Файл: Фридлянд С.О. Импульсная лампа и практика применения ее в фотосъемке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ДВУХГОДИЧНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ЛЕКТОРИЙ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ И ФОТОРЕПОРТАЖУ ОТДЕЛЕНИЕ ФОТОРЕПОРТАЖА
БИБЛИОТЕЧКА ЗАОЧНИКА
С. О. ФРИДЛЯНД
ИМПУЛЬСНАЯ ЛАМПА
И
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЕЕ В ФОТОСЪЕМКЕ
МОСКВА 1961
з е г з
6з
_ Б ± _
\££2
СЪЕМКА С ИМПУЛЬ СНОЙ ЛАМПОЙ
В технический арсенал фоторепортажа победно вошла импульсная лампа, без которой сейчас фото корреспондент уже не представляет своего оснаще ния. Очень широкое распространение получили им пульсные лампы и среди фотолюбителей.
Полная независимость от условий освещения, лег кость определения выдержки, обусловленной неиз меняемой скоростью и мощностью вспышки, и ши рокая возможность фиксации движений любой стре мительности в темных помещениях — все это как будто открыло новую страницу в фотографии. Ка залось, можно было бы ожидать резкого и большого скачка в мастерстве фотографии. Но на деле этого не произошло. Больше того, за исключением узкого круга чисто хроникальных сюжетов, качество многих и многих снимков, сделанных в ярком, ослепляющем свете импульсной лампы, даже снизилось. В них ис чезла выразительная пластичность формы. Прелесть тонально выраженной пространственности, перспек тивы заменил грубый контраст черного и белого. Плоские, как блин, лица, неприятно резкие и почти всегда неожиданные в своей случайности тени, глу-
3
хой, черный фон — вот характерные приметы сним ков, сделанных при помощи прикрепленной к фото камере импульсной лампы.
Импульсная лампа не принадлежит к числу тех кардинальных технических новшеств, которые на долгие времена остаются значительными и универ сальными средствами фотографической техники (как, скажем, появление анастигматической оптики). Эту новинку, за которую с такой жадностью ухвати лись фотографы, вернее рассматривать как серьез ную, но временную помощь до той, не очень далекой поры, когда чувствительность негативного материа ла повысится настолько, что надобность в импульс ной лампе почти исчезнет.
Предваряя будущее, некоторые мастера фоторе портажа уже сейчас стараются избежать применения импульсного света во всех случаях, когда это воз можно. Это диктуется стремлением избежать анти художественного уравнивания светотени, а также желанием освободиться от дополнительной аппара туры, затрудняющей в известной мере оперативность передвижения и действия. Немаловажное значение имеет и то, что яркие вспышки лампы привлекают внимание снимающихся и лишают их на какой-то момент непосредственности.
И все-таки фотокорреспонденты вынуждены пока применять импульсную лампу не только в случаях хроникальной фотосъемки. Поэтому важно опреде лить такие методы ее применения, при которых фо тограф, используя все преимущества лампы, не сни жал бы выразительности снимка.
Когда мы говорим о выразительности жанровых сцен (при их съемке главным образом и применяется
4
импульсная лампа), то прежде всего имеем в виду запечатленное в кадре снимка движение, характер ный жест, эмоциональное выражение на лицах — то есть все то, что может создать ощущение подлин ности жизни, ее полной и правдивой непосредствен ности. Этим и объясняется такая широкая популяр ность импульсной лампы — синхронизированного с затвором фотокамеры мощного источника света, широко раздвинувшего границы моментального фо тографирования.
Однако никак нельзя забывать, что жизненная правдивость снимка, а следовательно и его вырази тельность, никогда не будет полной, если не сохра нить в нем не только подлинность действия, но и подлинность характера освещения со всем богатст вом его тональных переходов и эффектов. Ведь само
слово |
«фотография» |
переводится |
на русский язык, |
как |
р и с о в а н и е |
с в е т о м . |
Представьте себе |
для примера следующие сюжеты. |
|
||
1. |
Вечер. В низком свете настольной лампы, |
оставляющем углы комнаты в полутемноте, у пись менного стола сидит погруженный в занятия студент. Своеобразное освещение с его гармоничным распре делением света и тени подчеркивает главные и уво дит в тень второстепенные детали композиции.
2. Жанровая сцена в цехе завода. Верхний свет (очень типичный для заводских помещений) со скульптурной четкостью вырисовывает фигуры и ли ца рабочих, заставляет сверкать металлические ли нии станков. Светлые опорные колонны и черно-бе лые полосы перекрытий, ритмически повторяясь, уходят в укрытую дымкой перспективу.
3. Прямо против окна, через которое щедро льет
5
ся солнечный свет, сидит молодая мать, кормящая ребенка. Лицо и фигура в полутени, и только по кон турам профиля красиво вьется тонкий блестящий шнурочек контрового света.
4. Рабочий момент в шахте. На первом плане си луэт горняка с отбойным молотком. За ним в про странственной перспективе искрятся в свете шахтер ских лампочек изломы породы.
Разве можно все это, такое разное в своем то нальном звучании, грубо уравнять, обезличить пло ским лобовым светом импульсной лампы? В этом случае неизбежно резкое снижение выразительности фотографического произведения, ощутимое обеднение содержания снимка, которое определяется не только сюжетом, но и мастерством его изобразительного решения. И для каждого сюжета типичен свой не повторимый, индивидуальный тональный рисунок, с удивительной точностью характеризующий обста новку действия, настроение и состояние изображае мых на снимке людей. Нельзя обеднить или иска зить естественную, жизненно правдивую светотень, не нарушив при этом выразительности снимка. Ма стера фоторепортажа действуют наоборот. Мастер всеми способами старается обогатить реальную то нальную гамму сцены. Поэтому он вдумчиво избира ет время съемки, меняет точку зрения фотокамеры, руководствуясь, конечно, своим личным вкусом и ху дожественной манерой. В результате и получается большая или меньшая завершенность выразительно го звучания фотоснимка.
Читатель вправе спросить: а можно ли, применяя импульсную лампу, сохранить подлинность сущест вующей в момент фотографирования светотени, а в
6
необходимых случаях усилить или ослабить ее ком поненты?
Опыт мастеров советского фоторепортажа позво ляет ответить на этот вопрос положительно. Конеч но, некоторые потери возможны, а иногда и неиз бежны. Но они все же компенсируются огромным преимуществом, какое дает моментальная фотосъем ка в условиях недостаточного освещения.
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е Р Е Ш Е Н И Е З А Д А Ч И
Методы освещения импульсной лампой, действую щей синхронно с затвором, много шире и разно образнее указанных в заводской инструкции к ней. Прежде всего надо отрешиться от обычного пред ставления, что лампа должна быть постоянно и на глухо связана с камерой металлической планкой, имеющейся в комплекте. Лампу надо «раскрепо стить», дать ей возможность свободного перемеще ния в зоне фотосъемки. Для этого тонкий шнур син хронизатора следует удлинить до 4 — 5 метров. В этих границах лампа вместе с батареей может быть помещена в любой точке относительно объекта съемки.
Еще лучше пользоваться не одной, а двумя под вижными спаренными лампами. Они соединяются с батареей шнурами высокого напряжения длиной не менее 5 — 6 метров. Для нормального, одновремен ного действия двух ламп вполне достаточно одной батареи. Примерная схема дана на стр. 8.
Значительно удобнее в качестве дополнительной применять лампу, снабженную фотоэлементом. Как известно, синхронность действия такой лампы дости гается мгновенной реакцией фотоэлемента на
7
1 — объект съем ки, 2 — батарея.
вспышку основной лампы, питающейся от батареи. И тогда отпадает необходимость в длинном соедини тельном шнуре. К сожалению, наша промышлен ность пока еще не выпускает таких ламп. Однако не которые фотографы успешно конструируют их сами. Читатель может познакомиться с одной из таких схем в журнале «Советское фото», № 10 за 1958 год.
Подвижные лампы надо снабдить пружинными зажимами для укрепления в необходимых местах.
Р А С Ч Е Т Д И А Ф Р А Г М Ы
Вспышка импульсной лампы типа «Молния» длится всего около 1/2000 сек. При постоянной свето вой мощности этого источника света, условно опреде-
8
ляемой так называемым ведущим числом, единствен ным фактором потребной выдержки является рас стояние от лампы до объекта фотографирования. От сюда и легкость в определении выдержки. Разделите ведущее число на расстояние в метрах, и вы получи те нужный для съемки показатель диафрагмы. В дей ствительности это правило, указанное в заводской инструкции, не совсем точно, так как оно, повидимому, исходит из средней освещенности помещения, в котором происходит съемка. На практике в очень темной комнате негатив получается недодержанным, а в очень светлой, наоборот, — передержанным. По следнее обстоятельство особенно надо учитывать при съемке камерами со щелевым затвором (Типа «Зор кий»), скорость затвора которых при работе с им пульсными лампами может составлять только 1/25
секунды.
В течение такой достаточно продолжительной вы держки на пленку, кроме света лампы, ощутительно действует также и естественный свет. Особенно часто это имеет место при работе с высокочувствительным негативным материалом, какой обычно и применяют фоторепортеры. Вот почему, исходя из силы естест венного света, следует иной раз вносить в расчет диафрагмы поправку, примерно на одно деление в ту или в другую сторону. Кстати, и ведущие числа, ука занные в табличке инструкции, тоже требуют уточне ния в предварительной контрольной съемке, так как они обычно несколько завышены.
Расчет диафрагмы при съемке с двумя лампа ми может на первый взгляд показаться сложным. Но даже небольшой опыт позволяет решить эту за дачу очень быстро. Как правило, одна из ламп слу-
9
жит основным источником света. Она и помещается несколько ближе к объекту, чем другая, дающая об щий свет. В этом случае правильно выбрать среднее значение диафрагмы между показателями, получен ными в отдельности для каждой лампы.
Сравнительно большая широта современных пле нок допускает небольшие погрешности в точности выдержек. Если же вторая лампа служит для контрового освещения или для проработки фона, то ее, естественно, не принимают во внимание при опреде лении выдержек.
Р А З М Е Щ Е Н И Е Л А М П ПРИ С Ъ Е М К Е
До сих пор мы говорили о технической стороне вопроса. Сама по себе техника, как бы высока она ни была, конечно, не решает творческой задачи. Она служит лишь надежным инструментом в руках ма стера, отличительным признаком которого является расчетливо направленная творческая мысль. В част ности последняя проявляется и в определении места для импульсных ламп. Невелика заслуга в том, что бы создать мощный поток света в темном помеще нии. Для этого нужно лишь нажать на кнопку зат вора, а все остальное сделает сама лампа в силу оп ределенных законов физики. Это и будет той без думной работой, унылые результаты которой мы так часто наблюдаем в плохих ремесленных снимках. Сложнее, но куда как увлекательнее, сознательно управляя техникой, добиваться осуществления свое го фотожурналистского художественного замысла.
При всем разнообразии вариантов основной принцип размещения ламп вытекает из расположе ния основных естественных источников света и по зиции фотокамеры. За исключением специальных
10
случаев, назначение импульсных вспышек заклю чается в том, чтобы, имитируя собой характер су ществующего освещения, усилить его до такой сте пени, при которой возможна моментальная съемка. Поэтому одну из ламп помещают как можно бли же к наиболее сильному естественному источнику света (или на линии его направления относительно объекта съемки). При этом надо следить, чтобы прямой свет вспышки не попадал в объектив. На пример, если мы снимаем человека, на которого падает свет из окна, то у окна и должна быть при креплена импульсная лампа. Снимая студента, ра ботающего за письменным столом при свете на стольной лампы, вы, сохраняя это типичное осве щение, помещаете импульсную лампу на линии на правления реально существующего света. Если вы проделаете этот опыт, внимательно вглядываясь в расположение света и тени, то увидите, что одной лампы недостаточно. На негативе может возникнуть неприятный контраст между ярко освещенными и теневыми, почти непроработанными участками изо бражения. Тренированный глаз мастера замечает это и до получения контрольного негатива. Дело в том, что глаз человека обладает способностью быст ро приспосабливаться к сравнительным яркостям и довольно ясно различает детали в глубоких тенях, даже если они соседствуют с сильно освещенными участками (явление адаптации). Фотообъектив этим преимуществом не обладает, и при слабом для моментальной съемки, отраженном от стен естественном свете детали в тенях пропадут. В при мере со съемкой студента у письменного стола на
негативе проработаются „лишь часть лица, обращен
11
ная к импульсной лампе, и небольшой участок сто ла. Все остальное останется почти в полной темно
те.
Поэтому в ряде случаев и нужна легкая под светка теневых частей. Эту роль выполняет допол нительная лампа. Сила ее света должна быть, есте ственно, ослаблена. Иначе произойдет полное урав нивание тонального рисунка на всем поле изобра жения, а вместе с тем будет безвозвратно утерян и эффект правдивости и подлинности характерного
освещения. |
|
|
|
|
лу |
В зависимости от условий, на месте съемки си |
|||
света этой лампы |
ослабляют |
тремя |
путями: |
|
1) |
на рефлектор лампы |
надевают |
заранее |
приго |
товленный фильтр из тонкой белой бумаги; 2) свет лампы направляют не на объект съемки, а на по толок (таким образом вы используете уже не пря
мой, |
а |
значительно |
ослабленный,, отраженный |
свет); |
3) |
лампу общей |
подсветки располагают в |
3 — 4 раза дальше от объекта съемки, чем первую лампу.
При помощи второго способа можно не только ослабить силу света, но и изменить характер ос вещения. Резкий прямой свет становится при этом рассеянным, мягко обтекающим форму. Светотень получается зрительно приятнее.
Приведем еще один пример. Предположим, что надо сфотографировать рабочий момент у марте новской печи. Многим фотографам знакома эта вы разительная по напряженности действия и своеоб разной эффектности освещения картина. Вот на короткий миг поднимается заслонка. Яркие отбле ски огня мгновенно освещают лицо и фигуру ста-
12