Файл: Хает Г.Л. Машиностроению - прогрессивную технологию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
подач и скорости резания при протягивании не ухудшает качества обработки. Может быть эффективным и черновое протягивание с тол щиной среза в 1 мм и более. При протягива нии, как и при строгании, в некоторых случаях целесообразно применить твердый сплав для режущей части инструмента.
Весьма заманчивой является перспектива воздействия на свойства срезаемого металла с целью облегчения процесса резания. Еще в 30-х годах были проведены опыты по обработ ке металлов резанием с подогревом поверх ностного слоя или всей обрабатываемой де тали. Дальнейшее использование этого метода проводилось и в последние годы, в частности, на Ново-Краматорском заводе при обработке конхсов засыпных аппаратов доменных печей. Установлено, что механическая обработка по догретой заготовки требует намного меньше усилий, при этом во много раз увеличивается стойкость инструмента.
Несмотря на это, до настоящего времени указанный метод не нашел сколько-нибудь широкого применения. Объясняется это, глав ным образом, отсутствием достаточно просто го и удобного устройства для поверхностного концентрированного нагрева заготовки.
Вместе с тем, надобность в подогреве, сни жающем механические свойства и истираю щую способность металла, особенно велика в связи с ростом числа деталей, изготовляемых из труднообрабатываемых материалов. Поэто му дальнейшей разработкой и усовершен ствованием процесса резания с подогревом срезаемого слоя металла в настоящее время
20
заняты многие лаборатории, отечественные и зарубежные ученые.
В машиностроении все более широкое при менение находят различные новые методы обработки, основанные на непосредственном действии на обрабатываемый материал элект
рического |
тока — электроискровая, электро |
|
импульсная, |
электроконтактная |
обработка |
и др. Для |
облегчения процесса |
резания, а |
также непосредственного воздействия на об рабатываемые детали начинают использовать ультразвуковые колебания.
В последние годы ведутся работы по внед рению электроконтактного метода обработки, позволяющего добиться больших съемов ме талла в единицу времени.
Схема электроконтактной обработки при ведена на рис. 5. Она напоминает схему шли фования. Стальной диск вращается с большой скоростью (35—40 м/сек) и перемещается вдоль вала. Вал получает медленное враще ние—круговую подачу. Осуществлены следую щие предельные величины параметров процес са обработки: глубина— 12,5 мм, продольная подача — 20 мм/об, круговая подача 5 м/мин. При таком режиме производительность обра ботки труднообрабатываемых материалов зна чительно выше, чем при резании.
Развитие машиностроения характеризуется повышением требований к точности и качеству поверхностей деталей. С другой стороны, по мере внедрения прогрессивных методов полу чения заготовок уменьшаются припуски на механическую обработку. В связи с этим все большую актуальность приобретает внедрение
21
Рис. 5. Схема электроконтактной обработки металла
прогрессивных методов отделки деталей — скоростного и тонкого шлифования, шлифова ния абразивной лентой, кругами с графитовым наполнителем, хонингования, суперфиниша и другие.
Так, на Ново-Краматорском заводе успеш но применена доводка колеблющимися бру сками роликов рольгангов и других крупных закаленных деталей. При этом достигнута чистота поверхности, соответствующая 10— 11-му классу. На Краматорском заводе тяже лого станкостроения применяется суперфиниш шеек шпинделей.
Разрабатывая технологические процессы окончательной обработки деталей, технологи зачастую стремятся лишь к получению задан
22
ной точности и чистоты поверхности. Между тем следует считать доказанным, что для обеспечения высоких эксплуатационных ка честв и долговечности детали, а следователь но, и всей машины имеет значение не только высота микронеровностей детали, но и состоя ние поверхностного слоя, его физико-механи ческие свойства. Они в значительной мере обуславливаются методами и режимами меха нической обработки.
В связи с этим следует шире применять такие способы отделочной обработки, которые улучшают свойства поверхностного слоя де тали.
Одним из наиболее производительных ме тодов отделочной обработки, обеспечивающим высокую долговечность поверхностного слоя деталей, является обкатка роликами и шари ками.
На Ново-Краматорском заводе, Уралмашзаводе и других предприятиях применяются разные приспособления для обкатки наруж ных цилиндрических и конических поверхно стей, плоскостей и раскатки отверстий различ ных диаметров.
Наибольший эффект дают приспособления для обкатки с регулируемым усилием. Высо кая чистота поверхности при максимальной производительности достигается применением ролика с цилиндрическим пояском или бочко образного ролика с относительно большим профильным радиусом. Если главной целью обкатки является получение наклепа задан ной глубины и степени, применяются ролики с небольшим профильным радиусом 3—10 мч.
23
В последние годы проф. И. В. Кудрявце вым и Н. А. Лопатинским разработан и на не которых заводах уже внедряется новый метод упрочнения детали — наклеп подпружинен ным бойком, или, как иначе называют этот метод, чеканка. Она позволяет по лучить наклепанный слой глубиной до 10— 20 мм. Чеканка применяется для обработки плоскостей, цилиндрических поверхностей, галтелей и рифлений. Внедрение этого метода на Ново-Краматорском заводе обеспечило повышение усталостной прочности уникальных деталей прессов, что позволило уменьшить вес их на сотни тонн. Годовая экономия состави ла около 300 000 руб.
Недавно на заводе изготовлены приспособ ления для чеканки резьбы. Опыты ЦНИИТМАШа показали, что усталостная прочность деталей, резьбы у которых получены чекан кой, возрастает в 2—6 раза. Эффективность нового метода возрастает с увеличением проч ности сталей и с ростом коэффициента кон центрации напряжений, вносимой резьбой, на пример, для упорных резьб.
Так, если деталь из стали 18ХМВА с наре занной упорной резьбой имела предел уста лости 13,6 кг/мм2, то у такой же детали с на клепанной резьбой предел усталости будет 51,5 кг/мм2, т. е. в 3,8 раза больше.
Анализ результатов внедрения упрочняю щей технологии на 30 заводах показал, что за счет повышения долговечности деталей сэко номлены сотни тысяч рублей.
На заводах тяжелого машиностроения око ло 40% трудоемкости изготовления машин со
24
ставляют слесарно-сборочные работы. При это.м установлено, что собственно сборка за нимает всего 3,3% времени, остальное прихо дится на слесарно-пригоночные работы.
Важной задачей машиностроителей яв ляется выполнение максимального числа от делочных операций на металлорежущих стан ках для того, чтобы исключить последующую ручную подгонку на сборке.
В этой связи большое значение приобрета ет использование отделочного инструмента, у которого одна из режущих кромок параллель на образующей детали.
Широкое применение находят быстроре жущие и твердосплавные резцы такого типа при строгании. Внедрение тонкого отделочного строгания этими резцами на ряде станкостро ительных заводов позволило ликвидировать трудоемкую и утомительную операцию ручной шабровки станин металлорежущих станков.
Нужно, однако, отметить, что широкие твердосплавные резцы надежно работают лишь при строгании чугуна. Точную обработ ку больших плоскостей стальных деталей бо лее выгодно производить с помощью фрезер ной головки, имеющей один широкий твердо сплавный нож. Этот метод разработан на Ново-Краматорском заводе и назван шабря щим фрезерованием. Шабрящая фреза, осна щенная твердым сплавом ТЗОК4, работает с глубиной резания 0,05—0,1 мм, подачей 1,5— 2,5 мм,’об и скоростью резания 200—300 мімин. Она обеспечивает плоскостность 0,01—0,02 мм на 1 пог. м. и чистоту обработанной поверх ности, соответствующую 6—7-му классу.
25
Шабрящее фрезерование успешно приме няется на ряде заводов страны при обработке крупных деталей прессов, редукторов, прокат ных станов, турбин.
В результате внедрения этого метода вме сто шабровки только на Ново-Краматорском заводе за год сэкономлено около 60 000 руб.
Важной операцией в тяжелом машино строении является точная обработка больших отверстий в корпусных деталях. Обычно эти отверстия подвергаются длительной шаб ровке на сборке. Исследование технологии чистовой обработки крупных отверстий, про веденное Центральным научно-исследователь ским институтом тяжелого машиностроения (ЦНИИТМАШ) и Ново-Краматорским заво дом, позволили создать инструмент, обеспечи вающий получение 2-го класса точности и 6—7-го класса чистоты без последующей шаб ровки. Он представляет собой двухзубую раз вертку (плавающую пластину), которая уста навливается в специальную оправку ориги нальной конструкции. Новый инструмент ус пешно применяется на Ново-Краматорском заводе.
ВСЕМЕРНО СОКРАЩАТЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Известно, что время, затрачиваемое на ме ханическую обработку деталей на металлоре жущих станках, делится в основном на ма шинное и вспомогательное.
В крупносерийном и массовом производст ве машинное время, расходуемое непосредст
26
венно на резание на мелких и средних станках, колеблется от 50 до 70% от сменного времени,
в |
индивидуальном |
и мелкосерийном — от 20 |
до |
40%. |
размера детали площадь |
|
С увеличением |
обрабатываемых поверхностей и объем ме талла, срезаемого в стружку, возрастают быстрее, чем время, необходимое для установ ки детали, ее измерения, управления станком и т. д. Поэтому удельный вес машинного вре мени на тяжелых станках увеличивается до 50—75%, в связи с этим интенсификация ос новного рабочего процесса на крупных стан ках имеет большое значение. Следует, однако, иметь в виду, что только лучшим использо ванием машинного времени нельзя добиться значительного роста производительности тру да. Учитывая, что в большинстве случаев доля вспомогательного времени остается значитель ной, нужно добиваться максимального его сокращения. Только в этом случае может быть достигнут существенный рост выпуска про дукции.
На Старо-Краматорском машиностроитель ном заводе структура вспомогательного вре мени на тяжелых станках следующая, %:
Тип станков
Токарные Горизонтально-
расточные
Уста новка детали |
Уста новка инстру мента |
Измере ние де тали |
Управ ление |
станком |
34 |
37 |
24 |
5 |
|
22 |
36 |
30 |
12 |
27
Как видно из приведенных цифр, харак терных и для других машиностроительных за водов, наибольшая часть вспомогательного времени уходит на установку и крепление де талей и инструмента. В крупносерийном и массовом производстве на мелких и средних стайках широко применяются быстродейству ющие зажимные приспособления. В тяжелом машиностроении создание таких зажимов сопряжено с большими трудностями, вызван ными необходимостью обеспечения больших зажимных усилий и широкой универсаль ностью приспособлений.
Тем не менее имеются примеры успешной механизации некоторых вспомогательных опе раций при изготовлении деталей крупных ма шин. Так, на Ново-Краматорском заводе при меняется ряд универсальных зажимов (тис ков, прихватов, распорок и т. д.) с гид равлическим, пневмопоршневым и пневмоимпульсным приводом, обеспечивающим усилие зажима до 10 т. Начата механизация за жимных операций на тяжелых токарных стан ках; так, например, создано гидравлическое приспособление для крепления резцов с за жимным усилием в 40 т.
Благодаря применению гидрозажимов рез цов на станках с высотой центров 650— 2000 мм время на крепление инструмента со кращено в 3 раза, значительно облегчен труд рабочих.
НИИПТМАШем создан высокомоментный гидравлический ключ для зажима деталей на тяжелых токарных станках. Для удобства перемещения ключ состоит из двух частей —
28
собственно ключа и привода. При этом обеспе чивается усилие зажима 45 г.
В этом же институте разработаны зажим ные приспособления для карусельных и про дольнострогальных станков.
Много вспомогательного времени тратится на такие трудоемкие операции, как уборка стружки, установка оправок, центров и дру гой оснастки. За последнее время многое сде лано для механизации и этих операций. Су ществуют вмонтированные в станок устрой ства для дробления стружки. Предварительно измельченная стружка удаляется из-под стан ка специальным транспортером, который по дает стружку либо в стружкодробилку, либо непосредственно под брикетировочный пресс.
Установка приспособлений и вспомогатель ного инструмента ускоряется и облегчается применением местных подъемников небольшой грузоподъемности. Имеется, в частности, опыт успешного применения подъемников с пневмороторным приводом.
Значительное время на крупных чистовых токарных станках затрачивается на измере ние деталей. Многие институты и заводы стра ны работают над созданием устройства для измерения диаметров обрабатываемых дета лей на ходу станка (до настоящего времени такие приборы широко применяются только на шлифовальных станках).
Ценным методом контроля больших диа метров в процессе обработки без остановки станка является метод, основанный на счете числа оборотов измерительного ролика, вра щающегося при касании с деталью. В настоя
29