сварка и наплавка под
флюсом, — так говорилось в постановлении июльского Пленума ЦК КПСС 1960 года.
Пленум решил «...предложить совнархозам, министер ствам и ведомствам улучшить работу по замене неэконо мичных литых, кованых и других конструкций сварны ми, ускорить создание специализированных предприятий и цехов для централизованного изготовления сварных конструкций, износостойкой наплавки деталей машин и механизмов...» Пленум призвал к широкому обмену но ваторским опытом.
В нашей области также внедряется полуавтоматиче ская и автоматическая сварка, но еще большой объем
3
работ проводится методом ручной сварки. У многих сварщиков выработались свои приемы и навыки.
В этой брошюре сварщики Магаданского завода № 2 П. Куренков и А. Велковец рассказывают об опыте сво ей работы на электросварке. Здесь же выступает и мо лодой сварщик Сусуманского ремонтного завода В. Фур сов, который рассказывает об освоении им автоматиче ского сварочного аппарата АДС-1000-2
В ЧЕМ СЕКРЕТ МАСТЕРСТВА
А. Велковец,
мастер электросварщиков котельного цеха завода Л1» 2
Яхорошо помню тот день, когда впервые семнадцатилетним мальчишкой начал сварку. Волнуясь, вставил в держатель электрод, тща тельно проверил цепь и вызвал дугу. Запом нился мне и первый шов, неровный и пористый, который легко раскололся от удара молотком.
С тех пор прошло почти 37 лет. Сотни ки лометров швов, от простейших до самых слож ных и ответственных, проварил я за эти годы.
Ичерез всю жизнь пронес уважение к своей профессии, ни на минуту не пожалел о выбран ном пути. Главное в моей работе, как впрочем
ив любом настоящем деле,— творчество. Толь ко поиски новых решений позволяют стать ма стером своего дела.
Ярасскажу лишь о некоторых навыках и приемах своей работы. Пожалуй, конкретней всего объяснять на примерах. Лет пять назад на нашем заводе при капитальном ремонте па ровых котлов экскаваторов, котлов отопитель ной системы мы полностью выбрасывали труб ные решетки. Собственно, отрезалась или рас
о
клепывалась вся верхняя часть котла. На из готовление новых решеток уходило много вре мени и средств. Вот и пришла мысль поступить иначе. Деформация, то есть трещины перемы чек между трубами, приходилась только на гладкую часть решетки. Так родился упрощен ный вариант ремонта: вырезать только глад кую часть решетки, не отделяя всего верха котла. Новый способ оказался значительно эко номичнее. Теперь решетки стали вваривать прямо в гнутую часть. Но это было решение только одной задачи.
При сварке решетку или придавливало во внутрь или вспучивало. Нужно было разобрать ся, в чем же причина? Оказалось, что при сплошном круговом шве создается большое усадочное напряжение, которое коробит решет ку. И снова нужно было решать, как избежать этого.
Я решил варить попеременно в четырех ме стах окружности обратноступенчатым швом. Результат вышел удовлетворительным. Здесь важно отметить, что сварка должна вестись строго в одном направлении — против или по часовой стрелке. Режим тока обычный.
Одной из самых сложных операций в нашем деле является заварка и ремонт коленчатых ва лов. Помню, как-то вызывают меня однажды к директору. Захожу, а тов. Милованов улы бается и говорит: «Ехать нам с тобой на Чу котку придется. Задание трудное. Ты — свар щиком, а я при тебе прорабом».
Работа в самом деле оказалась нелегкой: на электростанции прииска «Красноармей ский» лопнул вал дизеля. Было необходимо
6
/
Л. В е л к о в е ц — мастер электросварщиков котельного цеха завода № 2.
произвести ремонт прямо в картере, так как для выемки и манипуляций с пятитонным ва лом на прииске не нашлось бы средств.
Вал лопнул в районе шеки. Работать при шлось в очень неудобном положении. Здесь бы ло важно рассчитать каждую деталь при под готовке, каждое свое движение. И особенно большое внимание обратить на подогрев. Для этой цели я использовал авиационные подогре вательные лампы. Сначала произвел разделку, срубил Х-образную фаску. Определил марку стали. Затем индикаторами зафиксировал по ложение вала в картере (в этих случаях инди каторов нужно ставить побольше — уменьшит ся опасность расцентровки вала) и приступил к равномерному подогреву вала.
Когда вал разогрелся примерно до 270° (температура легко определяется с помощью палочки олова, если соприкасаясь с валом, палочка потечет, — вал разогрет до нужной температуры), я сбавил часть ламп, а часть отнес от места сварки. Для работы использо вал электроды 4-мм с обмазкой УОНИ-13/45. Режим тока дал невысокий, порядка 40 ампер на миллиметр электрода. Самый ответственный момент при реставрации валов — первые швы. Малейшее неточное движение, и вал дает по водку. В таких случаях необходимо максимум внимания сосредоточить на индикаторах. При сварке вала на прииске «Красноармейский» первые два шва прошли нормально, а после третьего вал, как говорят, повел в сторону. Пришлось осторожно расчеканить сварку лег кими ударами тупого зубила. В любом случае после первых швов необходимо производить
8
проковку. И как можно внимательнее прове рять равномерность нагрева вала.
Сейчас все чаще применяется сварка при повышенном режиме тока. На миллиметр элек трода при такой сварке приходится не 40—50, а 60—80 ампер. Производить ее может только высококвалифицированный сварщик.
Здесь сложность работы состоит в том, что дуга, погружаясь в ванну жидкого металла, держится ниже, чем обычно. Основные досто инства сварки при повышенном режиме — эко номия времени и электродов. При сварке метра шва калибром 10 мм при обычном режиме рас ходуется 5—6 электродов, а при повышен ном— 4. Время горения электрода также со кращается на 20—25 проц. В результате — вполне ощутимая экономия, позволяющая на много повысить производительность труда. Для сварки при повышенном режиме используются трансформаторы марок СТН-700, СТН-500.
В практике сварщика иногда приходится сталкиваться с деталями из нержавеющей ста ли и чугуна. Впервые нержавеющую сталь я варил, когда производил ремонт дизеля паро хода. Здесь я встретился с интересным, но не приятным явлением. После смены очередного электрода я заметил, что от кратера расходят ся по шву трещины. Так повторялось несколь ко раз. Я остановил сварку и присмотрелся ко шву. Попробовал проварить еше одним элек тродом. Практика показала, что кратер при сварке нержавеющей стали нужно сводить в сторону от шва. Заканчивая электрод, мани пуляции делаются мельче и кратер сводится на нет. После чего заполненный кратер зачищает
9
ся. При сварке обычно используются электро ды нержавеющей стали 0 3—5 мм с обмазкой типа УОНИ. Сварка ведется машинами посто янного тока при обратной полярности. Но так как электроды нержавеющей стали обладают большим, чем обычные, сопротивлением и бы стрее плавятся, то режим тока нужно подби рать так, чтобы огарок не раскалялся до крас ноты. Иначе будет непровар шва.
Сварка по чугуну также отличается о г обычной. Употребляются для этого электроды как меднокомбинированные, так и аустенитовые типа УОНИ.
Был у меня такой случай. Поручили мне сваривать рубашку цилиндра воздушного мо лота. Сварку я решил проводить без нагрева. Засверлил концы трещин, подготовил У-образ- ную разделку. Поставил вдоль трещины в шах матном порядке на обеих кромках шпильки. Затем покрыл тонкими кольцевыми швами во круг шпилек район сварки. При основной рабо те не допускал нагрева, варил с перерывами, сварка велась участками и короткими швами Е-30-50 мм, давая детали остыть. И шов полу чился крепким.
Работа наша требует, я бы сказал, боль шой внимательности. Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно поразмыслить над технологическим процессом сварки. К примеру, даже простейшая сварка двух стальных листов имеет свои особенности. Здесь создается боль шое усадочное напряжение. Если не предусмот реть этого, листы изогнутся и покоробятся. Нужно рассчитать, такое положение деталей при работе, которое не создавало бы замкну-
ІО
тых контуров. Если положить листы вплотную друг к другу, после двух десятков сантиметров шва их сведет настолько, что дальнейшая свар ка станет невозможной. Даже здесь необходи мо рассчитать величину косого зазора между листами.
Много неприятностей приносят сварщи кам подрезы. Чтоб избежать их, сварщику приходится хитрить то ли углом наклона элек трода, то ли манипуляциями дуги. Подрез за висит, во-первых, от захода дуги, во-вторых, от наклона и, в-третьих, от режима тока. Пра вильное использование этих элементов позво ляет избежать подрезов. Вот пример. Идет тав ровая сварка. Здесь я применяю манипуляции типа скошенного треугольника, а заканчиваю петлей с заходом на верхнюю кромку шва. Угол наклона электрода делаю не выше 45° или даже меньше. И увеличиваю режим тока. Зачем? Для того чтоб глухая стенка лучше прогревалась и разогревалась равномерно с приставляемой деталью.
Для каждого вида сварок я пользуюсь раз личными манипуляциями. Стыковую сварку, чтоб лучше прогревался шов и не было подре зов, произвожу восьмеркой.
При качественных электродах сварку луч ше производить под некоторым углом, чтобы отдувался шлак.
Вторичные швы на котлах я рекомендую делать не прямой восьмеркой, а обратной. Это гарантирует полное отсутствие подрезов на кромках. Чтобы не оставались ямки на месте кратеров, их нужно сводить на технологиче скую планку. Как я уже говорил выше, важную
П
роль при увеличении производительности тру да сварщика играет творчество. Смекалка дол жна подсказывать сварщику, как скорее и луч ше выполнить работу. К примеру, в цехе полу чили задание сварить партию цепей. Дело, казалось, нехитрое, а повозиться с каждым зве ном пришлось бы немало. Мы придумали для сварки простое приспособление, которое на много повысило производительность работы. Состояло оно из швеллеров, на которых укреп лялись подшипники. В подшипники вставля лись крюки для цепей. Оба швеллера устанав ливались на длину цепи. Приспособление поз воляло натянуть цепь и в процессе сварки ее поворачивать в любую сторону. Впоследствии мы использовали его для варки труб. Для вар ки барабанов транспортеров мы также приме нили простое приспособление, которое облегчи ло труд сварщика.
Путь поисков приводит и к более серьезным изобретениям. Вместе с инженером Вольденбергом и Цисиным я подал в бюро рационали зации предложение о замене заклепок при ре монте и изготовлении экскаваторных ковшей электросваркой неподвижным толстым элек
тродом. Использовался |
для варки толстый |
0 25 мм электрод и два |
трансформатора по |
1 200 ампер каждый. |
|
Поиски помогают мне во всех трудных слу чаях работы. Как-то при ремонте парохода приходилось даже варить с помощью зеркала, через плечо.
Сейчас я работаю мастером и нередко на блюдаю, как молодые сварщики теряются даже в тех случаях, когда дело заходит о
12
деталях, подобные которым уже приходилось сваривать. Свои навыки, свои методы нужно запоминать, тщательно разбирать, искать и на ходить иные решения. Ведь основное у нас — поиски и совершенствование. В этом секрет ма стерства.
МОЙ ОПЫТ ЭЛЕКТРОСВАРКИ
П. Куренное,
сварщик механического цеха завода Лі» Ч
Говорят, что на ошибках учатся. Не спорю, утверждение верное. Но в нашем деле особен но учатся на удачах. Потому что усвоенный прием, метод работы помогает в выполнении последующих заданий. Вот об этих приемах я
ирасскажу.
Язанимаюсь в основном реставрацией ва лов, шестерен, а также автоматической свар кой. Но об автоматике потом. Реставрация
изношенных валов различных диаметров от 40 до 200 мм требует от сварщика определен ных навыков. Прежде всего я размечаю ме лом вал по диаметру на четыре части. Затем тщательно на 1,5—2 мм стачиваю вал для того, чтобы снять мелкие трещинки и другие поверхностные дефекты. Использую электро ды 6-мм при малом режиме тока, примерно 180 ампер на электрод. Кладу один узкий шов по всей длине, потом переворачиваю и от сле дующего намеченного места напротив кладу
14