Файл: Хает Г.Л. Машиностроению - прогрессивную технологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Г. I Л Д Е Т
МАШИНОСТРОЕНИЮ-
ПРОГРЕССИВНУЮ
ТЕХНОЛОГИЮ
Г. Л. X А Е Т,
кандидат технических наук |
2 |
МАШИНОСТРОЕНИЮ— ПРОГРЕССИВНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ
Д о н е ц к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о
1 9 6 2
6 |
П 5. |
І |
ГО С П У 6 Я Н - |
АН |
L |
|
||||
МАУ •і - ГЕ.ХНИ . |
...ЧАЯ I |
|
||||||||
X 15 |
6*ЬЛИ О Т.ЕКА |
С С С Р |
f |
|
||||||
|
е / |
|
|
s s |
b |
|
& |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
' |
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Донецкое книжное издательство выпускает в |
|||||||||
|
1962 г. |
три серии библиотечки «Ö помощь слуша |
||||||||
|
телям. |
университетов |
технического |
прогресса»: |
||||||
|
для |
угольщиков, |
металлургов |
и машиностроите |
||||||
|
лей. |
В каждой серии по пять брошюр. |
||||||||
|
В |
предлагаемой брошюре |
из библиотечки для |
|||||||
|
машиностроителей |
автор, |
кандидат |
технических |
||||||
|
наук Г. Л. Хает, рассказывает о путях совершен |
|||||||||
|
ствования |
технологии |
на |
машиностроительных |
||||||
|
заводах. |
|
|
|
|
|
|
|
В брошюре подробно описываются прогрессив ные методы производства машин.
ДОРОГУ — ГРУППОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Программой, принятой XXII съездом КПСС, намечено увеличить выпуск продукции машиностроительной и металлообрабатываю щей промышленности за два десятилетия в
10—11 раз.
Необходимым условием обеспечения таких высоких темпов развития машиностроения яв ляется широкое внедрение прогрессивных тех нологических процессов, повсеместное приме нение на производстве последних достижений науки и техники.
Наиболее трудоемким делом в изготовле нии машин являются механическая обработка и сборка. Поэтому особенно большое значение для роста производства и повышения произ водительности труда в машиностроительной промышленности имеет внедрение новой тех нологии при обработке деталей на металлоре жущих станках. Оно позволит, с одной сторо ны, увеличить производительность труда на
этом оборудовании, а, с другой, |
за счет по |
вышения точности обработки |
уменьшить |
объем слесарно-сборочных работ. |
|
3
Рост серийности производства значительно повышает его технический уровень и рента бельность. С увеличением серийности откры вается широкая дорога для применения про грессивных технологических процессов, раз личных средств механизации, облегчается внедрение новых инструментов, создаются благоприятные условия для снижения себе
стоимости |
изделий. |
Однако |
известно, что 2/.ч машиностроения |
составляет |
мелкосерийное и индивидуальное |
производство, множество машин, особенно в тяжелом машиностроении, выпускается не большими сериями или даже отдельными эк земплярами. Поэтому внедрение прогрессив ной технологии приобретает здесь еще боль шее значение.
При хорошо поставленной работе по нор мализации и стандартизации деталей и узлов машин, а также нормализации элементов тех нологических процессов (самой технологии, оснастки и станков), несмотря на малую се рийность машин, можно обеспечить высокую серийность деталей на определенных опера
циях, |
а при относительно небольшой |
серий |
|
ности |
деталей — достаточно |
хорошую |
осна |
щенность технологического |
процесса. |
|
Нормализация элементов технологического процесса — типизация технологии, внедрение универсально-сборных и других универсаль ных приспособлений, применение агрегатных станков в условиях мелкосерийного и индиви дуального производства — вот пути техниче ского прогресса технологии механической об работки деталей.
4
В последние годы благодаря трудовому содружеству советских ученых и производст венников все большее распространение полу чает типизация технологических процессов.
Наибольшие возможности по увеличению серийности деталей на определенных опера циях и повышению технической оснащенности процесса дает групповая технология. Она яв ляется дальнейшим развитием типизации, ее разновидностью, особенно ценной для заводов с мелкосерийным и индивидуальным характе ром производства.
Групповая технология основана на класси фикации деталей по технологическому призна ку с выделением таких групп деталей, для об работки которых требуется однотипное обо рудование, общие приспособления и на стройки.
Ранее типовой технологический процесс обычно разрабатывался для групп деталей, имеющих одинаковую обработку на всех опе рациях или большинстве операций, то-есть общую маршрутную технологию. При группо вой технологии объединяются в группы также детали, совместно обрабатываемые только на одной или нескольких операциях.
Таким образом, групповая технология по зволяет охватить значительно большее число деталей, чем типовая технология.
Детали, имеющие общую групповую опе рацию, могут значительно отличаться друг от друга по конфигурации, размерам и техноло гическому маршруту. Так, на рис. 1 показаны совершенно различные по конфигурации де тали, группируемые на фрезерной операции.
Рис. 1. Различные по конфигурации детали, группируемые на фрезерной операции.
Проведенными на одном заводе исследова ниями установлено, что при переходе с типо вой технологии (в старом понимании) на груп повую число групп деталей уменьшается при мерно в 2,5 раза, а количество деталей, обра батываемых по одному технологическому про цессу, возрастает в 5—7 раз.
Групповая технология дает очень хорошие результаты. Так, например, перевод 65% обо рудования механического цеха одного из мос ковских заводов на групповую обработку по высил производительность труда в 2,1 раза, выпуск продукции увеличился в 2,3 раза, зна чительно снизились цеховые расходы и себе
6
стоимость продукции. Затраты на организа цию группового производства составили в среднем 170 руб. на один револьверный и 560 руб. — на токарный станок. Окупаемость этих затрат очень быстрая — от 2 до 6 ме сяцев.
Групповые технологические процессы при меняются на многих заводах страны. Начина ют их внедрять и на заводах Донецкого эко номического района, в частности, на Жданов ском заводе тяжелого машиностроения, на Старо-Краматорском машиностроительном заводе.
Типовая и групповая технология — это ключ к повышению серийности на заводах ин дивидуального и мелкосерийного производ ства.
Группирование деталей и разработка ти повой технологии открывает путь поточному производству— наиболее прогрессивной и эко номичной форме организации производства. Значение поточных методов в улучшении ра боты предприятий трудно переоценить. Пере вод обработки деталей на поток, даже без коренной перестройки технологии на отдель ных операциях, обеспечивает среднее повыше ние производительности труда на 20—30%.
По групповому принципу могут строиться не только механизированные, но и автоматиче ские поточные линии. Так, известны групповые автоматические линии, спроектированные экс периментальным научно-исследовательским институтом станкостроения (ЭНИИМСом) для завода «Красный пролетарий». Одна из этих линий, предназначенная для обработки
7
13 типоразмеров шлицевых валов, обеспечи вает выпуск 260 000 валов в год и дает эконо мию 220 000 руб. Создание таких многономен клатурных автоматических линий из станков общего назначения, снабженных типовыми транспортно-загрузочными устройствами, име ет большие перспективы.
Групповые приспособления в большинстве случаев являются переналаживаемыми и мо гут быть использованы в производстве разно образных деталей. Несмотря на это, в условиях индивидуального и мелкосерийного производ ства число детален в группе может оказаться недостаточным, чтобы окупилась стоимость изготовления приспособлений, особенно меха низированных. Кроме того, и групповая техно логия не может охватить всех типоразмеров деталей.
ЧТО ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНО-СБОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
В настоящее время оснащенность техноло гического процесса на заводах тяжелого ма шиностроения крайне низка. Так, на НовоКраматорском и Старо-Краматорском маши ностроительных заводах быстродействующие приспособления работают только на 2—4% металлорежущих станках.
Что же нужно сделать, чтобы новые при способления и средства механизации приме нялись не эпизодически и не на отдельных станках, а регулярно использовались на каж дом рабочем месте?
8
Для этого, кроме группирования деталей, необходимо быстро и с самыми незначитель ными затратами оснастить тот или иной тех нологический процесс. Причем все приспособ ления должны быть построены таким образом, чтобы для них могли быть использованы одно типные механизирующие приводы, те же узлы механизации.
Это легко может быть осуществлено при внедрении системы универсально-сборных приспособлений — УСП. Сущность этой систе
мы заключается |
в следующем. Из |
заранее |
изготовленного |
комплекта нормализованных |
|
деталей и узлов — элементов УСП |
(рис. 2) |
путем различного их сочетания собирают раз нообразные приспособления. После выполне ния заданной операции сборное приспособле ние разбирают, а составляющие их детали и узлы используют для оборки других приспо соблений. Элементы универсально-сборных приспособлений могут служить в течение 10— 15 лет.
Так как детали УСП предназначены для использования в различных компановках, они должны быть полностью взаимозаменяемыми, а суммарная погрешность и жесткость в ре зультате складывания нескольких деталей должны соответствовать точности и жестко сти, достигаемых в аналогичных специальных (не сборных) приспособлениях. Эти условия вызывают необходимость изготовления дета лей УСП с повышенной точностью.
В качестве примера, иллюстрирующего принцип применения УСП, на рис. 3 приведе на компановка кондуктора для сверления кры-
2. Л. г. Хае+ |
9 |